Планируемые результаты, достигаемые при изучении
предмета «Технология» в 7 классах
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения содержания предмета «Технология» отражают:
• осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
• овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
• формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
• развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
• формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам и требования индивидуализации обучения.
Как уже было сказано, содержание учебного курса «Технология» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения 11 базовых компонентов, поэтому результаты обучения не разделены по классам.
Содержание деятельности учащихся в каждом классе, с 5-го по 9-й, по программе в соответствии с новой методологией включает в себя 11 общих для всех классов модулей:
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.
Модуль 2. Производство.
Модуль 3. Технология.
Модуль 4. Техника.
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов.
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.
Модуль 9. Технологии растениеводства.
Модуль 10. Технологии животноводства.
Модуль 11. Социальные технологии.
Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следующим сквозным тематическим линиям:
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации; • элементы черчения, графики и дизайна;
• элементы прикладной экономики, предпринимательства;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• технологическая культура производства;
• культура и эстетика труда;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии;
• виды профессионального труда и профессии.
Предметные результаты
Название модуля | Предметные результаты |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
МОДУЛЬ 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности | — Характеризовать сущность метода фокальных объектов; — ориентироваться в видах технической, конструкторской и технологической документации; | — Применять метод фокальных объектов при проектировании изделий; — составлять необходимую документацию для своего изделия |
МОДУЛЬ 2. Производство | — Разбираться в современных средствах труда; — характеризовать сущность агрегатов и производственных линий; | — Оценивать возможность и целесообразность применения современных средств труда в своём городе; — оценивать уровень автоматизации и роботизации местного производства; — оценивать уровень экологичности местного производства |
МОДУЛЬ 3. Технология | — Характеризовать сущность культур труда, производства, технологии; — оценивать важность культуры труда для производства | — Соблюдать культуру труда в общеобразовательном учреждении |
МОДУЛЬ 4. Техника | — Классифицировать виды двигателей; находить информацию о современной технике, их использующих; — изучать конструкцию и принципы работы современных двигателей; — оценивать область применения и возможности того или иного вида двигателя | — Оценивать технологию двигателей, используемых в школьных станках |
МОДУЛЬ 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов | — Разбираться в способах производства различных материалов; — ориентироваться в свойствах материалов; — осуществлять машинную обработку конструкционных и текстильных материалов | — Применять ручные инструменты, приспособления и станки для обработки материалов; — делать выводы о различиях между древесными, металлическими и синтетическими материалами |
МОДУЛЬ 6. Технологии обработки пищевых продуктов | — Разбираться в технологиях приготовления изделий из теста; — осуществлять обработку рыбы и морепродуктов; — определять доброкачественность мучных и рыбных продуктов | — Разбираться в свойствах мучных и рыбных продуктов; — оценивать значимость рыбных и нерыбных морепродуктов в рационе человека; — оценивать свой рацион питания на соответствие нормам |
МОДУЛЬ 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии | — Ориентироваться в способах получения и использования энергии магнитного поля; — ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и аккумулирования электрической энергии | — Проектировать электроустановки и составлять их электрические схемы, собирать установки, содержащие электрические цепи; — давать сравнительную оценку электромагнитной «загрязнённости» ближайшего окружения |
МОДУЛЬ 8. Технологии получения, обработки и использования информации | — Характеризовать источники и каналы получения информации; — осуществлять получение новой информации через наблюдение; — применять технические средства проведения наблюдений | — Проводить исследования о методах и средствах наблюдений за реальными процессами |
МОДУЛЬ 9. Технологии растениеводства | — Определять культивируемые грибы по внешнему виду; — создавать условия для искусственного выращивания культивируемых грибов; — владеть безопасными способами сбора и заготовки грибов | — Разбираться в особенностях внешнего строения съедобных и ядовитых грибов; — осваивать безопасные технологии сбора грибов; — осуществлять технологии заготовки и хранения грибов |
МОДУЛЬ 10. Технологии животноводства | — Составлять по образцам рационы кормления домашних животных; — подбирать корма, оценивать их пригодность к скармливанию по внешним признакам, подготавливать корма к скармливанию и кормить животных; — описывать технологии и основное оборудование для кормления животных и заготовки кормов | — Оценивать по внешним признакам с помощью простейших исследований качество продукции животноводства; — проектировать и изготовлять простейшие технические устройства, обеспечивающие условия содержания животных и облегчающие уход за ними: клетки, будки для собак, автопоилки для птиц, устройства для аэрации аквариумов, автоматизированные кормушки для кошек и др. |
МОДУЛЬ 11. Социальные технологии | — Осваивать методы и средства применения социальных технологий для получения информации; — характеризовать сущность социологических исследований; — проводить анкетирование и обработку результатов | — Составлять свои вопросники, анкеты и тесты для общеобразовательного учреждения |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Методы и средства творческой и проектной деятельности | 4 |
2 | Производство | 4 |
3 | Технология | 4 |
4 | Техника | 6 |
5 | Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов | 20 |
6 | Технологии обработки пищевых продуктов | 6 |
7 | Технологии получения, преобразования и использования энергии | 4 |
8 | Технологии получения, обработки и использования информации | 6 |
9 | Технологии растениеводства | 4 |
10 | Технологии животноводства | 4 |
11 | Социальные технологии | 5 |
Содержание предмета «Технология» 7 класс (68 часов)
Название раздела | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Воспитательный компонент |
1. Методы и средства творческой и проектной деятельности | Знакомиться со способами создания новых идей. Получать представление о методе фокальных объектов при создании инновации. Пробовать применить его к своему проекту Знакомиться с видами технической, конструкторской и технологической документации | - формирование навыков самостоятельно решать поставленную задачу, анализируя и подбирая материалы и средства для ее решения; - развитие опыта рефлексивно-оценочной деятельности. |
2. Производство | Получать представление о современных средствах ручного труда. Знакомиться с его местом в производстве Знакомиться с современными агрегатами и производственными линиями. Понимать их роль в производстве. Посетить местное производство | - развитие опыта оптимизации заданной технологии получения материального продукта на собственной практике; - формирование технологической культуры; - формирование основ экологической культуры. |
3. Технология | Осваивать новые понятия: культура производства, технологическая культура. Делать выводы о необходимости применения культуры труда, культуры производства и технологической культуры на производстве и в общеобразовательном учреждении. Собирать дополнительную информацию о культуре труда в разных сферах деятельности | - развитие опыта оптимизации заданной технологии получения материального продукта на собственной практике; - формирование технологической культуры; - формирование основ экологической культуры. |
4. Техника | Получать представление о двигателях и их видах. Готовить реферат по истории их развития и внедрения. Знакомство с воздушными и гидравлическими двигателями. Ознакомиться с конструкцией паровых двигателей и тепловых машин внутреннего сгорания. Определить где они применяются Получать представление об устройстве реактивных и ракетных двигателей и искать примеры их применения. Изучить принцип работы станков с электрическими двигателями | -развитие опыта проведения испытания, анализа продукта; -развитие опыта проведения виртуального эксперимента по избранной тематике. |
5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов | Различать этапы технологического процесса получения деталей из порошков. Приводить примеры применения изделий порошковой металлургии. Выполнять поиск в Интернете и других источниках информации предприятий региона, использующих современные материалы и технологии их обработки. Ознакомиться как древесные материалы производятся посредством валки леса, распиловки брёвен, получения шпона и стружки Узнать что из себя представляют композитные материалы и где они применяются. Ознакомиться с образцами изделий из порошков. Анализировать экологические проблемы. Знакомиться с профессией «литейщик пластмасс» Получить представление о вискозных, ацетатных, триацетатных и белковых волокнах и их свойствах. Собрать информацию о профессиях прядильщика, ткача. Ознакомиться с технологиями разрезания, пиления, сверления, строгания, долбления, точения, фрезерования, шлифования, полирования и резания водяной струёй. Изготовить изделие, используя один из этих способов Получить представление о таких технологиях, как лепка, прокатка, волочение, ковка, штамповка. Ознакомиться с современными технологиями лепки. Изготовить изделие на 3D-принтере Ознакомиться с такими понятиями, как рафинирование меди, гальваностегия, газовая резка, плазменная резка, лазерная резка. Ознакомиться с устройством токарно-винторезного станка и с токарными резцами. Выполнять упражнения по управлению токарно-винторезным станком. Налаживать и