СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 11 класс по биологии. 3 часа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа рассчитана на 3 часа в профильном классе по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 11 класс по биологии. 3 часа»

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характер деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Виды контроля

Домашнее задание





Дата

факт

план

7

Эволюционное учение

40








7.1

Развитие представлений об эволюции живой природы

7








1.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство представлений об «изначальной целесообразности».

1

Обобщения и систематизации знаний

Лекция

Беседа

Объяснять сущность эволюционных преобразований


С.7

Подготовить сообщение



2.

Работы Карла Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематике.

1

Изучения и первичного закрепления знаний

Доклад

Работа с учебником

Записи в тетради

Давать определение ключевому понятию – креационизм.

Описывать представления о живой природе в древнем мире

Отличать научную точку зрения от ненаучной.

Характеризовать научные представления об эволюции живой природы

Устный опрос

П. 1.1.1



3.

Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент- Илера.

1

Изучения и первичного закрепления знаний

Составление опорного конспекта

Определять характер мировоззрения К. Линнея.

Характеризовать значение работ К. Линнея

Вопрос 2 с.18 учебника

П. 1.1.2



4.-5

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

2

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Записи в тетради

Давать определение ключевому понятию.

Излагать основные положения эволюционного учения Ж.Б.Ламарка.

Характеризовать значение эволюционного учения Ламарка.

Давать оценку эволюционным взглядам Ж.Б.Ламарка

Вопрос 4 с 20 учебника, карточка-задание №1 с.8 (3)

П.1.1.3, подготовить сообщения по теме семинара



6-7

Первые русские эволюционисты. Семинар по теме «Развитие представлений об эволюции живой природы»

2

Обобщения и систематизации знаний

Выступления с сообщениями по теме семинара

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Фронтальный опрос

Повторить п.1, зад.1,3



7.2

Дарвинизм

7








1 (8)

Естественно-научные предпосылки теории Ч.Дарвина, экспедиционный материал

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с тетрадью и учебником

Называть наблюдения в ходе экспедиции, повлиявшие на мировоззрение Ч.Дарвина.

Выделять предпосылки эволюционной теории.

Характеризовать естественно-научные предпосылки формирования эволюционных взглядов

Вопросы 1 – 3 с.25 учебника

П.1.2.1 – 1.2.2,



2 (9)

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Л.Р.№1 Результаты исскуственного отбора на сортах культурных растений.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Беседа

Давать определение ключевому понятию.

Составлять схемы происхождения домашних животных и культурных растений от дикого предка.

Описывать механизм искусственного отбора

Вопрос 3 с.32 учебника, рис.1.3 с.27, рис.1.4. с.29

П.1.3.1



3

(10)

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Составление сравнительной таблицы

Давать определение ключевому понятию.

Называть формы борьбы за существование.

Выделять наиболее напряженную форму борьбы за существование.

Доказывать на конкретных примерах способность живых организмов к размножению в геометрической прогрессии.

Объяснять причины борьбы за существование

Вопрос 2-3 с.39

П.1.3.2 с.32 - 35



4 (11)

Вид-элементарная эволюционная единица. Л.р №2 Вид и его критерии.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Доклады

беседа

Давать определение ключевому понятию.

Описывать действие естественного отбора на конкретных примерах.

Характеризовать положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе

тестирование

П.1.3.2 с.36 – 39,



5 (12)

Всеобщая индивидуальна изменчивость и избыточная численность потомства. Л.р №3 Изучение изменчивости.

1

Изучения нового материала


Сравнивать определения ключевых понятий.

Давать сравнительную характеристику естественному и искусственному отборам.

* Сравнивать формы искусственного отбора

Фронтальный опрос

П 1.3.3-1.3.4



6-7

(13-14)

Борьба за существование и естественный отбор.

2

Урок изучения нового материала

Работа с учебником

Давать определения ключевым понятиям, оъяснять творческую роль естественного отбора, знать формы борьбы за существование

Беседа по вопросам учебника

П

1.3.5



7.3

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция

14








15

(1)

Генетика и эволюционная теория

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Составление опорного конспекта

Характеризовать значение эволюционного учения Ч.Дарвина на развитие биологических наук.

Давать оценку эволюционным взглядам различных ученых в последарвиновский период

Ответы на вопросы

Записи в тетрадях



16(2)

Эволюционная роль мутаций.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

составление опорного конспекта

Формулировать популяционно-генетические закономерности, выявленные С.С.Четвериковым.

