ГОУ ТО «Болоховская школа для обучающихся с ОВЗ»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ___________________ (Гусева Т.В.) «______» ___________________2021г. | | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГОУ ТО «Болоховская школа для обучающихся с ОВЗ» _____________________ «______» ___________________ 2021г. |
Рабочая программа,
адаптированная по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII типа по предмету «Чтение»
Учитель : Чутчева Т.Е.
Класс: 4, индивидуальное обучение Тимофеевой Ульяны
2021-2022 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы» под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013 г. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Цель: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
Задачи:
формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного;
воспитание нравственных качеств, развитие познавательных интересов, расширение их кругозора;
образовательные:
последовательно перевести учащихся на плавное и правильное чтение целыми словами вслух и про себя;
осмысливание прочитанного текста;
совершенствование техники чтения;
расширение и активизация словарного запаса;
коррекционная:
формирование познавательной деятельности школьников, коррекция ВПФ (внимания, памяти, логического мышления);
воспитательная:
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основной формой обучения является урок; методами обучения – метод наблюдения, беседа, объяснения, повторения, сравнения, работа с учебником, дидактические игры; приемы обучения – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей. За чтением осуществляется повседневный и текущий контроль.
Общая характеристика учебного предмета
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На учебный предмет «Литературное чтение» отводится в 4-м классе – 102 часа в год (3 часа в неделю).
Личностные результаты
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
в сотрудничестве с учителем адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения программы по литературному чтению
Техника чтения
Ученик получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:
осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
соблюдать при чтении паузы между предложениями;
ставить логическое ударение и необходимую интонацию;
отвечать на вопросы по прочитанному;
Понимание прочитанного
Ученик получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем:
выделять главную мысль произведения;
участвовать в беседе;
делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;
выделять главные действующие лица, давать оценку их поступков;
соблюдать интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения), пересказывать по ролям, выборочно пересказывать;
давать оценку состояния героев и происходящих событий;
уметь делить рассказ на части по плану;
ориентироваться в учебнике;
Развитие устной речи
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;
рассказывать по аналогии с прочитанным;
заучивать наизусть стихотворения, басни;
выборочно пересказывать по нарисованным рисункам;
оценивать состояния героев и происходящих событий;
делить рассказ на части по плану
Внеклассное чтение
Ученик научится:
читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детских газет, журналов;
Ученик получит возможность научиться:
отвечать на вопросы по содержанию;
пересказывать по ролям;
давать оценку поступков героев в произведениях
Техника чтения
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.
Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение
Понимание прочитанного
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Ученик получит возможность научиться:
выделять главную мысль произведения;
делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;
выделять главных действующих лиц;
придумывать заглавия к основным частям текста, коллективно составлять план
Развитие устной речи
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;
заучивать наизусть стихотворения, басни.
Внеклассное чтение
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Ученик научится:
читать доступные детские книжки;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и объяснять иллюстрации;
Ученик получит возможность научиться:
Содержание учебного предмета (102 часа)
Основное содержание учебного курса
Произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми.
Рождественские рассказы.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Лексические темы: "Школьная жизнь", "Листьям время опадать", "Делу время, потехе - час", "О братьях наших меньших", "Поёт зима, аукает", "Жизнь дана на добрые дела", "В мире волшебной сказки", "Весна, весна! И все ей рады", "Смешные истории", "Родная земля", "Лето пришло".
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговоеорфографичекое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи соответствующего содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и т.д.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Базовый | Минимальный |
Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию; Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова); Активно участвовать в анализе произведения; Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план; Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения; Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений; | Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел?», «Что делал?»); Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов; Соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста; Пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению; Выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения. |
Календарно-тематическое планирование(102 ч)
№ п/п | Тема | Примерное содержание и виды работ |
| | |
1 | Выразительное чтение А.Плещеев «Осень наступила» Выразительное чтение Ф.Тютчев «Листья» | Беседа «летние каникулы». Чтение стихотворения учителем, составление рассказа по иллюстрации, выборочное чтение, ответы на вопросы учебника. |
2 | Пересказ по вопросам «Как наступает листопад» по Г. Граубину | Работа над техникой чтения, над сознательностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Пересказ по вопросам. |
3 | Выразительное чтение С.Прокофьева «Подарки осени» | Чтение целыми словами. Чтение «Эстафета». Чтение за диктором. Ответы по содержанию. |
4 | Пересказ по плану «Старый гриб» по М.Пришвину | Работа над осознанностью чтения: ответы на вопросы по содержанию. Деление рассказа на части по плану. Озаглавливание каждой части рассказа. Пересказ по плану. |
5 | Пересказ по вопросам Х Е.Носов «Хитрюга» | Работа над техникой чтения, над сознательностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Пересказ по вопросам. |
6 | Чтение по ролям Н. Сладков «Осень» | Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям. |
7 | Пересказ Г. Снегирёв «Бурундук» Пословицы и поговорки об осени | Работа над техникой чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Пересказ. |
8 | Обобщающий урок по теме «Листья пожелтелые по ветру летят». | Беседа по вопросам. Викторина по произведениям. Нарисовать картину осени. |
9 | Внеклассное чтение. Чтение и заучивание стихов Блока и Есенина об осени. | Самостоятельное чтение стихов об осени. Заучивание наизусть. |
| | |
10 | Заучивание наизусть Считалки Заучивание наизусть М. Бородицкая «Щи – талочка» | Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение. Игра «Доскажи словечко» по тексту считалок. Заучивание наизусть. Чтение за диктором. |
11-12 | Выразительное чтение Л. Пантелеев «Карусели» | Работа над выразительностью чтения. Чтение вопросительных и восклицательных предложений. Ответы на вопросы по содержанию. Рисование иллюстрации к рассказу. |
13 | Заучивание наизусть Д. Хармс «Игра» | Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. Чтение за диктором. |
14-15 | Чтение по ролям Н. Носов «Затейники» | Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям. |
16 | Заучивание наизусть В. Левин «Чудеса в авоське» | Работа над выразительностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Заучивание наизусть. Чтение за диктором. |
17 | Пословицы и поговорки | Работа над выразительностью чтения. Игра «Доскажи словечко». Упр. на развитие голоса. |
18 | Обобщающий урок по теме «Раз, два – начинается игра». | Беседа по вопросам. Викторина по произведениям. |
19-20 | Внеклассное чтение по книге A. Гайдара «Тимур и его команда» | Самостоятельное чтение отрывка из повести. Пересказ. |
21 | Чтение по ролям Китайская сказка «Не моё дело!» | Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям. |
22 | Выразительное чтение И. Крылов «Чиж и голубь» | Работа над техникой чтения, пониманием смысла текста, заучивание наизусть по желанию. |
23 | Выразительное чтение Л. Толстой «Два товарища» | Чтение эстафетой. Ответы на вопросы по содержанию. |
24 | Выразительное чтение Л. Пантелеев «Трус» | Работа над выразительностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям. Беседы по иллюстрации. Пересказ. |
25 | Пересказ Э. Кисилёва «Про то как Миша стал храбрым» | Работа над техникой чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Пересказ. |
26 | Заучивание наизусть В. Сафронов «Подвиг» Выразительное чтение Ю. Ермолаев «Силач» | Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. Чтение за диктором. |
27 | Пересказ по вопросам «Самое страшное» по В. Осеевой | Ответы на вопросы по содержанию. Работа над техникой чтения. Пересказ. Выборочное чтение. |
28 | Пересказ по плану К. Киршина «Вот какая история» | Работа над осознанностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Деление рассказа на части, озаглавливание каждой части рассказа. Пересказ по плану. |
29 | Пересказ по плану «Как подружились Вова и Боря» по Я Длуголенскому. | Работа над осознанностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Деление рассказа на части по плану. Озаглавливание каждой части рассказа. Пересказ по плану. |
30 | Выразительное чтение А. Барто «В театре» | Работа над выразительностью чтения. Чтение вопросительных и восклицательных предложений. Чтение по цепочке. |
31 | Обобщающий урок по теме «Будем делать хорошо и не будем плохо». | Беседа по вопросам. Викторина по произведениям. Выразительное чтение. Чтение наизусть. |
32 | Внеклассное чтение. Народные сказки. | Чтение и пересказывание сказок. Выделение главной мысли. Драматизация сказки. |
| | |
33 | Пересказ по плану «Ёлка» по А.Н.Толстому | Чтение и пересказывание рассказа. Работа над осознанностью чтения: ответы на вопросы по содержанию. Деление рассказа на части по плану, озаглавливание каждой часть. Пересказ по плану. |
34 | Заучивание наизусть С. Чёрный «Снежная баба» | Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение. Заучивание наизусть отрывка стихотворения. |
35 | Заучивание наизусть С. Прокофьева «Подарки зимы» | Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. Чтение за диктором. |
36 | Пересказ по вопросам Г. Харлампьев «Жадная сорока» | Работа над техникой чтения, над сознательностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Пересказ по вопросам. |
37 | Чтение по ролям «В пограничном наряде» по В. Коржикову | Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям. |
38 | Выразительное чтение З. Александрова «До свидания, зима!» | Ответы на вопросы учителя. Выборочное чтение. Чтение по цепочке. |
39 | Пословицы и поговорки. | Работа над выразительностью чтения. Упр. для развития голоса. Игра «Доскажи словечко». |
40 | Выразительное чтение Н.Толоконников Загадки | Чтение и отгадывание загадок. |
41 | Обобщающий урок по теме «Зимние узоры» | Беседа по вопросам. Викторина по произведениям. Выразительное чтение. Чтение наизусть. Пересказ. |
42 | В. Ступина «Петька Рыжий» | Выразительное чтение. Ответы на вопросы. Чтение по цепочке. Пересказ понравившегося отрывка. |
| | |
43 | Чтение по ролям Грузинская сказка «Заработанный рубль» | Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям. |
44 | Пересказ по вопросам Е. Шварц «Сказка о Василисе – работнице» | Работа над техникой чтения, над сознательностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Пересказ по вопросам. |
45 | Заучивание наизусть Г. Сапгин «Рабочие руки» | Работа над выразительностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Заучивание наизусть. Рисование картины к стихотворению. |
46-47 | Выразительное чтение М. Миршакар «Мудрый дед» | Работа над выразительностью чтения (вопросительные и восклицательные предложения). Выборочное чтение. |
48 | Выразительное чтение В. Хомченко «Михаськин сад» | Работа над выразительностью чтения (вопросительные и восклицательные предложения). Выборочное чтение. |
49-50 | Чтение по ролям Н. Носов «Заплатка» | Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям. |
51 | Выразительное чтение А. Барто «Я лишний» | Чтение целыми словами. Чтение «Эстафета». Чтение за диктором. Ответы по содержанию. |
52 | Внеклассное чтение по произведениям А. Пушкина о зиме. | Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Рисование картины к произведению. |
53-54 | Выразительное чтение С. Погореловский «Маленькое и большое» | Ответы на вопросы учителя. Чтение по цепочке. Выборочное чтение. |
55 | Чтение по ролям Г. Виеру «Хлеб с росою» | Работа над выразительностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям. |
56 | Чтение по ролям «Просто сочинение» по К. Киршиной | Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям. |
57 | Заучивание наизусть Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка» | Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. Чтение за диктором. |
58 | Пересказ Э. Киселёва «Волшебный котелок» | Работа над техникой чтения, над сознательностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Пересказ |
59 | Пословицы и поговорки | Работа над выразительностью чтения. Упр. для развития голоса. Игра «Доскажи словечко». |
60 | Обобщающий урок по теме «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!» | Беседа по вопросам. Викторина по произведениям. Чтение наизусть. Пересказ. Выразительное чтение. |
61 | Внеклассное чтение «Труд кормит, а лень портит» | Разучивание пословиц о труде. Чтение небольших рассказов о трудолюбие, честности. |
| | |
62 | Выразительное чтение Народная песенка | Выразительное, комбинированное, сопряжённое чтение. Рисование словесных картин к стихотворению. |
63 | Выразительное чтение А. Плещеев «Весна» | Ответы на вопросы учителя. Чтение по цепочке. Выборочное чтение. |
64 | Заучивание наизусть А. Майков «Ласточка примчалась» | Выразительное чтение. Заучивание наизусть стихотворения. |
65 | Пересказ по плану К. Ушинский «Ласточка» | Работа над осознанностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Деление рассказа на части по плану и озаглавливание каждой части рассказа. Пересказ по плану. |
66 | Выразительное чтение А. Н. Толстой «Весенние ручьи» | Работа над техникой чтения, над сознательностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. |
67-68 | Чтение по ролям «Наводнение» по Б.Житкову | Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям. |
69 | Выразительное чтение С. Прокофьева «Подарки весны» | Ответы на вопросы учителя. Чтение по цепочке. Выборочное чтение. |
70 | Заучивание наизусть В. Берестов «Праздник мам» | Выразительное чтение. Заучивание наизусть стихотворения. |
71-72 | Пересказ Н. Сладков «Ивовый пир» | Работа над техникой чтения, над сознательностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Пересказ. Выборочное чтение. |
73 | Заучивание наизусть В. Сафронова «Весна» | Работа над выразительностью чтения. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. Чтение за диктором. |
74 | Пересказ по плану «Боец бытового отряда» по В. Воскобойникову | Работа над осознанностью чтения: ответы на вопросы по содержанию. Деление рассказа на части по плану, озаглавливание каждой части, выделение главной мысли. Пересказ по плану. |
75 | Пословицы и поговорки | Работа над выразительностью чтения. Упр. для развития голоса. Игра «Доскажи словечко». |
76 | Обобщающий урок по теме «В окно повеяло весною» | Беседа по вопросам. Викторина по произведениям. |
77 | Внеклассное чтение. Чтение стихов Тютчева о весне | Самостоятельное чтение. Собеседование. |
78 | РК Творчество Л. И. Куликова. | Выборочное чтение. Пересказ. |
| | |
79-80 | Чтение по ролям Былина «Как Илья из Мурома богатырём стал» | Ответы на вопросы и по содержанию. Чтение по ролям. Работа над правильностью чтения. |
81-82 | Пересказ Л. Толстой «Как боролся русский богатырь» | Работа над техникой чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Пересказ. |
83 | Чтение по ролям «К неведомым берегам» по О. Орлову | Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям. Работа над правильностью чтения. |
84 | Пересказ «Русский поровой дилижанец» по Г.Черненко | Работа над техникой чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Пересказ. |
85 | Обобщающий урок по теме «На пользу и славу отечества» | Беседа по вопросам. Викторина по произведениям. Выразительное чтение. Пересказ. |
86 | Внеклассное чтение по книгам Пришвина о животных. | Самостоятельное чтение. Пересказ. Выборочное чтение. |
| | |
87 | Заучивание наизусть Н. Греков «Летом» | Работа над выразительностью чтение. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. Чтение за диктором. |
88-89 | Выразительное чтение С. Прокофьева «Подарки лета» | Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Чтение по цепочке. |
90-91 | Выразительное чтение «Кто сажает подсолнухи» по Э. Шиму | Работа над выразительностью чтения (вопросительные и восклицательные предложения). Выборочное чтение. |
92 | Пересказ «Малина» по А.Смирнову | Работа над техникой чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Пересказ. |
93-94 | Чтение по ролям «Позвольте вас пригласить на танец» по С.Иванову | Работа над правильностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям. |
95 | Пересказ по плану «Стрижонок Скрип» по В. Астафьеву | Работа над техникой чтения, над сознательностью чтения. Ответы на вопросы по содержанию. Деление рассказа на части по плану. Озаглавливание каждой части рассказа. Пересказ по плану. |
96 | Выразительное чтение Вс. Рождественский «Одуванчик» | Ответы на вопросы учителя. Чтение по цепочке. Выборочное чтение. |
97 | Пословицы и поговорки | Работа над выразительностью чтения. Упр. для развития голоса. Игра «Доскажи словечко». |
98 | Обобщающий урок по теме «Видно люди не напрасно называют лето красным». | Беседа по вопросам. Викторина по произведениям. Пересказ. Выразительное чтение. |
99 | Внеклассное чтение. Стихи о лете. | Заучивание стихов, пословиц, народных примет. |
100 | РК Устное народное творчество Тульской области | Выборочное чтение. Заучивание наизусть. Драматизация. |
101 | Урок- КВН. | Обобщение изученного за год. |
102 | Экскурсия в природу с целью наблюдений летних изменений. | Наблюдение за изменениями в природе. Чтение стихов о лете. |
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
С.Ю. Ильина «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2012г. | Зикеев А.Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных(коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи.- Пособие для педагога –дефектолога.- Москва «Владос»-2013г Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР. / Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003 Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось – 89, 2004. Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению. М.; Вако, 2007. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982. Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1976 Узорова О.В., Нефедова Е.А. Тесты по проверке техники чтения для начальной школы: М.: Астрель, 2006. |
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению. | |
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. |
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению. |
Детские книги разных типов из круга детского чтения. | |
Портреты поэтов и писателей | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок. | |
Компьютер (по возможности). | |
Сканер (по возможности). | |
Принтер лазерный (по возможности). | |
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. | |
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности). | |
Слайды. | |
Мультимедийные образовательные ресурсы. | |
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины. | |
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. | |
Стол учительский с тумбой. | |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | |
Настенные доски. | |
Информационно-коммуникационные средства
Цифровые образовательные ресурсы | Ресурсы интернета |
Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл.»; «Новая начальная школа» 1-4 кл. Литературное чтение | Сказочный домик: народные сказки. Электронная коллекция сказок народов мира (http://www.skazkihome.info/) Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников) (http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm) Автобиография, фотографии, портреты писателя. Подборка произведений Х.К. Андерсена. Литература об Андерсене) http://www.sky-art.com/andersen/index.htm Дважды пять: детская библиотека. (Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.) http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного и 1-4 классов. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2012. – 191с.
С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева. Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2012. В. И. Горовая, Н. И. Дробот, Л. И. Кулагина, Т. К. Лаврентьева. Конспекты уроков по внеклассному чтению 1-4 классы - (Библиотека учителя начальной школы). – М.: Владос, 2005. - 208 с.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
Интернет – ресурсы: http://www.books.kostyor.ru/, http://www.razumniki.ru/razvitie_rechi_detey.html