СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ 11 КЛАСС

Программа предназначена для учителей, работающих по учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. Программа составлена в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

• смысл физического закона Хаббла;

• основные этапы освоения космического пространства;

• гипотезы происхождения Солнечной системы;

• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь

• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

СОДЕРЖАНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ 11 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Предмет астрономии (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии (4 ч)

Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы (2 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

Законы движения небесных тел (5 ч)

Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп

1. Рельеф Луны.

2. Фазы Венеры.

3. Марс.

4. Юпитер и его спутники.

5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).

7. Двойные звезды.

8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9. Большая туманность Ориона.

10. Туманность Андромеды.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Домашнее задание

Планируемые результаты

Дата

план

факт

Предмет астрономии (2 часа)

1.

Астрономия, ее связь с другими науками.

§ 1, зад.1

знать/понимать принципиальную роль астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

уметь приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации

Сен.


2.

Особенности астрономических методов исследования.

§ 2, упр.1

знать/понимать

уметь -приводить примеры: использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной;

-описывать и объяснять: принцип действия оптического телескопа,

Сен.


Основы практической астрономии (4 часов)

3.

Звезды и созвездия.

§ 3-4, зад.3

знать/понимать

понятия: видимая звездная величина, созвездие, смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

уметь - описывать и объяснять: возможные пути эволюции звезд различной массы;

- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе.

Сен.


4.

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

Видимое движение Солнца и Луны.

§ 5, упр.4(1-2)

§6, упр.5(1-2)

знать/понимать

понятия: видимая звездная величина, созвездие, смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

уметь

- описывать и объяснять: возможные пути эволюции звезд различной массы;

- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе.

знать/понимать

смысл понятий: Солнечная система, основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

уметь

• описывать и объяснять: условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;

Сен.



5.

Движение и фазы Луны. Затмения.

§ 7-8, упр.7

знать/понимать

смысл понятий: Солнечная система,

уметь

• описывать и объяснять: условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;

Окт.


6.

Время и календарь.

§ 9, упр.8, зад.10

знать/понимать смысл понятий: всемирное и поясное время,

уметь

описывать и объяснять: различия календарей

Окт.


Строение Солнечной системы (2 часа)

7.

Развитие представлений о строении мира.

§ 10, сообщения

знать/понимать

гипотезы происхождения Солнечной системы;

уметь

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук

Окт.


8.

Конфигурации планет и условия их видимости.

§ 11, упр.9(1)

знать/понимать

смысл понятий: Солнечная система, противостояния и соединения планет,

планета, спутник

уметь

характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы

Нояб.


Законы движения небесных тел (5 часов)

9.

Законы Кеплера

§ 12, упр.10

знать/понимать Законы Кеплера

уметь применять Законы Кеплера для решения задач

Нояб.


10.

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

§ 13, упр.11(1)

знать/понимать необходимые формулы для определения расстояний и размеров тел в Солнечной системе

уметь характеризовать методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, вычислять расстояния и размеры тел

Нояб.


11.

Практическая работа «Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе».

Упр.11(3-4)

знать/понимать необходимые формулы для определения расстояний и размеров тел в Солнечной системе

уметь характеризовать методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, вычислять расстояния и размеры тел

Нояб.


12.

Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

§ 14, упр. 12(1)

знать/понимать основные этапы освоения космического пространства;

уметь приводить примеры: получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа

Дек.


13.

Контрольная работа №1

Повт. § 1-14

знать/понимать основные понятия раздела

уметь вычислять расстояния и размеры тел

Дек.


Природа тел Солнечной системы (8 часов)

14.

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

§ 15-16, зад.12

знать/понимать смысл понятий: космогония, гипотеза О.Ю. Шмидта, гипотезы Канта и Лапласа.

уметь объяснять на основе имеющихся сведений общее происхождение тел Солнечной системы.

Дек.


15.

Земля и Луна — двойная планета.

§ 17, упр.13

знать/понимать физическую природу Земли и Луны

уметь объяснять на основе имеющихся сведений общее происхождение Земли и Луны

Дек.


16.

Исследования Луны космическими аппаратами.

Повт. § 17, сообщения

знать/понимать основные этапы освоения космического пространства;

уметь приводить примеры: получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа

Янв.


17.

Практическая работа №2 «Определение размеров лунных кратеров»

Повт. § 17

знать/понимать природу лунных кратеров, морей, горных цепей.

уметь измерять размеры различных образований на поверхности Луны по фотографиям с учётом масштаба


Янв.


18.

Планеты земной группы.

§18, упр.14(1-2)

знать/понимать планеты земной группы и их физическую природу.

уметь объяснять на основе имеющихся сведений общее происхождение тел Солнечной системы.

Янв.


19.

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

§ 19, зад. 13

знать/понимать планеты-гиганты, их спутники и кольца

уметь объяснять на основе имеющихся сведений общее происхождение тел Солнечной системы.

Фев.


20.

Малые тела Солнечной системы.

§ 20, упр. 16

знать/понимать смысл понятий: комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид;

уметь объяснять на основе имеющихся сведений общее происхождение тел Солнечной системы.

Фев.


21.

Практическая работа №3 «Характеристика планет-гигантов и планет земной группы»

Повт.§ 18-20

знать/понимать отличительные характеристики планет данной группы, размер и массу планеты, характеристику атмосферы, температурные условия, наличие и число спутников и их характерные черты, расстояние планеты от Солнца.

уметь работать с различными источниками информации, в том числе со справочной литературой.

Фев.


Солнце и звёзды (6 часов)

22.

Состав и строение Солнца.

§ 21(1-2), упр. 17

знать/понимать основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

уметь


Фев.


23.

Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана.

§ 21(3)

знать/понимать физические методы теоретического исследования, закон Стефана— Больцмана.

уметь


Март


24.

Солнечная активность и ее влияние на Землю.

§ 21(4)

знать/понимать смысл понятий: фотосфера, гранулы, хромосфера, солнечная корона, солнечный ветер, факелы, протуберанцы.

уметь приводить примеры: влияния солнечной активности на Землю;

Март


25.

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь.

§ 22(1)

знать/понимать смысл понятий: звезда, классификация звезд, параллакс.

уметь описывать и объяснять: взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов.

Март


26.

Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера.

§ 22(2-4), упр.18

знать/понимать смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

уметь описывать и объяснять: взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов.

Март


27.

Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.

§ 23-24

знать/понимать смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

уметь описывать и объяснять: взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов.

Апр.


Наша Галактика – Млечный путь (2 часа)

28.

Наша Галактика. Ее размеры и структура.

§ 25(1-3)

знать/понимать размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; звездные скопления, спиральные рукава, ядро Галактики, области звездообразования.

уметь


Апр.


29.

Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).

§ 25(4)

знать/понимать размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; «темная энергия» и антитяготение.

уметь


Апр.


Строение и эволюция Вселенной (2 часа)

30.

Разнообразие мира галактик.

§ 26

знать/понимать размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; смысл физического закона Хаббла;

уметь характеризовать разнообразие мира галактик

Апр.


31.

Основы современной космологии.

§ 27

знать/понимать значение понятий: нестационарная Вселенная А. А. Фридмана, большой взрыв, реликтовое излучение, ускорение расширения Вселенной.

уметь объяснять основы современной космологии.

Май


Жизнь и разум во Вселенной (3 часа)

32.

Условия, необходимые для развития жизни.

§ 28

знать/понимать направления исследований современных учёных; условия, необходимые для развития жизни

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Май


33.

Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.

§ 28, сообщения

знать/понимать направления исследований современных учёных; условия, необходимые для развития жизни

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Май


34.

Контрольная работа №2


знать/понимать основные понятия курса астрономии

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Май





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!