Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»:
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучения учащихся являются:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные
Результаты изучения учебного предмета: ( информатика)
1-я группа требований: личностные результаты | Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель-ученик»: 1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию 1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции 1.3) социальные компетенции 1.4) личностные качества |
2-я группа требований: метапредметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время: освоение универсальных учебных действий: 2.1) познавательных 2.2) регулятивных 2.3) коммуникативных 2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) |
3-я группа требований: предметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время. |
К концу обучения в 3 классе ученик научится:
Называть:
- любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке;
- компоненты действия деления с остатком;
- единицы массы, времени, длины;
- геометрическую фигуру;
Сравнивать:
- числа в пределах 1000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
Различать:
- знаки больше, меньше;
- числовые равенства и неравенства;
Читать:
- записи вида 120 меньше 365, 900 больше 850;
Воспроизводить:
- соотношения между единицами массы, длины, времени;
- устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;
Приводить примеры:
Числовых равенств и неравенств;
Моделировать:
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, таблицы, рисунка;
- способ деления с остатком с помощью фишек;
Упорядочивать:
- натуральные числа в пределах 1000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
Анализировать:
- структуру числового выражения;
- текст арифметической задачи;
Классифицировать:
- числа в пределах 1000;
Конструировать:
- план решения составной задачи;
Контролировать:
- свою деятельность, находить и исправлять ошибки;
Решать учебные и практические задачи;
- читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
- читать и составлять несложные числовые выражения;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
- вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000,
- выполнять умножение и деление на однозначное и двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
- выполнять деление с остатком,
- определять время по часам;
- изображать ломаные линии разных видов;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия;
- решать текстовые арифметические задачи в 3 действия;
К концу обучения в 3 классе ученик получит возможность научиться:
Формулировать:
- сочетательное свойство умножения:
- распределительное свойство умножения относительно сложения;
читать:
- обозначения прямой, ломаной;
Приводить примеры:
- высказываний предложений, не являющихся высказываниями;
- верных и неверных высказываний;
Различать:
- числовые и буквенные выражения;
- прямую и луч, прямую и отрезок;
- замкнутую и незамкнутую ломаную линию;
Характеризовать:
- ломаную линию;
- взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
Конструировать:
- буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
Воспроизводить:
- способы деления окружности на 2, 4, 6, 8 равных частей;
Решать учебные и практические задачи:
- вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
- проводить прямую через одну и две точки;
- строить на бумаге в клетку точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам.
Содержание учебного предмета «Математика» (136 часов)
Элементы арифметики (94 ч):
Тысяча (36ч)
Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.
Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.
Сравнение чисел.
Запись результатов сравнения с помощью знаков .
Сложение и вычитание в пределах 1000.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
Сочетательное свойство сложения и умножения.
Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия:
а) только одной ступени;
б) разных ступеней.
Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Числовые равенства и неравенства.
Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.
Решение составных арифметических задач в три действия.
Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000 ( 43 ч )
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).
Умножение и деление на 10, 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.
Нахождение однозначного частного.
Деление с остатком.
Деление на однозначное число.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.
Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000 (13 ч)
Величины. (15 ч )
Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.
Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм.
Вычисление длины ломаной.
Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношения: 1 кг = 1000 г.
Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.
Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с.
Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год = 12 месяцев.
Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.
Решение арифметических задач, содержащие разнообразные зависимости между величинами.
Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки.
Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.
Алгебраическая пропедевтика (5ч)
Логические понятия (2 ч)
Геометрические понятия (7 ч)
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.
Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.
Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии.
Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.
Основные виды учебной деятельности :
моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов;
обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем;
прогнозировать результаты вычисления, решения задачи;
пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметического действия, построения геометрической фигуры;
поиск, обнаружение и устранение ошибок логического и арифметического характера;
поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Прохождение практической части программы | I | II | III | IV | год |
Тематическая контрольная работа | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Итого | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 |
Содержание учебного предмета «Информатика».
Информатика (10 часа)
В третьем классе учащимися происходит повторение и развитие учебного материала, пройденного во втором классе. Глава вторая « Действия с информацией» готовит к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания курса программы в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, то есть под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, суждения, отношения. Такой подход позволяет уже в начальной школе серьёзно рассматривать такие объекты, как алгоритм, программа, исполнитель алгоритма, модель, управление и и другие абстрактные понятия. Такой методический приём позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах исполнителя алгоритма, свойствах процесса управления, что составляет содержание курса в четвёртом классе.
В третьем классе начинается серьёзный разговор о компьютере, как системе, об информационных системах.
Информация, человек и компьютер (2 часов)
Человек и информация.
Источники, носители и приемники информации.
Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Действия с информацией (2 часов)
Получение, представление, кодирование информации.
Шифрование, хранение и обработка информации.
Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Умение работать с таблицами схемами, графиками, диаграммами. Использование различных способов поиска информации.
Объект и его характеристика (3 часов)
Объект его имя и свойства, функции объекта.
Отношения между объектами и характеристика объекта.
Документ и данные об объекте.
Овладение основами пространственного воображения. Умение исследовать и изображать геометрические фигуры. Овладение логическими действиями.
Компьютер, системы и сети (3 часов)
Компьютер – это система.
Системные программы и операционная, файловая система.
Компьютерные сети и информационные системы.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Наименование раздела Количество часов | Тема уроков | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
1 четверть -32ч. |
1. | Тысяча (5 часов) | Числа от 100 до 1000. Название и запись круглых сотен. | 1 | 03.09 | |
| | Числа от 100 до 1000. Таблица разрядов трехзначных чисел. | 1 | 04.09 | |
| | Числа от 100 до 1000. Запись и чтение трехзначных чисел | 1 | 05.09 | |
| | Сравнение чисел. Знаки «» | 1 | 06.09 | |
| | Сравнение чисел. Знаки «» | 1 | 10.09 | |
2. | Величины и их измерение (4 часа) | Километр, миллиметр. | 1 | 11.09 | |
| | Километр, миллиметр | 1 | 12.09 | |
| | Километр, миллиметр. | 1 | 13.09 | |
| | Контрольная работа по теме "Повторение изученного во 2 классе" | 1 | 17.09 | |
3. | Геометрические фигуры (4 часа) | Ломаная. | 1 | 18.09 | |
| | Ломаная | 1 | 19.09 | |
| | Длина ломаной. | 1 | 20.09 | |
| | Длина ломаной | 1 | 24.09 | |
4. | Величины и их измерение (5 часов) | Масса: килограмм, грамм. | 1 | 25.09 | |
| | Масса: килограмм, грамм. | 1 | 26.09 | |
| | Масса: килограмм, грамм. | 1 | 27.09 | |
| | Вместимость: литр | 1 | 01.10 | |
| | Вместимость: литр. | 1 | 02.10 | |
5. | Тысяча (24часов) | Сложение | 1 | 03.10 | |
| | Сложение. | 1 | 04.10 | |
| | Сложение | 1 | 08.10 | |
| | Сложение. | 1 | 09.10 | |
| | Сложение | 1 | 10.10 | |
| | Вычитание. | 1 | 11.10 | |
| | Вычитание | 1 | 15.10 | |
| | Вычитание. | 1 | 16.10 | |
| | Вычитание | 1 | 17.10 | |
| | Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» | 1 | 18.10 | |
| | Решение примеров и задач. Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 | 22.10 | |
| | Сочетательное свойство сложения. | 1 | 23.10 | |
| | Контрольная работа за I четверть | 1 | 24.10 | |
| | Сочетательное свойство сложения. Анализ контрольной работы, работа над ошибками | 1 | 25.10 | |
2 четверть – 31 часа |
| | Работа над ошибками. Сумма трёх и более слагаемых. | 1 | 06.11 | |
| | Сумма трёх и более слагаемых | 1 | 07.11 | |
| | Сочетательное свойство умножения. | 1 | 08.11 | |
| | Сочетательное свойство умножения | 1 | 12.11 | |
| | Сочетательное свойство умножения | 1 | 13.11 | |
| | Произведение трёх и более множителей | 1 | 14.11 | |
| | Произведение трёх и более множителей. | 1 | 15.11 | |
| | Произведение трёх и более множителей. | 1 | 19.11 | |
| | Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление. | 1 | 20.11 | |
| | Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление. | 1 | 21.11 | |
6. | Величина и её измерение (2 часа) | Симметрия на клетчатой бумаге. | 1 | 22.11 | |
| | Симметрия на клетчатой бумаге. Интеграция (матем.+окр.мир.+изо) | 1 | 26.11 | |
7. | Тысяча (7 часов) | Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. | 1 | 27.11 | |
| | Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок | 1 | 28.11 | |
| | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. | 1 | 29.11 | |
| | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками | 1 | 03.12 | |
| | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. | 1 | 04.12 | |
| | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. | 1 | 05.12 | |
| | Контрольная работа по теме «Порядок выполнения действий в числовых выражениях» | 1 | 06.12 | |
8. | Уравнения и неравенства (7 часов) | Высказывание | 1 | 10.12 | |
| | Высказывание | 1 | 11.12 | |
| | Числовые равенства и неравенства | 1 | 12.12 | |
| | Числовые равенства и неравенства | 1 | 13.12 | |
| | Свойства числовых равенств | 1 | 17.12 | |
| | Свойства числовых равенств | 1 | 18.12 | |
| | Контрольная работа по теме: «Числовые равенства и неравенства» | 1 | 29.12 | |
9. | Пространственные отношения. Геометрические фигуры (5 часов) | Деление окружности на равные части. | 1 | 20.12 | |
| | Деление окружности на равные части | 1 | 24.12 | |
| | Итоговая контрольная работа за I полугодие | 1 | 25.12 | |
| | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 | 26.12 | |
| | Деление окружности на равные части. | 1 | 27.12 | |
3 четверть – 40 часа |
10. | Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000 (11 часов) | Умножение суммы на число | 1 | 14.01 | |
| | Умножение суммы на число | 1 | 15.01 | |
| | Умножение суммы на число. | 1 | 16.01 | |
| | Умножение суммы на число. | 1 | 17.01 | |
| | Умножение на 10 и на 100 | 1 | 21.01 | |
| | Умножение на 10 и на 100 | 1 | 22.01 | |
| | Умножение на 10 и на 100 | 1 | 23.01 | |
| | Умножение вида 50×9, 200×4. | 1 | 24.01 | |
| | Умножение вида 50×9, 200×4 | 1 | 28.01 | |
| | Умножение вида 50×9, 200×4 | 1 | 29.01 | |
| | Умножение вида 50×9, 200×4 | 1 | 30.01 | |
11. | Геометрические фигуры (3 часа) | Прямая. | 1 | 31.01 | |
| | Прямая. | 1 | 04.02 | |
| | Прямая. | 1 | 05.02 | |
12. | Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000 (7 часов) | Умножение на однозначное число | 1 | 06.02 | |
| | Умножение на однозначное число. | 1 | 07.02 | |
| | Умножение на однозначное число | 1 | 11.02 | |
| | Умножение на однозначное число | 1 | 12.02 | |
| | Умножение на однозначное число | 1 | 13.02 | |
| | Контрольная работа по теме "Умножение двух- и трехзначных чисел на однозначное число" | 1 | 14.02 | |
| | Анализ контрольной работы, работа над ошибками | 1 | 18.02 | |
13. | Величины и их измерения (4часа) | Измерение времени. | 1 | 19.02 | |
| | Измерение времени | 1 | 20.02 | |
| | Измерение времени. | 1 | 21.02 | |
| | Измерение времени. | 1 | 25.02 | |
14. | Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000 однозначное число в пределах 1000 (25 часов) | Деление на 10 и на 100 | 1 | 26.02 | |
| | Закрепление пройденного. | 1 | 27.02 | |
| | Деление на 10 и на 100 | 1 | 28.02 | |
| | Деление на 10 и на 100. | 1 | 04.03 | |
| | Деление на 10 и на 100. | 1 | 05.03 | |
| | Нахождение однозначного частного | 1 | 06.03 | |
| | Нахождение однозначного частного Закрепление | 1 | 07.03 | |
| | Нахождение однозначного частного | 1 | 11.03 | |
| | Нахождение однозначного частного | 1 | 12.03 | |
| | Нахождение однозначного частного | 1 | 13.03 | |
| | Контрольная работа по теме «Деление на однозначное число» | 1 | 14.03 | |
| | Анализ работы. Работа над ошибками | 1 | 18.03 | |
| | Деление с остатком Закрепление | 1 | 19.03 | |
| | Итоговая контрольная работа | 1 | 20.03 | |
| | Деление с остатком | 1 | 21.03 | |
4 четверть -33 часа |
| | Деление с остатком. | 1 | 01.04 | |
| | Деление с остатком. | 1 | 02.04 | |
| | Деление на однозначное число | 1 | 03.04 | |
| | Деление на однозначное число | 1 | 04.04 | |
| | Деление на однозначное число | 1 | 08.04 | |
| | Деление на однозначное число | 1 | 09.04 | |
| | Деление на однозначное число | 1 | 10.04 | |
| | Умножение вида 23 × 40 | 1 | 11.04 | |
| | Умножение вида 23 × 40 | 1 | 15.04 | |
| | Умножение вида 23 × 40 | 1 | 16.04 | |
15. | Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000 (13 часов) | Умножение на двузначное число | 1 | 17.04 | |
| | Умножение на двузначное число | 1 | 18.04 | |
| | Умножение на двузначное число | 1 | 22.04 | |
| | Умножение на двузначное число | 1 | 23.04 | |
| | Контрольная работа по теме: Умножение на двузначное число | 1 | 24.04 | |
| | Работа над ошибками. Деление на двузначное число | 1 | 25.04 | |
| | Деление на двузначное число | 1 | 29.04 | |
| | Деление на двузначное число | 1 | 30.04 | |
| | Контрольная работа по теме: Деление на двузначное число | 1 | 06.05 | |
| | Повторение | 1 | 07.05 | |
| | Повторение. | 1 | 08.05 | |
| | Итоговая контрольная работа за год | 1 | 13.05 | |
| | Анализ контрольной работы, работа над ошибками Повторение по теме "Сложение и вычитание в пределах 1000» | 1 | 14.05 | |
Приобретение первоначальных знаний о компьютерной грамотности -10 часов |
| | ИНФОРМАТИКА. Человек и информация. | 1 | 15.05 | |
| | ИНФОРМАТИКА. Источники, носители и приемники информации. | 1 | 16.05 | |
| | ИНФОРМАТИКА. Получение, представление, кодирование информации. | 1 | 20.05 | |
| | ИНФОРМАТИКА. Шифрование, хранение и обработка информации. | 1 | 21.05 | |
| | ИНФОРМАТИКА. Объект его имя и свойства, функции объекта. | 1 | 22.05 | |
| | ИНФОРМАТИКА. Отношения между объектами и характеристика объекта. | 1 | 23.05 | |
| | ИНФОРМАТИКА. Документ и данные об объекте. | 1 | 27.05 | |
| | ИНФОРМАТИКА. Компьютер – это система. | 1 | 28.05 | |
| | ИНФОРМАТИКА. Системные программы и операционная, файловая система. | 1 | 29.05 | |
| | ИНФОРМАТИКА. Компьютерные сети и информационные системы. | 1 | 30.05 | |