СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для специальности 18.02.13

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для студентов первого курса по специальности 18.02.13. Технология производства изделий из полимерных композитов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для специальности 18.02.13»


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Сафоновский филиал областного государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Смоленская академия профессионального образования»

(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)




Утверждаю

Зам. директора

___________Г.Л. Полежаева






ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД.13 Химия























2023 г


Программа учебной дисциплины «Химия» по специальности 18.02.13 Технология производства изделий из полимерных композитов разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины « Химия» и Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины « Химия для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, утвержденной

на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и . гуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол № 14 от «30» ноября 2022 г.





Организация-разработчик: Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО


Разработчик:
Бовтунова Т.Н.., преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО


Рассмотрено на заседании цикловой комиссии машиностроения и нанотехнологий

Протокол № 9 от «13» апреля 2023г.

Председатель ЦК ____________/Е.А.Демкина/


Рассмотрено методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

Протокол № 6 от «20» апреля 2023 г.


















СОДЕРЖАНИЕ



1.Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины"Химия"...............................................................................................................
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины "Химия"........................
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины..........................
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины...........


4
19
28
32


1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины ОДП 11 «Химия»

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности 18.02.13 Технология производства изделий из полимерных композитов.

Трудоемкость дисциплины «Химия» на углубленном уровне составляет 144 часа, из которых 102 часа – базовый модуль (7 разделов) и 42 часа – прикладной модуль (2 раздела), включающий практико-ориентированное содержание, усиливающее профильную составляющую по конкретной профессии или специальности.

Прикладной модуль включает два раздела. Раздел 8 «Химия в быту и производственной деятельности человека» реализуется для всех профессий/специальностей на материале кейсов, связанных с экологической безопасностью и оценкой последствий бытовой и производственной деятельности, по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Тематика раздела 9 варьируется по объекту будущей профессиональной деятельности студентов – биосфера (живые организмы) или техносфера (технологические объекты):

  • для укрупненных групп специальностей / профессий 18.00.00, рекомендуется тематика «Исследование и химический анализ объектов техносферы».

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины

1.2.1. Цели и задачи дисциплины

Формирование у студентов химической составляющей естественно-научной картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях, ответственного поведения в природной среде.

Задачи дисциплины:

1. сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

2. развить умения проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций, планировать и интерпретировать результаты химических экспериментов,

3. сформировать навыки проведения химических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием;

4. развить умения анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать информацию химического характера из различных источников;

5. сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственных процессов;

6. сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для развития социальной и производственной сфер.

К

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО


од и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные

ОК 01. Выбирать способы решения

задач

профессиональной деятельности применительно к различным контекстам



















В части трудового воспитания:

-готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

-готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

-интерес  к  различным  сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

-самостоятельно формулировать и  актуализировать

проблему, рассматривать ее всесторонне;

-устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

-определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

-выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

-вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

-владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, p-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительно-восстановительные, экзо- и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека;

-уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь


-развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

-владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

-выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

-анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность,

прогнозировать изменение в новых условиях;

-уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

-уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

-выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

-способность их использования в познавательной и социальной практике












изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов;

-уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций; - уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции;

-сформировать представления: о материальном единстве мира, закономерностях и познаваемости явлений природы; о месте и значении химии в системе естественных наук и ее роли в обеспечении устойчивого развития человечества: в решении проблем экологической, энергетической и пищевой безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии, в обеспечении рационального природопользования, в формировании мировоззрения и общей культуры человека, а также экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;

  • владеть системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (дополнительно к системе понятий базового уровня) - изотопы, основное и возбужденное состояние атома, гибридизация атомных орбиталей, химическая связь (" " и "", кратные связи), молярная концентрация, структурная формула, изомерия (структурная, геометрическая (цис-транс-изомерия), типы химических реакций (гомо- и гетерогенные, обратимые и необратимые), растворы (истинные, дисперсные системы), кристаллогидраты, степень диссоциации, электролиз, крекинг, риформинг); теории и законы, закономерности, мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений, современные представления о строении вещества на атомном, молекулярном и надмолекулярном уровнях; представления о механизмах химических реакций, термодинамических и кинетических закономерностях их протекания, о химическом равновесии, дисперсных системах, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека; общих научных принципах химического производства (на примере производства серной кислоты,

аммиака, метанола, переработки нефти);

уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием стороны: расчеты по нахождению химической формулы вещества; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества или дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции; расчеты теплового эффекта реакций, объемных отношений газов;

  • уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других предметов для более осознанного понимания и объяснения сущности материального единства мира; использовать системные химические знания для объяснения и прогнозирования

явлений, имеющих естественнонаучную природу;

уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия веществ, относящихся к изученным классам органических и неорганических соединений; использовать химическую символику для составления формул неорганических веществ, молекулярных и структурных (развернутых, сокращенных и скелетных) формул органических веществ; составлять уравнения химических реакций и раскрывать их сущность: окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций; реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений; реакций гидролиза, реакций комплексообразования (на примере гидроксокомплексов цинка и алюминия); подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и

записями уравнений химических реакций;

  • уметь классифицировать неорганические и органические вещества и химические реакции, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации изучаемых химических объектов; характеризовать состав и важнейшие свойства веществ, принадлежащих к определенным классам и группам соединений (простые вещества, оксиды, гидроксиды, соли; углеводороды, простые эфиры, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, амины, аминокислоты, белки); применять знания о составе и свойствах веществ для экспериментальной проверки гипотез относительно закономерностей протекания химических реакций и прогнозирования возможностей их осуществления;

