Пояснительная записка
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать недоброжелательность и напряженность в социальной среде. Наше общество уже почувствовало потребность в культуре общения. Недоброжелательность, агрессивность все больше распространяется в детской среде. Духовно-нравственное воспитание детей – дело большой социальной значимости. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть ребенок, его мировосприятие, отношение к самому к себе, окружающим людям, к природе.
Основной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный образовательный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества.
Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования.
Необходимость культурно-нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. В начальной школе культурно-нравственное воспитание актуально само по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. И чем раньше начинается культурно-нравственное обучение ребенка, тем больше у них возможности для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Коммуникативная компетенция учащихся предполагает умение решать средствами языка задачи общения в коммуникативно-речевых ситуациях (знакомство, приветствие, обращение, согласие, утешение, извинение, просьба, совет, отказ, комплимент), типичных для их деятельности.
Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контактов между собеседниками, поддержанию общения в тональности доброжелательности, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между детьми. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель – формирование у детей культурно-нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Преодоление и предупреждение социально – эмоциональных проблем обучающихся.
Задачи:
развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
воспитание толерантности на основе получения знаний о традициях и культуре России и других стран;
познакомить с формулами речевого этикета (благодарность, прощание, приветствие, извинение, комплимент, утешение и т. д.);
предоставить возможность ребенку проявить себя и свое отношение к окружающему миру;
прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству;
уметь использовать культурную речь в собственной речи в соответствии с ситуациями общения;
выявлять случаи проявления агрессивного поведения, обсуждать их, предупреждать его тяжелые последствия.
Общая характеристика.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности факультативного курса «Дорогою добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методыработы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие.
Для достижения поставленных задач могут быть использованы следующие формы организации деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- конкурсы;
- сюжетно – ролевые игры;
- диалог;
- экскурсия;
- просмотр мультфильмов;
- посещение библиотеки.
Место предмета в учебном плане.
«Дорогою добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности , рассчитана на 33 часа – 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идет к следующей логике:
-Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к окружающим;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- гуманистическое сознание.
Метапредметные:
регулятивные
- Ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- составить план и последовательность действий;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- предвидеть возможности получения конкретного результата;
- осуществлять контроль по результату действия;
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели
познавательные
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и творческого характера;
- оценка информации;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения
коммуникативные
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности
Раздел 1. Правила общения (8 часов)
Тема 1. Узнай себя.
Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.
Тема 2. Слова приветствия
Приветствие как установление контакта общающихся. Подтверждение людьми своего знакомства и выражение желания продолжать его. Работа в парах.
Тема 3. Толерантность
Беседа. Объяснение смысла высказывания: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет культуры войны к культуре мира».
Тема 4. Веселые правила хорошего тона.
Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками.
Тема 5. Дружим с добрыми словами.
Идет работа по «превращению» слов. Зависть заменяется доброжелательностью, расположенностью, жадность –щедростью и т.д.
Тема 6. Умеем общаться.
Чтобы быть приятным окружающим и себе, надо соблюдать правила общения. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: считаться с желанием другого, уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, уступать ему.
Тема 7. Слово утешает.
Структура утешения. Способ выражения в зависимости от того, кто, кому в какой обстановке говорит: стараясь преуменьшить неудачу: Это пустяки!, Ничего страшного и т.д.
Тема 8. Обращение к собеседнику.
Основная функция обращения – привлечение внимания, призывы собеседника. Обращение к незнакомому в ситуации нейтрального, обиходно-делового общения на улице, в магазине, транспорте.
Раздел 2. Этика отношений в коллективе. (8 часов)
Тема 9. Мы идем в гости.
Культура речи, главным понятием которой является «норма». Благоприятный климат общения. Определение понятий «этика», «речевой этикет», установление взаимосвязи между этими понятиями.
Тема 10. Подари дело и слово доброе.
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил.
Тема 11. Подарок коллективу.
Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: стихотворение, песенку, открытку сделанную своими руками и т.д.
Тема 12. Каждый интересен.
Дети говорят сидящему (по очереди), чем он им интересен. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Тема 13. Будем знакомы.
Знакомство как средство установлений связей между собеседниками. При содействии третьего лица – знакомство через посредника. Социальная роль собеседника и его относительные признаки в сравнении с собственными признаками говорящего: моложе он, старше или равен, общественное положение.
Тема 14. Когда рядом много людей.
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: в магазине, на улице и т.д.
Тема 15. Чтобы быть коллективом.
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость в коллективе тоже общая.
Тема 16. Коллектив начинает меняться.
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Что считать хорошим в коллективе, что плохим.
Раздел 3. Школьный этикет. (8 часов)
Тема 17.Школьные правила этикета.
Разыгрывание сценок-миниатюр поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение на уроке, в столовой.
Тема 18. Простые правила этикета.
Беседа. Решение задач по культуре поведения в школе.
Тема 19. Если радость на всех одна.
Правила для класса. «Уважаешь человека, уважаешь себя».
Тема 20. Мой класс – мои верные друзья.
Работа в парах. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».
Тема 21. О дружбе мальчиков и девочек.
Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надежный человек».
Тема 22. Чего вдругом не любишь, того и сам не делай.
Разговор доброжелательности и равноправии в классе. Заучивание волшебного правила: «Чего вдругом не любишь, того не делай сам». Изготовление значков вежливости. Работа в группах.
Тема 23. Делу – время, потехе – час.
Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе – час». Выставка значков для школы вежливости.
Тема 24. Вот школа, дом, где мы живем.
Разбор этикетных ситуаций в форме «Дискуссия». Формулирование правил этикета в школе.
Раздел 4. Доброе слово, что ясный день.
Тема 25. Отворите волшебные двери добра и доверия.
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее.
Тема 26. Хорошие песни к добру ведут.
Дети поют песни о добре. Просмотр добрых мультфильмов.
Тема 27. Любим добрые поступки.
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Разучивание песни кота Леопольда.
Тема 28. Добрым жить на белом свете радостно.
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Беседа о доброте и смелости.
Тема 29. Тепло родного дома.
Тепло дома должно согревать всех его обитателей.
Тема 30. Как решать семейные проблемы.
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не было крика, чтобы не произошла ссора, чтобы нравилось быть дома.
Тема 31-32. Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Дети подводят итоги. Игры. Песни. Чаепитие.
Тематическое планирование курса с указанием количества часов , отводимых на освоение каждого раздела , темы ,урока.
Номер урока | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Прим. | Факт |
Правила общения. 8ч. |
1 | Узнай себя | 1 | 13.09 | |
2 | Слова приветствия | 1 | 20.09 | |
3 | Толерантность | 1 | 27.09 | |
4 | Веселые правила хорошего тона. | 1 | 4.10 | |
5 | Дружим с добрыми словами | 1 | 11.10 | |
6 | Умеем общаться | 1 | 18.10 | |
7 | Слово утешает | 1 | 25.10 | |
8 | Обращение к собеседнику | 1 | 8.11 | |
| Этика отношений в коллективе. 8ч. |
9 | Мы идем в гости | 1 | 15.11 | |
10 | Подари дело и слово доброе | 1 | 22.11 | |
11 | Подарок коллективу | 1 | 29.11 | |
12 | Каждый интересен | 1 | 6.12 | |
13 | Будем знакомы | 1 | 13.12 | |
14 | Когда рядом много людей | 1 | 20.12 | |
15 | Чтобы быть коллективом | 1 | 27.12 | |
16 | Коллектив начинает меняться | 1 | | |
Школьный этикет. 8ч. |
17 | Школьные правила этикета | 1 | | |
18 | Простые правила этикета | 1 | | |
19 | Если радость на всех одна | 1 | | |
20 | Мой класс – мои верные друзья | 1 | | |
21 | О дружбе мальчиков и девочек | 1 | | |
22 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | 1 | | |
23 | Делу – время, потехе – час. | 1 | | |
24 | Вот школа, дом, где мы живем. | 1 | | |
Доброе слово, что ясный день. 8ч. |
25 | Отворите волшебные двери добра и доверия. | 1 | | |
26 | Хорошие песни к добру ведут. | 1 | | |
27 | Любим добрые поступки. | 1 | | |
28 | Добрым жить на белом свете радостно. | 1 | | |
29 | Тепло родного дома. | 1 | | |
30 | Как решать семейные проблемы. | 1 | | |
31-32 | Доброта, что солнце. | 2 | | |
33-35 | Резервное время | 3 ч | | |
Лист корректировки рабочей программы
учителя Плаксиной Анны Алексеевны
по курсу внеурочной деятельности «Дорога добра»
на 2022/2023 учебный год
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |