СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Дорогою добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочной деятельность факультативного курса «Дорогою добра».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Дорогою добра"»

Пояснительная записка

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать недоброжелательность и напряженность в социальной среде. Наше общество уже почувствовало потребность в культуре общения. Недоброжелательность, агрессивность все больше распространяется в детской среде. Духовно-нравственное воспитание детей – дело большой социальной значимости. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть ребенок, его мировосприятие, отношение к самому к себе, окружающим людям, к природе.

Основной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный образовательный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества.

Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования.

Необходимость культурно-нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. В начальной школе культурно-нравственное воспитание актуально само по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. И чем раньше начинается культурно-нравственное обучение ребенка, тем больше у них возможности для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Коммуникативная компетенция учащихся предполагает умение решать средствами языка задачи общения в коммуникативно-речевых ситуациях (знакомство, приветствие, обращение, согласие, утешение, извинение, просьба, совет, отказ, комплимент), типичных для их деятельности.

Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контактов между собеседниками, поддержанию общения в тональности доброжелательности, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между детьми. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель – формирование у детей культурно-нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Преодоление и предупреждение социально – эмоциональных проблем обучающихся.

Задачи:

  1. развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

  2. воспитание толерантности на основе получения знаний о традициях и культуре России и других стран;

  3. познакомить с формулами речевого этикета (благодарность, прощание, приветствие, извинение, комплимент, утешение и т. д.);

  4. предоставить возможность ребенку проявить себя и свое отношение к окружающему миру;

  5. прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству;

  6. уметь использовать культурную речь в собственной речи в соответствии с ситуациями общения;

  7. выявлять случаи проявления агрессивного поведения, обсуждать их, предупреждать его тяжелые последствия.

Общая характеристика.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности факультативного курса «Дорогою добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методыработы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие.

Для достижения поставленных задач могут быть использованы следующие формы организации деятельности:

- игровая;

- познавательная;

- конкурсы;

- сюжетно – ролевые игры;

- диалог;

- экскурсия;

- просмотр мультфильмов;

- посещение библиотеки.

Место предмета в учебном плане.

«Дорогою добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности , рассчитана на 33 часа – 1 час в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идет к следующей логике:

-Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Личностные:

- готовность и способность учащихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к окружающим;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- гуманистическое сознание.



Метапредметные:

регулятивные

- Ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- составить план и последовательность действий;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- предвидеть возможности получения конкретного результата;

- осуществлять контроль по результату действия;

- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели


познавательные

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и творческого характера;

- оценка информации;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения


коммуникативные

- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение;

- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности

Раздел 1. Правила общения (8 часов)

Тема 1. Узнай себя.

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

Тема 2. Слова приветствия

Приветствие как установление контакта общающихся. Подтверждение людьми своего знакомства и выражение желания продолжать его. Работа в парах.

Тема 3. Толерантность

Беседа. Объяснение смысла высказывания: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет культуры войны к культуре мира».

Тема 4. Веселые правила хорошего тона.

Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками.

Тема 5. Дружим с добрыми словами.

Идет работа по «превращению» слов. Зависть заменяется доброжелательностью, расположенностью, жадность –щедростью и т.д.

Тема 6. Умеем общаться.

Чтобы быть приятным окружающим и себе, надо соблюдать правила общения. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: считаться с желанием другого, уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, уступать ему.

Тема 7. Слово утешает.

Структура утешения. Способ выражения в зависимости от того, кто, кому в какой обстановке говорит: стараясь преуменьшить неудачу: Это пустяки!, Ничего страшного и т.д.

Тема 8. Обращение к собеседнику.

Основная функция обращения – привлечение внимания, призывы собеседника. Обращение к незнакомому в ситуации нейтрального, обиходно-делового общения на улице, в магазине, транспорте.

Раздел 2. Этика отношений в коллективе. (8 часов)

Тема 9. Мы идем в гости.

Культура речи, главным понятием которой является «норма». Благоприятный климат общения. Определение понятий «этика», «речевой этикет», установление взаимосвязи между этими понятиями.

Тема 10. Подари дело и слово доброе.

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил.

Тема 11. Подарок коллективу.