  • уметь подтверждать на конкретных примерах характер зависимости реакционной способности органических соединений от кратности и типа ковалентной связи (" " и ""), взаимного влияния атомов и групп атомов в молекулах; а также от особенностей реализации различных механизмов протекания реакций;

уметь характеризовать электронное строение атомов (в основном и возбужденном состоянии) и ионов химических элементов 1 - 4 периодов Периодической системы Д.И. Менделеева и их валентные возможности, используя понятия "s", "p", "d-электронные" орбитали, энергетические уровни; объяснять закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими соединений по периодам и группам;




ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

-совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

-владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

-создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

-использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;

-;- готовность к  саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность: -понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

-принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

-осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей:

-принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

-признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека;


В

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и

работать в коллективе и команде

области экологического воспитания:

  • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

  • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

  • умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

  • расширение опыта деятельности экологической направленности;

овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности


-уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлориданионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;

-уметь анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть

Интернет и другие);

-владеть основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);

-уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением;

уметь самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент (получение и изучение свойств неорганических и органических веществ, качественные реакции углеводородов различных классов и кислородсодержащих органических веществ, решение экспериментальных задач по распознаванию неорганических и органических веществ) с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием, формулировать цели исследования, предоставлять в различной форме результаты эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность;

-уметь осуществлять целенаправленный поиск химической информации в различных источниках (научная и учебнонаучная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие), критически анализировать химическую информацию, перерабатывать ее и использовать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-владеть системой знаний о методах научного познания явлений природы, используемых в естественных науках и умениями применять эти знания при экспериментальном исследовании веществ и для объяснения химических явлений, имеющих место в природе практической деятельности человека и в повседневной жизни;

уметь планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлориданионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;

-уметь самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент (получение и изучение свойств неорганических и органических веществ, качественные реакции углеводородов различных классов и кислородсодержащих органических веществ, решение экспериментальных задач по распознаванию неорганических и органических веществ) с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием, формулировать цели исследования, предоставлять в различной форме результаты эксперимента, анализировать и оценивать их достоверность;


ОК 07. Содействовать

сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата,

принципы бережливого производства, эффективно действовать в

чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:

  • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

  • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

  • умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

  • расширение опыта деятельности экологической направленности;

  • овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

  • сформировать представления: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;

  • уметь соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации;

  • уметь прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; использовать полученные знания для принятия грамотных решений проблем в ситуациях, связанных с химией;

  • уметь осознавать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации, и пояснять на примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека.






ПК.6.1.
Проводить экспериментальные работы по проверке и освоению новых технологических процессов и режимов производства






-овладение навыками в производственной и научно - исследовательской деятельности человека.






-уметь проводить экспериментальные работы по проверке и освоению новых технологических процессов и режимов производства;
-уметь отрабатывать параметры технологических процессов.




ЛР 1

Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России, с Российским государством, демонстрирующий ответственность за развитие страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве.

– демонстрация осознания себя гражданином России и защитником Отечества, выражающего свою российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе и современном мировом сообществе;

–демонстрация сознания своего единства с народом России, с Российским государством, ответственности за развитие страны:

– демонстрация проявления готовности к защите Родины, способности аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве.





ЛР 2

Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие дискриминации в обществе по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). Принимающий роль избирателя и участника общественных отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками.

– демонстрация проявления активной гражданской позиции на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России;

–демонстрация осознанности и деятельности в выражении неприятия дискриминации в обществе по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;

–демонстрация опыта гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах);

– демонстрация активной гражданской позиции на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России;

– демонстрация осознанного выражения неприятия к дискриминации в обществе по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизму, терроризму, коррупции, антигосударственной деятельности;

– демонстрация опыта гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах);

– демонстрация принятия роли избирателя и участника общественных отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками.





ЛР 3

Демонстрирующий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности, открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Готовый к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями разных народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий уважение к людям старшего поколения, готовность к участию в социальной поддержке нуждающихся в ней.

– демонстрация приверженности традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности, открытости;

– демонстрация действий и оценки своего поведения и поступков, поведения и поступков других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков;

– демонстрация готовности к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями разных народов, национальностей, вероисповеданий, способности отличать их от участников групп с деструктивным и девиантным поведением;

– демонстрация неприятия социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его;

– демонстрация проявления уважения к людям старшего поколения, готовности к участию в социальной поддержке нуждающихся в ней.




ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность собственного труда и труда других людей. Экономически активный, ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни Демонстрирующий позитивное отношение к регулированию трудовых отношений. Ориентированный на самообразование и профессиональную переподготовку в условиях смены технологического уклада и сопутствующих социальных перемен. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

– демонстрация проявления уважения к труду человека, осознания ценности собственного труда и труда других людей;

– демонстрация экономической активности, ориентированность на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества;

– демонстрация выражения осознанной готовности к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни;

– демонстрация позитивного отношения к регулированию трудовых отношений;

–демонстрация ориентированности на самообразование и профессиональную переподготовку в условиях смены технологического уклада и сопутствующих социальных перемен;

– демонстрация стремления к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».






ЛР 5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятие традиционных ценностей многонационального народа России. Выражающий свою этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России, деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству. Проявляющий ценностное отношение к историческому и культурному наследию народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в России, к, поддерживающий их заинтересованность в сохранении общероссийской культурной идентичности, уважающий их права.

