Содержание учебного предмета
№ п/п | Тема | Содержание темы |
1 | Строение семян двудольных растений. | Строение семян. Лабораторная работа Изучение строения семян двудольных растений |
2 | Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. | Особенности строения семян однодольных растений Лабораторная работа Изучение строения семян однодольных растений |
3 | Зоны корня | Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. Лабораторная работа Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы |
4 | Условия произрастания и видоизменение корней. | Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня. Лабораторная работа Корневой чехлик и корневые волоски |
5 | Побег и почки. Рост и развитие побега. | Приспособления корней к условиям существования. Видоизменения корней |
6 | Внешнее строение листа. | Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега. Лабораторная работа Строение почек. Расположение почек на стебле |
7 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. | Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. Лабораторная работа Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение |
8 | Строение стебля. Многообразие стеблей. | Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. Лабораторные работы Строение кожицы листа Клеточное строение листа |
9 | Видоизменённые побеги. | Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа Внутреннее строение ветки дерева |
10 | Строение цветка. | Строение и функции видоизмененных побегов. Лабораторная работа Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) |
11 | Соцветия. | Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. Лабораторная работа Изучение строения цветка |
12 | Плоды и их классификация. | Виды соцветий. Значение соцветий. Ознакомление с различными видами соцветий |
13 | Распространение плодов и семян | Строение плодов. Классификация плодов. Ознакомление с сухими и сочными плодами Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения |
14 | Минеральное питание растений | Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды |
15 | Фотосинтез | Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле |
16 | Дыхание растений | Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза |
17 | Испарение воды растениями. Листопад Экскурсия «Зимние явления в жизни растений» | Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев |
18 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений. Передвижение веществ по побегу растения |
19 | Прорастание семян | Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков. Определение всхожести семян растений и их посев |
20 | Способы размножения растений | Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира |
21 | Размножение споровых растений | Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений |
22 | Размножение семенных растений | Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян |
23 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | Способы вегетативного размножения. Лабораторная работа Вегетативное размножение комнатных растений |
24 | Систематика растений | Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений |
25 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные |
26 | Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные | Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные |
27 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные | Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные |
28 | Важнейшие сельскохозяйственные растения Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте» | Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком |
29 | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе | Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе |
30 | Развитие и смена растительных сообществ | Смена растительных сообществ. Типы растительности. Экскурсия Природное сообщество и человек |
31 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
Тематическое планирование учебного предмета
- Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 с изменениями от 29 декабря 2014 года №1644, от 31.12.2015 №1577), примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» (Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013г.).
Рабочая программа опирается на УМК
1. Биология. 5-6 классы: учебн. для общеобразоват. организаций (В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г .С .Калинова, З. Г.Гапонюк) под ред.В.В.Пасечника. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019.
2. Биология. Индивидуально-групповая деятельность. Поурочные разработки. 5-6 классы: учебн. пособие для общеобразоват. организаций (В. В. Пасечник. -2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019.
№ п/п | Название раздела | Всего часов |
1. | Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 25 |
2. | Глава 2. Жизнедеятельность организмов | 10 |
| | |
| Итого | 35 |
Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Из них 14 лабораторных работ.
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ урока | Содержание учебного материала | Домашнее задание | Дата |
Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (25ч) | План | Факт |
1 | Строение семян двудольных растений. Л/р №1. «Изучение строение семян двудольных и однодольных растений». | §38 | 01.09 | |
2 | Виды корней и типы корневых систем | §39 | 08.09 | |
3 | Л/р № 2 «Строение корня» | §39 | 15.09 | |
4 | Л/р № 3«Виды корней. Типы корневых систем». | | 22.09 | |
5 | Видоизменения корней | §40 | 29.09 | |
6 | Побег и почки. | §41, с. 106 | 06.10 | |
7 | Л/р № 4«Строение почек. Расположение почек на стебле» | | 13.10 | |
8 | Строение стебля. Л/р № 5 «Внутреннее строение ветки дерева». | §42 | 20.10 | |
9 | Внешнее строение листа. | §43 | 27.10 | |
10 | Клеточное строение листа. Л/р №6 «Внутреннее строение листа» | §44 | 10.11 | |
11 | Л/р №7 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» | | 17.11 | |
12 | Видоизменённые побеги. Л/р № 8 «Строение клубня» | §45 | 24.11 | |
13 | Л/р №7 «Строение корневища, луковицы» | §45 | 01.12 | |
14 | Строение и разнообразие цветков. Л/р № 8 «Строение цветка» | §46 | 08.12 | |
15 | Соцветия. Л/р № 9 «Строение цветка. Различные виды соцветий» | §47 | 15.12 | |
16 | Плоды. Л/р № 10 «Классификация плодов» | §48 | 22.12 | |
17 | Обобщающий урок | Повтор. §38-48 | 12.01 | 09.01 |
18 | Размножение покрытосеменных растений | §49 | 19.01 | 16.01 |
19 | Классификация покрытосеменных растений | §50 | 26.01 | 23.01 |
20 | Класс Двудольные. Л/р№11 «Семейство Крестоцветные, Розоцветные» | §51, с.202-204 | 02.02 | 30.01 |
21 | Класс Двудольные. Л/р №12 « Семейство Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые (Бобовые)» | §51, с.204-209 | 09.02 | 06.02 |
22 | Класс Однодольные. Л/р №13 «Семейство Злаковые» | §52, с.210 - 211 | 16.02 | 13.02 |
23 | Класс Однодольные. Л/р №14 «Семейство Лилейные» | §52, с.213 - 215 | 02.03 | 20.02 |
24 | Многообразие живой природы. Охрана природы. | §53 | 09.03 | 27.02 |
25 | Обобщающий урок | Повтор. §49-53 | 16.03 | 06.03 |
Глава 2. Жизнедеятельность организмов(10ч ) |
26 | Минеральное питание растений | §29 | 23.03 | 13.03 |
27 | Питание бактерий, грибов и животных | §30 | 06.04 | 20.03 |
28 | Фотосинтез | §31 | 13.04 | 03.04 |
29 | Дыхание растений и животных | §32 | 20.04 | 10.04 |
30 | Передвижение веществ у растении | §33 | 27.04 | 17.04 |
31 | Передвижение веществ у животных | §34 | 04.05 | 24.04 |
32 | Размножение организмов и его значение | §36 | 11.05 | 15.05 |
33 | Рост и развитие – свойства живых организмов | §37 |
34 | Обобщающий урок | Повтор. §29-37 | 18.05 | 22.05 |
35 | Итоговый урок | | 25.05 | 29.05 |