Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ивотская средняя общеобразовательная школа
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на МО «Утверждаю»
и рекомендовано к утверждению» Директор МАОУ Ивотской СОШ
Руководитель ШМО ______ Гуревич Н. О. _______________ Ефремова Л. В.
Протокол №___от «___»______________г. Приказ № ___ от «___»____________г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
для 5-а, 5-б, 5-в классов
учителя обществознания
Составитель:
Киреева Марина Александровна
п.Ивот
2018г.
Планируемые результаты изучения
учебного предмета
Изучение предмета «Обществознание» в 5 классе согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования направлено на достижение определенных результатов обучения.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ответственное отношение к учению;
- умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать структуру общества;
у учащихся могут быть сформированы:
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями;
- понимание о культурном многообразии мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
учащиеся научатся:
- владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следованиям этических норм и правил ведения диалога;
- решать творческие задачи;
- представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.);
- использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
учащиеся получат возможность научиться:
- активно применять знания и приобретенные умения, освоенные в школе и в повседневной жизни;
- продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме; сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
- основам межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные:
учащиеся научатся:
- представлениям об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- ключевым понятиям об основных социальных объектах; умению объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
- знаниям, умениям и ценностным установкам, необходимым для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- основным нравственным и правовым понятиям, нормам и правилам, пониманию их ролей как решающих регуляторов общественной жизни; умению применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установке на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- знаниям об особенностях труда как одного из основных видов деятельности человека, основным требованиям трудовой этики в современном обществе, правовым нормам, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
учащиеся получат возможность научиться:
- понимать о значении трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимать специфику познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимать роль искусства в становлении личности и в жизни общества;
- определять признаки коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимать язык массовой социально-политической коммуникации, позволяющий осознанно воспринимать соответствующую информацию; уметь различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимать значение коммуникации в межличностном общении;
- взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- отдельным приёмам и техникам преодоления конфликта;
- ценностным ориентирам, основанным на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Содержание учебного предмета
Вводный урок (1 час)
Глава I. Человек (2 часа)
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека.
Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных, наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и младшими по возрасту партнёрами.
Глава II. Семья (3 часа)
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.
Глава III. Школа (4 часа)
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Школа в жизни человека и общества. «Век живи век учись». Учись учиться. Мои соученики (одноклассники).
Глава IV. Труд (2 часа)
Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.
Глава V. Родина (5 часов)
Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Наша Родина – Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.
Итоговое повторение и контроль (1 час)
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела (темы), тема урока | Кол-во часов | Дата |
5-а | 5-б | 5-в |
План | Факт. | План | Факт. | План | Факт. |
1. | Вводный урок. | | 11.01 | | 11.01 | | 11.01 | |
Глава 1. Человек (2 часа) |
2. | Загадка человека. | 1 | 18.01 | | 18.01 | | 18.01 | |
3. | Отрочество – особая пора. | 1 | 25.01 | | 25.01 | | 25.01 | |
Глава 2. Семья (3часа) |
4. | Семья и семейные отношения. | 1 | 01.02 | | 01.02 | | 01.02 | |
5. | Семейное хозяйство. | 1 | 08.02 | | 08.02 | | 08.02 | |
6. | Свободное время. | 1 | 15.02 | | 15.02 | | 15.02 | |
Глава 3. Школа (4часа) |
7. | Образование в жизни человека. | 1 | 22.02 | | 22.02 | | 22.02 | |
8. | Образование и самообразование. | 1 | 01.03 | | 01.03 | | 01.03 | |
9. | Одноклассники, сверстники, друзья. | 1 | 08.03 | | 08.03 | | 08.03 | |
10. | Контрольно-обобщающий урок на тему «Школа». | 1 | 15.03 | | 15.03 | | 15.03 | |
Глава 4. Труд (2 часа) |
11. | Труд – основа жизни. | 1 | 05.04 | | 05.04 | | 05.04 | |
12. | Труд и творчество. | 1 | 12.04 | | 12.04 | | 12.04 | |
Глава 5. Родина (5 часов) |
13. | Наша Родина – Россия. | 1 | 19.04 | | 19.04 | | 19.04 | |
14. | Государственные символы России. | 1 | 26.04 | | 26.04 | | 26.04 | |
15. | Гражданин России. | 1 | 03.05 | | 03.05 | | 03.05 | |
16. | Мы – многонациональный народ. | 1 | 10.05 | | 10.05 | | 10.05 | |
17. | Контрольно-обобщающий урок по курсу «Обществознание». | 1 | 17.05 | | 17.05 | | 17.05 | |
18. | Обобщающий урок по курсу. | 1 | 24.05 | | 24.05 | | 24.05 | |