– демонстрация приверженности к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятия традиционных ценностей многонационального народа России; – демонстрация своей этнокультурной идентичности, осознания себя патриотом народа России, выражения чувства причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству; – демонстрация проявления ценностного отношения к историческому и культурному наследию народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в России, к соотечественникам за рубежом, поддержки их заинтересованность в сохранении общероссийской культурной идентичности, уважающий их права.


ЛР 6

Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации.

– демонстрация ориентированности на профессиональные достижения, выражения познавательных интересов с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации.




ЛР 7

Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения.

Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных интересов других людей.

– демонстрация осознания и выражения приоритетной ценности каждой человеческой жизни, уважения достоинства личности каждого человека, собственной и чужой уникальности, свободы мировоззренческого выбора, самоопределения;

– демонстрация проявления бережливого и чуткого отношения к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительности в отношении выражения прав и законных интересов других людей.






ЛР 8

Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов и прав представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учётом соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного и межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Выражающий сопричастность к преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства, включенный в общественные инициативы, направленные на их сохранение.

– демонстрация проявления уважения законных интересов и прав представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учётом соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан;

– демонстрация понимания и выражения ценности межрелигиозного и межнационального согласия людей, граждан, народов в России;

– демонстрация сопричастности к преумножению и трансляция культурных традиций и ценностей многонационального российского государства, включения в общественные инициативы, направленные на их сохранение.








ЛР 9











Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление к физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде.







– демонстрация ценности жизни, здоровья и безопасности;

– демонстрация соблюдения и пропаганды здорового образа жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), стремления к физическому совершенствованию;

– демонстрация проявления сознательного и обоснованного неприятия вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде.






ЛР 10

Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных, экономических и профессионально-производственных процессов на окружающую среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, распознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное поведение других граждан, популяризирующий способы сохранения памятников природы страны, региона, территории, поселения, включенный в общественные инициативы, направленные на заботу о них.

– демонстрация бережливого отношения к природному наследию страны и мира, проявления сформированности экологической культуры на основе понимания влияния социальных, экономических и профессионально-производственных процессов на окружающую среду;

– демонстрация выражения неприятия действий, приносящих вред природе, распознания опасности среды обитания, предупреждения рискованного поведения других граждан, популяризации способов сохранения памятников природы страны, региона, территории, поселения, включенных в общественные инициативы, направленных на заботу о них.













ЛР 11

















Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству коммуникации и самовыражения в обществе, выражающий сопричастность к нравственным нормам, традициям в искусстве. Ориентированный на собственное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учётом российских традиционных духовно-нравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта. Разделяющий ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. Выражающий ценностное отношение к технической и промышленной эстетике.










– демонстрация проявления уважения к эстетическим ценностям, обладания основами эстетической культуры;

– демонстрация критической оценки и проявления понимания эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей;

– демонстрация бережного отношения к культуре как средству коммуникации и самовыражения в обществе, выражения сопричастности к нравственным нормам, традициям в искусстве;

– демонстрация ориентированности на собственное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учётом российских традиционных духовно-нравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта;

– демонстрация осознания ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве;

– демонстрация выражения ценностного отношения к технической и промышленной эстетике.

ЛР 12

Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

– демонстрация принятия российских традиционных семейных ценностей;

– демонстрация ориентированности на создание устойчивой многодетной семьи, понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
ОУД 13 «Химия»

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

158

в т.ч.

Основное содержание

140

в т. ч.:


теоретическое обучение

70

практические занятия

42

в т.ч. контрольные работы

4

лабораторные занятия

18

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

10

в т. ч.:

теоретическое обучение

2

практические занятия

4

лабораторные занятия

4

Промежуточная аттестация (в т.ч. консультации)

18

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Основное содержание

140

Раздел 1. Основы строения вещества

12

Тема 1.1. Строение атомов химических элементов и природа химической связи

Основное содержание


ОК 01
ПК 6.1
ЛР 1-12

Теоретическое обучение


С овременная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Валентные электроны. Валентность. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность.

Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования (обменный и донорно-акцепторный).

Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.

Межмолекулярные взаимодействия.

Изотопы, основное и возбужденное состояние атома, гибридизация атомных орбиталей.


2



2





2

Практические занятия


Практическое занятие №1. Решение практических заданий на составление электронно-графических формул элементов 1–4 периодов.

Решение заданий по составлению химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов.

2






Тема 1.2.

Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева

Основное содержание

ОК 01

ОК 02
ПК 6.1
ЛР 1-12

Теоретическое обучение



Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов.

«Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность и сродство к электрону химических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева».

2

Практическое занятие № 2



Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических элементов


2


Раздел 2. Химические реакции

12

Тема 2.1. Типы химических реакций

Основное содержание

ОК 01
ПК 6.1
ЛР 1-12

Теоретическое обучение


Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ.


2

Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии.

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов.

Реакции комплексообразования с участием неорганических веществ (на примере гидроксокомплексов цинка и алюминия).

2

Практические занятия

Практическое занятие № 3. Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена. Уравнения реакций горения, ионного обмена, окисления-восстановления.

Расчет количественных характеристик исходных веществ и продуктов реакции. Расчет количественных характеристик продукта реакции соединения, если одно из веществ дано в избытке и/или содержит примеси. Расчет массовой или объемной доли выхода продукта реакции соединения от теоретически возможного. Расчет объемных отношений газов. Расчет массы (объем, количество вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

2

Практическое занятие № 4. Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Окислительновосстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Окислительно-восстановительный потенциал среды. Составление и уравнивание окислительновосстановительных реакций методом электронного баланса. Типичные неорганические окислители и восстановители. Электролиз растворов и расплавов солей.

2

Тема 2.2.

Электролитическая диссоциация и ионный обмен

Основное содержание

ОК 01
ПК 6.1
ЛР 1-12

Теоретическое обучение


Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений.

Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Применение гидролиза в промышленности.

2



Лабораторные занятия



Лабораторная работа № 1. «Реакции гидролиза».

Исследование среды растворов солей, образованных сильными и слабыми протолитами, и их реакций с растворами щелочи и карбоната натрия. Составление реакций гидролиза солей.

2





Раздел 3.

Строение и свойства неорганических веществ

32

Тема 3.1.

Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ

Основное содержание

ОК 01

ОК 02

ПК 6.1
ЛР 1-12

Теоретическое обучение


Предмет неорганической химии. Взаимосвязь неорганических веществ. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли).


2




Номенклатура и название неорганических веществ исходя из их химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной или тривиальной номенклатуре.

Межмолекулярные взаимодействия.




2


Кристаллогидраты. Агрегатные состояния вещества.

Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.

Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. Жидкие кристаллы.

2

Практические занятия


П рактическое занятие № 5. Решение задач на расчет массовой доли (массы) химического элемента (соединения) в молекуле (смеси).

Практическое занятие № 6. Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов (называть и составлять формулы химических веществ, определять принадлежность к классу). Источники химической информации (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие). Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам.

2

2








Тема 3.2. Физикохимические свойства неорганических веществ

Основное содержание

ОК 01

ОК 02
ПК 6.1
ЛР 1-12

Теоретическое обучение

Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов.


2

Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии.

2

Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства металлов IY– YII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе.

2

Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот, солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов.

2

Практические занятия

П рактическое занятие № 7. Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов, неорганических солей, характеризующих их свойства.

Практическое занятие № 8. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства и получение неорганических веществ.

2

2

Лабораторные занятия


Лабораторная работа № 2. «Свойства металлов и неметаллов».

Исследование физических и химических свойств металлов и неметаллов. Решение экспериментальных задач по свойствам химическим свойствам металлов и неметаллов, по распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов.

2

Тема 3.3.

Производство неорганических веществ. Значение и применение в быту и на производстве

Основное содержание

ОК 01

ОК 02
ПК 6.1
ЛР 1-12

Теоретическое обучение


Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства аммиака, серной кислоты).


2

Черная и цветная металлургия. Практическое применение электролиза для получения щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия. Стекло и силикатная промышленность. Проблема отходов и побочных продуктов.

2





Практические занятия



Практическое занятие № 9. Решение практико-ориентированных заданий о роли неорганической химии в развитии композитов, создании новых материалов (в строительстве и др. отраслях промышленности), новых источников энергии (альтернативные источники энергии) в решении проблем экологической, энергетической и пищевой безопасности.

2


Контрольная работа № 1 .Свойства неорганических веществ.

2

Раздел 4.

Строение и свойства органических веществ

38

Тема 4.1.

Классификация, строение и номенклатура органических в еществ

Основное содержание

ОК 01
ПК 6.1
ЛР 1-12

Теоретическое обучение


Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ.

Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Молекулярные и структурные (развернутые, сокращенные) химические формулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры (структурная, геометрическая (цис-транс-изомерия). Кратность химической связи.


Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений.

2






2

Практические занятия


Практическое занятие № 10. Н оменклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической номенклатуре. Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %).

2


О сновное содержание



Теоретическое обучение

ОК 01 ОК 02
ПК 6.1
ЛР 1-12

Тема 4.2. Свойства органических соединений

Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия; физические свойства; химические свойства; способы получения):


– предельные углеводороды. Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применение алканов;

2

– непредельные и ароматические углеводороды. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов;

2



– кислородсодержащие соединения (спирты и простые эфиры,)


-фенолы, альдегиды и кетоны.



-карбоновые кислоты и их производные


2

2

2

-мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла;

2

– азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки).

2

Практические занятия

Практическое занятие № 11. Решение цепочек превращений на генетическую связь между классами органических соединений с составлением названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре.

П рактическое занятие № 12. Решение расчетных задач по уравнениям реакций с участием органических веществ.

П

2

рактическое занятие № 13. Решение расчетных задач по уравнениям реакций с участием органических веществ.

2

2

Лабораторные занятия


Лабораторная работа №3 «Получение этилена и изучение его свойств».

Получение этилена из этанола в лаборатории и изучение его физических и химических свойств. Составление реакций присоединения и окисления на примере этилена. Решение расчетных задач с использованием плотности газов по водороду и воздуху.

2


Тема 4.3. Органические вещества в жизнедеятельност и человека. Производство и

применение органических веществ в промышленности

Основное содержание

ОК 01

ОК 02
ПК 6.1
ЛР 1-12

Теоретическое обучение


Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов – источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров.

Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности.


Нуклеиновые кислоты: состав и строение. Строение нуклеотидов. Состав нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов.

2







2

Производство органических веществ: производство метанола, переработка нефти. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена. Производство и применение каучука и резины.

Синтетические и искусственные волокна, их строение, свойства. Практическое использование волокон. Синтетические пленки: изоляция для проводов, мембраны для опреснения воды, защитные пленки для автомобилей, пластыри, хирургические повязки. Новые технологии дальнейшего совершенствования полимерных материалов.

Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых источников энергии (альтернативные источники энергии).

2

Практические занятия


Практическое занятие № 14. Решение практико-ориентированных заданий по составлению химических реакций, отражающих химическую активность органических соединений в различных средах (природных, биологических, техногенных).

2


Контрольная работа № 2. Структура и свойства органических веществ.

2

Раздел 5.

Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций

12

Тема 5.1.

