Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково - символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспеваемости, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
понимать степень значения роли музыки в жизни человека, выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
различать тембры музыкальных инструментов;
ориентироваться в музыкально - поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
ценить отечественные народные музыкальные традиции;
пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
накоплению музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса понимать термины: мелодия и аккомпанемент;
сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия;
внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
определять смысл понятий «композитор - исполнитель - слушатель»;
узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям;
определять характер, настроение, жанровую основу песен - попевок;
принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;
выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения.
Обучающийся получит возможность научиться:
пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать;
узнавать на слух основную часть произведений;
осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней, реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности; знать название русских народных инструментов и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты народа Коми;
определять на слух звучание народных инструментов;
различать жанры народных песен - колыбельные, плясовые, их характерные особенности;
знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники;
определять названия профессиональных инструментов, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов;
определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
передавать настроение музыки в пении;
откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками, исполнять, инсценировать песни;
передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.
Содержание учебного предмета
Музыка вокруг нас (16 ч.)
Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Истоки возникновения музыки.
Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.
Выразительность и изобразительность в музыке. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.
Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Музыка и ты (17 ч.)
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Контраст музыкальных произведений. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Характер музыки. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы.
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.
Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Опера, балет, опера-сказка.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Музыка для детей: мультфильмы. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.
Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта.
В учебный предмет интегрирован межпредметный образовательный модуль «Учимся играя» (1ч.) и внутрипредметный модуль «Музыкальная шкатулка» (6 ч.).
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела (количество часов). | Количество часов по темам |
Содержание темы урока. |
Музыка вокруг нас (16 ч.) |
1. | МПОМ «Учимся играя». «И муза вечная со мной!» | 1 |
2. | Хоровод муз. | 1 |
3. | Повсюду музыка слышна. | 1 |
4. | ВПОМ «Музыкальная шкатулка». Душа музыки – мелодия. | 1 |
5. | Музыка осени. | 1 |
6. | Сочини мелодию. | 1 |
7. | «Азбука, азбука каждому нужна…». | 1 |
8. | ВПОМ «Музыкальная шкатулка». Музыкальная азбука. | 1 |
9. | Обобщающий урок. «Музыка вокруг нас». | 1 |
10. | «Садко» (из русского былинного сказа). | 1 |
11. | ВПОМ «Музыкальная шкатулка». Музыкальные инструменты (флейта, арфа). | 1 |
12. | Звучащие картины. | 1 |
13. | Разыграй песню. | 1 |
14. | Пришло Рождество – начинается торжество. | 1 |
15. | Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы. | 1 |
16. | Промежуточный контроль. «Музыка вокруг нас». Урок концерт. | 1 |
Музыка и ты. (17ч). |
17. | Край, в котором ты живешь. | 1 |
18. | Поэт, художник, композитор. | 1 |
19. | Музыка утра. Музыка вечера. | 1 |
20. | Музыкальные портреты. | 1 |
21. | Разыграй сказку (Баба-Яга, русская сказка). | 1 |
22. | ВПОМ «Музыкальная шкатулка». У каждого свой музыкальный инструмент. | 1 |
23. | Музы не молчали. | 1 |
24. | Мамин праздник. | 1 |
25. | ВПОМ «Музыкальная шкатулка». Музыкальные инструменты. | 1 |
26. | ВПОМ «Музыкальная шкатулка». Чудесная лютня (по алжирской сказке). | 1 |
27. | Звучащие картины. Обобщение материала. | 1 |
28. | Музыка в цирке. | 1 |
29. | Дом, который звучит. | 1 |
30. | Опера-сказка. | 1 |
31. | Итоговый контроль. Ярмарка достижений. Творческий отчет. | 1 |
32. | Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик. | 1 |
33. | Музыка и ты. Обобщение материала. | 1 |
12