Рабочая программа «Финансовая грамотность» 4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа. 4 класс Ю. Корлюгова, Е. Гоппе, Москва ВАКО 2018 г.
В основании программы лежат следующие документы :
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденный приказом №373от 06.09.2009г. Приказ №1241от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
ООП МКОУ Баганская СОШ №2
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Место курса в учебном плане
На изучения курса « Финансовая грамотность» в 4 классе отводится 34 часа. ( 1 час в неделю)
Результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
понимание цели своих действий;
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание программы курса
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Модуль | Характеристика деятельности учащихся |
Что такое деньги и какими они бывают? | Объяснять выгоды обмена. •Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. •Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами. •Описывать ситуации, в которых используются деньги. •Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. •Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. •Составлять задачи с денежными расчётами. Описывать устройство монеты. •Приводить примеры первых монет. •Описывать старинные российские деньги. •Объяснять, почему появились бумажные деньги. •Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег. •Приводить примеры первых бумажных денег. •Описывать первые российские бумажные деньги. •Сравнивать виды денег. •Объяснять роль банков. •Объяснять условия вкладов и кредитов. •Рассчитывать проценты на простых примерах . Приводить примеры валют. •Объяснять, что такое резервная валюта. •Объяснять понятие валютного курса. •Проводить простые расчёты с использованием валютного курса. | |
Из чего складываются доходы в семье | •Описывать и сравнивать источники доходов семьи. •Объяснять причины различий в заработной плате Объяснять, как связаны профессии и образование. Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке. Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий |
Почему семье не хватает денег и как этого избежать | Объяснять причины, по которым люди делают покупки. •Описывать направления расходов семьи. •Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. •Сравнивать и оценивать виды рекламы. •Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. •Составлять собственный план расходов. | |
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. •Объяснять последствия образования долгов. •Составлять семейный бюджет на условных примерах. | |
Учебно – тематическое планирование
Номер раздела | Название разделов | Кол -во часов |
| Вводное занятие | 1 |
1 | Что такое деньги и какими они бывают | 16 |
2 | Из чего складываются доходы семьи | 4 |
3 | Почему семье не хватает денег и как этого избежать | 4 |
4 | Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | 8 |
| Итоговое занятие | 1 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | |
|
|
1 | Вводное занятие. | 1 | |
|
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают? 16 ч. | |
2-4 | Как появились деньги? | 3 | |
5-6 | История монет | 2 | |
7 | Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ) | 1 | |
8 | Представление творческих работ «Монеты Древней Руси» | 1 | |
9-10 | Бумажные деньги | 2 | |
11-12 | Безналичные деньги | 2 | |
13 | Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? | 1 | |
14 | Исследование «Деньги современности» | 1 | |
15-16 | Валюты | 1 | |
17 | Интерактивная викторина «Деньги» | 1 | |
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье, 8 ч. | |
18 | Откуда в семье берутся деньги | 1 | |
19 | Как заработать деньги? | 1 | |
20 | На что семьи тратят деньги? | 1 | |
21 | Вот я вырасту и стану… | 1 | |
22 | Профессии будущего и настоящего | 1 | |
23 | А чем занимаются банкиры? | 1 | |
24 | Как приумножить то, что имеешь? | 1 | |
25 | Как правильно планировать семейный бюджет? | 1 | |
Раздел 3. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал, 9 ч. | |
26 | Как тратить с умом? | 1 | |
27 | Примерный бюджет школьника | 1 | |
28 | Семейный бюджет | 1 | |
29 | Бюджет Российской Федерации | 1 | |
30 | Если доходы превышают расходы, образуются сбережения | 1 | |
| | | |
31 | Если расходы превышают доходы, образуются долги | 1 | |
32 | Игра «Древо решений» | 1 | |
33 | Товары и услуги | 1 | |
34 | Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» | | |
| Итого | 34 | |
Формы оценивания
Текущая аттестация:
устный опрос;
письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
тестовое задание;
решение задач;
решение кроссворда и анаграммы;
мини-исследование;
графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
творческая работа: компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
проводится итоговая проверочная работа по всему курсу
творческая работа;
проект.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплект курса «Финансовая грамотность» для 4-х классов включает следующие издания:
• Гловели Г.Д., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс;
• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 4 класс;
• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс;
• Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс.
Презентации
13