Кинетические закономерности протекания химических реакций

Основное содержание


ОК 01

ОК 02
ПК 6.1
ЛР 1-12

Теоретическое обучение


Химические реакции. Классификация химических реакций: по фазовому составу (гомогенные и гетерогенные), по использованию катализатора (каталитические и некаталитические).

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры (правило Вант-Гоффа), площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве.

Энергия активации. Активированный комплекс. Катализаторы и катализ. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве.

2

Лабораторные занятия




Лабораторная работа № 4. «Определение зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих веществ». Исследование зависимости скорости реакции от концентрации. Определение константы скорости реакции графическим методом.


Лабораторная работа № 5. «Определение зависимости скорости реакции от температуры». Исследование зависимости скорости реакции от температуры. Расчет энергии активации реакции.

Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции.





2





6

2


Тема 5.2. Термодинамическ ие

закономерности протекания химических реакций. Равновесие химических

реакций






Основное содержание



Термодинамические

закономерности протекания химических реакций. Равновесие химических

реакций



Т еоретическое обучение


ОК 01

ОК 02
ПК 6.1
ЛР 1-12



Классификация химических реакций: по тепловому эффекту (экзотермические, эндотермические), по обратимости (обратимые и необратимые). Тепловые эффекты химических реакций. Термохимические уравнения. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов.

Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него. Роль смещения равновесия в технологических процессах.

2


Практические занятия


Практическое занятие № 15. Принцип Ле Шателье. Влияние различных факторов на изменение равновесия химических реакций. Закон действующих масс и константа химического равновесия. Расчеты равновесных концентраций реагирующих веществ и продуктов реакций. Расчеты теплового эффекта реакции.

Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия.

2

Лабораторные занятия


Л абораторная работа № 6. «Изучение влияния различных факторов на смещение химического равновесия». Исследование влияния изменения концентрации веществ, реакции среды и температуры на смещение химического равновесия. Сравнение полученных результатов с теоретически прогнозируемыми на основе принципа Ле Шателье.

2


Раздел 6.

Дисперсные системы

16

Тема 6.1.

Д исперсные системы и факторы их устойчивости

Основное содержание


ОК 01

ОК 02

ОК 07
ПК 6.1
ЛР 1-12

Теоретическое обучение

Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы.

Растворение как физико-химический процесс.

2

Растворы. Способы приготовления растворов.

Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Предельно допустимые концентрации и их

2

использование в оценке экологической безопасности.




Классификация дисперсных систем по составу. Строение и факторы устойчивости дисперсных систем. Распознавание истинных растворов, коллоидных растворов и грубодисперсных систем. Строение мицеллы. Рассеивание света при прохождении светового пучка через оптически неоднородную среду (эффекта Тиндаля).

2

Практические занятия


Практическое занятие № 16. Решение задач на приготовление растворов.


Практическое занятие № 17. Решение задач на приготовление растворов


Практическое занятие № 18. Решение практико-ориентированных расчетных заданий на дисперсные системы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека, с позиций экологической безопасности последствий и грамотных решений проблем, связанных с химией.

2

2

2


Тема 6.2.

Исследование свойств дисперсных систем для их идентификации

Основное содержание


ОК 01

ОК 02

ПК 6.1
ЛР 1-12

Лабораторные занятия


Лабораторная работа № 7. «Приготовление растворов».

Приготовление растворов заданной (молярной) концентрации (с практико-ориентированными вопросами), определение среды водных растворов.

2

Лабораторная работа № 8. «Исследование дисперсных систем».

Приготовление и изучение свойств дисперсных систем разных видов: суспензии, эмульсии, коллоидного раствора. Сравнение свойств истинных и коллоидных растворов, выявление основных различий между ними.

2


Раздел 7.

Качественные реакции обнаружения неорганических и органических веществ

8


Тема 7.1.

Обнаружение неорганических катионов и анионов

Основное содержание


ОК 01

ОК 02

ПК 6.1
ЛР 1-12

Практические занятия


Практическое занятие № 19. Качественные химические реакции, характерные для обнаружения неорганических веществ (катионов и анионов). Составление уравнений реакций обнаружения катионов I–VI групп и анионов, в т.ч. в молекулярной и ионной формах.

Реакции обнаружения неорганических веществ в реальных объектах окружающей среды.

2

Лабораторные занятия


Лабораторная работа № 9.«Аналитические реакции катионов IVI групп».

Проведение качественных реакций, используемых для обнаружения катионов I группы (калия, натрия, магния, аммония), II группы на примере бария, III группы – свинца, IV группы – алюминия, V группы – железа (II и III), VI группы – никеля. Описание наблюдаемых явлений и составление химических реакций.

2

Тема 7.2.

Обнаружение органических веществ с использованием качественных

реакций

Основное содержание


ОК 01

ОК 02
ПК 6.1
ЛР 1-12

Практические занятия


Практическое занятие № 20. Качественные химические реакции, характерные для обнаружения отдельных классов органических соединений: фенолов, альдегидов, крахмала, уксусной кислоты, аминокислот и др. Денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков.


Практическое занятие № 21. Составление качественных реакций обнаружения органических соединений отдельных классов.

2

2

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

10

Раздел 8. Исследование и химический анализ объектов техносферы.

10

Тема 8.1 Основы лабораторной практики в профессиональных лабораториях

Основное содержание


ОК 01

ПК 6.1
ЛР 1-12

Теоретическое обучение


Основы лабораторной практики. Техника безопасности и правила работы (поведения) в лаборатории.

2

Лабораторные занятия

Лабораторная работа № 1. Лабораторная посуда и химические реактивы. Лабораторное оборудование.

2

Лабораторная работа № 2. Основные лабораторные операции.

2

Практические занятия

Практическое занятие № 1. Выполнение типовых расчетов по тематике эксперимента (выход продукта реакции, масса навески, объем растворителя).

2

Практическое занятие № 2. Обработка данных, анализ и оценка их достоверности (вычисление среднего значения экспериментальных данных, погрешности). Представление в различной форме результатов эксперимента (таблица, график, отчет, доклад, презентация)

2

Промежуточная аттестация по дисциплине (в т.ч. консультации)

18

Всего

158

.

3. Условия реализации учебной дисциплины ОУД 13 ХИМИЯ

3.1 Учебно-методическое обеспечение программы дисциплины

Учебно-методический комплекс дисциплины включает:

– Программа учебной дисциплины ОУД. 13 Химия;

– Методические указания для практических занятий;

Электронная форма учебных пособий (слайд - лекции, презентации, визуальные материалы и т.п.);

– Методические указания для практических занятий;

– Библиотечный фонд с возможностью пользоваться электронным учебным материалам по астрономии, имеющимся в свободном доступе сети Интернет (электронные книги, практикумы, тесты и др.).

3.2 Материально-техническое обеспечение программы дисциплины ОУД. 13 Химия

В состав материально-технического оснащения кабинета химии и лаборатории входят:

- лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Химия» входят:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, электрофицированная «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», электрофицированная таблица "Растворимость солей, кислот и оснований в воде" и др.);

  • технические средства обучения;

  • демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

  • лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

  • статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;

  • реактивы и наборы посуды;

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Химия», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками по химии и технике, словарями, научной и научно-популярной литературой.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Химия» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по химии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронные книги, практикумы, тесты и др.).


3.3 Информационное обеспечение обучения реализации программы

Основные источники:

1.Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – 6-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Дополнительные источники:

1.Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2010.

2.Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М.: Дрофа 2010.

3.Гайдукова Б. М. Техника и технология лабораторных работ по химии. – М.: Изд. центр «Академия», 2011.

4.Ерохин Ю. М. Химия: Учебник. – М.: Мастерство, 2008.

5.Саенко О. Е. Химия для колледжей. Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

6. Пустовалова Л.М. Общая химия / Л.М. Пустовалова, И.Е. Никанорова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7.Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

8.Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Интернет-источники:

1.Олимпиада «Покори Воробьевы горы» Электронный ресурс - Режим доступа: www.pvg.mk.ru

2. Образовательный сайт для школьников «Химия» Электронный ресурс - Режим доступа: www.hemi.wallst.ru.

3. Образовательный сайт для школьников Электронный ресурс - Режим доступа: www.alhimikov.net

4. Электронная библиотека по химии Электронный ресурс - Режим доступа:www.chem.msu.su.

5. Интернет-издание для учителей «Естественные науки» Электронный ресурс - Режим доступа:www.enauki.ru

6. Журнал «Химия в школе»). Электронный ресурс - Режим доступа:www.hvsh.ru

7. Журнал «Химия и жизнь»). Электронный ресурс - Режим доступа:www.hij.ru

8. Электронный журнал «Химики и химия» Электронный ресурс - Режим доступа:www.chemistry-chemists.com

9.Опыты по неорганической химии: Электронный ресурс - Режим доступа: http://shnic.narod.ru/

10.Аналитическая химия: Электронный ресурс - Режим доступа:
http://novedu.chat.ru/

11.Портал химического образования России: Электронный ресурс - Режим доступа: http://www.chem.msu.su/








4.Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины


Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины.

Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО.

Модуль / Раздел

/ Тема

Результат обучения

Оценочные мероприятия

ОК

I

Основной модуль

1

Раздел 1.

Основы строения вещества

Формулировать базовые понятия и законы химии

1.1

Строение атомов химических элементов и природа химической связи

Составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов, исходя из валентности и электроотрицательности

1. Тест «Строение атомов химических элементов и природа химической связи». 2. Задачи на составление химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.).

ОК 01

1.2

Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева

Характеризовать химические элементы в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов

Д.И. Менделеева

Практико-ориентированные теоретические задания на характеризацию химических элементов: «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность и сродство к электрону химических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева».

ОК 01

ОК 02


2

Раздел 2.

Химические реакции

Составлять уравнения и схемы химических реакций

Контрольная работа «Строение вещества и химические реакции»

2.1

Типы химических реакций

Составлять реакции соединения, разложения, обмена, замещения, окислительновосстановительные реакции и реакции комплексообразования (на примере гидроксокомплексов алюминия и цинка) с участием неорганических веществ

  1. Задачи на составление уравнений реакций: – соединения, замещения, разложения, обмена и реакций с участием комплексных соединений (на примере гидроксокомплексов алюминия и цинка); – окислительно- восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса; – с участием комплексных соединений (на примере гидроксокомплексов цинка и алюминия).

  2. Задачи на расчет количественных характеристик продукта реакции соединения; массовой или объемной доли выхода продукта реакции соединения от теоретически возможного; объемных отношений газов; количественных характеристик исходных веществ и продуктов реакции; массы (объем, количество вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

ОК 01


2.2

Электролитическ ая диссоциация и ионный обмен

Составлять уравнения химических реакции ионного обмена с участием неорганических веществ

1. Задания на составление молекулярных и ионных реакций с участием оксидов, кислот, оснований и солей, ионных реакций гидролиза солей, установление изменения кислотности среды. 2. Лабораторная работа «Реакции гидролиза».

ОК 01

3

Раздел 3.

Строение и свойства неорганических веществ

Исследовать строение и свойства

неорганических веществ

Контрольная работа «Свойства неорганических веществ»

3.1

Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ

Классифицировать неорганические вещества в соответствии с их строением

  1. Тест «Номенклатура и название неорганических веществ исходя из их химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной или тривиальной номенклатуре».

  2. Задачи на расчет массовой доли (массы) химического элемента (соединения) в молекуле (смеси).

  3. Практические задания по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов.

  4. Практические задания на определение химической активности веществ в зависимости вида химической связи и типа кристаллической решетки.

ОК 01

3.2

Физикохимические свойства неорганических

Устанавливать зависимость физикохимических свойств неорганических веществ

1. Тест «Особенности химических свойств оксидов, кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и

ОК 01

ОК 02



веществ

от строения атомов и молекул, а также типа кристаллической решетки

солей».

  1. Задания на составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов, неорганических солей, характеризующих их свойства и способы получения.

  2. Практико-ориентированные теоретические задания на свойства и получение неорганических веществ. 4. Лабораторная работа «Свойства металлов и неметаллов».


3.3

Производство неорганических веществ. Значение и применение в быту и на производстве

Обосновывать значение и применение неорганических веществ в бытовой и производственной деятельности человека их физико-химическими свойствами

Практико-ориентированные задания по составлению химических реакций с участием неорганических веществ, используемых для их идентификации и промышленных способов получения.

ОК 01

ОК 02

4

Раздел 4.

Строение и свойства органических веществ

Исследовать строение и свойства органических веществ

Контрольная работа «Строение и свойства органических веществ»

4.1

Классификация, строение и номенклатура органических веществ

Классифицировать органические вещества в соответствии с их строением

  1. Задания на составление названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре.

  2. Задания на составление полных и сокращенных структурных формул

ОК 01





органических веществ отдельных классов.

3. Задачи на определение простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %).


4.2

Свойства органических соединений

Устанавливать зависимость физикохимических свойств органических веществ от строения молекул

  1. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения.

  2. Задания на составление уравнений химических реакций, иллюстрирующих химические свойства с учетом механизмов протекания данных реакций и генетической связи органических веществ разных классов.

  3. Расчетные задачи по уравнениям реакций с участием органических веществ.

  4. Лабораторная работа «Получение этилена и изучение его свойств».

ОК 01

ОК 02

4.3

Органические вещества в жизнедеятельнос ти человека. Производство и применение органических веществ в промышленности

Обосновывать значение и применение органических веществ в бытовой и производственной деятельности человека их физико-химическими свойствами

Практико-ориентированные задания по составлению химических реакций с участием органических веществ, используемых для их идентификации в быту и промышленности.

ОК 01

ОК 02


5

Раздел 5.

Кинетические и термодинамичес кие закономерности протекания химических реакций

Исследовать равновесие и скорость химических реакций

Контрольная работа «Скорость химической реакции и химическое равновесие»

5.1

Кинетические закономерности протекания химических реакций

Исследовать влияние концентрации реагирующих веществ и температуры на скорость химических реакций

1. Лабораторная работа на выбор:

  • «Определение зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих веществ»;

  • «Определение зависимости скорости реакции от температуры».

2. Практико-ориентированные теоретические задания на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции.

ОК 01

ОК 02

5.2

Термодинамичес кие закономерности протекания химических реакций. Равновесие химических реакций

Исследовать влияние изменения концентрации веществ, реакции среды и температуры на смещение химического равновесия

  1. Задачи на расчеты тепловых эффектов химических реакций и определение типа реакции (по тепловому эффекту: экзо- и эндотермические).

  2. Практико-ориентированные задания на применение принципа Ле Шателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия.

  3. Лабораторная работа «Изучение влияния различных факторов на смещение химического равновесия».

ОК 01

ОК 02


6.1

Дисперсные системы и факторы их устойчивости

Различать истинные растворы, коллоидные растворы и грубодисперсные системы на основе химического эксперимента

  1. Задачи на приготовление растворов.

  2. Практико-ориентированные расчетные задания на дисперсные системы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека.

ОК 01

ОК 02

6.2

Исследование свойств дисперсных систем

Исследовать физикохимические свойства различных видов дисперсных систем

Лабораторная работа (на выбор):

– Приготовление растворов; – Исследование дисперсных систем.

ОК 01

7

Раздел 7.

Качественные реакции обнаружения органических и неорганических веществ

Исследовать свойства органических и неорганических веществ с использованием качественных реакций

7.1

Обнаружение неорганических катионов и анионов

Исследовать качественные реакции неорганических веществ

1. Лабораторная работа (на выбор):

– Аналитические реакции катионов I–VI групп; – Аналитические реакции анионов.

2. Практические задания на составление уравнений реакций обнаружения катионов I–VI групп и анионов, в т.ч. в молекулярной и ионной формах.

ОК 01

7.2

Обнаружение органических веществ отдельных классов с использованием качественных реакций

Исследовать качественные реакции органических соединений отдельных классов

1. Лабораторная работа (на выбор):

– Качественные реакции на отдельные классы органических веществ; – Качественный анализ органических соединений по функциональным группам.

ОК 01





2. Практические задания на составление качественных реакций обнаружения органических соединений.


II

Прикладной модуль

8

Раздел 8.

Химия в быту и производственн ой деятельности человека

Оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека с позиций экологической безопасности

Защита кейса (с учетом будущей профессиональной деятельности)

Химия в быту и производственно й деятельности человека

Оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека с позиций экологической безопасности

Кейс (с учетом будущей профессиональной деятельности)

Возможные темы кейсов: 1. Потепление климата и высвобождение газовых гидратов со дна океана.

  1. Будущие материалы для авиа-, машино- и приборостроения.

  2. Новые материалы для солнечных батарей.

