АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 г. ТОМСКА
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей Протокол № от … 2018 г. | Согласовано на заседании методического совета МАОУ СОШ № 12 г. Томска Протокол № … от…. 2018 г. | «Утверждаю» «___»____________2018 г. Директор МАОУ СОШ № 12 __________ Т.А. Шагаева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Оздоровительный кружок «Спортландия»»
1 ч. в неделю, 34 часов в год
Томск 2018 г.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Спортландия» разработана для занятий с обучающимися основной школы в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования. Программа реализует спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности школы.
Нормативно - правовой базой для составления программы послужили следующие документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". 3. Приказ
Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ
от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". 4.
Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1577«О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ
от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
5. Методические рекомендации Минобрнауки РФ № 09 - 1672 от 18.08.2017 по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности.
Цель курса: формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
Цель конкретизирована следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Преемственность и адаптация детей на занятиях внеурочной деятельности.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортландия» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуется физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдение гигиенических норм.
Планируемые результаты освоения курса
В ФГОС результаты освоения программы образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.Личностные результаты программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортландия» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Сроки реализации программы Программа рассчитана на 1 год обучения – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Программа составлена для обучающихся 6 классов.
В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования.
Ориентированность на достижение планируемых результатов ФГОС:
1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
Содержание курса
Разделы | |
1 | За здоровый образ жизни. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. |
2 Игра ( | Игра «Кот и мышь». |
3 | Игра «Горелки» . |
4 | Игра «Пчелки и ласточки». |
5 | Игра «Колдуны»- украинская народная игра. |
6 | Спорт в жизни людей. Игра «Перепелочка» »- украинская народная игра. |
7 | Игра «Иванка»- белорусская народная игра. |
8 | Игра «Хлоп, хлоп,убегай»- белорусская народная игра. |
9 | Игра «бездомный заяц». |
10 | Бег в нашей жизни. Игра «Борьба за флажки». |
11 | Играя, подружимся с бегом. Игра «Пустое место». |
12 | Соревнуемся в эстафетах. Игра «Команда быстроногих». |
13 | Игры – эстафеты. «Эстафеты – поезда». |
14 | Игры – эстафеты. « Большая круговая эстафета» |
15 | Вот и зима пришла! Зимние забавы. « Клуб ледяных инженеров» |
16 | Зимние забавы на свежем воздухе. «Клуб ледяных инженеров». |
17 | Зимние забавы. Игры – эстафеты на санках. |
18 | Зимние забавы. Игры – эстафеты на лыжах. |
19 | Кто сильнее? Игры – соревнования. «Бой петухов». |
20 | Игры – соревнования. «Борьба всадников». |
21 | Игры – соревноания. «Эстафета с чехардой» |
22 23-25 | Узнай соседа по повадкам. Игры на развитие психических процессов. |
26 | Спортивный праздник « Мама. папа и я – спортивная семья!» |
27 28 | Игра «Птица без гнезда» Игра «Мы - веселые ребята!» |
29 | Игра «Совушка» |
30 | Игры с прыжками «Зайцы в огороде» |
31 | Игры с прыжками «Поймай, лягушку!» |
32 | Игры с прыжками «Кружилиха» |
33 | Мой веселый звонкий мяч! «Гонка мячей по кругу» |
34 | Необычный кросс. Игра: «Охраняй, капитана!» |
Тематическое планирование |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | За здоровый образ жизни. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. | 1 |
2 | Разучивание русской народной игры «Кот и мышь». | 1 |
3 | Разучивание русской народной игры «Горелки». | 1 |
4 | Разучивание русской народной игры «Пчелки и ласточка» | 1 |
5 | Движение есть жизнь. Разучивание украинской народной игры «Колдун». | 1 |
6 | Спорт в жизни людей. Разучивание украинской народной игры «Перепелочка». | 1 |
7 | Игры и забавы. Разучивание белорусской народной игры «Иванка». | 1 |
8 | Разучивание белорусской народной игры «Хлоп, хлоп, убегай». | 1 |
9 | Играя, подружимся с бегом. Игра «Бездомный заяц». | 1 |
10 | Бег в нашей жизни. Игра «Борьба за флажки». | 1 |
11 | Играя, подружимся с бегом. Игра «Пустое место». | 1 |
12 | Соревнуемся в эстафетах. Игра «Команда быстроногих». | 1 |
13 | Игры – эстафеты. «Эстафеты – поезда». | 1 |
14 | Игры – эстафеты. « Большая круговая эстафета» | 1 |
15 | Вот и зима пришла! Зимние забавы. « Клуб ледяных инженеров» | 1 |
16 | Зимние забавы на свежем воздухе. «Клуб ледяных инженеров». | 1 |
17 | Зимние забавы. Игры – эстафеты на санках. | 1 |
18 | Зимние забавы. Игры – эстафеты на лыжах. | 1 |
19 | Кто сильнее? Игры – соревнования. «Бой петухов». | 1 |
20 | Игры – соревнования. «Борьба всадников». | 1 |
21 | Игры – соревноания. «Эстафета с чехардой» | 1 |
22-25 | Игры на развитие психических процессов. «Узнай соседа по повадкам». | 4 |
26 | Игры народов мира. | 1 |
27-28 | Игры народов мира. | 2 |
29-30 | Сюжетные игры «Птица без гнезда» Cюжетные игры «Мы - веселые ребята!» | 2 |
31 | Игры с прыжками «Поймай, лягушку!» | 1 |
32 | Мой веселый звонкий мяч! «Гонка мячей по кругу» | 1 |
33 | Игры с прыжками «Кружилиха» | 1 |
34 | Необычный кросс. Игра: «Охраняй, капитана!» | 1 |
Использованная литература
Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - М.,1993.
Алферов А. Д. Проблемы воспитания у учащихся ответственного отношения к учению. Ростов-на-Дону, 1998.
Богданов Г. П. Игры и развлечения в группах продленного дня: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.
Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 - 5 классы. - М.: ВАКО, 2004.
Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1989.
Обухова Л. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Здоровейка», автор-составитель Пряникова Л.Г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления « Подвижные игры» для 1-4 классов, автор-составитель Медведева Ю.С.
Программа по внеурочной деятельности « Подвижные игры», автор-составитель Овчинникова Л.В.
Программа спортивно-оздоровительного направления «Сильные, ловкие, смелые», автор-составитель Деревянко Е.П.