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: стихотворение, песенку, открытку сделанную своими руками и т.д.

Тема 12. Каждый интересен.

Дети говорят сидящему (по очереди), чем он им интересен. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Тема 13. Будем знакомы.

Знакомство как средство установлений связей между собеседниками. При содействии третьего лица – знакомство через посредника. Социальная роль собеседника и его относительные признаки в сравнении с собственными признаками говорящего: моложе он, старше или равен, общественное положение.

Тема 14. Когда рядом много людей.

Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: в магазине, на улице и т.д.

Тема 15. Чтобы быть коллективом.

Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость в коллективе тоже общая.

Тема 16. Коллектив начинает меняться.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Что считать хорошим в коллективе, что плохим.

Раздел 3. Школьный этикет. (8 часов)

Тема 17.Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок-миниатюр поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение на уроке, в столовой.

Тема 18. Простые правила этикета.

Беседа. Решение задач по культуре поведения в школе.

Тема 19. Если радость на всех одна.

Правила для класса. «Уважаешь человека, уважаешь себя».

Тема 20. Мой класс – мои верные друзья.

Работа в парах. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

Тема 21. О дружбе мальчиков и девочек.

Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надежный человек».

Тема 22. Чего вдругом не любишь, того и сам не делай.

Разговор доброжелательности и равноправии в классе. Заучивание волшебного правила: «Чего вдругом не любишь, того не делай сам». Изготовление значков вежливости. Работа в группах.

Тема 23. Делу – время, потехе – час.

Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе – час». Выставка значков для школы вежливости.

Тема 24. Вот школа, дом, где мы живем.

Разбор этикетных ситуаций в форме «Дискуссия». Формулирование правил этикета в школе.

Раздел 4. Доброе слово, что ясный день.

Тема 25. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее.

Тема 26. Хорошие песни к добру ведут.

Дети поют песни о добре. Просмотр добрых мультфильмов.

Тема 27. Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Разучивание песни кота Леопольда.

Тема 28. Добрым жить на белом свете радостно.

Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Беседа о доброте и смелости.

Тема 29. Тепло родного дома.

Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

Тема 30. Как решать семейные проблемы.

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не было крика, чтобы не произошла ссора, чтобы нравилось быть дома.

Тема 31-32. Доброта что солнце.

Итоговое занятие. Дети подводят итоги. Игры. Песни. Чаепитие.









Тематическое планирование курса с указанием количества часов , отводимых на освоение каждого раздела , темы ,урока.


Номер урока

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Прим.

Факт

Правила общения. 8ч.

1

Узнай себя

1

13.09


2

Слова приветствия

1

20.09


3

Толерантность

1

27.09


4

Веселые правила хорошего тона.

1

4.10


5

Дружим с добрыми словами

1

11.10


6

Умеем общаться

1

18.10


7

Слово утешает

1

25.10


8

Обращение к собеседнику

1

8.11



Этика отношений в коллективе. 8ч.

9

Мы идем в гости

1

15.11


10

Подари дело и слово доброе

1

22.11


11

Подарок коллективу

1

29.11


12

Каждый интересен

1

6.12


13

Будем знакомы

1

13.12


14

Когда рядом много людей

1

20.12


15

Чтобы быть коллективом

1

27.12


16

Коллектив начинает меняться

1



Школьный этикет. 8ч.

17

Школьные правила этикета

1



18

Простые правила этикета

1



19

Если радость на всех одна

1



20

Мой класс – мои верные друзья

1



21

О дружбе мальчиков и девочек

1



22

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

1



23

Делу – время, потехе – час.

1



24

Вот школа, дом, где мы живем.

1



Доброе слово, что ясный день. 8ч.

25

Отворите волшебные двери добра и доверия.

1



26

Хорошие песни к добру ведут.

1



27

Любим добрые поступки.

1



28

Добрым жить на белом свете радостно.

1



29

Тепло родного дома.

1



30

Как решать семейные проблемы.

1



31-32


Доброта, что солнце.

2



33-35

Резервное время

3 ч





Лист корректировки рабочей программы

учителя Плаксиной Анны Алексеевны

по курсу внеурочной деятельности «Дорога добра»

на 2022/2023 учебный год

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту