РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ 11 КЛАСС
Программа предназначена для учителей, работающих по учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. Программа составлена в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
СОДЕРЖАНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ 11 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии (4 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Планируемые результаты | Дата |
план | факт |
Предмет астрономии (2 часа) |
1. | Астрономия, ее связь с другими науками. | § 1, зад.1 | знать/понимать принципиальную роль астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира; уметь приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации | Сен. | |
2. | Особенности астрономических методов исследования. | § 2, упр.1 | знать/понимать уметь -приводить примеры: использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной; -описывать и объяснять: принцип действия оптического телескопа, | Сен. | |
Основы практической астрономии (4 часов) |
3. | Звезды и созвездия. | § 3-4, зад.3 | знать/понимать понятия: видимая звездная величина, созвездие, смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; уметь - описывать и объяснять: возможные пути эволюции звезд различной массы; - находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе. | Сен. | |
4. | Видимое движение звезд на различных географических широтах. Видимое движение Солнца и Луны. | § 5, упр.4(1-2) §6, упр.5(1-2) | знать/понимать понятия: видимая звездная величина, созвездие, смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; уметь - описывать и объяснять: возможные пути эволюции звезд различной массы; - находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе. знать/понимать смысл понятий: Солнечная система, основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; уметь • описывать и объяснять: условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; | Сен. | |
5. | Движение и фазы Луны. Затмения. | § 7-8, упр.7 | знать/понимать смысл понятий: Солнечная система, уметь • описывать и объяснять: условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; | Окт. | |
6. | Время и календарь. | § 9, упр.8, зад.10 | знать/понимать смысл понятий: всемирное и поясное время, уметь описывать и объяснять: различия календарей | Окт. | |
Строение Солнечной системы (2 часа) |
7. | Развитие представлений о строении мира. | § 10, сообщения | знать/понимать гипотезы происхождения Солнечной системы; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук | Окт. | |
8. | Конфигурации планет и условия их видимости. | § 11, упр.9(1) | знать/понимать смысл понятий: Солнечная система, противостояния и соединения планет, планета, спутник уметь характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы | Нояб. | |
Законы движения небесных тел (5 часов) |
9. | Законы Кеплера | § 12, упр.10 | знать/понимать Законы Кеплера уметь применять Законы Кеплера для решения задач | Нояб. | |
10. | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | § 13, упр.11(1) | знать/понимать необходимые формулы для определения расстояний и размеров тел в Солнечной системе уметь характеризовать методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, вычислять расстояния и размеры тел | Нояб. | |
11. | Практическая работа «Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе». | Упр.11(3-4) | знать/понимать необходимые формулы для определения расстояний и размеров тел в Солнечной системе уметь характеризовать методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, вычислять расстояния и размеры тел | Нояб. | |
12. | Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. | § 14, упр. 12(1) | знать/понимать основные этапы освоения космического пространства; уметь приводить примеры: получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа | Дек. | |
13. | Контрольная работа №1 | Повт. § 1-14 | знать/понимать основные понятия раздела уметь вычислять расстояния и размеры тел | Дек. | |
Природа тел Солнечной системы (8 часов) |
14. | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | § 15-16, зад.12 | знать/понимать смысл понятий: космогония, гипотеза О.Ю. Шмидта, гипотезы Канта и Лапласа. уметь объяснять на основе имеющихся сведений общее происхождение тел Солнечной системы. | Дек. | |
15. | Земля и Луна — двойная планета. | § 17, упр.13 | знать/понимать физическую природу Земли и Луны уметь объяснять на основе имеющихся сведений общее происхождение Земли и Луны | Дек. | |
16. | Исследования Луны космическими аппаратами. | Повт. § 17, сообщения | знать/понимать основные этапы освоения космического пространства; уметь приводить примеры: получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа | Янв. | |
17. | Практическая работа №2 «Определение размеров лунных кратеров» | Повт. § 17 | знать/понимать природу лунных кратеров, морей, горных цепей. уметь измерять размеры различных образований на поверхности Луны по фотографиям с учётом масштаба | Янв. | |
18. | Планеты земной группы. | §18, упр.14(1-2) | знать/понимать планеты земной группы и их физическую природу. уметь объяснять на основе имеющихся сведений общее происхождение тел Солнечной системы. | Янв. | |
19. | Планеты-гиганты, их спутники и кольца. | § 19, зад. 13 | знать/понимать планеты-гиганты, их спутники и кольца уметь объяснять на основе имеющихся сведений общее происхождение тел Солнечной системы. | Фев. | |
20. | Малые тела Солнечной системы. | § 20, упр. 16 | знать/понимать смысл понятий: комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид; уметь объяснять на основе имеющихся сведений общее происхождение тел Солнечной системы. | Фев. | |
21. | Практическая работа №3 «Характеристика планет-гигантов и планет земной группы» | Повт.§ 18-20 | знать/понимать отличительные характеристики планет данной группы, размер и массу планеты, характеристику атмосферы, температурные условия, наличие и число спутников и их характерные черты, расстояние планеты от Солнца. уметь работать с различными источниками информации, в том числе со справочной литературой. | Фев. | |
Солнце и звёзды (6 часов) |
22. | Состав и строение Солнца. | § 21(1-2), упр. 17 | знать/понимать основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; уметь | Фев. | |
23. | Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. | § 21(3) | знать/понимать физические методы теоретического исследования, закон Стефана— Больцмана. уметь | Март | |
24. | Солнечная активность и ее влияние на Землю. | § 21(4) | знать/понимать смысл понятий: фотосфера, гранулы, хромосфера, солнечная корона, солнечный ветер, факелы, протуберанцы. уметь приводить примеры: влияния солнечной активности на Землю; | Март | |
25. | Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. | § 22(1) | знать/понимать смысл понятий: звезда, классификация звезд, параллакс. уметь описывать и объяснять: взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов. | Март | |
26. | Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. | § 22(2-4), упр.18 | знать/понимать смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; уметь описывать и объяснять: взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов. | Март | |
27. | Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. | § 23-24 | знать/понимать смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; уметь описывать и объяснять: взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов. | Апр. | |
Наша Галактика – Млечный путь (2 часа) |
28. | Наша Галактика. Ее размеры и структура. | § 25(1-3) | знать/понимать размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; звездные скопления, спиральные рукава, ядро Галактики, области звездообразования. уметь | Апр. | |
29. | Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). | § 25(4) | знать/понимать размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; «темная энергия» и антитяготение. уметь | Апр. | |
Строение и эволюция Вселенной (2 часа) |
30. | Разнообразие мира галактик. | § 26 | знать/понимать размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; смысл физического закона Хаббла; уметь характеризовать разнообразие мира галактик | Апр. | |
31. | Основы современной космологии. | § 27 | знать/понимать значение понятий: нестационарная Вселенная А. А. Фридмана, большой взрыв, реликтовое излучение, ускорение расширения Вселенной. уметь объяснять основы современной космологии. | Май | |
Жизнь и разум во Вселенной (3 часа) |
32. | Условия, необходимые для развития жизни. | § 28 | знать/понимать направления исследований современных учёных; условия, необходимые для развития жизни уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. | Май | |
33. | Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. | § 28, сообщения | знать/понимать направления исследований современных учёных; условия, необходимые для развития жизни уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. | Май | |
34. | Контрольная работа №2 | | знать/понимать основные понятия курса астрономии уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. | Май | |