СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Структура рабочей программы:


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса……………………….…3 стр.

2. Содержание учебного предмета, курса…………………………………………………… 5 стр.

3. Тематическое планирование с указанием часов на освоение каждой темы……………7 стр.





1. Планируемые результаты освоения основного предмета, курса


Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов

1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; 

2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни; 

3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности. 

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового курса биологии являются: 

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих; 

4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. 

Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии базового уровня являются: 

B познавательной (интеллектуальной) сфере

1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки; 

2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения 

энергии в экосистемах и биосфере); 

3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно- научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; 

4) приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов; 

5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой; 

6) решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); 

7) описание особей видов по морфологическому критерию; 

8) выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях; 

9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыш человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отборы, половое и бесполое размножения) и формулировка выводов на основе сравнения. 

B ценностно-ориентационной сфере

1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение человека и возникновение жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников; 

2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома). 

B сфере трудовой деятельности: овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов. 

B сфере физической деятельности: обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в окружающей среде. 








2. содержание учебного предмета, курса


9 класс



Биология. Введение в общую биологию


(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (3 часа)

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.

Демонстрацияи

Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

— свойства живого;

— методы исследования биологии;

— значение биологических знаний в современной жизни.

Обучающиеся должны иметь представление:

— о биологии, как науке о живой природе;

— о профессиях, связанных с биологией;

— об уровневой организации живой природы.

Раздел 1. Молекулярный уровень (11 часов)

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.

Демонстрация

Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.

Лабораторные и практические работы

№1 Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой

Предметные результаты:

Обучающиеся должны:

— знать состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;

— иметь первоначальные систематизированные представления о молекулярном уровне организации живого, о вирусах как неклеточных формах жизни;

— получить опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.


Раздел 2. Клеточный уровень (15 часов)

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.

Демонстрация

Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

2 Лабораторные и практические работы

Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

Предметные результаты

Обучающиеся должнызнать:

— основные методы изучения клетки;

— особенности строения клетки эукариот и прокариот;

— функции органоидов клетки;

— основные положения клеточной теории;

— химический состав клетки.

Обучающиеся должны иметь представление:

— о клеточном уровне организации живого;

— о клетке как структурной и функциональной единице жизни;

— об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки;

— о росте, развитии и жизненном цикле клеток;

— об особенностях митотического деления клетки.

Обучающиеся должны получить опыт:

— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения клеток живых организмов.


Раздел 3. Организменный уровень (13 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрация

Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

3Лабораторные и практические работы

Выявление изменчивости организмов. На примере растений и животных обитающих в Ипатовском районе.


Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

— сущность биогенетического закона;

— основные закономерности передачи наследственной информации;

— закономерности изменчивости;

— основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;

— особенности развития половых клеток.

Обучающиеся должны иметь представление:

— организменном уровне организации живого;

— о мейозе;

— об особенностях индивидуального развития организмов;

— об особенностях бесполого и полового размножения организмов;

— об оплодотворении и его биологической роли.

Тема 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)

Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация

Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

4 Лабораторные и практические работы

Изучение морфологического критерия вида. На примере растений и животных обитающих в Ипатовском районе.

Экскурсии

Причины многообразия видов в природе.


Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

— критерии вида и его популяционную структуру;

— экологические факторы и условия среды;

— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;

— движущие силы эволюции;

— пути достижения биологического прогресса.

Обучающиеся должны иметь представление:

— о популяционно-видовом уровне организации живого;

— о виде и его структуре;

— о влиянии экологических условий на организмы;

— о происхождении видов;

— о развитии эволюционных представлений;

— о синтетической теории эволюции;

— о популяции как элементарной единице эволюции;

— о микроэволюции;

— о механизмах видообразования;

— о макроэволюции и ее направлениях.

Обучающиеся должны получить опыт:

— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов.


Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часов)

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Фотографии экосистем окрестностей города Ипатово.

Экскурсии №1

Биогеоценоз.

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

— критерии вида и его популяционную структуру;

— экологические факторы и условия среды;

— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;

— движущие силы эволюции;

— пути достижения биологического прогресса.

Обучающиеся должны иметь представление:

— о популяционно-видовом уровне организации живого;

— о виде и его структуре;

— о влиянии экологических условий на организмы;

— о происхождении видов;

— о развитии эволюционных представлений;

— о синтетической теории эволюции;

— о популяции как элементарной единице эволюции;

— о микроэволюции;

— о механизмах видообразования;

— о макроэволюции и ее направлениях.

Обучающиеся должны получить опыт:

— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов.


Раздел 6.Биосферный уровень (12 часов)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования.

Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация

Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.

5 Лабораторные и практические работы

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Экскурсии №2

В краеведческий музей или на геологическое обнажение.

Экскурсия в районный музей.


Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

— основные гипотезы возникновения жизни на Земле;

— особенности антропогенного воздействие на биосферу;

— основы рационального природопользования;

— основные этапы развития жизни на Земле.

Обучающиеся должны иметь представление:

— о биосферном уровне организации живого;

— о средообразующей деятельности организмов;

— о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

— о круговороте веществ в биосфере;

— об эволюции биосферы;

— об экологических кризисах;

— о развитии представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;

— о доказательствах эволюции;

— о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Обучающиеся должны демонстрировать:

— знание основ экологической грамотности — оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.


Метапредметные результаты:

Обучающиеся должны уметь:

— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;

— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;

— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;

— формулировать выводы;

— устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и план-конспекты по результатам чтения;

— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

— использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;

— демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.

Личностные результаты обучения

Обучающиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— осознавать, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия.









3. Тематическое планирование

9 класс



№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

План

факт

Введение (3 часа)

1

Биология – наука о жизни

1




2

Методы исследования биологии

1




3

Сущность жизни и свойство живого

1





Глава 1. Молекулярный уровень (9 часов)

4

Молекулярный уровень: общая характеристика

1




5

Углеводы

1




6

Липиды

1




7

Состав и строение, функции белков

1




8

Нуклеиновые кислоты

1




9

АТФ и другие органические соединения

1




10

Биологические катализаторы

1




11

Вирусы

1




12

Обобщение и контроль знаний по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»

1




Глава 2. Клеточный уровень (14 часов)

13

Основные положения клеточной теории

1




14

Клеточная мембрана

1




15

Ядро. Хромосомный набор клетки

1




16

ЭПС. Рибосомы. Комплекс

1




17

Комплекс Гольджи. Лизосомы

1




18

Митохондрии. Пластиды

1




19

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

1




20

Различия и строении клеток прокариот и эукариот (подведение итога о строении клетки)

1




21

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

1




22

Энергетический обмен в клетке

1




23

Типы питания клетки. Фотосинтез. Хемосинтез

1




24

Синтез белков в клетке

1




25

Деление клетки. Митоз

1




26

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живого»

1




Глава 3. Организменный уровень (14 часов)

27

Размножение организмов. Бесполое размножение

1




28

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

1




29

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

1




30

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет

1




31

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

1




32

Дигибридное скрещивание

1




33

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана

1




34

Взаимодействие генов

1




35

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

1




36

Модификационная изменчивость. Норма реакции

1




37

Мутационная изменчивость

1




38

Основы селекции. Работы Вавилова Н. И.

1




39

Основные методы селекции растения, животных и микроорганизмов

1




40

Обобщение и контроль по теме: «Организменный уровень организации живого»

1




Глава 4. Популяционно-видовой уровень (2 часа)

41

Вид. Критерии вида

1




42

Популяция

1




Глава 5. Экосистемный уровень (5 часов)

43

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

1




44

Состав и структура сообщества

1




45

Потоки вещества и энергии в экосистеме

1




46

Продуктивность сообщества

1




47

Саморазвитие экосистем

1





Глава 6. Биосферный уровень (4 часа)

48

Биосфера. Среды жизни

1




49

Средообразующая деятельность организмов

1




50

Круговорот веществ в биосфере

1




51

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Биосферный уровень организации живого»

1




Глава 7. Основы учения об эволюции (9 часов)

52

Развитие эволюционного учения.

Ч. Дарвин

1




53

Изменчивость организмов

1




54

Борьба за существование и ее формы

1




55

Формы естественного отбора

1




56

Изолирующие механизмы

1




57

Видообразование

1




58

Макроэволюция

1




59

Основные закономерности эволюции

1




60

Семинар по теме: «Основы учения об эволюции»

1




Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов)

61

Гипотезы возникновения жизни

1




62

Развитие представлений о возникновении жизни

1




63

Основные этапы жизни на Земле

1




64

Развитие жизни в мезозое

1




65

Развитие жизни в кайнозое

1




66

Семинар по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1




67-68

Резервные уроки

1























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!