МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Брянской области
Управление образования администрации Брянского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Пальцовская средняя общеобразовательная школа
имени Фёдора Владимировича Журавлёва"
РАССМОТРЕНО на заседании МО начальных классов протокол № 1 "27"августа 2024 г. ______Пугачева Е.И. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УР ______Горякина И.В. "29" августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы _______Седакова Е.Н. Приказ № 58 "29" августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Мир профессий»
для обучающихся 1-4 классов
Пальцо 2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Мир профессий» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Мир профессий»
определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
формирование положительного отношения к труду и людям труда;
развитие интереса к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников;
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На курс внеурочной деятельности «Мир профессий» в начальных классах отводится 34 часа в год, из расчета 1 часа в неделю (34 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение в мир профессий.
Какие профессии ты знаешь? Мир интересных профессий. Чем пахнут ремесла? Кем я хочу стать?
Раздел 2. Профессии в школе.
Профессия - учитель. Проблемная ситуация: каким должен быть учитель?
Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему «Школа»
Профессия библиотекарь. Посещение школьной библиотеки, выбор литературных произведений, чтение детских журналов. Игра «Знающий библиотекарь».
Раздел 3. Знакомство с различными профессиями.
Знакомство с профессиями: продавец, парикмахер, повар, почтальон, врач, художник.
Раздел 4. Проект «Азбука профессий».
Коллективная работа: составление проекта «Азбука профессий».
Раздел 5. Профессия моих родителей.
Защита мини-проектов «Профессия моих родителей».
Итоговые занятия.
Викторина «Что мы узнали?»
Конкурсная программа «Все профессии важны, все профессии нужны!»
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение курса внеурочной деятельности «Мир профессий» в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса внеурочной деятельности «Мир профессий» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданского воспитания:
- сознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее.
Патриотического воспитание:
- интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Духовно-нравственного воспитания:
- сознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к людям.
Трудового воспитания:
- Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
- овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметными результатами курса внеурочной деятельности «Мир профессий» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у детей будет сформировано:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (34 ЧАСА)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы | По программе | Фактическая |
Введение в мир профессий | 4 | | | | | |
1 | Какие профессии ты знаешь? | 1 | | | | | http://rodn-i-k.narod.ru/asb_prof.htm |
2 | Мир интересных профессий. | 1 | | | | | http://rodn-i-k.narod.ru/asb_prof.htm |
3 | Чем пахнут ремесла? | 1 | | | | | |
4 | Кем я хочу стать? | 1 | | | | | |
Профессии в школе | 2 | | | | | |
5 | Профессия – учитель. | 1 | | | | | http://ntagil.uralstudent.ru/professii/ |
6 | Профессия -библиотекарь. | 1 | | | | | http://ntagil.uralstudent.ru/professii/ |
Знакомство с различными профессиями | 12 | | | | | |
7 | Продавец. | 1 | | | | | http://ntagil.uralstudent.ru/professii/ |
8 | Продавец. Экскурсия в магазин | 1 | | | | | http://ntagil.uralstudent.ru/professii/ |
9 | Парикмахер. | 1 | | | | | http://ntagil.uralstudent.ru/professii/ |
10 | Парикмахер. Экскурсия в парикмахерскую. | 1 | | | | | http://ntagil.uralstudent.ru/professii/ |
11 | Повар. | 1 | | | | | http://ntagil.uralstudent.ru/professii/ |
12 | Повар. Экскурсия в школьную столовую. | 1 | | | | | http://ntagil.uralstudent.ru/professii/ |
13 | Почтальон. | 1 | | | | | http://ntagil.uralstudent.ru/professii/ |
14 | Почтальон. Экскурсия на почту. | 1 | | | | | http://ntagil.uralstudent.ru/professii/ |
15 | Врач. | 1 | | | | | http://ntagil.uralstudent.ru/professii/ |
16 | Врач. Встреча с медицинским работником. | 1 | | | | | http://ntagil.uralstudent.ru/professii/ |
17 | Художник. | 1 | | | | | http://ntagil.uralstudent.ru/professii/ |
18 | Художник. Конкурс рисунков. | 1 | | | | | http://ntagil.uralstudent.ru/professii/ |
Проект «Азбука профессий» | 10 | | | | | |
19 | Книги о профессиях. | 1 | | | | | http://www.proforientator.ru/profession |
20 | Организационное занятие. Предъявление заданий группам. | 1 | | | | | http://www.proforientator.ru/profession |
21 | Представление мини-проектов на буквы А-Д. | 1 | | | | | http://www.proforientator.ru/profession |
22 | Представление мини-проектов на буквы А-Д. | 1 | | | | | http://www.proforientator.ru/profession |
23 | Представление мини-проектов на буквы Е-К. | 1 | | | | | |
24 | Представление мини-проектов на буквы Л-Р. | 1 | | | | | http://www.proforientator.ru/profession |
25 | Представление мини-проектов на буквы Л-Р. | 1 | | | | | http://www.proforientator.ru/profession |
26 | Представление мини-проектов на буквы С-Я. | 1 | | | | | http://www.proforientator.ru/profession |
27 | Представление мини-проектов на буквы С-Я. | 1 | | | | | http://www.proforientator.ru/profession |
28 | Оформление результатов проекта. | 1 | | | | | http://www.proforientator.ru/profession |
Профессия моих родителей | 3 | | | | | |
29 | Кем работают мои родители? | 1 | | | | | http://www.proforientator.ru/profession |
30 | Кем работают мои родители? | 1 | | | | | |
31 | Встреча с родителями. | 1 | | | | | |
Итоговые занятия | 3 | | | | | |
32 | Викторина «Что мы узнали?» | 1 | | | | | https://www.rabotka.ru/infoworker/ |
33 | Конкурсная программа «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 | | | | | |
34 | Конкурсная программа с выставкой рисунков «Многообразие профессий» | 1 | | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://ntagil.uralstudent.ru/professii/
https://www.rabotka.ru/infoworker/