Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верховская основная общеобразовательная школа
Дятьковского района Брянской области
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
для 6 класса
учителя ОБЖ
Зайцевой Веры Валентиновны
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
Зайцева В.В.
д. Верхи
2021 год
Основы безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по основам безопасности жизнедеятельности и с учѐтом программы «Основы безопасности жизнедеятельности».
Рабочая программа является ориентиром для изучения основ безопасности жизнедеятельности в 6 классе по учебнику: Н.Ф.Виноградова, Д.В.Смирнов, Л.В.Сидоренко, А.Б.Татарин «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для учащихся общеобразовательных организаций, 5-6 классы, 2-е издание, Москва, «Вентана-Граф»,2015г.
Планируемые результаты изучения курса
Основы комплексной безопасности
Выпускник научится:
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных проис-шествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружа-ющей среды;
• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выпускник получит возможность научиться:
• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Выпускник научится:
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриоти-ческой проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
• характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функ-циональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;
• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использова-нию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;
• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;
• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.
Выпускник получит возможность научиться:
• формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
• различать инженерно-технические сооружения, которые использу-ются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Выпускник научится:
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;
• моделировать последовательность своих действий при угрозе террорис-тического акта.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать индивидуальные основы правовой психологии для проти-востояния идеологии насилия;
• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовле-чения в террористическую деятельность;
• формировать индивидуальные качества, способствующие противо-действию экстремизму и терроризму;
• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Выпускник научится:
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг и др.), и их возможные последствия;
• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;
• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснять роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Выпускник научится:
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.
Выпускник получит возможность научиться:
• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
Содержание учебного курса (35 ч.)
Введение – 1 ч.
Необходимость изучения предмета ОБЖ.
На игровой площадке – 5 ч.
Подготовка к прогулке. Выбор одежды и обуви с учётом погоды и планируемых подвижных игр. Меры безопасности при пользовании качелями, игровым оборудованием на площадке, при езде на велосипеде. Зимние игры, безопасность при езде на санках-ледянках. Первая помощь при переломах и вывихах. Поиск подростками «приключений»: оправдан ли риск. Животные на игровой площадке. Правила поведения при встрече с собакой. Первая помощь при укусе собаки.
На природе – 5 ч.
Ориентирование на местности. Что такое ориентир. Ориентирование по компасу; Солнцу и часам; Полярной звезде; местным признакам. Измерение расстояния на местности.
Природа полна неожиданностей -8 ч.
Характеристика опасностей, которые могут встретиться во время прогулок на природе. Общие правила поведения во время экскурсий в природу. Правила поведения в экстремальных ситуациях (при потере ориентиров на незнакомой местности и др.). Опасные встречи (звери, насекомые, змеи). Первая помощь при укусе насекомого, змеи. Правила поведения на водоёмах. Выбор и оценка места для купания. Первая помощь при судорогах, солнечном ударе, утоплении. Оценка состояния льда в осеннее и весеннее время. Правила безопасного поведения на льду. Переправа через водные преграды.
Туристический поход – 9 ч.
Правила организации безопасного туристического похода. Подготовка к походу: сбор снаряжения, продуктов. Одежда и обувь для похода. Правила упаковки рюкзака. Спальный мешок. Режим дня в туристическом походе. Правила организации сна, отдыха, передвижения, питания. Первая помощь при натёртостях кожи, пищевых отравлениях, ожогах. Походная аптечка. Лечебные травы.
Когда человек сам себе враг – 6 ч.
При каких обстоятельствах человек сам себе враг. Вред алкоголя, курения для растущего организма.
Обобщение пройденного – 1 ч.
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Наименование раздела (темы), тема урока | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
I 1 | Введение. 1.Необходимость изучения предмета ОБЖ. | 1 1 | | |
II 2 | На игровой площадке. 1.Подготовка к прогулке. | 5 1 | | |
3 | 2.Меры безопасности при пользовании качелями, при езде на велосипеде. | 1 | | |
4 | 3. Зимние игры, безопасность при езде на санках-ледянках. | 1 | | |
5 | 4.Учимся оказывать помощь. Практическая работа «Оказание первой помощи при лёгких травмах». | 1 | | |
6 | 5.Встреча с животным. Практическая работа «Оценка поз и мимики собаки; первая помощь при укусе». | 1 | | |
III 7 | На природе . 1.Ориентирование на местности. Что такое ориентир. Практическая работа «Выбор ориентиров». | 5 1 | | |
8 | 2.Ориентирование по компасу. Практическая работа «Овладение навыками работы с компасом». | 1 | | |
9 | 3.Ориентирование без компаса. Практическая работа «Определение сторон света по Солнцу без часов и по местным признакам ». | 1 | | |
10 | 4.Измерение расстояний на местности. Практическая работа «Измерение расстояний шагами». | 1 | | |
11 | 5. Правила поведения в лесу («Если ты заблудился») | 1 | | |
IV 12 | Природа полна неожиданностей . 1.Правила поведения на экскурсии. | 8 1 | | |
13 | 2.Опасность насекомых. Первая помощь при укусе змеи. | 1 | | |
14 | 3. Итоговый тест за 1 полугодие. | 1 | | |
15 | 4. Как уберечься от клещей. Практическая работа «Оказание помощи при укусе насекомых и змей». | 1 | | |
16 | 5.Правила поведения на водоёмах. Выбор и оценка места для купания. | 1 | | |
17 | 6. Первая помощь при судорогах, солнечном ударе. Практическая работа «Обучение приёмам искусственного дыхания» . | 1 | | |
18 | 7.Передвижение по льду в осеннее, зимнее и весеннее время. Переправа через водные преграды. | 1 | | |
19 | 8.Проектная деятельность. «Экскурсии на природу». | 1 | | |
V 20 | Туристический поход 1.Наше отношение к туристическому походу. | 9 1 | | |
21 | 2.Какие походы нам известны и какие мы предпочитаем. | 1 | | |
22 | 3.Подготовка к походу. Подбор снаряжения, продуктов. | 1 | | |
23 | 4.Одежда и обувь для туризма. | 1 | | |
24 | 5. Подготовка аптечки для похода. | 1 | | |
25 | 6.Лесная аптека. | 1 | | |
26 | 7. Режим дня в туристическом походе. Практическая работа «Составление режима дня для многодневного туристического похода». | 1 | | |
27 | 8.Походная еда. | 1 | | |
28 | 9.Первая помощь пострадавшему в походе. | | | |
VI 29 | Когда человек сам себе враг. 1.Когда человек сам себе враг. | 6 1 | | |
30 | 2.Вред алкоголя. | 1 | | |
31 | 3.Вред алкоголя для растущего организма. | 1 | | |
32 | 4.Вред курения. | 1 | | |
33 | 5.Проектная деятельность. «Какие вредные вещества содержатся в одной сигарете?» | 1 | | |
34 | 6.Вред наркотиков. | 1 | | |
VII 35 | Обобщение пройденного. Итоговый проверочный тест. | 1 1 | | |