Программа занятий по курсу «Окружающий природный мир», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в примерной АООП в варианте 2. Рабочая программа "Окружающий природный мир" для 2 класса разработана в соответствии с программой образования, учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
1. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.
5. Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта (например, застенчивости) и т.п.
6. Формирование видов деятельности: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.
Исходя из поставленных задач и выбранных направлений коррекционной работы на занятиях, содержание программы включает три блока:
1. Образовательный, формирование представлений об окружающем природном мире, явлениями природы в жизни.
2. Психологический, направленный на коррекцию эмоционально-волевой сферы.
3. Социальный, направленный на формирование навыков эффективного взаимодействия с окружающим социальным миром.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках очень разнообразен, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках окружающий природный мир необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
- принимать и оказывать помощь.
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
- фиксирует взгляд на экране монитора.
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
- пластилина.
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
В связи со значительной неоднородность данного класса по характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания, целесообразно деление детей на 2 группы, по степени обучаемости, по характеру овладения предметными действиями:
1 группа: - не пользуются фразовой речью, вербальные средства коммуникации – звукокомплексы и звукоподражание, понимают простые инструкции, грубые нарушения моторной сферы.
2 группа: - наличие простой фразы, недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений, множественные нарушения в произношении.
Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание для каждой группы свое.
п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения |
Личностные | Коррекционные (предметные) | Базовые учебные действия |
1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа | 1 группа | 2 группа |
1 | Экскурсия по школе. | 1 | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. Экологическая культура: ценностное отношение к природе, следование нормам природоохранного поведения | Проявляет интерес к окружающим предметам. | Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы Развитие зрительного и слухового восприятия. | Развитие зрительного восприятия (фиксирует взгляд) | Следовать инструкции педагога, отвечать на вопросы, используя различные языковые средства. | Понимать словесную (жестовую) инструкцию. |
2 | Экскурсия на школьный двор. Наблюдение за сезонными изменениями в природе (Осень) | 1 | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - способность к самооценке. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. | Замечать осенние изменения в природе и рассказывать о них; работать с иллюстрациями. | Развитие зрительного восприятия (фиксирует взгляд). | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; проводить несложные наблюдения в окружающей среде. | Выполняет задания сопряжено. |
3 | Осенние месяцы. | 1 | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. | Готовность к сотрудничеству. | Расширить представления о растительном мире и времени года; выделять существенные признаки. | Умение наблюдать за действиями педагога. | Отвечать на вопросы, удерживать учебную задачу. | Выполняет стереотипную инструкцию. |
4 | Осенние месяцы. Рисование по трафарету. | 1 | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. | Готовность к сотрудничеству. | Расширить представления о растительном мире и времени года; выделять существенные признаки. | Умение наблюдать за действиями педагога. | Отвечать на вопросы, удерживать учебную задачу;ъ. | Выполняет стереотипную инструкцию. |
5 | Растения осенью. | 1 | Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке. | Интерес к совместной деятельности. | Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист). | Умение работать совместно с педагогом. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку педагога. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
6 | Растения осенью. Рисование осенних листьев. | 1 | Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке. | Интерес к совместной деятельности. | Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист). | Умение работать совместно с педагогом. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку педагога. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
7 | Животные осенью. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. | Узнавать и выделять объект среди 2-3х совместно с учителем. Умение устанавливать аналогии. | Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Выполняет стереотипную инструкцию. |
8 | Подготовка животных к зиме. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. | Узнавать и выделять объект среди 2-3х совместно с учителем. Умение устанавливать аналогии. | Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. | Выполняет стереотипную инструкцию. |
9 | Одежда людей осенью. | 1 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Проявляет собственные чувства. | Развитие памяти при назывании предметов одежды или обуви, способствовать развитию мышления при выборе нужной(лишней) картинки или предмета. | Развитие общей моторики при одевании куклы. | Учитывать климатические условия для выполнения отдельных действий. | Выполняет действие по инструкции совместно с учителем. |
10 | Выбор осенней одежды. | 1 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Проявляет собственные чувства. | Развитие памяти при назывании предметов одежды или обуви, способствовать развитию мышления при выборе нужной(лишней) картинки или предмета. | Развитие общей моторики при одевании куклы. | Учитывать климатические условия для выполнения отдельных действий. | Выполняет действие по инструкции совместно с учителем. |
11 | Время суток: день, ночь. | 1 | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. | Готовность к сотрудничеству. | Расширить представления о частях и времени суток; выделять существенные признаки. | Умение наблюдать за действиями педагога. | Отвечать на вопросы, удерживать учебную задачу. | Выполняет стереотипную инструкцию. |
12 | Время суток: вечер, утро. | 1 | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. | Готовность к сотрудничеству. | Расширить представления о частях и времени суток; выделять существенные признаки. | Умение наблюдать за действиями педагога. | Отвечать на вопросы, удерживать учебную задачу. | Выполняет стереотипную инструкцию. |
13 | Небо. | 1 | Проявляет положительное отношение к учебе. | Проявляет интерес к совместной деятельности. | Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Наблюдать изменения в природе. | Задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
14 | Солнце. | 1 | Проявляет положительное отношение к учебе. | Проявляет интерес к совместной деятельности. | Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Наблюдать изменения в природе. | Задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
15 | Облако. | 1 | Проявляет положительное отношение к учебе. | Проявляет интерес к совместной деятельности. | Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Наблюдать изменения в природе. | Задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
16 | Повторение по теме: Объекты неживой природы. | 1 | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Произвольно воспринимает информацию. | Научатся по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты. | Проводить наблюдения. | Понимать учебную задачу; выполнить учебную задачу, действия с опорой на картинный план с помощью педагога. | Выполняет стереотипную инструкцию. |
17 | Растения: деревья. | 1 | Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке. | Интерес к совместной деятельности. | Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист). | Умение работать совместно с педагогом. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку педагога. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
18 | Экскурсия в природу. Наблюдение за природными изменениями. | 1 | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Произвольно воспринимает информацию. | Научатся по своим наблюдениям приводить примеры осенних явлений в природе, узнавать изученные природные объекты. | Проводить наблюдения. | Понимать учебную задачу; выполнить учебную задачу, действия с опорой на картинный план с помощью педагога. | Выполняет стереотипную инструкцию |
19 | Листопад. Аппликация «Листопад». | 1 | Проявляет положительное отношение к учебе, трудолюбие. | Проявляет интерес к совместной деятельности. | Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Наблюдать изменения в природе. | Задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
20 | Растения: кустарники. | 1 | Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке. | Интерес к совместной деятельности. | Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист). | Умение работать совместно с педагогом. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку педагога. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
21 | Сравнение деревьев и кустарников. | 1 | Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке. | Интерес к совместной деятельности. | Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист). | Умение работать совместно с педагогом. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку педагога. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
22 | Животные нашего края. | 1 | Осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Адекватная мотивация учебной деятельности. | Представление о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Узнавать изученные объекты. | Поиск и выделение необходимой информации , передача её устным путём. | Принимать помощь, выполнять действие способом "рука в руке". |
23 | Знакомство с домашними животными: корова. | 1 | Осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности безопасного поведения с ними. | Узнавать и определять объекты окружающей действительности | Использовать речь для регуляции своего действия. | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию. |
24 | Знакомство с домашними животными: лошадь. | 1 | Осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности безопасного поведения с ними. | Узнавать и определять объекты окружающей действительности | Использовать речь для регуляции своего действия. | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию. |
25 | Знакомство с домашними животными: кошка, собака. | 1 | Осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности безопасного поведения с ними. | Узнавать и определять объекты окружающей действительности. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию. |
26 | Знакомство с дикими животными: лиса. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. | Узнавать изученных животных. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию. |
27 | Знакомство с дикими животными: волк. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. | Узнавать изученных животных. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию. |
28 | Знакомство с дикими животными: заяц. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. | Узнавать изученных животных. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию. |
29 | Знакомство с дикими животными: медведь. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Формирование адекватной оценки своих достижений. | Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. | Узнавать изученных животных. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Выполняет стереотипную инструкцию по подражанию. |
30 | Время суток: ночь. | 1 | пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. | Готовность к сотрудничеству. | Расширить представления о частях и времени суток; выделять существенные признаки. | Умение наблюдать за действиями педагога. | Отвечать на вопросы, удерживать учебную задачу. | Выполняет стереотипную инструкцию. |
31 | Объекты неживой природы: Луна. | 1 | Проявляет положительное отношение к учебе. | Проявляет интерес к совместной деятельности. | наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Наблюдать изменения в природе. | Задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
32 | Объекты неживой природы: Звезды. | 1 | Проявляет положительное отношение к учебе. | Проявляет интерес к совместной деятельности. | Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Наблюдать изменения в природе. | Задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
33 | Части растения: корень. | 1 | Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке. | Интерес к совместной деятельности. | Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист). | Умение работать совместно с педагогом. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку педагога. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
34 | Части растения: стебель (ствол). | 1 | Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке. | Интерес к совместной деятельности. | Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист). | Умение работать совместно с педагогом. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку педагога. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
35 | Части растения: лист, цветок | 1 | Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке. | Интерес к совместной деятельности. | Расширение представлений о растениях; учить находить и показывать части растений (лист). | Умение работать совместно с педагогом. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - адекватно воспринимать оценку педагога. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
36 | Времена года. Зима. Природа зимой. | 1 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности. | замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями. | Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе. | Проводить несложные наблюдения в окружающей среде. | Проводить несложные наблюдения в окружающей среде. |
37 | Зимние месяцы. | 1 | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. | Готовность к сотрудничеству. | Расширить представления о растительном мире и времени года; выделять существенные признаки. | Умение наблюдать за действиями педагога. | Отвечать на вопросы, удерживать учебную задачу. | Выполняет стереотипную инструкцию. |
38 | Одежда людей зимой. | 1 | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Представления о зимней одежде, ее назначении. | Умение рассматривать картинки, изображения на мониторе. | Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
39 | Зима. Экскурсия. | 1 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности. | Замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями. | Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе. | Проводить несложные наблюдения в окружающей среде. | Проводить несложные наблюдения в окружающей среде. |
40 | Поведение животных зимой. | 1 | Осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Адекватная мотивация учебной деятельности. | Представление о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Узнавать изученные объекты. | Поиск и выделение необходимой информации , передача её устным путём. | Принимать помощь, выполнять действие способом "рука в руке". |
41 | Птицы нашего края. Экскурсия. | 1 | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Произвольно воспринимает информацию. | Научатся по своим наблюдениям приводить примеры птиц в природе, узнавать изученные природные объекты. | Проводить наблюдения. | Понимать учебную задачу; выполнить учебную задачу, действия с опорой на картинный план с помощью педагога. | Выполняет стереотипную инструкцию. |
42 | Знакомство с домашними птицами: курица. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Наблюдать за действиями одноклассников, учителя. | Представления о птицах, их образе жизни и повадках. | Различать живые объекты природы (птиц) на пиктограммах. | Слушает, отвечает на вопросы. | Узнавать объекты окружающей природы. |
43 | Знакомство с домашними птицами: петух. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Наблюдать за действиями одноклассников, учителя. | Представления о птицах, их образе жизни и повадках. | Различать живые объекты природы (птиц) на пиктограммах. | Слушает, отвечает на вопросы. | Узнавать объекты окружающей природы. |
44 | Знакомство с домашними птицами: утка. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Наблюдать за действиями одноклассников, учителя. | Представления о птицах, их образе жизни и повадках. | различать живые объекты природы (птиц) на пиктограммах. | Слушает, отвечает на вопросы. | Узнавать объекты окружающей природы. |
45 | Наблюдение за птицами в зимний период. Кормление птиц. | 1 | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Произвольно воспринимает информацию. | Научатся по своим наблюдениям приводить примеры птиц в природе, узнавать изученные природные объекты. | Проводить наблюдения. | Понимать учебную задачу; выполнить учебную задачу, действия с опорой на картинный план с помощью педагога. | Выполняет стереотипную инструкцию. |
46 | Знакомство с зимующими птицами: голубь. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Наблюдать за действиями одноклассников, учителя. | Представления о птицах, их образе жизни и повадках. | Различать живые объекты природы (птиц) на пиктограммах. | Слушает, отвечает на вопросы. | Узнавать объекты окружающей природы. |
47 | Знакомство с зимующими птицами: ворона. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Наблюдать за действиями одноклассников, учителя. | Представления о птицах, их образе жизни и повадках. | Различать живые объекты природы (птиц) на пиктограммах. | Слушает, отвечает на вопросы. | Узнавать объекты окружающей природы. |
48 | Знакомство с зимующими птицами: воробей. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Наблюдать за действиями одноклассников, учителя. | Представления о птицах, их образе жизни и повадках. | Различать живые объекты природы (птиц) на пиктограммах. | Слушает, отвечает на вопросы. | Узнавать объекты окружающей природы. |
49 | Экскурсия в природу. Наблюдение за природными изменениями. | 1 | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Произвольно воспринимает информацию. | Научатся по своим наблюдениям узнавать изученные природные объекты. | Проводить наблюдения. | Понимать учебную задачу; выполнить учебную задачу, действия с опорой на картинный план с помощью педагога. | Выполняет стереотипную инструкцию. |
50 | Знакомство с объектом неживой природы: почва. | 1 | Проявляет положительное отношение к учебе. | Проявляет интерес к совместной деятельности. | Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Наблюдать изменения в природе. | Задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
51 | Знакомство с объектом неживой природы: водоем. | 1 | Проявляет положительное отношение к учебе. | Проявляет интерес к совместной деятельности. | Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Наблюдать изменения в природе. | Задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
52 | Знакомство с объектом неживой природы: Земля. | 1 | Проявляет положительное отношение к учебе. | Проявляет интерес к совместной деятельности. | Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Наблюдать изменения в природе. | Задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
53 | Весенние месяцы. | 1 | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. | Готовность к сотрудничеству. | Расширить представления о растительном мире и времени года; выделять существенные признаки. | Умение наблюдать за действиями педагога. | Отвечать на вопросы, удерживать учебную задачу. | Выполняет стереотипную инструкцию. |
54 | Экскурсия в природу. Наблюдение за природными изменениями (весна). | 1 | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Произвольно воспринимает информацию. | Научатся по своим наблюдениям узнавать изученные природные объекты. | Проводить наблюдения. | Понимать учебную задачу; выполнить учебную задачу, действия с опорой на картинный план с помощью педагога. | Выполняет стереотипную инструкцию. |
55 | Растения весной. | 1 | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Замечать изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями. | Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем. | Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
56 | Аппликация на тему: Растения весной. | 1 | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Замечать изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с бумагой. | Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем. | Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
57 | Животные весной. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Наблюдать за действиями одноклассников, учителя. | Представления о птицах, их образе жизни и повадках весной. | Различать живые объекты природы на пиктограммах. | Слушает, отвечает на вопросы. | Узнавать объекты окружающей природы. |
58 | Поведение диких животных весной. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Наблюдать за действиями одноклассников, учителя. | Представления о птицах, их образе жизни и повадках весной. | различать живые объекты природы на пиктограммах. | Слушает, отвечает на вопросы. | Узнавать объекты окружающей природы. |
59 | Одежда людей весной. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Ценностное отношение к миру. | Замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями. | Наблюдать за природой. | Проводить несложные наблюдения в окружающей среде. | Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога. |
60 | Выбор весенней одежды. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Ценностное отношение к миру. | Замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями. | Наблюдать за природой. | Проводить несложные наблюдения в окружающей среде. | Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога. |
61 | Объект неживой природы: дождь. | 1 | Проявляет положительное отношение к учебе. | Проявляет интерес к совместной деятельности. | Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Наблюдать изменения в природе. | Задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
62 | Рисование на тему: Дождь. | 1 | Проявляет положительное отношение к учебе. | Проявляет интерес к совместной деятельности. | Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Наблюдать изменения в природе. | Задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
63 | Объект неживой природы: радуга. | 1 | Проявляет положительное отношение к учебе. | Проявляет интерес к совместной деятельности. | Наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; осознавать необходимость бережного отношения к природе. | Наблюдать изменения в природе. | Задавать вопросы; контролировать свои действия и партнёра. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
64 | Летние месяцы. | 1 | пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. | Готовность к сотрудничеству. | Расширить представления о растительном мире и времени года; выделять существенные признаки. | Умение наблюдать за действиями педагога. | Отвечать на вопросы, удерживать учебную задачу. | Выполняет стереотипную инструкцию. |
65 | Растения летом. Экскурсия. | 1 | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Формирование бережного отношения к материальным ценностям. | Замечать изменения в природе и рассказывать о них. | Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем. | Поиск и выделение необходимой информации, передача её устным путём. | Фиксировать взгляд на объекте, использовать предметы по назначению. |
66 | Животные летом. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Наблюдать за действиями одноклассников, учителя. | Представления о птицах, их образе жизни и повадках летом. | Различать живые объекты природы на пиктограммах. | Слушает, отвечает на вопросы. | Узнавать объекты окружающей природы. |
67 | Одежда людей летом. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Ценностное отношение к миру. | Замечать изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями. | Наблюдать за природой. | Проводить несложные наблюдения в окружающей среде. | Выполнять стереотипную инструкцию с помощью педагога. |
68 | Повторение. | 1 | Ценностное отношение к миру. | Ценностное отношение к миру. | Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана. | Умение рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия. | Понимать учебную задачу, работать с картинным планом. | Выполняет действие способом рука-в-руке. |
Всего за год 68 часов |