настраивать станок. Организовывать рабочее место с учётом правил безопасного труда Ознакомиться с такими методами, как хромирование, никелирование, цинкование. Искать информацию по примерам формирования покрытий методом напыления (плазменного, газопламенного) Разрабатывать изделия с учётом назначения и эстетических свойств. Выбирать материалы и заготовки для резьбы по дереву. Изготовлять изделия декоративно-прикладного характера, содержащие художественную резьбу, по эскизам и чертежам Изготовлять мозаичный набор из шпона. Разрабатывать изделия с учётом назначения и эстетических свойств. Осваивать приёмы выполнения основных операций ручными инструментами Точить детали из древесины с наружными фасонными поверхностями по чертежам, технологическим картам. Применять разметочные и контрольно-измерительные инструменты при изготовлении этих деталей | - формирование навыков использования соответствующих технологий для анализа и обработки материалов посредством информационных систем. -развитие опыта проведения испытания, анализа продукта; -развитие опыта проведения виртуального эксперимента по избранной тематике. |
6. Технологии обработки пищевых продуктов | Ознакомиться со способами разрыхления теста. Найти информацию из чего состоит цикл выпечки хлеба Получать представление о технологиях приготовления мучных кондитерских изделий и освоить их. Знакомиться с технологиями обработки рыбы и их кулинарным использованием Искать информацию о видах морепродуктов. Установить отличия консервов от пресервов. Научиться читать маркировку на банке консервов и определять их доброкачественность | - формирование безопасных приемов первичной и тепловой обработки продуктов питания; -формирование умений применять принципы бережливого отношения к продуктам и материалам, включая принципы организации рабочего места; - формирование уважительного отношения к другому человеку |
7. Технологии получения, преобразования и использования энергии | Узнать свойства магнитного и электрического полей. Научиться применять в быту и практической деятельности знания свойств магнитных, электрических полей. Использовать устройства, излучающие магнитное поле, при проектировании и создании моделей Получить представление чем является электрический ток и как его получают. Установить источники тока и понять как электрическая энергия преобразуется в другие виды энергии или работу. Научиться ориентироваться в источниках электрической энергии и рационально её использовать Ознакомиться с понятием электромагнитнго поля и узнать как оно распространяется в пространстве. Найти области применения энергии электромагнитных волн | -развитие опыта проведения испытания, анализа полученной энергии; - развитие опыта проведения виртуального эксперимента по избранной тематике; - формирование навыков модификации сырья в получение энергии |
8. Технологии получения, обработки и использования информации | Ознакомиться с природными и техногенными источниками информации Осваивать способы отображения информации. Ознакомиться с такими понятиями, как фотография, хронометраж, фотохронометраж. Установить от чего зависит эффективность наблюдения Получить представление о характеристиках методов наблюдений, опытов и экспериментов. Определить разницу между естественными и искусственными экспериментами. При помощи средств ИКТ провести нереальный эксперимент | - формирование навыков использования соответствующих технологий для анализа и обработки материалов посредством информационных систем; - развитие опыта поиска и верификации информации в соответствии с задачами собственной деятельности. |
9. Технологии растениеводства | Ознакомиться с особенностями строения одноклеточных и многоклеточных грибов, с использованием одноклеточных и многоклеточных грибов в технологических процессах и технологиях, с технологиями искусственного выращивания грибов. Усваивать особенности внешнего строения съедобных и ядовитых грибов. Осваивать безопасные технологии сбора грибов. Собирать дополнительную информацию о технологиях заготовки и хранения грибов | - формирование понимания причин, перспектив и последствий развития техники и технологий на данном этапе технологического развития общества; - формирование технологической культуры; - формирование основ растениеводческой культуры. |
10. Технологии животноводства | Получать представление о содержании животных как элементе технологии преобразования животных организмов в интересах человека Знакомиться с технологиями составления рационов кормления различных животных и правилами раздачи кормов | - формирование понимания причин, перспектив и последствий развития техники и технологий на данном этапе технологического развития общества; - формирование технологической культуры; - формирование основ животноводческой культуры. |
