Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, образовательной программы ООП НОО МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа» на 2018 - 2019 учебный год; примерной программы по предмету «Литературное чтение», авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, В.Г. Головановой «Литературное чтение» УМК «Школа России»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания:
Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
вого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- жанры литературных произведений (сказка и рассказ, стихотворение и басня) и произведений фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка);
- наизусть 8 – 10 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы.
- осознанно читать вслух (темп чтения – ориентировочно не менее 50 слов минуту) или «про себя» (ориентировочно 55-65 слов минуту);
- делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять простой план произведения;
- различать элементы книги: обложку, оглавление, титульный лист, иллюстрацию, аннотацию.
Основные содержательные линии «Литературного чтения» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 11 разделами: «Устное народное творчество», «Люблю природу русскую! Осень», «Русские писатели», «О братьях наших меньших», «Из детских журналов», «Люблю природу русскую. Зима», «Писатели детям», «Я и мои друзья», «Люблю природу русскую. Весна», «И в шутку и всерьёз», «Литература зарубежных стран», а также часами внеклассного чтения.
№п/п | дата | Тема урока | Примечание (Вид контроля) | Домашнее задание |
Вводный урок по курсу литературного чтения ( 1 час) 1-я часть |
1 | 03.09 | Введение. Знакомство с учебником. | | Принести книгу, прочитанную летом |
Самое великое чудо на свете ( 4 часа) |
2 | 04.09 | Игра «Крестики-нолики» | Текущий. | Подобрать пословицы о книге |
3 | 05.09 | Самое великое чудо на свете | Текущий. | Сходить в библиотеку. Узнать, какие книгитам можно найти. Подготовить рассказ о том, как вы искали книгу. |
4 | 06.09 | Библиотеки | Проект | Сходить в библиотеку, узнать о старинных книгах. |
5 | 07.09 | Вн.чтение. Книги прочитанные летом. | | Русские народные сказки. |
6 | 10.09 | Книги | Заучивание наизусть | Выучить стихотворение Р.Сефа |
Устное народное творчество ( 15 часов ) |
7 | 11.09 | Устное народное творчество | Текущий. | Выписать в рабочую тетрадь несколько пословиц о трудолюбии. |
8 | 12.09 | Русские народные песни | Коллективная драма тизация. | Выучить любую песню, нарисовать иллюстрацию. |
9 | 13.09 | Русские народные потешки и прибаутки | Фронтальный | Подготовить выразительное чтение птешек и прибауток. Найти другие. |
10 | 14.09 | Вн.чтение. Русские народные сказки. | | Сказки народов мира: «Колосок», «Легкий хлеб», «Три дочери». |
11 | 17.09 | Скороговорки, считалки, небылицы | Сочинение небылиц. | Подготовить выразительное чтене считалок и небылиц. |
12 | 18.09 | Загадки, пословицы, поговорки | Сочинение загадок. Аукцион загадок. | Прочитать загадки и запомнить их. |
СКАЗКИ |
13 | 19.09 | Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…» | Текущий. | Выучить стихотворение Ю. Мориц. |
14 | 20.09 | Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | Пересказ по картинному плану. | Подготовить пересказ сказки «Петушок и бобовое зернышко» |
15 | 21.09 | Вн.чтение. Сказки народов мира. | | Сказки Андерсена «Свинопас», «Дюймовочка». |
16 | 24.09 | Сказка «У страха глаза велики» | Пересказ по готовому плану | Прочитать сказку «У страха глаза велики» Выполнить задания 6-7 учебника на с.38 |
17 | 25.09 | Сказка «Лиса и тетерев» | Чтение по ролям. | Подготовить выразительное чтение сказки. |
18 | 26.09 | Сказка «Лиса и журавль» | Чтение по ролям. | Подготовить выразительное чтение скаки. Нарисовать иллюстрацию к ней. |
19 | 27.09 | Сказка «Каша из топора» | Чтение по ролям. | Подготовиться к чтению сказки по ролям. |
20 | 28.09 | Вн.чтение. Сказки Г.Х.Андерсена. | | В.Бианки «Плавунчик», «Кто чем поет»., «Красная горка» |
21 | 01.10 | Сказка «Гуси-лебеди» | Выборочное чтение. | Перечитать сказку. Подготовить безошибочное чтение. |
22 | 02.10 | Сказка «Гуси-лебеди» | Пересказ | Сделать рисунок и подготовить пересказ сказки. |
23 | 03.10 | Викторина по сказкам | Викторина по сказкам | |
24 | 04.10 | КВН «Обожаемые сказки» | Итоговый тест | |
25 | 05.10 | Вн.чтение. Рассказы и сказки В.Бианки. | | В.Дуров «Обезьяна Мимус», «Слон Беби», «Повесть о Дурове». |
Люблю природу русскую. Осень. ( 8 ч ) |
26. | 08.10 | Люблю природу русскую. Осень. | Текущий. | Составить рассказ на тему «За что я люблю осень». |
27 | 09.10 | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | Чтение наизусть | Выучить стихотворение Ф. Тютчева. |
28 | 10.10 | К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…» | Текущий. | Выучить понравившееся стихотворение. |
29 | 11.10 | А.Фет «Ласточки пропали…» | Текущий. | Выучить стихотворение. |
30 | 12.10 | Вн.чтение. Рассказы о дрессированных животных | | Б.Житков «Мангуста», «Как слон спас хозяина от тигра», «Про слона». |
31 | 15.10 | Осенние листья – тема для поэтов. | Словесное рисование. | Подготовить выразительное чтение стихотворений с.72-75 |
32 | 16.10 | В.Берестов «Хитрые грибы» | Текущий. | Подготовить выразительное чтение стихотворений с.76 |
33 | 17.10 | М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» | Текущий. Работа в паре | Повторить произведения изученного раздела. Сделать рисунок на тему осень. |
34 | 18.10 | Обобщение по разделу «Люблю при роду русскую. Осень». Проверим себя и оценим свои достижения. | Итоговый тест | |
35 | 19.10 | Вн.чтение. Рассказы Б.Житкова. | | Н.Сладков «Лиса-плясунья», »Всему свое время». |
Русские писатели ( 14 часов) |
36 | 22.10 | А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | Словесное описание. Чтение наизусть. | Выучить отрывок из произведения «У лукоморья дуб зеленый» |
37 | 23.10 | Стихи А. С. Пушкина. | Словесное рисование | Выучить любое понравившееся стихотворени. |
38 | 24.10 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки | Текущий. | Дочитать сказку. Перечитать сказку. |
39 | 25.10 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Выборочное чтение. |
40 | 26.10 | Вн.чтение. Рассказы Н. Сладкова о природе | | В.Сутеев «Яблоко», «Мешок яблок», «Елка». |
41 | | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Характеристика героев. | Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку. |
42 | | Обобщение по теме «Сказки Пушкина» | Текущий. | Выучить понравившийся отрывок из сказки |
43 | | И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | Выразительное чтение. | Подготовит выразительное чтение басни. |
44 | | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | Чтение по ролям. | Подготовить выразительное чтение басни |
45 | | Вн.чтение. Сказки В. Сутеева | | Б.Заходер « Стихи и сказки». |
46 | | Л. Толстой «Старый дед и внучек» | Составление рассказа о своей семье. | Составить рассказ о своей семье. |
47 | | Л. Толстой «Филипок » | Текущий. | Перечитать текст. Выполнить задание 8 на с.123. |
48 | | Л. Толстой «Филипок » | Творческий пересказ. |
49 | | Л. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже» | Пересказ по плану. Характеристика героя | Подготовить рассказ о своем любимце или пересказ рассказа «Котенок». |
50 | | Вн.чтение. Б.Заходер. Стихи и сказки. | | Б.Заходер переводы: «Питер Пэн, или Мальчик, который не хотел расти», «Мери Поппинс», « Винни-Пух и все-все-все». |
51 | | Весёлые стихи | Текущий. Работа в паре. | Повторить произведения изученного раздела. |
52 | | Обобщение по разделу «Русские писатели» Проверим себя и оценим свои достижения. | Тест. | Выполнить задание 9 на с.124. |
О братьях наших меньших (12 часов) |
53 | | О братьях наших меньших | Текущий. | Принести любимую книгу по данному разделу. |
54 | | Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» | Выразительное чтение. Сочинение концовки. | Подготовить выразительное чтение стихотворений. |
55 | | Вн.чтение. Б.Заходер - переводчик | | Н.Носов «Заплатка», «Находчивость». «Замазка». |
56 | | В.Берестов «Кошкин щенок» | Фронтальный | Найти и подготовить пересказ истории, когда животные воспитывали не своих детенышей. |
57 | | Домашние животные | Составление устного рассказа о своём питомце. | Подготовить выразительное чтение любого интересного стихотворения о животных. |
58 | | М.Пришвин «Ребята и утята» | Выборочное чтение. | Подготовить выразительное чтение рассказа. Подготовить пересказ текста от имени ребят. |
59 | | М.Пришвин «Ребята и утята» | Пересказ по плану |
60 | | Вн.чтение. Рассказы Н.Носова | | Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» |
61 | | Е Чарушин «Страшный рассказ» | Ответы на вопросы. | Подготовить рассказ о еже. Задание 10 на с. 155. |
62 | | Е Чарушин «Страшный рассказ» | Составление плана и пересказ. |
63 | | Б.Житков «Храбрый утёнок» | Составление картинного плана. | Задание 4 на с.141. |
64 | | В.Бианки «Музыкант» | Пересказ по вопросам. | Пересказ текста. Задание 7 на с.145. |
65 | | Вн.чтение. Роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» | | Читать роман-сказку «Приключения Незнайки и его друзей» |
66 | | В.Бианки «Сова» | Выразительное чтение по ролям. | Составить рассказ по рисункам на с.151. |
67 | | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Проверим себя и оценим свои достижения. | Тест. | Задание на с. 151. |
Из детских журналов ( 9 ч) |
68 | | Из детских журналов | Текущий. | Подготовить рассказ о любимом журнале. |
69. | | Д.Хармс «Игра» | Выразительное чтение. | Подготовить выразительное чтение стихотворения. Найти другие стихи Хармса. |
70 | | Вн.чтение. Роман-сказка «Приключения незнайки и его друзей» | | Е.Пермяк «Хитрый коврик», «Про два колеса», «Пичугин мост», «Смородинка». |
71 | | Д.Хармс «Вы знаете?...» | Чтение по ролям. | Подготовить выразительное чтение стихотворения. |
72 | | Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи» | Выразительное чтение. | Подготовить выразительное чтение стихотворений. |
73 | | Д.Хармс «Что это было?» | Чтение наизусть. | Подготовить выразительное чтение стихотворений. |
74 | | Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | Составление вопросов к стихотворению | Подготовить выразительное чтение стихотворений. Выучить понравившееся. |
75 | | Вн.чтение. Рассказы и сказки Е.Пермяка | | Е.Пермяк «Иголкины братья», «Некрасивая ёлка», «Про нос и глаза». |
76 | | Ю.Владимиров «Чудаки» | Чтение наизусть. | Подготовить выразительное чтение стихотворения, выучить понравившееся. |
77 | | А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» | Выразительное чтение. | Повторить произведения изученного раздела. |
78 | | Обобщение по разделу «Из детских журналов». Проверим себя и оценим свои достижения. | Проект « Детский журнал» | |
Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч) |
79 | | Люблю природу русскую. Зима | Словесное рисование. Иллюстрирование | Приготовить народные приметы на зимнюю тему. |
80 | | Вн.чтение. Рассказы и сказки Е.Пермака | | В.Даль «Девочка-снегурочка», «Лиса-лапотница». |
81 | | Стихи о первом снеге | Чтение наизусть. | Выучить понравившиеся строки, придумать рассказ о первом снеге (з.4,5 на с.193) |
82 | | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою» | Выразительное чтение. | Подготовить выразительное чтение стихотворения. |
83 | | С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» | Чтение наизусть (по выбору). | Выучить стихотворение «Береза». |
84 | | Сказка «Два Мороза» | Пересказ сказки. | Прочитать сказку. выполнить задание5. |
85 | | Вн.чтение. Рассказы и сказки В. Даля | | «Старик-годовик» - В.Даль |
86 | | С.Михалков «Новогодняя быль» | Творческий пересказ. | Подготовить пересказ сказки от лица Ёлочки. |
87 | | А.Барто «Дело было в январе» | Выразительное чтение. Иллюстрирование | Повторить произведения изученного раздела. |
88 | | Обобщение по разделу «Люблю при роду русскую Зима». Проверим себя и оценим свои достижения. | Тест. | Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению. |
89. | | Игра «Поле чудес» | | |
90 | | Вн.чтение. Рассказы и сказки В. Даля | | К. Чуковский. Сказки |
Писатели детям ( 17 ч) 2-я часть |
91 | | Писатели - детям | Текущий. | Приготовить рассказ о Чуковском. |
92 | | К.Чуковский «Путаница» | Сочинение небылиц. | Выучить отрывок из произведения. Нарисовать иллюстрацию. |
93 | | К.Чуковский «Радость» | Чтение наизусть | Выучить стихотворение «Радость». Читать книги Чуковского. |
94 | | К.Чуковский «Федорино горе» | Выразительное чтение. | Подготовить выразительное чтение сказки. |
95 | | Вн.чтение. В гостях у дедушки Корнея | | С.Маршак. « Вот какой рассеянный», «Почта», «Сказка про глупого мышонка» |
96 | | К. Чуковский «Федорино горе» | Текущий. | Выучить отрывок из сказки. Нарисовать иллюстрацию. |
97 | | С.Маршак «Кот и лодыри» | Выразительное чтение. | Подготовить выразительное чтение любого произведения. |
98 | | С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли» | Выразительное чтение. | Выразительное чтение стихотворения. |
99 | | С.Михалков «Мой щенок» | Текущий. | Составить рассказ о домашнем питомце. |
100 | | Вн.чтение. Творчество С.Маршака | | Стихи А.Барто |
101 | | А. Барто «Верёвочка» | Чтение наизусть. | Выразительное чтение сихотворения. |
102 | | А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу» | Текущий. | Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение. |
103 | | А.Барто «Вовка добрая душа» | Текущий. | Выучить или подготовить выразительное чтение. |
104 | | Н.Носов «Затейники» | Пересказ по плану. | Придумать рассказ «Самая страшная история» |
105 | | Вн.чтение. Творчество А.Барто | | Н.Носов «Незнайка на луне» |
106 | | Н.Носов «Живая шляпа» | Выразительное чтение. | Подготовить выразительное, безошибочное чтение. |
107 | | Н.Носов «Живая шляпа» | Пересказ | Подготовить краткий перескасказтекста. |
108 | | Н.Носов «На горке» | Выразительное чтение. Пересказ. | Подготовить выразительное чтение. Повторить произведения, изученные в данном разделе. |
109 | | Н.Носов «На горке» |
110 | | Вн.чтение. Герои-коротышки Н.Носова | | Рассказы о детях В.Осеевой |
111 | | Обобщение по разделу «Писатели - детям». Проверим себя и оценим свои достижения. | Итоговый. | Выучить и научить произносить скороговорки без ошибок скороговорки на с. 66-67. |
Я и мои друзья ( 10 ч) |
112 | | Я и мои друзья | Чтение наизусть. | Подготовить рассказ о своём друге. |
113 | | Стихи о дружбе и обидах | Выразительное чтение. | Задание4 на с.76. подготовить выразительное чтение стихотворений. |
114 | | Н.Булгаков «Анна, не грусти» | Выразительное чтение и пересказ. | Подготовить пересказ текста. |
115 | | Вн.чтение. Рассказы В. Осеевой о детях | | Н.Артюхова. Рассказы о детях. |
116 | | Ю.Ермолаев «Два пирожных» | Написать сочинение о своём друге. | Составить рассказ о том, как вы общаетесь с мамой. |
117 | | В.Осеева «Волшебное слово» | Выразительное чтение и пересказ. | Перечитать рассказ. Составит рассказ «Моя семья». |
118 | | В.Осеева «Волшебное слово» |
119 | | В.Осеева «Хорошее» | Чтение по ролям | Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению, подготовить комментарий. |
120 | | Вн.чтение. Рассказы о детях Н.Артюховой, Л.Воронковой | | Рассказы о детях |
121 | | В.Осеева «Почему?» | Выразительное чтение и пересказ. | Подготовить чтение без ошибок. Задание2 на с.103. |
122 | | В.Осеева «Почему?» |
123 | | Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Проверим себя и оценим свои достижения. | Тест. | Написать сочинение на тему «Я и мои друзья» |
Люблю природу русскую. Весна ( 10 ч) |
124. | | Люблю природу русскую. Весна | Текущий. | Придумать и записать загадку на весеннюю тему. |
125 | | Вн.чтение. М. Горький «Воробьишко» | | М.Горький «Миша», «Самовар» |
126 | | Стихи Ф.Тютчева о весне | Чтение наизусть (по выбору) | Выучить любое по выбору стихотворение. |
127 | | Стихи А.Плещеева о весне | Выучить любое стихотворение. |
128 | | А.Блок «На лугу» | Выразительное чтение. | Подготовить выразительное чтение стихотворения. |
129 | | С.Маршак «Снег теперь уже не тот…» | Выразительное чтение стих-ния. |
130 | | Вн.чтение. М. Горький. Рассказы, вошедшие в круг детского чтения | | Стихи К.Бальмонта |
131 | | И.Бунин «Матери» | Текущий. | Выучить стихотворение о маме или о бабушке. |
132 | | А.Плещеев «В бурю» | Текущий. | Выразительное чтение стих-ния. |
133 | | Е. Благинина «Посидим в тишине» | Текущий. | Подготовить рассказ о маме, вставить пословицу. |
134 | | Э.Мошковская «Я маму мою обидел» | Текущий. | Подготовить выразительное чтение стих-я. Повторить произведения всего раздела. |
135 | | Вн.чтение. Творчество К.Бальмонта | | Стихи русских поэтов о природе |
136 | | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Проверим себя и оценим свои достижения. | Проект | |
И в шутку и всерьёз ( 14 ч ) |
137 | | И в шутку и всерьёз | Текущий. Работа в паре. | Подготовить веселую историю из жизни детей. |
138 | | Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | Выразительное чтение. Чтение по ролям. | Выразительное чтение. нарисовать то, что красивее всего. |
139 | | Б.Заходер. Песенка Винни-Пуха | Чтение наизусть. | Выразительное чтение ворчалки. |
140 | | Вн.чтение. Русская природа в творчестве поэтов19 века. | | А.Усачев. Стихи. |
141 | | Б.Заходер Песенка Винни-Пуха | | Выучить любую песенку Винни-Пуха. |
142 | | Э.Успенский «Чебурашка» | Выразительное чтение. | Перечитать сказку о Чебурашке. |
143 | | Э.Успенский «Чебурашка», «Если бы я был девчонкой…» | Пересказ. | Выразительное чтение. рассказ о том, как в вашей семье заботятся о маме. |
144 | | Стихи Э.Успенского | Текущий. Индивидуаль ная работа. | Выучить стихотворение по выбору. |
145 | | Вн.чтение. Профессор АУ. Шуточные стихи А. Усачева | | А.Гайдар. Рассказы |
146 | | Стихи В.Берестова | Выразительное чтение | Задание на с.150. красиво оформить. |
147 | | Стихи И.Токмаковой | Текущий. Индивидуаль ная работа. | Выучить стихотворение по выбору. |
148 | | Г.Остер «Будем знакомы» | Чтение по ролям. Текущий. Групповая работа. | Выразительное чтение сказки. Найти книгу Г.Остера «Вредные советы», подготовить выразительное чтение одного из них. |
149 | | Г.Остер «Будем знакомы» |
150 | | Вн.чтение. А.Гайдар «Совесть» | | Подготовить сообщение о понравившихся произведениях. |
151 | | В.Драгунский «Тайное становится явным» | Текущий. Фронталь ная работа. | Перечитать рассказ, разделить его на смысловые части. Читать рассказы Драгунского. |
152. | | В.Драгунский «Тайное становится явным» | Пересказ по плану |
153 | | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». Проверим себя и оценим свои достижения. | Текущий. Групповая работа. | Нарисовать иллюстрацию к любимому произведению. |
154 | | Комплексная итоговая работа | | |
155 | | Вн.чтение. Любимые книги (игровая программа) | | Б. Гримм. Сказки. |
Литература зарубежных стран ( 12 ч) |
156 | | Литература зарубежных стран | Текущий. | Сделать подборку книг по теме. |
157 | | Американская и английские народные песенки | Выразительное чтение и чтение наизусть. Работа в паре. | Выразительное чтение песенок. |
158 | | Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети» | Выучить песенку по выбору, сделать иллюстрацию. |
159 | | Ш.Перро «Кот в сапогах» | Выразительное чтение. Работа в паре. | Выразительное чтение сказки. |
160 | | Вн.чтение. Сказки братьев Гримм | | Ш. Перро. Сказки. |
161 | | Ш.Перро «Кот в сапогах» | Пересказ. | Пересказ сказки. |
162 | | Ш.Перро «Красная Шапочка» | Чтение по ролям. | Выразительное чтение сказки. |
163 | | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» | Выразительное чтение. | Краткий пересказ сказки. |
164 | | Э.Хогарт «Мафин и паук» | Выразительное чтение. | Прочитать сказку, знать содержание. |
165 | | Вн.чтение. Сказки Ш. Перро (игровая программа) | | Прочитать сказку зарубежного писателя по выбору. |
166 | | Э.Хогарт «Мафин и паук» | Пересказ по плану. | Повторить произведения по разделу. |
167 | | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Проверим себя и оценим свои достижения. | Итоговый. | Выразительное чтение стих-ний. |
168 | | КВН «Цветик-семицветик» | | |
169 | | Резервный: повторение пройденного | | |
170 | | Вн.чтение.. Итоговое занятие. Задания на лето. | | |