Характеризовать эволюционную роль мутаций.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы

Вопрос 1 с.45, вопрос 2 с 50,

П.1.4.2 – 1.4.3



17

(3)

Генофонд популяции. Идеальные и реальные популяции (закон Харди-Вайнберга)

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Работа в тетради

Давать определения ключевым понятиям.

Называть процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях.

Доказывать, что популяция – элементарная единица эволюции

Вопросы 2, 4 с.49

Вопрос 4 с.50

П.1.4.4.,



18

(4)

Генетические процессы резерв наследственной изменчивости

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Просмотр презентации

Составление таблицы

Называть условия действия форм естественного отбора.

Объяснять причины существования в природе естественного отбора.

Доказывать, что естественный отбор –движущая сила эволюции.

Обосновывать влияние факторов, определяющих интенсивность действия отбора

Вопросы для повторения и задания с.55

Вопросы для обсуждения с 74

П.1.4.5 зад.1,2



19

(5)

Формы естественного отбора

1

Изучение нового материала

Беседа

Заполнить в тетрадях табл. и сделать выводы,


Характеризовать формы естественного отбора.

Обосновывать действие на популяции форм естественного отбора.

Выделять критерии для сравнения.

Сравнивать формы естественного отбора

Фронтальный опрос

подготовиться к семинару



20

(6)

Семинар по теме «Движущие силы эволюции»

1

Обобщения и систематизации знаний

Беседа

дискуссия

Характеризовать роль в эволюции движущих сил.

Объяснять причины эволюции видов.

Задания со свободным ответом по выбору учителя

Повт. Уровни организации жизни



21

(7)

Адаптация организмов к среде обитания и их относительность

Л.р.№1 Изучение приспособленности организмов к среде обитания

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Работа с учебником

Выполнение лаборатор-ной работы

«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры приспособлений организмов на разных уровнях организации.

Доказывать относительный характер приспособлений.

Объяснять возникновение физиологических адаптаций.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Вопросы на с.69, 72 учебника


П.1.4.6 зад.2,3 с.



22

(8)

Микроэволюция

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, составление опорного конспекта

Давать определение ключевому понятию.

Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида.

Доказывать, что вид объективно существует в природе.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы и наблюдений за биологическими объектами

Биологические задачи

П.1.4.1, задание 2 на с.126



23

(9)

Современные представления о видообразовании.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа просмотр презентации

Давать определения ключевым понятиям.

Называть эволюционно значимые результаты видообразования.

Описывать генетические механизмы, лежащие в основе симпатрического видообразования.

Приводить примеры способов видообразования и доказывать реальное их существование.

Объяснять роль эволюционных факторов в процессе видообразования


Вопросы на с. 74, 77

тестирование



24-25

(10-11)

Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое

2

Изучение нового материала

Составление сравнительной таблицы

Давать определение ключевому понятию.

Определять последовательность этапов экологического и географического видообразования.

Выделять критерии для сравнения.

Сравнивать способы видообразования


Вопросы со свободным ответом по выбору

Повторить тему, сообщения к семинару



26

(12)

Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации Темпы эволюции

1

Изучение нового материала

Беседа

Круглый стол

Давать сравнительную характеристику движущим силам эволюции с точки зрения теории Ламарка, учения Дарвина и синтетической теории эволюции.

Объяснять роль синтетической теории эволюции в формировании естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения.


Задания со свободным ответом по выбору учителя

Выступления по теме семинара

Подготовиться к зачёту,




27-28

(13-14)

Семинар по теме: « Синтетическая теория эволюции»

2

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Защита рефератов


Зачет по теме №1 «Эволюционное учение»





Основные закономерности эволюции. Макроэволюция

12








29

(1

Макроэволюция. Направления эволюции. Биологический прогресс и регресс( А.Н. Северцов)

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Выполнения практической работы составление плана-конспекта


Давать определения ключевым понятиям

Выявлять критерии для сравнения ключевых понятий.

Характеризовать основные направления органической эволюции.

Сравнивать процессы микроэволюции и макроэволюции

Задания со свободным ответом по выбору учителя


С. 79, выводы по практической работе,.



30(2)

Пути достижения биологического прогресса

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником

Составление конспекта

Давать определения ключевым понятиям

Объяснять роль в эволюции ароморфозов и идиоадаптаций

Различать понятия морфофизиологический прогресс и биологический прогресс

Характеризовать основные пути эволюции

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Вопросы на с.86

П.2.1



31-32

(3-4)

Арогенез; сущность ароморфных изменений и их рольв эволюции. макроэволюция

2

Изучение нового материала

Работа с учебником, заполнение таблицы

Выделять отличительные особенности основных направлений эволюции

Объяснять взаимосвязь главных направлений эволюции

Обосновывать характер изменений в строении организмов при переходе к паразитизму

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Фронтальный опрос

Повт. П.2.1.



33-34

(5-6)

Аллогенез-прогрессивное приспособление к определенным условиям существования

2

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, составление кластера

Приводить примеры идиоадаптаций у растений

Характеризовать ароморфозы у растений



Вопрос 4 с.86

Составить характеристику одного из ароморфозов у растений и идиоадаптаций



35

(7)

Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов

1

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, рисунками, схемами

Приводить примеры и описывать дегенераций у растений

Объяснять значение дегенерации

Задания со свободным ответом по выбору учителя,

Гербарий, комнатные растения

Составить характеристику катагенеза у растений и животных



36-37

(8-9)

Основные закономерности эволюции; дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов

2

Урок изучения нового материала

Беседа, составление опорного конспекта

Даватьключевым понятиям

Приводить примеры гомологов и аналогов

Отличать проявления дивергенции и конвергенции

Выделять отличительные особенности параллелизма, конвергенции

Вопросы 1-2 с.93 раздела «Вопросы для повторения и задания»

П2.2.1



38

(10)

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Работа в тетради

Давать определение ключевому понятию

Называть правила эволюции

Раскрывать сущность правил эволюции

Приводить доказательства необратимости эволюции

Вопрос 4 с.95, вопрос 3 с.97

П2.2.2



39

(11)

Основные закономерности эволюции

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Составление опорного конспекта

Давать определения ключевым понятиям

Приводить примеры гомологов и аналогов

Отличать проявления дивергенции и конвергенции

Выделять отличительные особенности параллелизма, конвергенции и дивергенции

Вопросы 1-2 с.93 раздела «Вопросы для повторения и задания»

П. 2.2.1,





40

(12)



Зачет по теме: «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция»



1



Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся





тестирование





Развитие органического мира

20









Основные черты эволюции животного и растительного мира

10








41

(1)

Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах

Первые следы жизни на Земле. Появление всех типов беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Просмотр презентации

Составление сравнительной таблицы

Описывать живой мир в архейскую и протерозойскую эру

Объяснять значение для развития живой природы перехода от гаплоидности к диплоидности

Характеризовать развитие живых организмов а архее и протерозое

Вопрос 3 с.107

Вопрос 2 с. 126

П.3.1,



42

(2)

Развитие жизни в раннем палеозое. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Продолжение заполнение таблицы

Называть период появления наземных растений

Описывать климатические изменения в раннем палеозое

Выделять отличительные особенности строения первых наземных растений

Характеризовать эволюцию животных в раннем палеозое

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Устный опрос

П.3.2.




43

(3)

Развитие жизни в позднем палеозое. Первые хордовые. Возникновение позвоночных. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика амниот и анамний

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником

Продолжение заполнение таблицы

Называть период появления наземных позвоночных животных

Описывать климатические измерения в позднем палеозое

Выделять эволюцион-ные преимущества пе-рехода растений к се-менному размножению.

Объяснять причины расцвета земноводных в каменноугольном периоде

Обосновывать причины появления голосемен-ных растений

Характеризовать эволюцию животных в позднем палеозое


Ответы на вопросы

П.3.2.



44-45

(4-5)

Развитие жизни в мезозое. Появление и распространение покрытосеменных. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных

2

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником

Продолжение заполнение таблицы

Называть период возникновения цветковых растений.

Называть период возникновения млекопитающих и птиц.

Описывать климатические изменения в мезозое.

Выделять преимущества цветковых растений.

Характеризовать эволюцию животных в мезозое.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Вопросы 2, 3 с.118

П. 3.3.,




46-47

(6-7)

Развитие жизни в кайнозое. Развитие цветковых, многообразие насекомых. Развитие плацентарных, хищных. Возникновение приматов, появление первых людей. Эволюция млекопитающих.

2

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Работа с учебником

Продолжение заполнение таблицы

Описывать климатические изменения в кайнозое.

Объяснять влияние на развитие животных и растений оледенения.

Характеризовать эволюцию животных в кайнозое.

Обосновывать причины господства цветковых растений

тестирование

П. 3.4.,

Подготовиться к семинару,



48-49

(8-9)

Семинар по теме «Основные черты эволюции животного и растительного мира»

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Защита рефератов


Называть основные ароморфозы в эволюции животных и вымирания животных и растений.

Обосновывать причины возникновения и вымирания живых организмов.

Характеризовать основные направления эволюции растений на Земле

Вопросы со свободным ответом по выбору учителя

Подготовиться к зачёту



50

(10

Зачёт по теме: «Развитие органического мира на Земле»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

тестирование




Происхождение и эволюция человека

10








45

Положение человека в системе животного мира

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Составление опорного конспекта

Давать определения ключевым понятиям.

Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие.

Доказывать с позиций биогенетического закона животное происхождение человека.

Сравнивать человека и человекообразных обезьян.

Характеризовать систематическое положение человека.

Вопрос 1-2 с. 132






Эволюция человека

6








46

Эволюция приматов

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Составление сравнительной характеристики

Называть группу млекопитающих, от которых произошёл отряд Приматы.

Перечислять биологические особенности человека, связанные с прямохождением.

Выделять черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков, предопределивших развитие признаков вида Человек разумный.

Характеризовать особенность направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности.

* Объяснять, почему не все группы австралопитеков можно считать предками человека.


Ответы на вопросы

П. 4.2.

Подготовить презентацию



47

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентаций

Работа в тетрадях

Называть представителей древнейших людей.

Описывать образ жизни древнейших людей.

Характеризовать прогрессивные черты эволюции древнейших людей.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Фронтальный опрос

П. 4.3. с. 135 - 136 заполнить табл



48

Стадии эволюции человека. Древние люди

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентаций

Описывать образ жизни неандертальцев.

Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древних людей.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

тестирование

П. 4.3. с. 136 – 137

Подготовить презентацию




49

Стадии эволюции человека. Первые современные люди

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентаций

дискуссия

Давать определение ключевому понятию.

Описывать образ жизни кроманьонцев.

Выделять ведущие факторы, по мнению Ф. Энгельса, в эволюции современного человека.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации



Задания со свободным ответом по выбору учителя

Вопрос 4 с. 145

П. 4.3. с. 137 - 138



50

Факторы эволюции современного человека.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Просмотр презентации

Обсуждение-дискуссия

Называть основные факторы эволюции современного человека.

Характеризовать роль генетической и социальной наследственности в эволюции человека.

Задания со свободным ответом по выбору учителя


Повт. П.4.3. , записи в тетрадях,

Подготовиться к семинару (сообщения, презента-ции)



51

Семинар по теме «Происхождение человека»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Выполнение практической работы № 9 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека»,

Характеризовать влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Доказывать, что человек – биологическое и социальное существо.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

тестирование

Отчёт по практической работе




Человеческие расы и их происхождение

3








52

Современный этап в эволюции человека

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Работа в тетради


Называть основные расы внутри вида Человек разумный.

Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий.

Характеризовать современный этап эволюции человека

Вопросы 3, 5 с.143

П. 4.4.



53

Практическая работа № 10 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас»

1

Урок закрепления знаний

Выполнение практической работы

Давать определение ключевому понятию.

Приводить факты, доказывающие ложность расизма.

Объяснять причины единства человеческих рас.

Обосновывать механизм формирования человеческих рас.

Биологические задачи

Подготовиться к зачёту, повт. Раздел 4.

С.145 -147



54

Зачёт № 5

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся


Контрольная работа №2 по1 разделу «учение об Эволюции органического мира»





Основы экологии и учение о биосфере

40









Понятие о биосфере

10








55

Экология как наука.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Составление опорного конспекта

Давать определение ключевому понятию.

Называть основные задачи экологии.

Характеризовать основные методы экологических исследований.

Обосновывать роль современной экологии в системе биологических наук.

Приводить примеры современных глобальных экологических проблем

Задания со свободным ответом по выбору

Записи в тетрадях, с.149,




56

Биосфера – живая оболочка планеты

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником

Сравнительная характеристика

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать компоненты биосферы.

Характеризовать верхние и нижние пределы распространения жизни в биосфере

Вопрос 3 с. 163

П. 5.1.1.



57

Структура биосферы. Живые организмы.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Заполнение таблицы

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры проявления функций живого вещества.

Характеризовать компоненты биосферы

Задания со свободным ответом по выбору учителя


П. 5.1.2,

Подготовить презентацию



58

Круговорот воды в природе

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентации

дискуссия

Описывать круговорот воды в природе.



Объяснять роль живых организмов в круговороте воды.



Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот воды.

Вопрос 2 с.160

Вопросы 1, 2 с. 163

П. 5.2. с. 155 – 156

Подготовить презентацию



59

Круговорот углерода

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентации

Работа в тетради

Описывать круговорот углерода.



Объяснять роль живых организмов в круговороте углерода.



Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот углерода

Вопрос 1, 2 с.163

П. 5.2. с. 156 Подготовить презентацию



60

Круговорот фосфора и серы

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентации

Обсуждение проблемы

Описывать круговорот серы и фосфора.

Объяснять роль живых организмов в круговороте фосфора и серы.

Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот фосфора и серы.

Вопрос 1, 2 с. 163

Вопрос 6, 7 с. 160

П. 5.2. с. 157 - 158 Подготовить презентацию



61

Круговорот азота

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентации

Описывать круговорот азота в природе.



Объяснять роль живых организмов в круговороте азота.



Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот азота

тестирование

П. 5.2.



62

Практическая работа № 11 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота»

1

Урок закрепления знаний

Выполнение практической работы

Составлять схемы круговорота вещества в природе.

Выделять отличительные особенности круговорота углерода и азота.

Объяснять необходимость знаний об особенностях биогенной миграции атомов


Решение биологических задач

Подготовиться к зачёту



63

Зачёт № 6

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся





Жизнь в сообществах

4








64

История формирования сообществ живых организмов

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Составление хронологической таблицы

Давать определение ключевому понятию.



Приводить примеры, доказывающие, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных

Ответы на вопросы

П. 6.1



65

Основные биомы суши

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником

Составление опорного конспекта

Описывать биомы суши палеоарктической области.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников


Фронтальный опрос

П.6.2., принести атлас, «Географическое краеведение»



66

Лабораторная работы № 6 «Описание экосистемы своей местности»

1

Урок закрепления знаний

Выполнение лабораторной работы

Описывать биомы Ульяновской области.



Объяснять влияние климатических условий.



Описывать смену биомов в зависимости от климатических условий

Устный

Составить описание экосистемы

подготовиться к семинару



67

Семинар по теме «Основные биомы суши»

1

Урок систематизации и обобщения знаний

Беседа

дискуссия

Характеризовать биомы суши различных биогеографических областей.

тестирование

П.6.2. зад.2,3




Взаимоотношения организма и среды

20








68

Естественные сообщества. Структура естественных сообществ

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Работа в тетради

Давать определения ключевым понятиям.



Сравнивать количество биомассы, образующейся в различных климатических условиях.



Характеризовать морфологическую структуру биогеоценоза.

Решение биологических задач

П.6.3.1



69

Абиотические факторы. Температура

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Составление

Сравнительной таблицы

Давать определения ключевым понятиям.



Описывать приспособления у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды.



Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Вопрос 1,2 на с.192 учебника

П.6.3.2, с.183 – 185

.



70

Абиотические факторы. Свет

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Продолжение заполнение таблицы

Давать определение ключевому понятию.

Описывать влияние суточных и сезонных ритмов на растения и животных.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

тестирование

П.6.3.2. с. 185 - 186



71

Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение.

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Работа с учебником

Продолжение заполнение таблицы

Описывать приспособления у растений и животных к недостатку влаги.

Характеризовать вредное влияние ионизирующего излучения на животный и растительный мир.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Вопросы 4, 5 на с.193 учебника

П.6.3.2 с. 187 – 190



72

Интенсивность действия фактора

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Составление опорного конспекта

Давать определение ключевому понятию.



Называть типы изменений факторов среды.



Характеризовать интенсивность действия абиотических факторов.

Фронтальный опрос

П.6.3.2. с. 191 - 192



73

Взаимодействие факторов

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентации

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры ограничивающего воздействия экологических факторов.

Объяснять проявление правила Либиха.

Вопросы на с. 198 «Вопросы для обсуждения» учебника

П.6.3.3.



74

Семинар по теме «Воздействие абиотических факторов на организмы»

1

Урок повторения и систематизации знаний

Защита рефератов

Обосновывать условия оптимального и ограничивающего воздействия экологических факторов.

Характеризовать приспособления организмов к сезонному ритму.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Фронтальный опрос

Повт.п.6.3.2. – 6.3.3., зад.3 с.161



75

Биотические факторы среды

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Работа в тетради

Давать определение ключевым понятиям.

Приводить примеры видового многообразия биоценозов.

Описывать пространственную структуру сообщества и его видовое разнообразие.

Характеризовать биотические факторы среды

Решение биологических задач

П.6.3.4 с. 199- 200



76

Лабораторная работа № 7 «Изучение приспособленности организмов к влиянию различных экологических факторов»

1

Урок закрепления знаний

Выполнение лабораторной работы

Приводить примеры приспособленности растений и животных к абиотическим и биотическим факторам.

Характеризовать интенсивность действия экологических факторов

Выборочный опрос

Отчёт о лаб.работе



77

Цепи питания. Правила экологических пирамид

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентации

обсуждение темы

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры пастбищной и детритной цепи питания.

Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания.

Описывать пищевые цепи.

Объяснять проявление правила пирамиды биомассы.

Составление цепей питания

П.6.3.4.,



78

Практическая работа № 12 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)»

1

Ролевая игра

Выполнение практической работы

Составлять схемы пищевых цепей и пищевых сетей и объяснять роль взаимосвязей в жизни сообществ.

Различать виды пищевых цепей.

Решать биологические задачи по теме «Устойчи-вость биогеоценозов»

Карточки с заданиями для каждой группы

.



79

Саморегуляция экосистем

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Составления конспекта по теме

Давать определения ключевым понятиям.



Выделять существенные и несущественные компоненты экосистемы.



Объяснять механизм саморегуляции.



Обосновывать причины нарушения устойчивости экосистемы.

Задания со свободным ответом по выбору учителя

П.6.3.4.



80

Смена экосистем

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником

Работа с тетрадью

Давать определения ключевым понятиям.



Описывать механизм сукцессии.



Объяснять причины смены экосистем.

тест

П. 6.3.5



81

Практическая работа № 13 «Решение экологических задач»

1

Урок закрепления знаний

Решение задач

Составлять схемы путей переноса энергии в экосистеме и выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме.

Анализировать схему действия экологического фактора.

Обосновывать возникновение устойчивой системы пищевых цепей в природе

Задание со свободным ответом по выбору учителя




82

Агроэкосистемы

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентации

обсуждение

Давать определение ключевому понятию.



Приводить примеры агроценозов.



Выделять отличия агроценоза от биоценоза.



Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Задания со свободным ответом по выбору учителя

Записи в тетрадях



83

Практическая работа № 14 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»

1

Урок закрепления знаний

Выполнение практической работы

Выделять особенности агроэкосистем.

Сравнивать агроэкосистемы и естественные экосистемы.


Вопросы на с.209 «Вопросы для обсуждения» учебника

Составить сравнительную характеристику биоценоза и агроценоза



84

Лабораторная работа № 8 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»


1

Урок закрепления знаний

Выполнение лабораторной работы

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы

Выборочный опрос

Выводы по лабораторной работе



85

Лабораторная работа № 9 «Изучение экосистемы сквера своего города»

1

Урок закрепления знаний

Выполнение лабораторной работы

Выделять особенности агроэкосистем на примере городского сквера.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы

Фронтальный опрос

Выводы по лабораторной работе



86

Лабораторная работа № 10 «Изучение антропогенного влияния на природные экосистемы своего города»

1

Урок закрепления знаний

Выполнение лабораторной работы

Выделять черты влияния деятельности человека на экосистемы.

Выявлять причины влияния.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы

тестирование

Подготовиться к зачёту повт.п.6.3



87

Зачёт №7

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся





Взаимоотношения между организмами

6








88

Формы взаимоотношений. Позитивные отношения

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Просмотр презентации

Составление сравнительной таблицы

Давать определение ключевому понятию.



Называть формы симбиоза и выделять их особенности.



Объяснять эволюционное значение симбиоза.



Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Вопрос 1 – 3 с. 215 «Вопросы для повторения и задания»

П.6.4.1.



89

Антибиотические отношения. Хищничество

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Продолжить заполнение таблицы

Давать определение ключевому понятию.

Приводить примеры хищничества у различных групп организмов.



Объяснять биологическую роль хищничества.



Обосновывать проявление математической модели системы «Хищник-жертва».



Характеризовать проявление хищничества.

Вопрос 1 на с. 215 «Вопросы для повторения и задания» учебника

П.6.4.2 с. 215 – 221

Повт. Вирусы



90

Паразитизм

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Просмотр презентации

Обсуждение темы

Записи в тетради

Давать определение ключевому понятию.



Отличать хищничество от паразитизма.



Характеризовать проявление паразитизма.

Вопрос 1 на с.215, вопрос 2 на 232

П.6.4.2. с. 221 - 229



91

Конкуренция

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Доклады

дискуссия

Давать определение ключевому понятию.



Объяснять влияние конкуренции на интенсивность жизнедеятельности соперничающих видов.



Характеризовать проявление конкуренции

Вопрос 3 на с.232 «Вопросы для повторения и задания» учебника

П.6.4.2. с. 229 – 231, сообще-ния к семинару



92

Семинар по теме «Взаимоотношения между организмами»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Сообщения уч-ся

Решать задачи по теме «Взаимоотношения между организмами»



Объяснять роль взаимоотношений между организмами в обеспечении биологического равновесия в экосистеме

Биологические задачи,


Повт.гл.6, подготовиться к зачёту



93

Зачёт № 8

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся


Контрольная работа №3 по теме «Биосфера»





Биосфера и человек

10









Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы


9








94

Воздействие человека на природу в процессе становления общества

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

дискуссия

Давать определения ключевым понятиям.



Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека.



Характеризовать развитие учения о ноосфере В.И.Вернадским

Вопрос 1, 3 на с. 238-239 «Вопросы для повторения» учебника

П.7.1.



95

Природные ресурсы и их использование

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с учебником

Записи в тетради

Давать определения ключевым понятиям.



Приводить примеры природных ресурсов различных групп

Вопросы 3 – 5 на с.242 «Вопросы для повторения» учебника

П.7.2.



96

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнения окружающей среды

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Просмотр презентации

Обсуждение проблемы

Давать определение ключевому понятию

Описывать влияние загрязнения воздуха, природных вод на биоценоз.

Объяснять причины и последствия загрязнения атмосферы, пресных и морских вод, почвы.

Приводить примеры истощения водных ресурсов.

Характеризовать способы уменьшения вредных последствий от различных сельскохозяйственных загрязнений.

Фронтальный опрос

П. 7.3.1 – 7.3.4



97

Влияние человека на растительный и животный мир

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

Дискуссия

Называть растения и животных, находящихся под угрозой исчезновения.

Объяснять последствия уничтожения лесов.

Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своего региона.

Характеризовать влияние человека на растительный и животный мир Земли

Задания со свободным ответом по выбору учителя.


П.7.3.5.

Подготовить доклад



98

Радиоактивное загрязнение биосферы

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа

доклад

Называть источники радиоактивного загрязнения биосферы.

Объяснять причины и последствия радиоактивного загрязнения

Задания со свободным ответом по выбору учителя.


П.7.3.6.,




99

Охрана природы и перспективы рационального природопользования

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Выполнение лаборатор-ной работы № 11 «Антропогенное влияние на экологическое состояние своей местности»

Давать определение ключевому понятию.



Формулировать принципы рационального природопользования.



Обосновывать необходимость бережного отношения к природе и её охраны.



Объяснять значение рационального, научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира.



Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы

Фронтальный опрос

П.7.4.,.



100

Семинар на тему «Биосфера и человек»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Выполнение практической работы № 15 «Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере»

Оценивать возможные вредные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу

Выборочный опрос

Подготовиться к зачёту



101

Зачёт № 9

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся





Бионика

1
















102

















103-105

Бионика как научное обоснование использование биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники









Резерв

1

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция

Составление в тетради опорного конспекта

Давать определения ключевым понятиям.



Называть особенности строения и приспособления животных и растений, используемых человеком в строительстве, промышленности.



Приводить примеры эхолокации и электролокации.

Объяснять значение изучения биологии для научно-технического прогресса.

Обосновывать использование в строительстве принципов организации живых организмов.

Анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии

Задания со свободным ответом по выбору учителя

Итоговая контрольная работа №4

С.260 - 269








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!