11. Социальные технологии | Ознакомиться с примерами соц.исследований. Узнать о таких методах, как опрос, тестирование, социометрия и социальный эксперимент. Ознакомиться со структурой опросных листов, основными правилами и требованиями к их составлению. Составлять анкеты для опроса и проводить анкетирование в общеобразовательном учреждении Составить классификацию интервью по целям, условиям и форме общения. Узнать рекомендации для успешного интервью как для интервьюера, так и респондента. Установить виды бесед и цели их проведения Провести опрос в различных формах в классе и сделать из него выводы | - формирование сквозных технологических компетенции, необходимых для успешной профессиональной самореализации; - развитие опыта исследований в рамках заданной проблемной области в сфере профориентации. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки |
Интегрированные уроки | Планируемые | Фактические |
1. Методы и средства творческой и проектной деятельности (4 ч) | |
1 | Создание новых идей | 1 | | 6.09 | |
2 | Метод фокальных объектов | 1 | | 6.09 | |
3 | Техническая документация в проекте | 1 | | 13.09 | |
4 | Конструкторская и технологическая документации в проекте | 1 | | 13.09 | |
2. Производство (4 ч) | |
5 | Современные средства ручного труда | 1 | | 20.09 | |
6 | Ограничения и недостатки ручного труда | 1 | | 20.09 | |
7 | Средства труда современного производства | 1 | | 27.09 | |
8 | Агрегаты и производственные линии | 1 | | 27.09 | |
3. Технология (4 ч) | |
9 | Культура производства | 1 | | 4.10 | |
10 | Технологическая культура производств | 1 | | 4.10 | |
11 | Культура труда | 1 | | 11.10 | |
12 | Внедрение культуры труда в рамках школы | 1 | | 18.10 | |
4. Техника (6 ч) | |
13 | Двигатели. | 1 | + | 18.10 | |
14 | Воздушные и гидравлические двигатели | 1 | | 18.10 | |
15 | Паровые двигатели. | 1 | | 1.11 | |
16 | Тепловые машины внутреннего сгорания | 1 | | 1.11 | |
17 | Реактивные и ракетные двигатели | 1 | | 8.11 | |
18 | Электрические двигатели | 1 | | 8.11 | |
5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов (20 ч) | |
19 | Производство металлов | 1 | | 15.11 | |
20 | Понятие порошковой металлургии | 1 | | 15.11 | |
21 | Производство древесных материалов | 1 | | 22.11 | |
22 | Композитные материалы | 1 | | 22.11 | |
23 | Производство синтетических материалов и пластмасс | 1 | | 29.11 | |
24 | Утилизация отходов пластмасс | 1 | | 29.11 | |
25 | Особенности производства искусственных волокон в текстильном производстве | 1 | | 6.12 | |
26 | Свойства искусственных волокон | 1 | | 6.12 | |
27 | Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием | 1 | | 13.12 | |
28 | Виды технологий резания | 1 | | 13.12 | |
29 | Производственные технологии пластического формования материалов | 1 | | 20.12 | |
30 | Объёмные изделия на 3D-принтере | 1 | | 20.12 | |
31 | Физико-химические и термические технологии обработки материалов | 1 | + | 27.12 | |
32 | Устройство токарно-винторезного станка | 1 | | 27.12 | |
33 | Технологии обработки заготовок на токарно-винторезном станке | 1 | | 27.12 | |
34 | Технологии нанесения защитных покрытий | 1 | | 10.01 | |
35 | Технология нанесения декоративных покрытий | 1 | | 10.01 | |
36 | Технология резьбы по дереву | 1 | | 17.01 | |
37 | Технологии художественной обработки древесины. Мозаика | 1 | | 17.01 | |
38 | Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины | 1 | | 24.01 | |
6. Технологии обработки пищевых продуктов (6 ч) | |
39 | Свойства продуктов для изделий из теста | 1 | | 24.01 | |
40 | Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности | 1 | | 31.01 | |
41 | Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления | 1 | | 31.01 | |
42 | Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы | 1 | | 7.02 | |
43 | Пищевая ценность рыбы | 1 | + | 7.02 | |
44 | Морепродукты | 1 | | 14.02 | |
7. Технологии получения, преобразования и использования энергии (4 ч) | |
45 | Энергия магнитного поля | 1 | | 14.02 | |
46 | Энергия электрического тока | 1 | | 21.02 | |
47 | Энергия электрического тока | 1 | | 21.02 | |
48 | Энергия электромагнитного поля | 1 | | 28.02 | |
8. Технологии получения, обработки и использования информации (6 ч) | |
49 | Источники и каналы получения информации | 1 | | 28.02 | |
50 | Восприятие информации | 1 | | 7.03 | |
51 | Метод наблюдения в получении новой информации | 1 | | 7.03 | |
52 | Технические средства проведения наблюдений | 1 | | 14.03 | |
53 | Опыты или эксперименты для получения новой информации | 1 | | 14.03 | |
54 | Виртуальный эксперимент. Шлем виртуальной реальности | 1 | | 28.03 | |
9. Технологии растениеводства (4 ч) | |
55 | Значение грибов в природе и в жизни человека | 1 | | 28.03 | |
56 | Искусственно выращиваемые съедобные грибы | 1 | | 4.04 | |
57 | Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вёшенок | 1 | | 4.04 | |
58 | Безопасные технологии сбора и заготовки грибов | 1 | + | 11.04 | |
10. Технологии животноводства (4 ч) | |
59 | Корма для животных | 1 | | 11.04 | |
60 | Состав кормов и их питательность | 1 | | 18.04 | |
61 | Составление рационов кормления | 1 | | 18.04 | |
62 | Подготовка кормов к скармливанию и раздача их животным | 1 | | 25.04 | |
11. Социальные технологии (5 ч) | |
63 | Назначение социологических исследований | 1 | | 25.04 | |
64 | Технология опроса: анкетирование | 1 | | 2.05 | |
65 | Технология опроса: интервью | 1 | | 2.05 | |
66 | Технология опроса: беседа | 1 | | 9.05 | |
67 | Обработка результатов | 1 | | 9.05 | |
68 | Итоговое занятие | 1 | | 16.05 | |
8