СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д.И.  Рокотова, В.А.  Самкова. Биология. 5 класс. Издательство «Академкнига» /Учебник/, 2015. Обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, (всего 35 часов).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе авторской программы по предмету «Биология» к линии учебников для 5–9 классов В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой, В.И. Лапшиной, А.М. Шереметьевой, В.А. Дубынина Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д.И.  Рокотова, В.А.  Самкова. Биология. 5 класс. Издательство «Академкнига» /Учебник/, 2015. (1.2.4.2.7.1)

Обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, (всего 35 часов). Контрольных работ – 4, Лабораторно-практических – 4, Экскурсий – 1.

Авторская рабочая программа рассчитана на 30 часов, 5 часов резервного времени. Внесены изменения в рабочую программу, где из резервного времени взят:

  1. 1 час перенесен в Тема 1. Человек изучает живую природу

  2. 1 час перенесен в Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни»

  3. 1 час перенесен в Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое

  4. 1 час перенесен в Тема 3. Экскурсия в краеведческий музей.

  5. 1час перенесен в Тему 4. Человек и разнообразие жизни на Земле

Итого на изучение материала отведено 35 часа.

Основной формой итогового и промежуточного контроля в соответствии с учебным планом является защита проектов.

Темы проектных и исследовательских работ для 5 класса

  1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».

  2. Наблюдение за птицами (индивидуальная работа).

  3. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография (выставка, групповой проект).

  4. Составление паспорта дерева.

  5. Периодические явления в живой природе (групповой проект).

  6. Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины», «Азбука экологической культуры» и др.

Календарно-тематическое планирование.

Тема, раздел

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Человек изучает живую природу

8

3

По ступеням «Лестницы жизни»

14

4

Жизнь на Земле — явление космическое

7

5

Человек и разнообразие жизни на Земле

5

6

Итого

70













СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, РЕАЛИЗУЕМОЕ
С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНИКА «БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС»

(35ч, 1ч в неделю)

Введение (1ч)

Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.

Тема 1. Человек изучает живую природу (8ч)

Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.

Естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.

Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.

Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.

Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.

Лабораторные и практические работы

  1. знакомство с оборудованием для научных исследований

  2. Опыт с элодеей (работа в группе).

  3. Измеряем рост (работа в группе).

Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14ч)

Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.

Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах.

«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.

Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консу- менты, редуценты. Круговорот веществ.

Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.

Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.

Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.

Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.

Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.

Лабораторные и практические работы

Изучаем кожу (индивидуальная работа).

Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (7 ч)

Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.

Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.

Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.

Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.

Демонстрация

Репродукции картин 3. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).

Экскурсии

Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (5 ч)

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.

Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.

Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.

Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.

Демонстрация

Изображения животных, вымерших за последние 200- 300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП.

Ученик (выпускник) научится:

  • основным характеристикам методов научного познания и их роль в изучении природы;

  • принципам современной классификации живой природы;

  • получит знания о клеточном строение живых организмов;

  • получит знания об основных свойствах живых организмов;

  • изучит типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

  • познакомится с приспособлениями организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;

  • правилам поведения в природе;

  • какое влияние оказывает человек на природу.

Ученик (выпускник) получит возможность научится:

  • работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

  • проводить наблюдения и описания природных объектов;

  • составлять план простейшего исследования;

  • сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование линии УМК (учебно-методических комплексов) по биологии с 5 класс.

  1. Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: учебник. (1.2.4.2.7.1)

  2. Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь.

  3. Лапшина В.И. Биология. 5 класс: методическое пособие.













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В теме

Урока

Содержание материала (тема урока)

Вид (тип) урока

Дата

Оборудование

Примечание

Факт

План

ВВЕДЕНИЕ (1 часа)

Величайшее чудо на планете

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация, Таблица «Разнообразие живых организмов»


Тема 1. Человек изучает живую природу (8ч)

1

В поиске ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Биология — наука для всех

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Какие научные методы используют биологи?

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Наблюдение и эксперимент в биологии

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


С какой целью в биологии используется моделирование?

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Какое оборудование необходимо биологу?

Изучение нового материала



Компьютер, проектор, презентация


Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Контрольно-обобщающий урок по теме №1

Контрольно-обобщающий урок





Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14ч)

«Невозмутимый строй во всём», или что такое система?

Изучение нового материала



Компьютер, проектор, презентация


Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Экосистемы — живая мозаика планеты

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Вид — единица живого мира

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Популяция — это «население»

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Организм, особь, индивид

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


«Нити жизни»: организм в окружающей среде

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Как растут и развиваются организмы?

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Путешествие в мир клетки.

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Из каких тканей «сотканы» живые организмы?

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


На границе живого и неживого: вирусы.

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Контрольно-обобщающий урок по теме №2

Промежуточный контроль

Контрольно-обобщающий урок





Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (7 ч)

По страницам истории жизни

Изучение нового материала



Компьютер, проектор, презентация


Следы былых биосфер: как учёные узнают прошлом Земли

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Происхождение человека: три взгляда на одну проблему

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия



Компьютер, проектор, презентация


Человек разумный — один из миллионов видоворганизмов

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Контрольно-обобщающий урок по теме №3

Контрольно-обобщающий урок





Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (4 ч)

Что такое «биологическое разнообразие"?

Изучение нового материала



Компьютер, проектор, презентация


Какая среда необходима человеку?

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие?

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Кто отвечает за Землю?

Комбинированный



Компьютер, проектор, презентация


Контрольно-обобщающий урок по теме №4

Контрольно-обобщающий урок



Компьютер, проектор, презентация







Рассмотрено и принято МО (ЦШМО)

От____________________________

Руководитель МО: __________________________

/ Плюхина Ю.Г./



Согласовано

От____________________

Зам.директора по УВР

____________________

/Колбасова Л.Г./

Утверждаю.

Приказ №_____________

от__________

Директор школы

_____________________

/Панькевич С.В./



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стекляннорадицкое средняя общеобразовательная школа»











Рабочая программа ООО

Биология

5 класс





















Автор программы: учитель биологии Сусоев А.Н.













2018-2019




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей