Планируемые результаты
Личностные:
Личностными результатами освоения учащимися 9-х классов программы «Технология» являются:
проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные:
Метапредметными результатами освоения учащимися 9-х классов программы «Технология» являются:
умения планирования процесса созидательной и познавательной деятельности;
умения выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе данных алгоритмов;
творческий подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
самостоятельности в учебной познавательно - трудовой деятельности;
способность моделировать планируемые процессы и объекты;
аргументирований обоснований решений и формулирование выводов; отображение в адекватной задачам форме результатов своей деятельности;
умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими ее участниками;
соотнесение своего вклада с деятельностью других участников при решении общих задач коллектива;
оценка своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Предметные результаты: 1 Модуль.
Учащийся научится: — Чётко формулировать цель проекта
(вид, форму и предназначение изделия, услуги, технологии);
— разрабатывать программу выполнения проекта;
— оформлять проектные материалы;
— осуществлять презентацию проекта
с использованием компьютера.
Учащийся получит возможность научиться:
— Применять методы творческого поиска технических или технологических
решений;
— применять технологический подход
для осуществления любой деятельности;
— овладеть элементами предпринимательской деятельности.
2 Модуль. Учащийся научится:
— Ориентироваться в сущностном
проявлении основных категорий производства: продукт труда, предмет труда, средства производства, средства
труда, процесс производства, технологический процесс производства;
— сравнивать и характеризовать различные транспортные средства, применяемые в процессе производства материальных благ и услуг;
— оценивать уровень совершенства
местного производства.
Учащийся получит возможность научиться:
— Определяться в приемлемости для
себя той или иной сферы производства или сферы услуг;
— находить источники информации о перспективах развития современных производств в области проживания, а также об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда
3 Модуль Учащийся научится: — Оценивать возможность и целесообразность применения современных технологий в сфере производства и сфере услуг в своём социально-производственном окружении;
— оценивать возможность и целесообразность применения современных технологий для бытовой деятельности своей семьи
Учащийся получит возможность научиться: — Оценивать возможность и целесообразность применимости той или иной технологии, в том числе с позиций экологичности производства;
— прогнозировать для конкретной технологии возможные потребительские и производственные характеристики продукта труда.
4 Модуль Учащийся научится: — Ориентироваться в видах устройств автоматики в технологических машинах и бытовой технике;
— различать автоматизированные и роботизированные устройства;
— собирать из деталей конструктора роботизированные устройства;
— проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, материального или виртуального конструктора);
— управлять моделями роботизированных устройств.
Учащийся получит возможность научиться: — Моделировать машины и механизмы;
— разрабатывать оригинальные конструкции машин и механизмов для сформулированной идеи;
— проводить модификацию действующих машин и механизмов применительно к ситуации или данному заданию
5 Модуль Учащийся научится: — Изготавливать изделия в соответствии с разработанной
технической и технологической документацией;
— выполнять отделку изделий; использовать один из распространённых
в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;
— осуществлять текущий и итоговый
контроль и оценку качества готового
изделия, анализировать ошибки.
Учащийся получит возможность научиться: и испытания изделий с учётом имеющихся материально-технических условий;
— проектировать весь процесс получения материального продукта;
— совершенствовать технологию получения материального продукта на
основе дополнительной информации
— Находить варианты изготовления
6 Модуль Учащийся научится: — Выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;
— соблюдать санитарно-гигиенические требования при обработке пищевых продуктов;
— определять доброкачественность
пищевых продуктов по внешним признакам, органолептическими и лабораторными методами;
— соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и
готовых блюд;
— разбираться в технологиях заготовки продуктов питания и применять их
Учащийся получит возможность научиться:
— Осуществлять рациональный выбор
пищевых продуктов с учётом их питательной ценности и принципов здорового питания;
— составлять индивидуальный режим
питания;
— разбираться в особенностях национальной кухни и готовить некоторые
блюда;
— сервировать стол, эстетически
оформлять блюда.
