МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Воскресенск
МБОУ - лицей "ВКШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1817698)
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Савина Светлана Викторовна
учитель начальных классов
Воскресенск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями:
• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, с изменениями от 14 июля 2022 года № 295-ФЗ, от 14 июля 2022 года № 296-ФЗ, от 14 июля 2022 года № 298-ФЗ, от 14 июля 2022 года № 301-ФЗ;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373, с изменениями в приказе «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» от 11 декабря 2020 года № 712;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 года №766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность», с изменениями от 20 мая 2020 года № 254;
• Проект приказа Министерства просвещения Российской Федерации 15 апреля 2022 года №243 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
• Методические рекомендации по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 апреля 2022 года № СК-295/06;
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.3638-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Положение о составлении рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядке их согласования и утверждения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – лицея «Воскресенская кадетская школа» городского округа Воскресенск Московской области;
• Основная образовательная программа основного общего образования на 2020-2025 учебные года муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – лицея «Воскресенская кадетская школа» городского округа Воскресенск Московской области;
• Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – лицея «Воскресенская кадетская школа» городского округа Воскресенск Московской области на 2022-2023 учебный год;
• Единый график организации образовательного процесса и особенности формирования основных образовательных программ на 2022-2023 учебный год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На курс «Литературное чтение» во 2 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова, С. А. Есенина и др.).
Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.).
Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные произведения — скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт — основные средства выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка — выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные).
Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др.) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди и др.).
О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: не менее четырёх произведений С. А. Баруздина, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, А. Гайдара, В. П. Катаева, И. П. Токмаковой, В. Ю. Драгунского, В. В. Лунина и др.). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков.
Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка (например, народная сказка «Золотая рыбка» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, народная сказка «Морозко» и сказка «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского). Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных — тема литературы (произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, Г. А. Скребицкого, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М. Пришвина и др.). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки,
сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Приёмы раскрытия автором отношений людей и животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота).
Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение). Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки.
О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный женский день, День Победы.
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, братья Гримм, Х.-К. Андерсен, Дж. Родари и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов.
Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно- нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);
понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1.1. | О нашей Родине | 5 | | | 01.09.2022 08.09.2022 | Учебный диалог: определение учебной задачи изучения произведений данного раздела. Слушание стихотворных произведений; оценка своей эмоциональной реакции на прослушанное произведение; определение темы (не менее трёх стихотворений). Например; стихотворения И. С. Никитина «Русь»; Ф. П. Савинова «Родина»; А. А. Прокофьева «Родина»; Н. М. Рубцова «Россия. Русь — куда я ни взгляну…»; З. Н. Александровой «Родина». Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной мысли произведения — любовь к Родине неотделима от любви к родной земле и её природе. Работа с текстом произведения: читать отдельные строфы; задание на поисковое чтение: ответы на вопросы. Например: в чём раскрывается истинная красота родной земли? Беседа на тему «Родина бывает разная; но у всех она одна… (З. Н. Александрова)»; составление своего высказывания по содержанию произведения (не менее 5 предложений). Чтение вслух прозаических произведений по изучаемой теме. Например; С. Т. Романовский «Русь»; К. Г. Паустовский «Мещёрская сторона» (отрывки) и др. Распознавание прозаического и стихотворного произведений; сравнение произведений разных авторов на одну тему; заполнение таблицы; проверка результатов своей работы.; | Текущий; устный; | https://infourok.ru/infokonkurs https://pptcloud.ru/primary |
