СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины "Электротехника и электроника"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  дисциплины Электротехника и электроника является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для специальностей  среднего профессионального образования по программе подготовки      специалистов среднего звена  по специальности

          23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины "Электротехника и электроника"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Россошанский техникум

сельскохозяйственного и строительного транспорта»



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ директора по ППо Директор ГБПОУ ВО «РТСИСТ»

________Л.В. Горловая _________________В.А. Силаков

«_____»_________________2019 «_____»_________________2019




рабочая ПРОГРАММа

ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 03 Электротехника и электроника


для профессий среднего профессионального образования

по программе подготовки специалистов среднего звена

по специальностям:


23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования



Базовая подготовка



Рабочая программа рассмотрена

на заседании предметно – цикловой комиссии

и рекомендована к утверждению.

от « ______» ________________2019г., протокол № _______

Председатель ПЦК______________




пос. Молодежный, 2019г.

Рабочая программа дисциплины Электротехника и электроника разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности


23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования








Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»




Разработчики:


Ракова Наталья Сергеевна, преподаватель

Ф.И.О., должность














Содержание



стр.

1. паспорт рабочей программы дисциплины

4

2. структура и содержание дисциплины

7

3. условия реализации дисциплины

14

4. контроль и оценка результатов освоения дисциплины

16







































1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Электротехника и электроника

название дисциплины


    1. Область применения рабочей программы


Рабочая программа дисциплины Электротехника и электроника является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для специальностей среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования



1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:


Общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла

указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу


1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:



В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен

уметь:


У.1 - рассчитывать основные параметры простых электрических и магнитных цепей;

У. 2 - производить подбор элементов электронной аппаратуры по заданным параметрам;

У. 3 - собирать электрические схемы постоянного и переменного тока и проверять их работу;

У. 4 - пользоваться современными электроизмерительными приборами и аппаратами для диагностики электрических цепей.

знать:


З. 1 - сущность физических процессов, протекающих в электрических и магнитных цепях;

З. 2 - принципы, лежащие в основе функционирования электрических машин и электронной техники;

З. 3 - методику построения электрических цепей, порядок расчета их параметров;

З.4 - способы включения электроизмерительных приборов и методы измерения электрических величин;



Дисциплина направлена на формирование общих компетенций:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


В части профессиональных компетенций:

ПК1.2.Обеспечивать безопасное и качественное выполнение работ при использовании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и механизмов.

ПК 1.3. Выполнять требования нормативно-технической документации по организации эксплуатации машин при строительстве, содержании и ремонте дорог.

ПК 2.1. Выполнять регламентные работы по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в соответствии с требованиями технологических процессов.

ПК 2.2. Контролировать качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

ПК 2.3. Определять техническое состояние систем и механизмов подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

ПК 3.2. Осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины при выполнении работ.

ПК 3.3. Составлять ремонтно-механического отделения структурного подразделения.

ПК 3.6. Обеспечивать приемку эксплуатационных материалов, контроль качества, учет, условия безопасности при хранении и выдаче топливно-смазочных материалов.

ПК 3.7. Соблюдать установленные требования, действующие нормы, правила и стандарты, касающиеся экологической безопасности производственной деятельности структурного подразделения.

ПК 3.8. Участвовать в подготовке документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения.

ПК 4.1. Совершенствовать типовые технологические процессы по содержанию и ремонту дорог путем внедрения новейших разработок в машиностроительной отрасли.

процессов по ремонту и содержанию дорог.

ПК 4.4. Обеспечивать безопасность работ при эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

ПК 4.5. Принимать рациональное решение по выходу из нештатной ситуации во время производства работ, принимая всю ответственность за принятое решение на себя.

ПК 5.1. Проводить диагностирование технического состояния подъемно-транспортных, дорожных, строительных машин с использованием современных средств диагностики.

ПК 5.2. Выбирать, обосновывать и применять типовые технологические процессы ремонта машин и разрабатывать новые.

ПК 5.3. Выбирать современное технологическое оборудование для оснащения

ремонтного производства.

ПК 5.4. Разрабатывать технологические карты процессов ремонта деталей и сборочных единиц машин, с учетом результатов технической диагностики и дефектоскопии.




1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 77 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 51 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 26 часов.























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

77

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:


лабораторные работы

15

практические работы

10

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:

выполнение домашнего задания

подготовка к практическим занятиям

доклады

презентации

самостоятельная работа



Итоговая аттестация в форме экзамена




















2.2. Тематический план и содержание дисциплины Электротехника и электроника

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

1

2

3

Глава 1. Электрическое поле (2 ч)



Содержание учебного материала Техника безопасности и охрана труда. Понятие о трудовой и технологической дисциплине. Понятие о культуре труда рабочего.



1


Электротехника. Техника безопасности и охрана труда.

1


2


Электрическое поле. Проводники и диэлектрики. Конденсаторы.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Доклад на тему: ««Вклад учёных в развитие электротехники»»

1



Глава 2. Электрические цепи постоянного тока (6 ч)





















Содержание учебного материала

Техника безопасности и охрана труда. Понятие о трудовой и технологической дисциплине. Понятие о культуре труда рабочего. Понятие об электрической цепи, электрическом токе, напряжении, сопротивлении. Мощность тока. Закон Ома для участка цепи. Закон Ома для полной цепи. Законы Кирхгофа. Элементы, схемы электрических цепей и их классификация.



3

Понятие об электрической цепи, электрическом токе и напряжение. Закон Ома.

1

4

Практическое занятие № 1 по теме: «Закон Ома».

1

5

Практическое занятие № 2 по теме: «Последовательное и параллельное соединение проводников».

1

6

Законы Кирхгофа. Расчёт сложных электрических цепей.

1

7

Лабораторное занятие № 1 по теме: «Ознакомление с основными измерительными приборами».

1

8

Лабораторное занятие № 2 по теме: «Линейная электрическая цепь постоянного тока»

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашнего задания

Подготовка к практическим занятиям

Самостоятельная работа по теме: «Законы Ома и Кирхгофа»

3


Глава 3. Электромагнетизм (6 ч)

















Содержание учебного материала

Магнитное поле. Классификация, элементы и характеристика магнитных цепей. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Электродвижущая сила. Вихревые токи.


9

Магнитное поле. Основные характеристики магнитного поля.

1

10

Лабораторное занятие № 3 по теме: «Нелинейные электрические цепи постоянного тока»

1

11

Практическое занятие №3 по теме: «Магнитное поле».

1

12

Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции.

1

13

Лабораторное занятие № 4 по теме: «Последовательное соединение катушки индуктивности и конденсатора».

1

14

Практическое занятие № 4 по теме: «Расчёт простейших магнитных цепей»

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашнего задания

Подготовка к практическим занятиям

Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле», «Расчёт простейших магнитных цепей»

3


Глава 4. Электрические цепи синусоидального тока (4 ч)











Содержание учебного материала

Синусоидальный ток. Первый и второй законы Кирхгофа. Резонанс тока. Резонанс напряжения. Электрические фильтры.


15

Элементы электрической цепи синусоидального тока

1

16

Практическое занятие № 5 по теме: «Расчёт цепей переменного тока».

1

17

Первый и второй законы Кирхгофа в комплексной форме.

1

18

Резонанс токов и напряжений. Электрические фильтры.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентация по теме: «Закон Ленца», «Закон Электромагнитной индукции», «Резонанс»

2


Глава 5. Трёхфазные электрические цепи (6 ч)



Содержание учебного материала

Трёхфазные электрические цепи. Соединения «звезда». Соединения «треугольник»


19

Трёхфазные электрические цепи.

1

20-21

Лабораторное занятие № 5 по теме: «Трёхфазная электрическая цепь, соединённая «звездой».

2

22-23

Лабораторное занятие № 6 по теме: «Трёхфазная электрическая цепь, соединённая «треугольником».

2

24

Практическая работа № 6по теме: «Расчёт трёхфазных цепей».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение домашнего задания

Подготовка к практическим занятиям

Самостоятельная работа по теме: «ЭДС индукции»

3


Глава 6. Трансформаторы. (5 ч)







Содержание учебного материала

Трансформатор. Коэффициент трансформации. Автотрансформатор. Коэффициент полезного действия. Измерительные и трёхфазные трансформаторы.


25

Типы, назначение, устройство и принцип действие трансформаторов.

1

26-27

Лабораторное занятие № 7 по теме: «Однофазный трансформатор».

2

28

Практическое занятие № 7по теме: «Коэффициент трансформации».

1

29

Однофазные и трехфазные автотрансформаторы.

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Презентации на тему:

«Применение трансформаторов», «Автотрансформаторы», «Генератор», «Двигатель постоянного тока», «Электропривод»

3


Глава 7. Электрические машины синусоидального и постоянного тока (11 ч)




Содержание учебного материала

Генератор постоянного тока. Двигатель постоянного тока. Электропривод. Холостой ход.


30

Трехфазный асинхронный двигатель.

1

31

Трехфазный синхронный генератор

1

32

Свойства и характеристики генератора постоянного тока.

1

33-34

Лабораторное занятие № 8 по теме: «Генератор постоянного тока».

2

35

Свойства и характеристики двигателя постоянного тока.

1

36-37

Лабораторное занятие № 9 по теме: «Двигатель постоянного тока».

2

38

Практическое занятие № 8 по теме: «Изучение векторных диаграмм синхронного генератора».

1

39

Основы электропривода. Схемы управления электродвигателями.

1

40

Практическое занятие № 9 по теме: «Схемы управления электродвигателями».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашнего задания

Подготовка к практическим занятиям

Подготовка докладов по теме: «Применение трансформаторов», «Автотрансформаторы»

Сообщение на тему: «Принцип действия электродвигателя»

6


Глава 8. Электрические аппараты автоматики и управления.

Полупроводниковые приборы ( 5 ч)












Содержание учебного материала

Полупроводники. Диоды. Транзисторы. Выпрямители. Электронные и операционные усилители. Инверторы. Стабилизаторы.


41

Электрические аппараты автоматики. Реле. Выключатели.

1

42

Полупроводники. Диоды. Транзисторы. Тиристоры.

1

43

Электронные выпрямители, стабилизаторы. Усилители.

1

44

Лабораторное занятие № 10 по теме: «Изучение электронной измерительной аппаратуры»

1

45

Практическое занятие № 10 по теме: «Графические обозначения полупроводниковых приборов».

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашнего задания

Подготовка к практическим занятиям

Доклады на тему:

«Применение генераторов и двигателей постоянного тока», «Мультивибраторы»,

«Выпрямители и инверторы»

3


Глава 9. Электронные цифровые устройства. Микропроцессоры. (6 ч)




Содержание учебного материала

Интегральные микросхемы и микропроцессоры. Реле. Датчики регулирования и контроля. Элементы систем автоматики.


46

Цифровые автоматы. Преобразователи.

1

47

Интегральные микросхемы и микропроцессоры.

1

48

Типовые элементы систем автоматики.

1

49

Проблемы и перспективы производства электроэнергии.

1

50-51

Итоговая контрольная работа

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашнего задания

Подготовка докладов по теме: «Области применения цифровых измерительных приборов»

2

Всего

51


77


3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • плакаты по электротехники;

  • физическое оборудование.

  • методические указания и контрольные задания для индивидуального проектного задания.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. Немцов М.В., Немцова М.Л. Электротехника и электроника: Учебник для среднего профессионального образования. — М.: Изд. центр «Академия», 2018. — 480с.

  2. Электротехника и электроника: учебник для студ. Учреждений сред. Проф.образования/ Н. Ю. Морозова. – 6-изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 288 с.

  3. Петленко А.Б., Меркулов Р.В., Крашенинников, и др. Электротехника и электроника: Учебник. – М.: Академия, 2011.

  4. Евдокимов Ф.Е. Общая электротехника: Учебник для учащихся не электротехнических спец-й техникумов. – М.: Высшая школа, 2012.

  5. Лобзин С.А. Электротехника. Лабораторный практикум. Учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2012.

  6. Электротехника: Учебник для нач.проф.образования/ П.А. Бутырин, О.В.Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов. – 7-е изд.,испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 272 с.

  7. Лабораторно-практические работы по электротехнике: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. Образования/ В.М. Прошин.- 8-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.

Дополнительные источники:


Интернет-ресурсы:

1. Электротехника и промышленная электроника: конспекты лекций, МГТУ им. Н. Э. Баумана,

http://fn.bmstu.ru/electro/new site/lectures/lec%201/konspect.htm

2. Электронные учебные материалы по электротехнике, МАНиГ, http://www.shat.ru

3. Общая электротехника и электроника: электронный учебник, Мордовский государственный университет, http://toe.stf.mrsu.ru/demo_versia/

4. Интернет-коллоквиум по электротехнике, http://electro.hotmail.ru/

5. Электрические машины: лекции и примеры решения задач, http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40524

6. Электротехника и электроника: учебное пособие, http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40470

7. Тексты книг по электротехническим дисциплинам, в основном, в формате pdf для бесплатного перекачивания, http://www.kodges.ru/

8. Электронная электротехническая библиотека, http://www.electrolibrary.info




4. Контроль и оценка результатов

освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных занятий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:


У.1. – рассчитывать основные параметры простых электрических и магнитных цепей;


Лабораторные и практические работы. Самостоятельные работы

У.2. – производить подбор элементов электронной аппаратуры по заданным параметрам;

Лабораторные и практические работы. Самостоятельные работы.

У.3. – собирать электрические схемы постоянного и переменного тока и проверять их работу;


Лабораторные и практические работы. Самостоятельные работы, тестирование, проверочные практические работы.

У. 4 - пользоваться современными электроизмерительными приборами и аппаратами для диагностики электрических цепей.


Лабораторные и практические работы. Самостоятельные работы, тестирование, проверочные практические работы.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать


З.1. – сущность физических процессов, протекающих в электрических и магнитных цепях;;

Фронтальный опрос, самостоятельные работы, тестирование, проверочные практические работы.

З.2. – принципы, лежащие в основе функционирования электрических машин и электронной техники;

Самостоятельные работы, проверочные практические работы.

З.3. – методику построения электрических цепей, порядок расчета их параметров;

Лабораторные и практические работы.

З.4 - способы включения электроизмерительных приборов и методы измерения электрических величин;

Лабораторные и практические работы










Разработчики:


ГБПОУ ВО «РТСиСТ» преподаватель Н.С.Ракова

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)