7 Модуль. Учащийся научится: — Ориентироваться в способах получения, преобразования и использования ядерной и термоядерной энергии.
Учащийся получит возможность научиться: — Давать сравнительную оценку электромагнитной «загрязнённости» ближайшего окружения;
— давать оценку экологичности производств, использующих химическую
энергию;
— выносить суждения об опасности и
безопасности ядерной и термоядерной
энергетики.
8 Модуль Учащийся научится: — Характеризовать сущность коммуникации как формы связи информационных систем и людей;
— ориентироваться в сущности менеджмента и иметь представление об
основных методах управления персоналом;
— представлять информацию вербальными и невербальными средствами
при коммуникации с использованием
технических средств
Учащийся получит возможность научиться: — Владеть приёмами эффективной коммуникации в процессе делового общения;
— управлять конфликтами в бытовых
и производственных ситуация
9 Модуль Учащийся научится: — Определять микроорганизмы по
внешнему виду;
— создавать условия для искусственного выращивания одноклеточных водорослей
владеть биотехнологиями использования одноклеточных грибов на примере дрожжей для получения продуктов питания.
Учащийся получит возможность научиться:
— Создавать условия для клонального
микроразмножения растений;
— давать аргументированные оценки
и прогнозы использования технологий клеточной и генной инженерии
на примере генно-модифицированных
растений.
10 Модуль Учащийся научится: — Описывать экстерьер и породные
признаки животных по внешнему виду
и справочным материалам;
— описывать работу по улучшению
пород животных (в городских школах,
в клубах собаководов);
— оценивать по внешним признакам
состояние здоровья домашних животных, проводить санитарную обработку,
простые профилактические и лечебные мероприятия для кошек, собак (в
городской школе), для сельскохозяйственных животных (в сельской школе);
— описывать содержание труда основных профессий, связанных с технологиями использования животных.
Учащийся получит возможность научиться:
— Описывать признаки распространённых заболеваний домашних животных
по личным наблюдениям и информационным источникам;
— исследовать проблему бездомных
животных как проблему своего микрорайона.
11 Модуль Учащийся научится: Разбираться в сущности социальных технологий;
— ориентироваться в профессиях, относящихся к социальным технологиям;
— осознавать сущность категорий «рыночная экономика», «потребность»,
«спрос», «маркетинг», «менеджмент».
Учащийся получит возможность научиться:
— Применять методы управления персоналом при коллективном выполнении практических работ и созидательной деятельности;
— разрабатывать сценарии проведения семейных и общественных мероприятий;
— разрабатывать бизнес-план, бизнес-проект.
Содержание учебного предмета, курса.
Структура содержания программы выполнена по концентрической схеме. Содержание деятельности учащихся в каждом классе включает в себя 11 общих для всех классов модулей:
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.
Модуль 2. Производство.
Модуль 3. Технология.
Модуль 4. Техника.
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования
конструкционных материалов.
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.
Модуль 9. Технологии растениеводства.
Модуль 10. Технологии животноводства.
Модуль 11. Социальные технологии.
Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следующим сквозным тематическим линиям:
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
элементы черчения, графики и дизайна;
элементы прикладной экономики, предпринимательства;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
технологическая культура производства;
культура и эстетика труда;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
виды профессионального труда и профессии.
Теоретические сведения.
Модуль 1. Теоретические сведения. Экономическая оценка проекта. Разработка бизнес-плана.
Модуль 2. Транспортные средства в процессе производства. Особенности средств
транспортировки газов, жидкостей и сыпучих веществ.
Модуль 3. Новые технологии современного производства. Перспективные технологии и материалы XXI века.
Модуль 4. Роботы и робототехника. Классификация роботов. Направления современных разработок в области робототехники.
Модуль 5. Технология производства синтетических волокон. Ассортимент и свойства тканей из синтетических волокон. Технологии производства искусственной кожи и её свойства. Современные конструкционные материалы и
технологии для индустрии моды.
