СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа, адаптированная по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII типа по предмету «Чтение»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы» под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013 г.     

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа, адаптированная по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII типа по предмету «Чтение»»

ГОУ ТО «Болоховская школа для обучающихся с ОВЗ»



СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

___________________ (Гусева Т.В.)

«______» ___________________2021г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГОУ ТО «Болоховская школа для обучающихся с ОВЗ»

_____________________

«______» ___________________ 2021г.











Рабочая программа,

адаптированная по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII типа по предмету «Чтение»











Учитель : Чутчева Т.Е.

Класс: 4, индивидуальное обучение Тимофеевой Ульяны

















2021-2022 уч.год



        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы» под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013 г. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

 Цель: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

Задачи:

  •  формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;

  •  формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного;

  •  воспитание нравственных качеств, развитие познавательных интересов, расширение их кругозора;

  • образовательные:

  • последовательно перевести учащихся  на плавное и правильное чтение целыми словами вслух и про себя;

  • осмысливание прочитанного текста;

  • совершенствование техники чтения;

  • расширение и активизация словарного запаса;

  • коррекционная:

  •  формирование познавательной деятельности школьников, коррекция ВПФ (внимания, памяти, логического мышления);

  • воспитательная:

  •  воспитание личностных качеств обучающихся воспитанников.


Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;

  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи, владение техникой речи;

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

      Основной формой обучения является урок;  методами обучения – метод наблюдения, беседа, объяснения, повторения, сравнения, работа с учебником, дидактические игры;  приемы обучения – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей. За чтением осуществляется повседневный и текущий контроль.

Общая характеристика учебного предмета

В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно.


Описание места учебного предмета в учебном плане

На учебный предмет «Литературное чтение» отводится в 4-м классе – 102 часа в год (3 часа в неделю).

Личностные результаты

Ученик  получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

  •  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик  получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

  •  принимать и сохранять учебную задачу;

  •  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  •  в сотрудничестве с учителем адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия


Познавательные универсальные учебные действия


Ученик  получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Ученик  получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.



Предметные результаты освоения программы по литературному чтению

Техника чтения

Ученик  получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

  • осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;

  • соблюдать при чтении паузы между предложениями;

  •  ставить логическое ударение и необходимую интонацию;

  •  отвечать на вопросы по прочитанному;

  • осуществлять самостоятельно полный и выборочный пересказ.

Понимание прочитанного

Ученик  получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:

  • выделять главную мысль произведения;

  • участвовать в беседе;

  • делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;

  • выделять главные действующие лица, давать  оценку их поступков;

  •  соблюдать интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения), пересказывать по ролям, выборочно пересказывать;

  • давать оценку состояния героев и происходящих событий;

  • уметь  делить рассказ на части по плану;

  •  ориентироваться в учебнике;

Развитие устной речи

Ученик  получит возможность научиться:

  • самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;

  • рассказывать  по аналогии с прочитанным;

  • заучивать наизусть стихотворения, басни;

  •  выборочно пересказывать по нарисованным рисункам;

  • оценивать состояния героев и происходящих событий;

  •  делить рассказ на части по плану

Внеклассное чтение

Ученик научится:

  • читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детских газет, журналов;  

Ученик получит возможность научиться:

  • отвечать на вопросы по содержанию;

  •  пересказывать по ролям;

  • давать оценку поступков героев в произведениях


Техника чтения

Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Ученик научится:

  • читать  вслух целыми словами;

  • читать про себя;

Ученик получит возможность научиться:

  •  соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение


Понимание прочитанного

Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Ученик получит возможность научиться:

  • выделять главную мысль произведения;

  • делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;

  • выделять главных действующих лиц;

  • придумывать заглавия к основным частям текста, коллективно составлять план

Развитие устной речи

Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно делать  полный и выборочный пересказ;

  • заучивать наизусть стихотворения, басни.

Внеклассное чтение

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Ученик научится:

  • читать  доступные детские книжки;

  • отвечать  на вопросы по содержанию прочитанного и объяснять иллюстрации;

Ученик получит возможность научиться:

  •  пользоваться школьной библиотекой;



Содержание учебного предмета (102 часа)


Основное содержание учебного курса

   Произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми.

   Рождественские рассказы.

   Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.

    Лексические темы: "Школьная жизнь", "Листьям время опадать", "Делу время, потехе - час", "О братьях наших меньших", "Поёт зима, аукает", "Жизнь дана на добрые дела", "В мире волшебной сказки", "Весна, весна! И все ей рады", "Смешные истории", "Родная земля", "Лето пришло".

   Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения.

   Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговоеорфографичекое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.

   Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи соответствующего содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и т.д.).  Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

   Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

   Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Базовый

Минимальный

  1. Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию;

  2. Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова);

  3. Активно участвовать в анализе произведения;

  4. Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;

  5. Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения;

Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;

  1. Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел?», «Что делал?»);

  2. Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов;

  3. Соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста;

  4. Пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению;

Выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения.




Календарно-тематическое планирование(102 ч)


№ п/п

Тема

Примерное содержание и виды работ




1

Выразительное чтение

А.Плещеев

«Осень наступила»

Выразительное чтение

Ф.Тютчев

«Листья»

Беседа «летние каникулы». Чтение стихотворения учителем, составление рассказа по иллюстрации, выборочное чтение, ответы на вопросы учебника.

2

Пересказ по вопросам

«Как наступает листопад» по Г. Граубину

Работа над техникой чтения, над сознательностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Пересказ по вопросам.

3

Выразительное чтение

С.Прокофьева

«Подарки осени»

Чтение целыми словами. Чтение «Эстафета». Чтение за диктором. Ответы по содержанию.

4

Пересказ по плану

«Старый гриб» по М.Пришвину

Работа над осознанностью чтения: ответы на вопросы по содержанию. Деление рассказа на части по плану. Озаглавливание каждой части рассказа. Пересказ по плану.

5

Пересказ по вопросам

Х Е.Носов

«Хитрюга»

Работа над техникой чтения, над сознательностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Пересказ по вопросам.

6

Чтение по ролям

Н. Сладков

«Осень»

Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям.

7

Пересказ

Г. Снегирёв

«Бурундук» Пословицы и поговорки об осени


Работа над техникой чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Пересказ.

8

Обобщающий урок по теме «Листья пожелтелые по ветру летят».

Беседа по вопросам. Викторина по произведениям. Нарисовать картину осени.

9

Внеклассное чтение. Чтение и заучивание стихов Блока и Есенина об осени.

Самостоятельное чтение стихов об осени. Заучивание наизусть.




10

Заучивание наизусть

Считалки

Заучивание наизусть

М. Бородицкая

«Щи – талочка»


Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение. Игра «Доскажи словечко» по тексту считалок. Заучивание наизусть. Чтение за диктором.

11-12

Выразительное чтение

Л. Пантелеев

«Карусели»

Работа над выразительностью чтения. Чтение вопросительных и восклицательных предложений. Ответы на вопросы по содержанию. Рисование иллюстрации к рассказу.

13

Заучивание наизусть

Д. Хармс

«Игра»

Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. Чтение за диктором.

14-15

Чтение по ролям

Н. Носов

«Затейники»

Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям.

16

Заучивание наизусть

В. Левин

«Чудеса в авоське»

Работа над выразительностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Заучивание наизусть. Чтение за диктором.

17

Пословицы и поговорки

Работа над выразительностью чтения. Игра «Доскажи словечко». Упр. на развитие голоса.

18

Обобщающий урок по теме «Раз, два – начинается игра».

Беседа по вопросам. Викторина по произведениям.

19-20

Внеклассное чтение по книге A. Гайдара «Тимур и его команда»

Самостоятельное чтение отрывка из повести. Пересказ.

21

Чтение по ролям

Китайская сказка

«Не моё дело!»

Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям.

22


Выразительное чтение

И. Крылов

«Чиж и голубь»

Работа над техникой чтения, пониманием смысла текста, заучивание наизусть по желанию.

23

Выразительное чтение

Л. Толстой

«Два товарища»

Чтение эстафетой. Ответы на вопросы по содержанию.

24

Выразительное чтение

Л. Пантелеев

«Трус»

Работа над выразительностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям. Беседы по иллюстрации. Пересказ.

25

Пересказ

Э. Кисилёва

«Про то как Миша стал храбрым»

Работа над техникой чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Пересказ.

26

Заучивание наизусть

В. Сафронов

«Подвиг» Выразительное чтение

Ю. Ермолаев

«Силач»

Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. Чтение за диктором.

27

Пересказ по вопросам

«Самое страшное» по В. Осеевой

Ответы на вопросы по содержанию. Работа над техникой чтения. Пересказ. Выборочное чтение.

28

Пересказ по плану

К. Киршина

«Вот какая история»

Работа над осознанностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Деление рассказа на части, озаглавливание каждой части рассказа. Пересказ по плану.

29

Пересказ по плану

«Как подружились Вова и Боря» по Я Длуголенскому.

Работа над осознанностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Деление рассказа на части по плану. Озаглавливание каждой части рассказа. Пересказ по плану.

30

Выразительное чтение

А. Барто

«В театре»

Работа над выразительностью чтения. Чтение вопросительных и восклицательных предложений. Чтение по цепочке.

31

Обобщающий урок по теме «Будем делать хорошо и не будем плохо».

Беседа по вопросам. Викторина по произведениям. Выразительное чтение. Чтение наизусть.

32

Внеклассное чтение. Народные сказки.

Чтение и пересказывание сказок. Выделение главной мысли. Драматизация сказки.




33

Пересказ по плану

«Ёлка» по А.Н.Толстому

Чтение и пересказывание рассказа. Работа над осознанностью чтения: ответы на вопросы по содержанию. Деление рассказа на части по плану, озаглавливание каждой часть. Пересказ по плану.

34

Заучивание наизусть

С. Чёрный

«Снежная баба»

Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение. Заучивание наизусть отрывка стихотворения.

35

Заучивание наизусть

С. Прокофьева

«Подарки зимы»

Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. Чтение за диктором.

36

Пересказ по вопросам

Г. Харлампьев

«Жадная сорока»

Работа над техникой чтения, над сознательностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Пересказ по вопросам.

37

Чтение по ролям

«В пограничном наряде»

по В. Коржикову

Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям.

38

Выразительное чтение

З. Александрова

«До свидания, зима!»

Ответы на вопросы учителя. Выборочное чтение. Чтение по цепочке.

39

Пословицы и поговорки.

Работа над выразительностью чтения. Упр. для развития голоса. Игра «Доскажи словечко».

40

Выразительное чтение

Н.Толоконников

Загадки

Чтение и отгадывание загадок.

41

Обобщающий урок по теме «Зимние узоры»


Беседа по вопросам. Викторина по произведениям. Выразительное чтение. Чтение наизусть. Пересказ.

42

В. Ступина

«Петька Рыжий»

Выразительное чтение. Ответы на вопросы. Чтение по цепочке. Пересказ понравившегося отрывка.




43

Чтение по ролям

Грузинская сказка

«Заработанный рубль»

Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям.

44

Пересказ по вопросам

Е. Шварц

«Сказка о Василисе – работнице»

Работа над техникой чтения, над сознательностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Пересказ по вопросам.

45

Заучивание наизусть

Г. Сапгин

«Рабочие руки»

Работа над выразительностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Заучивание наизусть. Рисование картины к стихотворению.

46-47

Выразительное чтение

М. Миршакар

«Мудрый дед»

Работа над выразительностью чтения (вопросительные и восклицательные предложения). Выборочное чтение.

48

Выразительное чтение

В. Хомченко

«Михаськин сад»

Работа над выразительностью чтения (вопросительные и восклицательные предложения). Выборочное чтение.

49-50

Чтение по ролям

Н. Носов

«Заплатка»

Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям.

51

Выразительное чтение

А. Барто

«Я лишний»

Чтение целыми словами. Чтение «Эстафета». Чтение за диктором. Ответы по содержанию.

52

Внеклассное чтение по произведениям А. Пушкина о зиме.

Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Рисование картины к произведению.

53-54

Выразительное чтение

С. Погореловский

«Маленькое и большое»

Ответы на вопросы учителя. Чтение по цепочке. Выборочное чтение.

55

Чтение по ролям

Г. Виеру

«Хлеб с росою»

Работа над выразительностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям.

56

Чтение по ролям

«Просто сочинение» по К. Киршиной

Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям.

57

Заучивание наизусть

Ю. Мориц

«Трудолюбивая старушка»

Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. Чтение за диктором.

58

Пересказ

Э. Киселёва

«Волшебный котелок»

Работа над техникой чтения, над сознательностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Пересказ

59

Пословицы и поговорки

Работа над выразительностью чтения. Упр. для развития голоса. Игра «Доскажи словечко».

60

Обобщающий урок по теме «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!»

Беседа по вопросам. Викторина по произведениям. Чтение наизусть. Пересказ. Выразительное чтение.

61

Внеклассное чтение «Труд кормит, а лень портит»

Разучивание пословиц о труде. Чтение небольших рассказов о трудолюбие, честности.




62

Выразительное чтение

Народная песенка

Выразительное, комбинированное, сопряжённое чтение. Рисование словесных картин к стихотворению.

63

Выразительное чтение А. Плещеев

«Весна»

Ответы на вопросы учителя. Чтение по цепочке. Выборочное чтение.

64

Заучивание наизусть

А. Майков

«Ласточка примчалась»

Выразительное чтение. Заучивание наизусть стихотворения.

65

Пересказ по плану

К. Ушинский

«Ласточка»

Работа над осознанностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Деление рассказа на части по плану и озаглавливание каждой части рассказа. Пересказ по плану.

66

Выразительное чтение

А. Н. Толстой

«Весенние ручьи»

Работа над техникой чтения, над сознательностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию.

67-68

Чтение по ролям

«Наводнение» по Б.Житкову

Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям.

69

Выразительное чтение

С. Прокофьева

«Подарки весны»

Ответы на вопросы учителя. Чтение по цепочке. Выборочное чтение.

70

Заучивание наизусть

В. Берестов

«Праздник мам»

Выразительное чтение. Заучивание наизусть стихотворения.

71-72

Пересказ

Н. Сладков

«Ивовый пир»

Работа над техникой чтения, над сознательностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Пересказ. Выборочное чтение.

73

Заучивание наизусть

В. Сафронова

«Весна»

Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. Чтение за диктором.

74

Пересказ по плану

«Боец бытового отряда»

по В. Воскобойникову

Работа над осознанностью чтения: ответы на вопросы по содержанию. Деление рассказа на части по плану, озаглавливание каждой части, выделение главной мысли. Пересказ по плану.

75

Пословицы и поговорки

Работа над выразительностью чтения. Упр. для развития голоса. Игра «Доскажи словечко».

76

Обобщающий урок по теме «В окно повеяло весною»

Беседа по вопросам. Викторина по произведениям.

77

Внеклассное чтение. Чтение стихов Тютчева о весне

Самостоятельное чтение. Собеседование.

78

РК Творчество Л. И. Куликова.

Выборочное чтение. Пересказ.




79-80

Чтение по ролям

Былина «Как Илья из Мурома богатырём стал»

Ответы на вопросы и по содержанию. Чтение по ролям. Работа над правильностью чтения.

81-82

Пересказ

Л. Толстой

«Как боролся русский богатырь»

Работа над техникой чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Пересказ.

83

Чтение по ролям

«К неведомым берегам» по О. Орлову

Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям. Работа над правильностью чтения.

84

Пересказ

«Русский поровой дилижанец» по Г.Черненко

Работа над техникой чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Пересказ.

85

Обобщающий урок по теме «На пользу и славу отечества»

Беседа по вопросам. Викторина по произведениям. Выразительное чтение. Пересказ.

86

Внеклассное чтение по книгам Пришвина о животных.

Самостоятельное чтение. Пересказ. Выборочное чтение.




87

Заучивание наизусть

Н. Греков

«Летом»

Работа над выразительностью чтение. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. Чтение за диктором.

88-89

Выразительное чтение

С. Прокофьева

«Подарки лета»

Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Чтение по цепочке.

90-91

Выразительное чтение

«Кто сажает подсолнухи» по Э. Шиму

Работа над выразительностью чтения (вопросительные и восклицательные предложения). Выборочное чтение.

92

Пересказ

«Малина» по А.Смирнову

Работа над техникой чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Пересказ.

93-94

Чтение по ролям

«Позвольте вас пригласить на танец» по С.Иванову

Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям.

95

Пересказ по плану

«Стрижонок Скрип» по В. Астафьеву

Работа над техникой чтения, над сознательностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Деление рассказа на части по плану. Озаглавливание каждой части рассказа. Пересказ по плану.

96

Выразительное чтение

Вс. Рождественский

«Одуванчик»

Ответы на вопросы учителя. Чтение по цепочке. Выборочное чтение.

97

Пословицы и поговорки

Работа над выразительностью чтения. Упр. для развития голоса. Игра «Доскажи словечко».

98

Обобщающий урок по теме «Видно люди не напрасно называют лето красным».

Беседа по вопросам. Викторина по произведениям. Пересказ. Выразительное чтение.

99

Внеклассное чтение. Стихи о лете.

Заучивание стихов, пословиц, народных примет.

100

РК Устное народное творчество Тульской области

Выборочное чтение. Заучивание наизусть. Драматизация.

101

Урок- КВН.

Обобщение изученного за год.

102

Экскурсия в природу с целью наблюдений летних изменений.

Наблюдение за изменениями в природе. Чтение стихов о лете.









Дидактическое и методическое обеспечение


Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

С.Ю. Ильина «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2012г.

        Зикеев А.Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных(коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи.- Пособие для педагога –дефектолога.- Москва «Владос»-2013г

        Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР. / Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003

        Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось – 89, 2004.

        Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению. М.; Вако, 2007.

         Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.

        Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1976

        Узорова О.В., Нефедова Е.А. Тесты по проверке техники чтения для начальной школы: М.: Астрель, 2006.






Материально-техническое обеспечение



Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению.


Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

Репродукции картин и художественные фотографии  в соответствии с программой по литературному чтению.

Детские книги разных типов из круга детского чтения.


Портреты поэтов и писателей


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.


Компьютер (по возможности).


Сканер (по возможности).


Принтер лазерный (по возможности).


Аудиозаписи художественного исполнения  изучаемых произведений.


Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).


Слайды.


Мультимедийные образовательные ресурсы.


Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.


Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.


Стол учительский с тумбой.


Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


Настенные доски.



Информационно-коммуникационные средства


Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы интернета

Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»;

«Новая начальная школа» 1-4 кл. Литературное чтение


Сказочный домик: народные сказки.

Электронная коллекция сказок народов мира (http://www.skazkihome.info/)

Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников) (http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)

Автобиография, фотографии, портреты писателя. Подборка произведений Х.К. Андерсена. Литература об Андерсене) http://www.sky-art.com/andersen/index.htm

Дважды пять: детская библиотека.

(Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.) http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного и 1-4 классов. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2012. – 191с.

  2. С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева. Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2012.
  3. В. И. Горовая, Н. И. Дробот, Л. И. Кулагина, Т. К. Лаврентьева. Конспекты уроков по внеклассному чтению 1-4 классы - (Библиотека учителя начальной школы). – М.: Владос, 2005. - 208 с.

  4. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

  5. Интернет – ресурсы: http://www.books.kostyor.ru/, http://www.razumniki.ru/razvitie_rechi_detey.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!