1.2. | Фольклор (устное народное творчество | 15 | | | 09.09.2022 30.09.2022 | Участие в учебном диалоге: обсуждение значения пословицы; пословица как главная мысль произведения. Упражнение в чтении вслух целыми словами малых жанров фольклора: потешек; считалок; скороговорок; небылиц; ; загадок (по выбору). Групповая работа: чтение скороговорок с увеличением темпа. Проведение конкурса «Лучший чтец; скороговорок». Работа с текстом: анализ юмористических событий в небылицах; нахождение созвучных (рифмованных); слов. Упражнение в чтении народных песен с учётом их назначения (колыбельные — спокойно; медленно; ; чтобы убаюкать; хороводные — весело; радостно для передачи состояний разных явлений природы); ; выделение ключевых слов. Чтение загадок и объединение их по темам. Упражнение на распознавание отдельных; малых жанров фольклора (потешка; пословица; загадка; считалка; небылица). Сочинение по аналогии небылиц; ; загадок; считалок. Чтение молча (про себя) небольших по объёму сказок о животных: «Петушок и бобовое зёрнышко»; ; «Журавль и цапля»; «Лиса и журавль»; «Заячья избушка»; «Зимовье зверей»; «Лисичка-сестричка и серый волк» (1—2 произведения по выбору). Контроль восприятия произведения прочитанного молча (про себя); ответы на вопросы по фактическому содержанию текста. Сравнение сказок о животных народов России: тема; основная идея; герои. Слушание сказок; различение бытовой и волшебной сказок; характеристика особенностей каждой (на примере сказок: «Каша из; топора»; «У страха глаза велики»; «Снегурочка»; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; «Не плюй в колодец -; пригодится воды напиться»; «Гуси - лебеди» (по выбору). Анализ структуры сказки: выделение присказки; нахождение завязки.; ; | Текущий; устный; | https://infourok.ru/infokonkurs https://pptcloud.ru/primary https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/chtenie |
1.3. | Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень) | 10 | | | 03.10.2022 21.10.2022 | Учебный диалог: знакомство с новым разделом; определение учебной задачи; обсуждение вопросов «О чём ты узнаешь?»; «Чему ты будешь учиться?». Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; Ф. И. Тютчев «Есть в осени первона чальной…»; А. Н. Плещеев «Осень»; К. Д. Бальмонт «Осень»; В. Я. Брюсов Текущий; устный «Сухие листья; сухие листья…»; А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»; Е. Ф. Трутнева «Осень»; В. Ю. Голяховский «Листопад»; И. П. Токмакова «Опустел скворечник» (по выбору не менее пяти авторов); выражение своего отношения к пейзажной лирике. Обсуждение прослушанного произведения: ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему? С чем сравнивает поэт осенний лес?». Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов; выделение в тексте слов; использованных в прямом и переносном значении; наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения; объяснение образных слов и выражений; поиск значения слова по словарю. Выразительное чтение с интонационным выделением знаков препинания; с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм. Чтение молча (про себя) небольших по объёму прозаических произведений об осени; доступных для восприятия младшими школьниками. Например; С. Т. Аксаков «Осень; глубокая осень!»; Н. И. Сладков «Сентябрь»; «Осень на пороге»; М. М. Пришвин «Утро»; Г. А. Скребицкий «Четыре художника. Осень». Контроль восприятия произведения; прочитанного молча (про себя): определение формы (прозаическое или стихотворное); ответы на вопросы по фактическому содержанию текста. Упражнение на сравнение произведений писателей на одну тему; определение понравившегося; объяснение своего выбора; | Текущий; устный; | https://education.yandex.ru/home/ https://pptcloud.ru/primary https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/chtenie |
1.4. | О детях и дружбе | 14 | | | 14.11.2022 28.11.2022 | Учебный диалог: знакомство с новым разделом; определение учебной задачи; обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?»; «Чему ты будешь учиться?». Чтение целыми словами без пропусков и перестановок; посте - пенно переходя от чтения вслух к чтению про себя произведе ний о детях: А. Л. Барто «Катя»; Ю. И. Ермолаев «Два пирожных»; С. А. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело»; Е. А. Пермяк «Смородинка»; «Две пословицы»; Н. Н. Носов «Заплатка»; «На горке»; В. В. Лунин «Я и Вовка»; В. А. Осеева «Синие листья»; «Волшебное слово»; «Просто старушка»; А. Гайдар «Совесть»; М. С. Пляцковский «Настоящий друг» (по выбору; не менее четырёх произведений). Учебный диалог: определение темы и главной мысли произведения; соотнесение главной мысли с пословицей; подбор пословиц к тексту. Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое выборочное чтение): ответы на вопросы; характеристика героя; установление взаимосвязи между характером героя и его поступками; нахождение описания героя; оценка его поступков (с опорой на текст). Упражнение на сравнение героев одного произведения по предложенному алгоритму. Обсуждение авторской позиции; выражение своего отношения к героям с подтверждением примерами из текста. Работа в парах: определение последовательности событий в произведении; составление вопросного плана текста с выделением эпизодов; обсуждение результатов деятельности. Подробный пересказ (устно) содержания произведения. Упражнение в умении формулировать вопрос по фактическому содержанию прочитанного произведения.; | Текущий; устный; | https://education.yandex.ru/home/ https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/chtenie https://pptcloud.ru/primary |
1.5. | Мир сказок | 12 | | | 24.10.2022 08.11.2022 | Учебный диалог: знакомство с новым разделом; определение учебной задачи; обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?»; «Чему ты будешь учиться?». Упражнение в чтении целыми словами без пропусков и перестановок с постепенным переходом от чтения вслух к чтению про себя фольклорных и литературных сказок. Например; русская народная сказка «Золотая рыбка» и произведение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; русская народная сказка «У страха глаза велики» и произведение братьев Гримм «Маленькие человечки»; русская народная сказка «Снегурочка» и произведение В. И. Даля «Девочка Снегурочка» (по выбору; не менее четырёх произведений). Задание на сравнение фольклорной и литературной (авторской) сказки: нахождение признаков народной сказки; используемых в авторском произведении сказочного жанра. Учебный диалог: обсуждение ответов на вопросы учебника; приведение примеров из текста; установление сходств тем; героев; сюжетов; осознание понятия «бродячий сюжет» (без предъявления термина).; | Текущий; устный; | https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/chtenie https://deti- online.com/audioskazki/ https://pptcloud.ru/primary |
1.6. | Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима) | 12 | | | 21.12.2022 13.01.2023 | Учебный диалог: знакомство с новым разделом; определение учебной задачи; обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?»; «Чему ты будешь учиться?». Слушание стихотворных произведений о зимней природе: А. С. Пушкин «Вот север; тучи нагоняя…»; «Зима!.. Крестьянин; торжествуя…»; С. А. Есенин «Поёт зима — аукает…»; Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»; И. З. Суриков «Первый снег»; И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»; А. А. Прокофьев «Как на горке; на горе…»; З. Н. Александрова «Снежок»; (по выбору 2—3 произведения); обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы. Чтение молча (про себя) небольших по объёму прозаических произведений о зиме; доступных для восприятия младшими школьниками. Например; С. А. Иванов «Каким бывает снег»; И. С. Соколов-Микитов «Зима в лесу»; «Узоры на снегу»; М. М. Пришвин «Деревья в лесу». Контроль восприятия произведения; прочитанного молча (про себя): ответы на вопросы по фактическому содержанию текста. Работа с текстом произведения: сравнение описаний зимней природы в стихотворных и повествовательных текстах; объяснение образных слов и выражений; работа со словарём: поиск значения разработки уроков; внеклассные мероприятия идр. незнакомых слов; нахождение в тексте сравнений и эпитетов; приведение примеров использования слов в прямом и переносном значении; определение особенностей стихотворного произведения (ритм; рифма). Чтение наизусть с интонационным выделением знаков препинания; с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм стихотворения о зимней природе (1—2 по выбору). Чтение произведений новогодней тематики (например; С. В. Михалков «Новогодняя быль»; «Событие»; А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок); С. Я. Маршак «Декабрь»; Е. А. Пермяк «Волшебные краски»); сравнение произведений писателей на одну тему; выбор понравившегося; объяснение своего выбора. Рассматривание репродукций картин художников (И. И. Шишкин; А. М. Васнецов; И. Грабарь и др.); составление рассказа описания на тему «Какие картины зимней природы мне нравятся?». Работа в группе: распределение обязанностей; выбор произведений для инсценирования и рассказывания наизусть; проведение новогоднего праздника в классе; | Текущий; устный; | https://education.yandex.ru/home/ https://pptcloud.ru/primary https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/chtenie |