Модуль 6. Технологии тепловой обработки мяса и субпродуктов. Рациональное
питание современного человека.
Модуль 7. Ядерная и термоядерная реакции. Ядерная энергия. Термоядерная
энергия.
Модуль 8. Сущность коммуникации. Структура процесса коммуникации. Каналы
связи при коммуникации.
Модуль 9. Растительные ткань и клетка как объекты технологии. Технологии клеточной инженерии. Технология клонального микроразмножения растений.
Технологии генной инженерии.
Модуль 10. Заболевания животных и их предупреждение.
Модуль 11. Что такое организация. Управление организацией. Менеджмент. Менеджер и его работа. Методы управления в менеджменте. Трудовой договор как средство управления в менеджменте.
Практические работы.
Модуль 1. Сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта. Расчёт себестоимости проекта. Подготовка презентации проекта с помощью Microsoft PowerPoint.
Модуль 2. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о транспорте. Сравнение характеристик транспортных средств. Подготовка рефератов о видах транспортных средств.
Модуль 3. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о нанотехнологиях. Подготовка рефератов на тему «Нанотехнологии – мифы или реальность».
Модуль 4. Сборка из деталей конструктора роботизированных устройств. Управление моделями роботизированных устройств.
Модуль 5. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о новых достижениях в технологии производства искусственных материалов.
Модуль 6. Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.
Модуль 7. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения ядерной и термоядерной энергии. Подготовка иллюстрированных рефератов по ядерной и термоядерной энергетике. Ознакомление с работой радиометра и дозиметра.
Модуль 8. Представление информации вербальными и невербальными средствами. Деловые игры по различным сюжетам коммуникации.
Модуль 9. Создание условий для клонального микроразмножения растений.
Модуль 10. Сбор информации и описание работы по улучшению пород кошек,
собак в клубах. Описание признаков основных заболеваний домашних
животных по личным наблюдениям и информационным источникам.
Модуль 11. Деловая игра «Приём на работу». Анализ позиций типового трудового
контракта.
№ п/ п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
практ. раб. | экскурсия |
1 | Методы и средства творческой и проектной деятельности | 2 | 1 | |
2 | Производство | 2 | 2 | |
3 | Технология | 3 | 1 | |
4 | Техника | 3 | 1 | |
5 | Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов | 6 | 2 | |
6 | Технологии обработки пищевых продуктов | 4 | 2 | |
7 | Технологии получения, преобразования и использования энергии | 3 | 1 | |
8 | Технологии получения, обработки и использования информации | 2 | 1 | |
9 | Технологии растениеводства | 4 | 1 | 1 |
10 | Технологии животноводства | 2 | 1 | |
11 | Социальные технологии | 3 | 1 | |
Тематическое планирование
Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Воспитательный компонент |
Методы и средства творческой и проектной деятельности 2 часа | |
Экономическая оценка проекта. Разработка бизнес- плана | Получать представление о подготовке и проведении экономической оценки проекта. Собирать информацию о примерах бизнес-планов. Составлять проект бизнес-плана. | - формирование навыков обработки информации, извлечение информации из первичных источников; - развитие опыта рефлексивно-оценочной деятельности; - развитие готовности к самостоятельным действиям и ответственности за качество своей деятельности. |
Производство (2ч) |
Транспортные средства в процессе производства. Особенности средств транспортировки газов, жидкостей и сыпучих предметов. | Анализировать информацию о транспортных средствах. Получать информацию об особенностях и способах транспортировки жидкостей и газа. Собирать дополнительную информацию о транспорте. Анализировать и сравнивать характеристики транспортных средств. Участвовать в экскурсии на соответствующие производства и подготовить реферат о транспортных средствах. | - развитие опыта оптимизации заданной технологии получения материального продукта на собственной практике; - формирование технологической культуры; - формирование основ экологической культуры. |
Технология (3 ч) |
Новые технологии современного производства. Перспективные технологии и материалы XXI века | Получить информацию о перспективных технологиях, их особенности и области применения. Собирать дополнительную информацию о перспективных технологиях. Подготовить реферат или провести дискуссию на тему сходства и различий перспективных видов технологии. | - формирование опыта принятия технологического решения на основе самостоятельно проведенных исследований в рамках заданной проблемной области; - соблюдение правил безопасности и охраны труда при работе с оборудованием; - владение безопасными приемами работы с ручным и электрифицированным бытовым инструментом; - развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности. |
Техника (3ч) |
Классификация роботов. Направления современных разработок в области робототехники | Получать представление о современной механизации ручных работ, автоматизации производственных процессов. Анализировать полученную информацию, проводить дискуссии на темы робототехники. | -развитие опыта проведения испытания, анализа продукта; - развитие опыта проведения виртуального эксперимента по избранной тематике; - формирование навыков модификации материального или информационного продукта. |
Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов (6 ч) |
Технология производства синтетических волокон. Ассортимент и свойства тканей из синтетических волокон. Технологии производства искусственной кожи и её свойства. Современные конструкционные материалы и технологии для индустрии моды | Осваивать представление о производстве синтетических волокон-современных конструкционных материалов. Анализировать информацию об ассортименте и свойствах тканей из синтетических волокон. | - формирование опыта принятия технологического решения на основе самостоятельно проведенных исследований в рамках заданной проблемной области; - соблюдение правил безопасности и охраны труда при работе с оборудованием; - владение безопасными приемами работы с ручным и электрифицированным бытовым инструментом; - развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности |
Технологии обработки пищевых продуктов (4 ч) |
Технологии тепловой обработки мяса и субпродуктов. Рациональное питание современного человека | Получать информацию о системах питания. Осваивать технологии тепловой обработки мяса и субпродуктов. Определять органолептическим способом доброкачественность пищевых продуктов. | - формирование навыков организации рабочего места и соблюдения правил безопасности и охраны труда при работе с оборудованием и/или технологией; - формирование умений применять принципы бережливого отношения к продуктам и материалам; - развитие навыков работы в группе. |
Технологии получения, преобразования и использования энергии (3ч) |
Ядерная и термоядерная реакции Ядерная энергия Термоядерная энергия | Получать информацию о системах ядерного синтеза. Осваивать технологии получения ядерной энергии. | -формирование сквозных технологических компетенции, необходимых для организации собственной жизни и успешной профессиональной самореализации; - формирование компетенций следования технологии, в том числе. в процессе изготовления субъективно нового продукта; - соблюдение правил безопасности и охраны труда при работе с оборудованием; - развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности. |
Технологии получения, обработки и использования информации (2ч) |
Сущность коммуникации. Каналы связи при коммуникации | Получать представления о коммуникационных формах общения. Анализировать процессы коммуникации и каналы связи. Принять участие в деловой игре «Телекоммуникации с помощью интернета | формирование опыта принятия технологического решения на основе самостоятельно проведенных исследований в рамках заданной проблемной области; - соблюдение правил безопасности и охраны труда при работе с оборудованием; - владение безопасными приемами работы с ручным и электрифицированным бытовым инструментом; |
Технологии растениеводства (4 ч) |
Растительные ткань и клетка как объекты технологии. Технологии клеточной инженерии. Технология клонального микроразмножения растений. Технологии генной инженерии | Получать представления о новых понятиях: биотехноглоиии, технологии генной инженерии, термоядерная энергия. Собирать дополнительную информацию на данные темы. Анализировать полученную информацию и подготовить реферат на интересующие учащихся темы. | - формирование понимания причин, перспектив и последствий развития техники и технологий на данном этапе технологического развития общества; - формирование технологической культуры; - формирование основ растениеводческой культуры. |
Технологии животноводства (2 ч) |
Заболевания животных и их предупреждение | Получать представление о заболеваниях у животных и способах их предотвращения. Знакомиться с представлением о ветеринарии. Проводить мероприятия по профилактике и лечению травм у животных. Осуществлять дизинфекцию оборудования содержания животных. | - формирование понимания причин, перспектив и последствий развития техники и технологий на данном этапе технологического развития общества; - формирование технологической культуры; - формирование основ животноводческой культуры. |
Социальные технологии (3 ч) |
Что такое организация. Управление организацией. Менеджмент. Менеджер и его работа. Методы управления в менеджменте Трудовой договор как средство управления в менеджменте | Получать представление о технологии менеджмента, средствах и методах управления людьми, контакте как средстве регулирования трудовых отношений. Принять участие в деловой игре «Прием на работу» | - формирование сквозных технологических компетенции, необходимых для успешной профессиональной самореализации; - развитие опыта исследований в рамках заданной проблемной области в сфере профориентации. |
Приложение к рабочей программе
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого модуля.
№ п/п | Тема/Модуль | Кол-во часов | Интегрированные уроки | Дата |
Факт | План |
Методы и средства творческой и проектной деятельности (2ч) | | |
1 | Экономическая оценка проекта. | 1 | | 1.09 | |
2 | Разработка бизнес- плана | 1 | | 8.09 | |
Производство (2ч) | | |
3 | Транспортные средства в процессе производства. | 1 | | 15.09 | |
4 | Особенности средств транспортировки газов, жидкостей и сыпучих предметов. | 1 | | 22.09 | |
Технология (3 ч) | | |
5 | Новые технологии современного производства. | 1 | | 29.09 | |
6-7 | Перспективные технологии и материалы XXI века | 2 | | 6.10 13.10 | |
Техника (3ч) | | |
8 | Роботы и робототехника. | 1 | | 20.10 | |
9 | Классификация роботов. | 1 | | 3.11 | |
10 | Направления современных разработок в области робототехники | 1 | | 10.11 | |
Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов (6 ч) | | |
11 | Технология производства синтетических волокон. | 1 | | 17.11 | |
12-13 | Ассортимент и свойства тканей из синтетических волокон. | 2 | | 24.11 1.12 | |
14-15 | Технологии производства искусственной кожи и её свойства. | 2 | | 8.12 15.12 | |
16 | Современные конструкционные материалы и технологии для индустрии моды | 1 | | 22.12 | |
Технологии обработки пищевых продуктов (4 ч) | | |
17-18 | Технологии тепловой обработки мяса и субпродуктов. | 2 | | 12.01 19.01 | |
19-20 | Рациональное питание современного человека | 2 | | 26.01 2.02 | |
Технологии получения, преобразования и использования энергии (3ч) | | |
21 | Ядерная и термоядерная реакции | 1 | | 9.02 | |
22 | Ядерная энергия | 1 | . | 16.02 | |
23 | Термоядерная энергия | 1 | | 23.02 | |
Технологии получения, обработки и использования информации (2ч) | | |
24 | Сущность коммуникации. | 1 | | 2.03 | |
25 | Каналы связи при коммуникации | 1 | | 16.03 | |
Технологии растениеводства (4 ч) | | |
26 | Растительные ткань и клетка как объекты технологии. Технологии клеточной инженерии. | 1 | | 30.03 | |
27 | Технология клонального микроразмножения растений. | 1 | | 6.04 | |
28-29 | Технологии генной инженерии | 2 | | 13.04 20.04 | |
Технологии животноводства (2 ч) | | |
30-31 | Заболевания животных и их предупреждение | 2 | | 27.04 4.05 | |
Социальные технологии (3 ч) | | |
32 | Что такое организация. Управление организацией. | 1 | | 11.05 | |
33 | Менеджмент. Менеджер и его работа. Методы управления в менеджменте. | 1 | | 18.05 | |
34 | Трудовой договор как средство управления в менеджменте | 1 | | 25.05 | |
Итого | 34 | | | |