ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа курса «Математика» разработана для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, программы «Математика» авторского коллектива под руководством М. И. Моро, Ю. М. Колягиной, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (М. И. Моро, Ю. М. Колягиной, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой, издательство «Просвещение», 2018). – М.: Просвещение. 2018, Основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с ОВЗ МКОУ СОШ ХГП, Учебным планом МКОУ СОШ ХГП на 2022 – 2023 учебный год.
Цель программы: формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
Задачи программы:
формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях;
формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;
учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;
формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);
развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии;
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕБМЕТА
Учебный предмет «Математика» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение производить арифметические действия, анализировать, планировать, действовать в соответствии с алгоритмом, излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к предмету, которое необходимо формировать с начала обучения, способствует осознанному усвоению знаний, умений и навыков, а также большей успешности в быту. Без базовых знаний по математике и автоматизированных навыков вычислений обучающиеся будут испытывать значительные трудности в освоении учебных предметов в среднем звене школы. Однако иногда даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение необходимым учебным содержанием вызывает трудности по разным причинам.
При задержке психического развития эти трудности резко усиливаются. Дети, начавшие школьное обучение, как правило, затрудняются в порядковом и количественном счете, усвоении пространственно-временных отношений и понятий. У них отмечается недостаточность планирования, обобщения, снижен познавательный интерес, что негативно влияет на мотивацию к учебной деятельности.
Обучение предмету «Математика» создает возможности для преодоления перечисленных недостатков. Для обучающихся с ЗПР рекомендуется использование предметной линии учебников «Школа России». Однако механический перенос методических рекомендаций по обучению математике школьников, не обнаруживающих отставания в развитии, на контингент обучающихся с ЗПР недопустим.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна осуществляться за счет разнообразной предметно-практической деятельности, использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних развернутых действий. Формирование ориентировочной основы различных математических действий базируется на полноценном овладении составом числа, которому уделяется очень большое внимание. Помимо перечисленных при обучении математике решаются и общие коррекционно-развивающие задачи. Так совершенствование учебного высказывания может реализовываться через обучение ориентировке на поставленный вопрос при формулировке ответа (например, при решении задачи).
У обучающихся с ЗПР в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления (способность к знаковому опосредствованию совершаемых действий). Поэтому они могут испытывать трудности в составлении схем, краткой записи. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению (составление рисунков, наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, памяток-подсказок, отражающих ход решения задачи и т.п.) улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана. На изучение математики во 2 классе отводится 1,5 часа в неделю. Программа рассчитана на 52 часа за год (35 учебных недель).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение математики во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, мотивации к творческому труду, работе на результат;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально – бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
2 класс
«МАТЕМАТИКА» (52 ЧАСА)
Числа от 1 до 100. Нумерация (11 часов)
Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними. Длина ломаной. Периметр многоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен). Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Сложение и вычитание (24 часа)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6. Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора.
Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.
Умножение и деление (13 часов)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления: (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение (4 часа)
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. Решение задач изученных видов.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 класс
Количество часов в неделю – 1,5 часа, количество учебных недель – 35.
Количество часов в год – 52.
№ урока | Раздел | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация. | | Числа от 1 до 20. Повторение изученного. | 1 |
2 | | Десятки. Устная нумерация чисел в пределах 100. | 1 |
3 | | Числа от 11 до 100. Образование чисел. | 1 |
4 | | Однозначные и двузначные числа. | 1 |
5 | | Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. | 1 |
6 | | Единицы длины. Миллиметр. | 1 |
7 | | Наименьшее трёхзначное число. Сотня. | 1 |
8 | | Метр. Таблица единиц длины. | 1 |
9 | | Устные приёмы сложения и вычитания в случаях вида 30+5, 35 – 5, 30 – 5. | 1 |
10 | | Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 |
11 | | Рубль, копейка. Соотношение между денежными единицами. | 1 |
12 | Сложение и вычитание. | | Обратные задачи. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Сумма и разность отрезков. | 1 |
13 | | Задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Сумма и разность отрезков. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 |
14 | | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 |
15 | | Час, минута. Соотношение между единицами времени. | 1 |
16 | | Ломаная. Определение длины ломаной. Закрепление изученного. | 1 |
17 | | Порядок действий. Скобки. Порядок действий в выражениях со скобками. Числовые выражения. Сравнение числовых выражений. | 1 |
18 | | Периметр многоугольника. | 1 |
19 | | Свойства сложения. Устные приёмы вычислений. | 1 |
20 | | Решение задач на нахождение суммы. Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого. | 1 |
21 | | Закрепление. Устные приёмы сложения и вычитания. | 1 |
22 | | Буквенные выражения. | 1 |
23 | | Уравнение. | 1 |
24 | | Проверка вычитания. и сложения. | 1 |
25 | Сложение и вычитание. | | Сложение вида 45+23. | 1 |
26 | | Вычитание вида 57-26. | 1 |
27 | | Проверка сложения и вычитания. | 1 |
28 | | Письменные приёмы вычисления для изученных видов. | 1 |
29 | | Угол. Виды углов. | 1 |
30 | | Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника. | 1 |
31 | | Сложение вида 37+48. Сложение вида 37+53. Сложение вида 87+13. | 1 |
32 | | Вычисления вида 32+8, 40 – 8. Вычитание вида 50 – 24. | 1 |
33 | | Письменные приёмы вычисления для случаев вида 52 – 24. | 1 |
34 | | Письменные приёмы вычисления для изученных видов сложения и вычитания. | 1 |
35 | | Свойства противоположных сторон прямоугольника. | 1 |
36 | Умножение и деление. | | Умножение. Конкретный смысл умножения. Умножение. Знак умножения. Связь умножения и сложения. Вычисление результата умножения с помощью сложения. | 1 |
37 | | Задачи на умножение. | 1 |
38 | | Периметр прямоугольника. | 1 |
39 | | Приёмы умножения 1 и 0. | 1 |
40 | | Названия компонентов и результата умножения. Переместительное свойство умножения. | 1 |
41 | | Конкретный смысл деления. Решение задач на деление по содержанию. Решение задач на деление на равные части. | 1 |
42 | | Название компонентов и результатов действия деления. Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 |
43 | | Умножение и деление с числом 10. Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | 1 |
44 | | Приёмы умножения числа 2 и на 2. | 1 |
45 | | Деление на 2. | 1 |
46 | | Умножение числа 3 и на 3. | 1 |
47 | | Деление на 3. | 1 |
48 | | Повторение компонентов деления и умножения. Решение примеров изученных видов. | 1 |
49 | Итоговое повторение. | | Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. | 1 |
50 | | Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. | 1 |
51 | | Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. | 1 |
52 | | Решение задач изученных видов. | 1 |