1.7. | О братьях наших меньших | 18 | | | 16.01.2023 23.02.2023 | Учебный диалог: знакомство с новым разделом; определение учебной задачи; обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?»; «Чему ты будешь учиться?». Слушание художественных произведений о животных и оценка своего эмоционального состояния при восприятии произведения. Например; русская народная песня «Коровушка»; стихотворения Н. М. Рубцова «Про зайца»; Саши Чёрного «Жеребёнок»; Р. С. Сефа «Птенцы»; В. Д. Берестова «Кошкин щенок»; «С фотоаппаратом»; «Прощание с другом»; С. В. Михалкова «Мой щенок»; А. Л. Барто «Думают ли звери?»; «Он был совсем один»; И. М. Пивоваровой «Жила -была собака» и др. Учебный диалог: обсуждение произведения; ответ на вопрос: «Какова главная мысль произведения? Как автор описывает отношения людей и животных?»; осознание идеи произведения о животных: забота о животных требует ответственности; человек должен с заботой относиться к природе. Упражнение в чтении целыми словами без пропусков и перестановок; с постепенным переходом от чтения вслух к чтению про себя произведений о животных: русская народная сказка «Белые пёрышки»; К. Д. Ушинский «Васька»; «Лиса Патрикеевна»; В. В. Бианки «Ёж спаситель»; «Хитрый лис и умная уточка»; Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»; В. В. Вересаев «Братишка»; В. А. Осеева «Почему»; В. В. Чаплина «Нюрка»; М. М. Пришвин «Журка»; «Ребята и утята»; Б. С. Житков «Галка»; «Храбрый утёнок»; С. В. Образцов «Дружок»; Г. Я. Снегирёв «Отважный пингвинёнок» (по выбору; не менее пяти авторов). Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли произведения; ответы на вопросы; использование поискового выборочного вида чтения; нахождение портрета героя; средств изображения героев и выражения их чувств; объяснение отношения автора к героям; поступкам. Задание на сравнение описания героя -животного в художественном и научно - познавательном тексте: сходство и различия; определение цели сообщения.; | Текущий; устный; | https://deti- online.com/pesni/zvuki- prirody/penie-ptic-dlya-detey/ https://education.yandex.ru/home/ https://pptcloud.ru/primary |
1.8. | Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна и лето) | 18 | | | 10.03.2023 27.03.2023 | Учебный диалог: знакомство с новым разделом; определение учебной задачи; обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?»; «Чему ты будешь учиться?». Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»; В. А. Жуковский «Жаворонок»; «Приход весны»; А. Н. Плещеев «Весна»; Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…»; А. А. Фет «Уж верба вся пушистая…»; С. Я. Маршак «Весенняя песенка»; А. Л. Барто «Апрель» (по выбору 2 — 3 произведения); выражение своего отношения к пейзажной лирике. Обсуждение прослушанного произведения: ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему? Каковы звуки весеннего леса?». Работа с текстом произведения: различение прозаического и стихотворного произведений; упражнение в нахождении сравнений и эпитетов; выделение в тексте слов; использованных в прямом и переносном значении; наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения; нахождение образных слов и выражений; работа со словарём. Выразительное чтение с интонационным выделением знаков препинания; с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм; | Текущий; устный; | https://uchi.ru/literature- club/teacher/books https://deti- online.com/pesni/zvuki- prirody/penie-ptic-dlya-detey/ https://education.yandex.ru/home/ |
1.9. | О наших близких, о семье | 13 | | | 28.03.2023 12.04.2023 | Учебный диалог: знакомство с новым разделом; определение учебной задачи; обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?»; «Чему ты будешь учиться?» Чтение целыми словами без пропусков и перестановок; постепенно переходя от чтения вслух к чтению про себя произведений о детях: Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»; «Лучше всех»; В. А. Осеева «Сыновья»; В. В. Орлов «Я и мы»; Ю. А. Яковлев «Мама»; татарская народная сказка «Три дочери»; А. Л. Барто «Зажигают фонари»; Л. Ф. Воронкова «Катин подарок»; Ю. И. Коринец «Март» (по выбору). Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли произведения; соотнесение главной мысли с пословицей; ответы на вопросы; используя изучающее и поисковое выборочное чтение. Характеристика героя: установление взаимосвязи между характером героя и его поступками; поиск описания героя; оценка его поступков; нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств; сравнение героев одного произведения по предложенному алгоритму. Чтение народных колыбельных песен авторских произведений; их сравнение. Например; М. Ю. Лермонтов «Спи; младенец мой прекрасный…»; А. Н. Плещеев «В бурю»: схожесть и различие тем; языка.; | Текущий; устный; | https://deti- online.com/pesni/zvuki- prirody/penie-ptic-dlya-detey/ https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/chtenie https://education.yandex.ru/home/ |
1.10. | Зарубежная литература | 15 | | | 26.04.2023 23.05.2023 | Учебный диалог: знакомство с новым разделом; определение учебной задачи; обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?»; «Чему ты будешь учиться?». Упражнение в чтении произведений зарубежных писателей: братья Гримм «Бременские музыканты»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»; Э. Распэ «Необыкновенный олень»; Х. -К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»; «Огниво» (не менее двух произведений по выбору). Характеристика героя: установление взаимосвязи между характером героя и его поступками; описание характера героя; нахождение портрета героя. Работа с текстом произведения: определение последовательности событий в произведении; конструирование (моделирование) плана произведения: деление текста на смысловые части; определение эпизодов; выделение опорных слов для каждой части плана; озаглавливание части (формулировать вопрос или назывное предложение по каждой части текста). Упражнение на формулирование вопросов по фактическому содержанию прочитанного произведения. Пересказ (устно) содержания сказки выборочно.; | Устный опрос; | https://uchi.ru/literature- club/teacher/books https://deti- online.com/pesni/zvuki- prirody/penie-ptic-dlya-detey/ https://education.yandex.ru/home/ |
1.11. | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) | 4 | | | 24.05.2023 29.05.2023 | Экскурсия в библиотеку; ориентировка в пространстве школь - ной библиотеки; работа с тематическим каталогом. Беседа с библиотекарем на тему важности чтения для обучения и развития. Выбор книги с учётом рекомендательного списка; по тематическому каталогу в библиотеке. Сравнение книг по теме; автору; заголовку; ориентировка в содержании книги/учебника по оглавлению; аннотации; предисловию; условным обозначениям. Рассказ о прочитанной книге с использованием изученных понятий. Составление списка прочитанных книг. Группировка книг по изученным разделам и темам. Поиск необходимой информации в словарях и справочниках об авторах изученных произведений. Рассказ о своих любимых книгах по предложенному алгоритму. Рекомендации по летнему чтению; оформление дневника читателя; | Устный опрос; | https://infourok.ru/prezentaciya- nedelya-detskoy-knigi- 3658221.html https://uchi.ru/literature- club/teacher/books https://deti- online.com/pesni/zvuki- prirody/penie-ptic-dlya-detey/ |
Резервное время | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 0 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Знакомство с учебником. Любимые книги и герои. Формирование становления ценностного отношения к своей Родине – России. | 1 | | | 01.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Сравнение старинных и современных книг. | 1 | | | 02.09.2022 | Практическая работа; |
3. | Подготовка проекта «О чём может рассказать школьная библиотека». Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | | | 05.09.2022 | Устный опрос; |
4. | Малые и большие жанры устного народного творчества. Формирование уважения к своему и другим народам. | 1 | | | 06.09.2022 | Урок-викторина; |
5. | Пословицы и поговорки. | 1 | | | 07.09.2022 | Урок- соревнование; |
6. | Образ деревьев в русских народных песнях Отличия прибаутки от потешки. | 1 | | | 09.09.2022 | Фронтальный опрос; |
7. | Сравнение считалки и небылицы. | 1 | | | 12.09.2022 | Урок-викторина; |
8. | Распределение загадок по тематическим группам. Признание индивидуальности каждого человека. | 1 | | | 13.09.2022 | Практическая работа; |
9. | Русская народная сказка. Сказка «Петушок и бобовое зернышко» | 1 | | | 14.09.2022 | Устный опрос; |
10. | Сказка «У страха глаза велики». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. | 1 | | | 16.09.2022 | Устный опрос; |
11. | «Лиса и тетерев». Характеристика героев сказки. Формирование сопереживания, уважения и доброжелательности. | 1 | | | 19.09.2022 | Устный опрос; |
12. | Сказка «Каша из топора». Рассказывание сказки от лица её героев. | 1 | | | 20.09.2022 | Фронтальный опрос; |
13. | «Лиса и журавль». Рассказывание сказки по рисункам. | 1 | | | 21.09.2022 | Устный опрос; |
14. | Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» по плану. | 1 | | | 23.09.2022 | Устный опрос; |
15. | Малые и большие жанры устного народного творчества. | 1 | | | 26.09.2022 | Фронтальный опрос; |
16. | Инсценировка русской народной сказки. Формирование неприятия любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. | 1 | | | 27.09.2022 | Практическая работа; |
17. | Обобщение по разделу «Устное народное творчество». | 1 | | | 28.09.2022 | Фронтальный опрос; |
18. | Обобщение по разделу «Устное народное творчество». | 1 | | | 30.09.2022 | Тестирование; |
19. | Люблю природу русскую. Осень. Формирование уважительного отношения и интереса к художественной культуре. | 1 | | | 03.10.2022 | Устный опрос; |
20. | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» К.Бальмонт «Поспевает брусника…» | 1 | | | 04.10.2022 | Устный опрос; |
21. | А. Плещеев «Осень наступила…» , А.Фет «Ласточки пропали…» | 1 | | | 05.10.2022 | Устный опрос; |
22. | Сравнение стихотворений разных поэтов на одну тему. | 1 | | | 07.10.2022 | Фронтальный опрос; |
23. | В.Берестов «Хитрые грибы». Сравнение художественного и научно-познавательного текстов на одну тему. | 1 | | | 17.10.2022 | Устный опрос; |
24. | Поговорим о хлебе. Формирование восприимчивости к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. | 1 | | | 18.10.2022 | Урок-викторина; |
25. | М. Пришвин «Осеннее утро» | 1 | | | 19.10.2022 | Устный опрос; |
26. | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». | 1 | | | 21.10.2022 | Урок - викторина; |
27. | Русские писатели. Развитие стремления к самовыражению в разных видах художественной деятельности. | 1 | | | 24.10.2022 | Устный опрос; |
28. | А.С. Пушкин «Лукоморье». | 1 | | | 25.10.2022 | Фронтальный опрос; |
29. | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. | 1 | | | 26.10.2022 | Устный опрос; |
30. | Картины моря в «Сказке о рыбаке и рыбке». | 1 | | | 28.10.2022 | Устный опрос; |
31. | Характеристика героев «Сказки о рыбаке и рыбке». Формирование культуры здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной). | 1 | | | 31.10.2022 | Самостоятельная работа; |
32. | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины природы. | 1 | | | 01.11.2022 | Устный опрос; |
33. | Обобщение по теме «Сказки А.С.Пушкина». | 1 | | | 02.11.2022 | Фронтальный опрос; |
34. | И.А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басни. | 1 | | | 04.11.2022 | Устный опрос; |
35. | И.А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак». Чем басня отличается от сказки. Развитие бережного отношения к физическому и психическому здоровью. | 1 | | | 07.11.2022 | Устный опрос; |
36. | И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». Соотнесение смысла басни с пословицей. | 1 | | | 08.11.2022 | Устный опрос; |
37. | И.А.Крылов. Характеристика героев басен. | 1 | | | 09.11.2022 | Устный опрос; |
38. | Л.Н.Толстой. Рассказывание сказки «Маша и медведь» по картинкам. | 1 | | | 11.11.2022 | Устный опрос; |
39. | Л.Н. Толстой «Котёнок». Пересказ текста по вопросам. | 1 | | | 14.11.2022 | Фронтальный опрос; |
40. | Басни Л.Н. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. | 1 | | | 15.11.2022 | Фронтальный опрос; |
41. | Нравственный смысл басни Л.Н.Толстого «Правда всего дороже». Развитие бережного отношения к физическому и психическому здоровью. | 1 | | | 16.11.2022 | Фронтальный опрос; |
42. | Л.Н.Толстой «Филипок». Характеристика героев произведения. | 1 | | | 18.11.2022 | Устный опрос; |
43. | Л.Н.Толстой «Филипок». Подробный пересказ. | 1 | | | 28.11.2022 | Фронтальный опрос; |
44. | Обобщение по разделу «Русские писатели». | 1 | | | 29.11.2022 | Тестирование; |
45. | Произведения о животных. Развитие осознания ценности труда в жизни человека и общества. | 1 | | | 30.11.2022 | Устный опрос; |
46. | Весёлые стихи о животных И. Пивоваровой, В. Берестов «Кошкин щенок». Приёмы сказочного текста в стихотворении. | 1 | | | 02.12.2022 | Устный опрос; |
47. | М. Пришвин «Ребята и утята». Нравственный смысл поступков героев | 1 | | | 05.12.2022 | Устный опрос; |
48. | М. Пришвин «Ребята и утята». Герои рассказа. Развитие осознания ценности труда в жизни человека и общества. | 1 | | | 06.12.2022 | Устный опрос; |
49. | Е. Чарушин «Страшный рассказ». Характеристика героев рассказа. | 1 | | | 07.12.2022 | Фронтальный опрос; |
50. | Е. Чарушин «Страшный рассказ». Подробный пересказ на основе вопросов. | 1 | | | 09.12.2022 | Устный опрос; |
51. | Б. Житков «Храбрый утенок». Характеристика героев | 1 | | | 12.12.2022 | Практическая работа; |
52. | В.Бианки «Музыкант». Подробный пересказ по вопросам. Формирование ответственного потребления и бережного отношения к результатам труда. | 1 | | | 13.12.2022 | Фронтальный опрос; |
53. | В.Бианки «Сова». Подробный пересказ на основе рисунков. | 1 | | | 14.12.2022 | Устный опрос; |
54. | Поговорим о самом главном. | 1 | | | 16.12.2022 | Фронтальный опрос; |
55. | Подготовка проекта «Пишем статью в школьную стенгазету» | 1 | | | 19.12.2022 | Урок творческих работ; |
56. | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Защита проектов. Развитие навыков участия в различных видах трудовой деятельности. | 1 | | | 20.12.2022 | Защита творческих работ; |
57. | Произведения о зиме. | 1 | | | 21.12.2022 | Устный опрос; |
58. | Стихи разных поэтов о первом снеге. | 1 | | | 23.12.2022 | Устный опрос; |
59. | Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 1 | | | 26.12.2022 | Устный опрос; |
60. | С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза». Олицетворение. Формирование интереса к различным профессиям. | 1 | | | 27.12.2022 | Устный опрос; |
61. | Стихи А.С.Пушкина о зиме. | 1 | | | 28.12.2022 | Фронтальный опрос; |
62. | Русская народная сказка «Два Мороза». Характеристика героев. | 1 | | | 30.12.2022 | Фронтальный опрос; |
63. | Русская народная сказка «Два Мороза».Краткий пересказ сказки. | 1 | | | 09.01.2023 | Устный опрос; |
64. | С.Михалков «Новогодняя быль». Основная мысль текста. | 1 | | | 10.01.2023 | Устный опрос; |
65. | Новогодние стихи. Конкурс. Формирование умения принимать себя и других не осуждая. | 1 | | | 11.01.2023 | Урок - соревнование; |
66. | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | 1 | | | 13.01.2023 | Тестирование; |
67. | Стихи и рассказы для детей. | 1 | | | 16.01.2023 | Устный опрос; |
68. | Знакомство с произведениями К.И.Чуковского. | 1 | | | 17.01.2023 | Фронтальный опрос; |
69. | К. И. Чуковский «Путаница». Главная мысль произведения. | 1 | | | 18.01.2023 | Устный опрос; |
70. | К. И. Чуковский «Радость». Определение настроения стихотворения. | 1 | | | 20.01.2023 | Устный опрос; |
71. | К. И. Чуковский «Федорино горе». | 1 | | | 23.01.2023 | Устный опрос; |
72. | К. И. Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к Федоре. Развитие бережного отношения к природе. | 1 | | | 24.01.2023 | Фронтальный опрос; |
73. | Знакомство с произведениями С.В.Михалкова | 1 | | | 25.01.2023 | Устный опрос; |
74. | С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». Заголовок. Содержание произведения. | 1 | | | 27.01.2023 | Устный опрос; |
75. | С. В. Михалков «Мой щенок». Деление текста на части. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. | 1 | | | 30.01.2023 | Устный опрос; |
76. | Знакомство с произведениями А.Л.Барто. Формирование неприятия действий, приносящих вред природе. | 1 | | | 31.01.2023 | Фронтальный опрос; |
77. | А. Л. Барто «Веревочка». Звукопись как средство создания образа. | 1 | | | 01.02.2023 | Устный опрос; |
78. | А. Л. Барто «Мы не заметили жука...», «Вовка – добрая душа». Определяем характер героев. | 1 | | | 03.02.2023 | Устный опрос; |
79. | Знакомство с произведениями Н.Н.Носова | 1 | | | 06.02.2023 | Фронтальный опрос; |
80. | Н. Н. Носов «Затейники». Составление плана текста. | 1 | | | 07.02.2023 | Устный опрос; |
81. | Н. Н. Носов «Живая шляпа». Герои юмористического рассказа. Развитие первоначальных представлений о научной картине мира. | 1 | | | 08.02.2023 | Устный опрос; |
82. | Н. Н. Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ по плану. | 1 | | | 10.02.2023 | Фронтальный опрос; |
83. | Поговорим о самом главном. Развитие познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании. | 1 | | | 13.02.2023 | Устный опрос; |
84. | Н. Н. Носов «На горке». Составление плана текста. | 1 | | | 14.02.2023 | Самостоятельная работа; |
85. | Н. Н. Носов «На горке». Составление плана текста. Подробный пересказ на основе картинного плана. | 1 | | | 15.02.2023 | Устный опрос; |
86. | Обобщение по разделу «Писатели - детям». | 1 | | | 16.02.2023 | Тестирование; |
87. | Стихи о дружбе и друзьях. Нравственно- этические представления. Формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей. | 1 | | | 17.02.2023 | Фронтальный опрос; |
88. | Ю. Ермолаев «Два пирожных». Составление плана рассказа. | 1 | | | 27.02.2023 | Устный опрос; |
89. | В. Осеева «Волшебное слово». Смысл названия рассказа | 1 | | | 28.02.2023 | Устный опрос; |
90. | В. Осеева «Хорошее». Смысл названия рассказа | 1 | | | 01.03.2023 | Устный опрос; |
91. | Рассказы В.Осеевой. Составление устных рассказов о дружбе, взаимовыручке. | 1 | | | 03.03.2023 | Устный опрос; |
92. | Стихи о дружбе В. Лунина. | 1 | | | 06.03.2023 | Устный опрос; |
93. | Поговорим о самом главном. Стихи о дружбе и друзьях Э. Мошковской, В. Берестова | 1 | | | 07.03.2023 | Фронтальный опрос; |
94. | В. Осеева «Почему?». Характеристика героев. | 1 | | | 09.03.2023 | Устный опрос; |
95. | В. Осеева «Почему?». Составление плана рассказа. | 1 | | | 10.03.2023 | Фронтальный опрос; |
96. | Составление устных рассказов о дружбе, взаимовыручке | 1 | | | 13.03.2023 | Устный опрос; |
97. | Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Развитие стремления к самовыражению в разных видах художественной деятельности. | 1 | | | 14.03.2023 | Урок-викторина; |
98. | Обобщение по разделу «Я и мои друзья». | 1 | | | 15.03.2023 | Тестирование; |
99. | Стихи о весне. Формирование сопереживания, уважения и доброжелательности. | 1 | | | 17.03.2023 | Устный опрос; |
100. | Ф.Тютчев «Зима недаром злится…». Выразительное чтение. | 1 | | | 20.03.2023 | Устный опрос; |
101. | Ф.Тютчев «Весенние воды». Слово как средство создания весенней картины природы. | 1 | | | 21.03.2023 | Устный опрос; |
102. | Выразительное чтение стихотворений о весне. | 1 | | | 22.03.2023 | Фронтальный опрос; |
103. | Стихи разных поэтов на одну тему. Женский день. | 1 | | | 24.03.2023 | Устный опрос; Урок - соревнование; |
104. | Э. Мошковская «Я маму мою обидел». Формирование ответственного потребления и бережного отношения к результатам труда. | 1 | | | 27.03.2023 | Устный опрос; |
105. | Поговорим о самом главном. | 1 | | | 28.03.2023 | Устный опрос; |
106. | Подготовка проекта « Международный женский день» | 1 | | | 29.03.2023 | Урок творческих работ; |
107. | Защита проектов. | 1 | | | 31.03.2023 | Защита творческих работ; |
108. | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна». | 1 | | | 10.04.2023 | Тестирование; |
109. | Юмористические произведения. | 1 | | | 11.04.2023 | Устный опрос; |
110. | А.Введенский «Ученый Петя».Что такое юмор. Формирование готовности оценивать свое поведение и поступки | 1 | | | 12.04.2023 | Фронтальный опрос; |
111. | Д.Хармс «Вы знаете?...». | 1 | | | 14.04.2023 | Устный опрос; |
112. | И.Токмакова «Плим», «В чудной стране». Чтение стихотворений на основе ритма. | 1 | | | 17.04.2023 | Устный опрос; |
113. | Выразительное чтение стихотворения «Песенки Винни-Пуха» на основе ритма. | 1 | | | 18.04.2023 | Фронтальный опрос; |
114. | Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» Формирование сопереживания, уважения и доброжелательности. | 1 | | | 19.04.2023 | Устный опрос; |
115. | Э. Успенский «Чебурашка». | 1 | | | 21.04.2023 | Устный опрос; |
116. | Э.Успенский «Чебурашка». Восстановление последовательности текста. | 1 | | | 24.04.2023 | Устный опрос; |
117. | Поговорим о самом главном. В.Драгунский «Тайное становится явным». | 1 | | | 25.04.2023 | Устный опрос; |
118. | Пересказ текста «Тайное становится явным» на основе плана. | 1 | | | 26.04.2023 | Устный опрос; |
119. | Г. Остер «Будем знакомы». Особое отношение к героям юмористического текста. Признание индивидуальности каждого человека. | 1 | | | 28.04.2023 | Устный опрос; |
120. | Пересказ «Будем знакомы» на основе вопросов. | 1 | | | 02.05.2023 | Устный опрос; |
121. | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез». | 1 | | | 03.05.2023 | Тестирование; |
122. | Знакомство с названием раздела : «Литература зарубежных стран». Выставка книг. | 1 | | | 04.05.2023 | Фронтальный опрос; |
123. | Английские народные песенки. | 1 | | | 05.05.2023 | Устный опрос; |
124. | Американские и английские народные песенки песенки в переводе С.Маршака. | 1 | | | 08.05.2023 | Устный опрос; |
125. | Ш. Перро «Кот в сапогах». Герои зарубежных сказок. | 1 | | | 10.05.2023 | Устный опрос; |
126. | Ш. Перро "Кот в сапогах". Сравнение героев зарубежных и русских сказок. | 1 | | | 12.05.2023 | Устный опрос; |
127. | Ш. Перро «Кот в сапогах». Пересказ сказки. | 1 | | | 15.05.2023 | Фронтальный опрос; |
128. | Просмотр мультфильма на основе произведения. Формирование восприимчивости к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. | 1 | | | 16.05.2023 | Устный опрос; |
129. | Ш. Перро «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. | 1 | | | 17.05.2023 | Устный опрос; |
130. | Ш. Перро «Красная Шапочка». Составление плана для пересказа. | 1 | | | 19.05.2023 | Устный опрос; |
131. | Ш. Перро «Красная Шапочка». Творческий пересказ. | 1 | | | 22.05.2023 | Устный опрос; |
132. | Г. X. Андерсен «Огниво». Герои зарубежных сказок. Развитие стремления к самовыражению в разных видах художественной деятельности. | 1 | | | 23.05.2023 | Устный опрос; |
133. | Г. X. Андерсен «Огниво». Герои зарубежных сказок. Развитие стремления к самовыражению в разных видах художественной деятельности. | 1 | | | 24.05.2023 | Устный опрос; |
134. | Подготовка проекта «Мой любимый писатель- сказочник» | 1 | | | 26.05.2023 | Урок творческих работ; |
135. | Защита проекта «Мой любимый писатель- сказочник» | 1 | | | 29.05.2023 | Защита творческих работ; |
136. | Поговорим о самом главном. Французские и немецкие песенки. Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» | 1 | | | 30.05.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 0 | 0 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство«Просвещение»; Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.;;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Литературное чтение. Рабочие программы 1 – 4 классы: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина - М.: Просвещение, 2011
Поурочные разработки. 2 класс С.В.Кутявина М.:Просвещение, 2013
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.); русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.);
«Общий текст» (www. text. net. ru.) ttps://infourok.ru/prezentaciya-nedelya-detskoy-knigi-3658221.html
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Словари по русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Детские книги разных типов из круга детского чтения.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Персональный компьютер, интерактивная доска.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/ Рудникевич В.М./
«______» ______________ 2021г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО, рекомендовано к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 2021г.
Руководитель ШМО
_____________ /Чередова Е.Н.