  3. Лекарства на основе растительных препаратов.

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

9.1

Раздел 9.1.

Исследование и химический анализ объектов биосферы

Интерпретировать химические процессы и явления в биосфере

Защита учебноисследовательского проекта

(с учетом будущей профессиональной деятельности)

9.1.1

Основы лабораторной практики в профессиональн ых лабораториях

Выполнять полный цикл экспериментального исследования с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием

  1. Лабораторная работа «Основы лабораторной практики».

  2. Типовые расчеты по тематике эксперимента.

  3. Задачи на вычисление среднего значения экспериментальных данных, погрешности.

Представление результатов эксперимента в различной форме (таблица, график,

ОК 01





отчет, доклад, презентация).


9.1.2


























9.1.3

Химический анализ проб воды

























Химический контроль качества продуктов питания

Исследовать химический состав проб воды

























Исследовать химический состав продуктов питания

  1. Тест «Свойства и состав воды».

  2. Задание «Химический состав воды, тип воды и способы ее применения» (с использованием нормативных документов).

  3. Практико-ориентированные теоретические задания на состав воды и способы выражения концентраций и пересчет концентраций (с использованием нормативных документов).

  4. Лабораторная работа на выбор:

  • Очистка воды от загрязнений;

  • Определение рН воды и ее кислотности;

-Определение жесткости воды и способы ее устранения.



1.Тест «Органические и неорганические вещества, входящие в состав продуктов питания».

2.Практико-ориентированные задания по кулинарной тематике.

3.Лабораторная работа (на выбор):

– Обнаружение нитратов в продуктах питания; – Исследование продуктов питания на наличие углеводов (мука, творог, молоко, йогурт) на наличие углеводов

(крахмал, глюкоза, сахароза).

ОК 01

ОК 02

ОК 07











































9.1.4

















9.1.5











































9.2





9.2.1.















9.2.2












































9.2.3









9.2.4



















9.2.5.

Химический анализ проб почвы
















Исследование объектов биосферы











































Раздел 9.2.

Исследование и химический анализ объектов техносферы


Основы лабораторной практики в профессиональн ых лабораториях













Химический анализ проб технической воды











































Химический контроль качества воздуха









Химический анализ проб материалов строительнореставрационной деятельности и дизайна















Исследование объектов техносферы

Исследовать химический состав проб почвы















Исследовать химический состав объектов биосферы на примере продуктов питания, воды и почвы





































Интерпретировать химические процессы и явления в техносфере


Выполнять полный цикл экспериментального исследования с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием







Исследовать химический состав проб технической воды








































Исследовать содержание углекислого газа в воздухе







Исследовать пробы материалов с строительно-реставрационной деятельности и дизайа















Исследовать химический состав объектов техносферы на примере технической воды и материалов строительно-реставрационной деятельности и дизайна

1. Тест по теме «Химический состав неорганических и органических удобрений». 2. Задание «Взаимосвязь состава почвы, тип почвы и ее назначения».

3. Лабораторная работа (на выбор): – Обнаружение неорганических примесей в пробах почвы;

– Определение рН водной вытяжки почвы, ее кислотности и щелочности.

1.Учебно-исследовательский проект в области исследования объектов биосферы.

Возможные темы проектов: 1. Исследование состава минеральной воды и рекомендации по ее использованию.

2. Исследование разрушающего действия природной воды на строительные материалы. 3. Составление проекта цветника/огорода/сада в зависимости от состава проанализированных почв.

3.Составление сбалансированного меню на день (неделю) в зависимости от содержания химических макро и микроэлементов в продуктах питания.

4.Исследование качества питьевой воды.

5.Исследование проб водопроводной воды на предмет устранения жесткости.

Устранение жесткости воды в сельскохозяйственной деятельности.

Учебно-исследовательский проект (с учетом будущей профессиональной деятельности)

1.Лабораторная работа «Основы лабораторной практики».

2. Типовые расчеты по тематике эксперимента.

3.Задачи на вычисление среднего значения экспериментальных данных, погрешности.

Представление результатов эксперимента в различной форме (таблица, график, отчет, доклад, презентация).

1.Задачи на определение металлов, неорганических анионов и органических веществ в технической воде разного назначения.

2.Практико-ориентированные теоретические задания на состав воды и способы выражения концентраций и пересчет концентраций (с использованием нормативных документов).

3.Задание «Химический состав технической воды, тип воды и способы ее применения» (с использованием нормативных документов).

4. Лабораторная работа (на выбор):

– Определение хлоридов методом титрования в технической воде; – Определение жесткости технической воды методом титрования

Тест по теме «Химический состав атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны».










1.Практико-ориентированные задания на химический анализ состава воздуха. 2.Лабораторная работа

3.«Определение содержания углекислого газа в воздухе помещения экспрессметодом».


1.Практико-ориентированные задания по химическому анализу проб материалов строительно-реставрационной деятельности и дизайна.

2.Лабораторная работа (на выбор):

– Изготовление красок (подбор пигментов и связывающих веществ); – Исследование свойств вяжущих веществ на примере гипса.


Учебно-исследовательский проект в области исследования объектов техносферы.

Возможные темы проектов:

1. Контроль качества технической воды разных видов в соответствии с методиками по ГОСТ.

2.Создание декоративной штукатурки.

3.Пигменты в изделиях из стекла.

4.Исследование разрушающего действия воды на строительные материалы.

5.Оценка состояния воздуха рабочей зоны специалиста

(технолога, строителя и т.п., с


ОК 01

ОК 02

ОК 07






































































































ОК 01

ОК 02

ОК 07






















ОК 01

ОК 02

ОК 07















ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07


2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!