Пояснительная записка
Математическое образование в системе общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в формировании и развитии мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Без базовой математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования, так как все больше специальностей связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многие другие). Следовательно, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Значимость математической подготовки в общем образовании современного человека повлияла на определение целей изучения математики на ступени среднего (полного) общего образования.
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры
На основании требований государственного образованного стандарта 2004 г. при реализации рабочей программы предполагается использовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Настоящая рабочая программа по алгебре и началам анализа для 11 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 27.12.2009г.) «Об образовании»;
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089;
Учебного плана 11-х классов ГБОУ РЦОиПМСП г. Улан-Удэ.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.Г. Мордковича по алгебре и началам математического анализа для общеобразовательных учреждений (М.: Мнемозина, 2011).
Выбор данной программы мотивирован тем, что она разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике, обеспечена учебно-методическим комплектом «Алгебра и начала математического анализа» для 10-11 классов (авторы А.Г. Мордкович и др. (М.: Мнемозина). Программа призвана содействовать формированию культурного человека, умеющего мыслить, понимающего идеологию математического моделирования реальных процессов, владеющего математическим языком, как языком, организующим деятельность, умеющего самостоятельно добывать информацию и пользоваться ею на практике, владеющего литературной речью и умеющего в случае необходимости построить ее по законам математической речи.
В программе определена последовательность изучения материала в рамках стандарта для старшей школы и пути формирования знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а так же развития учащихся.
Из основных содержательно-методических линий школьного курса алгебры приоритетной в программе является функционально-графическая линия.
Рабочая программа предназначена для изучения алгебры и начал анализа в 11 классе на базовом уровне, составлена на 102 часа (из расчёта 3 часов в неделю в соответствии с Учебным планом ГБОУ РЦОиПМСП г. Улан-Удэ на 2015-2016 учебный год, Годовым календарным учебным графиком). Плановых контрольных работ – 8.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Учебно-тематический план программы
№п/п | Раздел | Количество часов в программе |
1. | Повторение курса алгебры и начал анализа 10 класса | 4 |
2. | Степени и корни. Степенные функции | 17 |
3. | Показательная и логарифмическая функции | 26 |
4. | Первообразная и интеграл | 8 |
5. | Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей | 15 |
6. | Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств | 20 |
7. | Обобщающее повторение | 12 |
Итого | 102 в том числе контрольные работы |
Результаты обучения по курсу «Алгебра и начала анализа»
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все школьники, изучающие алгебру и начала анализа на базовом уровне, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации за курс средней школы.
Для преподавания алгебры и начал анализа в 11 классе на базовом уровне используется УМК «Алгебра и начала математического анализа» для 10-11 классов, авторы А.Г. Мордкович и др. (М.: Мнемозина): А.Г. Мордкович. Алгебра и начала математического анализа.10-11 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Мнемозина, 2009 и А.Г. Мордкович и др. Алгебра и начала математического анализа.10-11 классы. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Мнемозина, 2009.
Перечисленные книги написаны в соответствии с действующей программой для общеобразовательной школы, имеют гриф «Рекомендовано» Министерства образования и науки РФ и входят в Федеральный комплект учебников.
Учебник и задачник полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта по математике базового уровня (обязательному минимуму содержания образования и требованиям к математической подготовке учащихся).
Учебник дает цельное и полное представление о школьном курсе алгебры и начал математического анализа. Отличительные особенности учебника – доступное для школьников изложение материала, наличие большого числа примеров с подробными решениями.
Предлагаемый задачник соответствует одноименному учебнику. В каждом параграфе задачника представлена разнообразная система упражнений, распределенных по уровням трудности. Наличие отдельного задачника позволило авторам выстроить в нем полноценную как по объему, так и по содержанию, систему упражнений, достаточную для работы в классе, для домашних заданий, для повторения (без привлечения других источников).
Учебник и задачник, являющиеся частью учебно-методического комплекта для изучения в 10–11-м классах общеобразовательной школы курса алгебры и начал математического анализа на базовом уровне, призваны помочь обучающимся старшей школы качественно подготовиться к ЕГЭ.
Содержание рабочей программы
(Тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения. Преобразование тригонометрических выражений. Производная).
Понятие корня n-й степени из действительного числа. Функции у = , их свойства и графики. Свойства корня n-й степени. Преобразование выражений, содержащих радикалы.
Обобщение понятия о показателе степени. Степенные функции, их свойства и графики.
Показательная функция, её свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства.
Понятие логарифма. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства. Переход к новому основанию логарифма.
Первообразная. Определённый интеграл.
Статистическая обработка данных. Простейшие вероятностные задачи. Сочетания и размещения. Формула бинома Ньютона. Случайные события и их вероятности.
Равносильность уравнений. Общие методы решения уравнений: замена уравнения h(f(x)) = h(g(x)) уравнением f(x) = g(x), разложение на множители, введение новой переменной, функционально-графический метод.
Решение неравенств с одной переменной. Равносильность неравенств, системы и совокупности неравенств, иррациональные неравенства, неравенства с модулями.
Системы уравнений. Уравнения и неравенства с параметрами.
Выражения и преобразования. Уравнения и системы уравнений. Неравенства. Функции. Производная. Первообразная. Текстовые задачи. Задачи с параметром.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Алгебра
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Начала математического анализа
уметь
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства
уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера.
Литература
Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч. 1. Мордкович А. Г. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А. Г. Мордкович. – 10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009.
Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / [А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Г. Мишустина, П. В. Семенов, Е. Е. Тульчинская ]; под ред. А. Г. Мордковича. – 10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009.
Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Александрова; под ред. А. Г. Мордковича. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2009.
Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы (базовый уровень): методическое пособие для учителя / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — М.: Мнемозина, 2010.
Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / В. И. Глизбург; под ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/ , http://ap.nsportal.ru/
http://uztest.ru/; http://le-savchen.ucoz.ru/; http://ege.yandex.ru/; http://reshuege.ru/; http://reshak.ru/; http://vk.com/ege_math; http://www.ege.edu.ru/
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Повторение материала курса 10 класса (4 часа) |
1-3 | Повторение материала курса 10-го класса. Подготовка к контрольной работе за курс 10-го класса. | 3 | | |
4 | Входной контроль (контрольная работа за курс 10-го класса). | 1 | |
Глава 6. Степени и корни. Степенные функции (17 часов) |
5-6 | Понятие корня n-й степени из действительного числа. | 2 | | |
7-8 | Функции у = n√х их свойства и графики. Самостоятельная работа по теме урока. | 2 | | |
9-10 | Свойства корня n-й степени. Cамостоятельная работа по теме урока | 2 | | |
11-14 | Преобразование выражений, содержащих радикалы. | 4 | | |
15 | Контрольная работа №1 по теме «Понятие корня n-й степени. Преобразование выражений, содержащих радикалы». | 1 | | |
16 | Анализ контрольной работы. Решение тематических заданий КИМ ЕГЭ. | 1 | | |
17-18 | Обобщение понятия о показателе степени. Самостоятельная работа по теме урока. | 2 | | |
19-21 | Степенные функции, их свойства и графики. | 3 | | |
Глава 7. Показательная и логарифмическая функции (26 часов) |
22-23 | Показательная функция, её свойства и график. С/р. | 2 | | |
24-27 | Показательные уравнения и неравенства. Задания (КИМ ЕГЭ). | 4 | | |
28 | Повторение и обобщение материала по темам: «Обобщение понятия о показателе степени», «Степенные функции», «Показательная функция», «Показательные уравнения и неравенства». | 1 | | |
29 | Контрольная работа №2 по теме «Степень. Степенные функции. Показательная функция». | 1 | | |
30-31 | Анализ контрольной работы. Решение тематических заданий КИМ ЕГЭ Понятие логарифма. | 2 | | |
32-33 | Функция у=logax, её свойства и график. Самостоятельная работа по теме урока. | 2 | | |
34-35 | Свойства логарифмов. | 2 | | |
36-37 | Логарифмические уравнения. | 2 | | |
38 | Контрольная работа №3 по теме «Логарифмическая функция». | 1 | | |
39 | Анализ контрольной работы. Решение тематических заданий КИМ ЕГЭ (темы: «Показательная функция», «Логарифмическая функция»). | 1 | | |
40-42 | Логарифмические неравенства. | 3 | | |
43-44 | Переход к новому основанию логарифма. | 2 | | |
45-46 | Дифференцирование показательной и логарифмической функций. | 2 | | |
47 | Контрольная работа №4 по теме «Логарифмическая функция. Дифференцирование показательной и логарифмической функций». | 1 | | |
Глава 8. Первообразная и интеграл (8 часов) |
48-49 | Анализ контрольной работы. Понятие Первообразная. | 2 | | |
50-51 | Нахождение Первообразной. | 2 | | |
52-53 | Определённый интеграл.. | 2 | | |
54 | Обобщение тем «Первообразная и интеграл» | 1 | | |
55 | Контрольная работа №5 по теме «Первообразная и интеграл». | 1 | | |
Глава 9. Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей (11 часов) |
56-57 | Анализ контрольной работы. Статистическая обработка данных. | 2 | | |
58-59 | Простейшие вероятностные задачи. Тестовые задания ЕГЭ. | 2 | | |
60-61 | Сочетания и размещения. | 2 | | |
62-63 | Формула бинома Ньютона. | 2 | | |
64-65 | Случайные события и их вероятности. Тестовые задания ЕГЭ. | 2 | | |
66 | Контрольная работа №6 по теме «Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей». | 1 | | |
Глава 10. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств (14 часов) |
67-68 | Анализ контрольной работы. Равносильность уравнений. | 2 | | |
69-70 | Общие методы решения уравнений. Задания ЕГЭ и ГВЭ. | 2 | | |
71-72 | Решение неравенств с одной переменной. Задания ЕГЭ и ГВЭ. | 2 | | |
73-74 | Уравнения и неравенства с двумя переменными. Задания ЕГЭ и ГВЭ. | 2 | | |
75-76 | Системы уравнений. Задания ЕГЭ и ГВЭ. | 2 | | |
77 - 78 | Контрольная работа №7 по теме «Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств». | 2 | | |
79-80 | Уравнения и неравенства с параметрами. | 2 | | |
Обобщающее повторение (14 часов) |
81-83 | Анализ контрольной работы. Вычисления, сравнение и преобразование чисел. Решение заданий ЕГЭ и ГВЭ | 3 | | |
84-86 | Выражения и преобразования. Решение заданий ЕГЭ и ГВЭ | 3 | | |
87-89 | Уравнения и неравенства. Решение заданий ЕГЭ и ГВЭ | 3 | | |
90-91 | Системы уравнений и неравенств. Решение заданий ЕГЭ и ГВЭ | 3 | | |
92-94 | Функции. График функции. | 3 | | |
95-97 | Производная. Решение заданий ЕГЭ и ГВЭ. | 3 | | |
98-99 | Итоговая контрольная работа | 2 | | |