СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Экология.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Экология.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598, от 17.07.2015 № 734);

  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в образовательных организациях».

  • Письмо Роспотребнадзора от 8 мая 2020 г. № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций (вместе с «Рекомендациями по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»).

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 30 июня 2017 г. № 1066 «Об утверждении Концепции развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно- ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы»;

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 18 июля 2017г. № 1137 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в ред. приказа от 27.09.2018 № 1325);

  • Инструктивно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2020-2021 учебном году.

  • Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы).

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ№5

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь ученику и подготовить его, завтрашнего граж­данина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъяв­ляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству.

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в начальной школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе внеурочной деятельности, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Особая актуальность кружка связана с мировоззренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов в условиях Тюменской области будет способствовать их воспитанию как рациональных природопользователей, служить целям экологического просвещения и культуры.

Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;

  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;

  • развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся ставить простейшие опыты, работать с микроскопом, планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять творческие работы. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях, участия в конкурсах различного уровня.

На занятиях кружка ребята получают знания по отдельным темам, и также привлекаются к пропаганде охраны окружающей среды среди учеников школы. Они участвуют в организации и проведении Дней Экологии, Дней леса, конкурсов рисунков, листовок, плакатов, поделок, фотографий, подготовке и проведении классных часов, викторин, социологических опросов и анкетировании учащихся школы.

Новизна и отличительная особенность программы кружка состоит в том, что данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники, он очень вариабельный. Задача курса состоит в том, чтобы научить ученика добывать знания самостоятельно. Обучение направлено на активную учебную деятельность.

Педагогическая целесообразность программы и методов связана с возрастными особенностями детей данного возраста 9-10 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость.

Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

Интересно в работе еще и то, что каждый педагог сможет подстроить программу под свою деятельность, возможности учеников, их запросы, так как в программе дана технология разработки тем, которая выверена мной опытным путем на протяжении нескольких лет работы. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы.

На занятиях курса большую роль играет формирование коммуникативных компетенций: учащиеся учатся говорить, что сейчас очень актуально, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы и задавать их. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями, проводить классные часы, организовывать и проводить спортивные соревнования. Таким образом, раскрываются все способности ребят: интеллектуальные, организаторские, творческие, лидерские.

Цель: углубление знаний, умений и навыков учащихся в области биологии и экологии животных.

Задачи:

Познавательные:

  • Расширить знания учащихся по основным вопросам биологии и экологии животных

  • Сформировать навыки проведения простейших исследований, таких как наблюдение и опыт

  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки

  • Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации

  • Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе

  • Воспитывать бережное отношение к живым организмам

  • Совершенствовать навыки коллективной работы

  • Воспитывать потребности поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания

  • Развивать умение учащихся оценивать состояние животных

  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации

  • Способствовать развитию творческих способностей

  • Способствовать развитию эстетической сферы учащихся.

  • Привить убеждение в возможности решения экологических проблем и стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

  • Развивать навыки всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной).

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

  • Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

  • Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

  • Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.

  • Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.

  • Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.

  • Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.

  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

  • Принцип результативности.






















ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


Особенности содержания предлагаемой программы:

  • формирование экологического стиля мышления и эмоционально-нравственного отношения обучающихся к окружающей среде в соответствии с конкретными знаниями о природе;

  • практический, деятельностный подход к освоению системы экологических знаний;

  • включение элементов опережающего обучения естественнонаучных курсов как подготовка к усвоению системы знаний о природе.

В процессе реализации содержания курса «Введение в экологию» могут применяться различные формы организации занятий: экскурсии, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, экологическое и социальное проектирование.

Рекомендуемые виды совместной деятельности педагога и обучающихся:

  • художественное творчество (изобразительная и декоративно-прикладная деятельность, художественное фотографирование);

  • трудовая и природоохранительная деятельность (обучение детей уходу за растениями и животными в уголке живой природы, на пришкольном участке, изготовление совместно с родителями (опекунами) и социально значимыми взрослыми кормушек для птиц, ограждений для муравейников и т.п.);

  • исследовательская деятельность (совместное наблюдение за природными явлениями и объектами природы в уголке живой природы, на пришкольном участке, во время прогулок и экскурсий; постановка элементарных экологических опытов);

  • проектировочная деятельность (подготовка, презентация, практическая реализация проектов экологической направленности);

  • игровая деятельность (дидактические, развивающие, сюжетные, подвижные игры экологической тематики);

  • организация литературных и экологических праздников, участие в выставках, конкурсах рисунков экологической тематики.

Направленность содержания курса 1 класса «Наша прекрасная планета» - формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, ознакомление с разнообразием мира природы, выявление элементарных связей между объектами и явлениями неживой и живой природы и человеком.

Содержание программы раскрывается в следующих темах: «Природа - наш общий дом», «Мир живой природы», «Природа и человек». Учащиеся знакомятся с неповторимым миром природы нашей планеты, разнообразием условий и форм жизни, получают начальное представление об экологических факторах и их влиянии на развитие живой природы.

Все содержание программы раскрывается на личностно-ценностном для детей младшего школьного возраста материале, включающем наблюдения в природе и опыты, иллюстрирующие изучаемые природные явления и закономерности.

Содержание учебного материала и характер познавательной деятельности обеспечивает яркую эмоциональную окрашенность обучения, сопровождающего эмоциями удивления, радости, восхищения. В организации занятий преобладающими видами деятельности являются дидактические игры, изобразительная деятельность, разнообразные наблюдения и простейшие опыты, продуктивная деятельность экологической направленности.

Во 2 и 3 классах обучающиеся знакомятся с жизнедеятельностью растений и животных во взаимосвязи с условиями окружающей среды.

Содержание программы 2 класса «Зеленый наряд планеты» представлено темами «Растение – живой организм», «Условия среды обитания растений», «Растения и человек».

В 3 классе программа «Удивительный мир животных» объединяет следующие темы: «Приспособленность животных к условиям обитания», «Взаимоотношения в мире животных», «Животный мир планеты», «Взаимоотношения человека и животных». Первоначальные представления учащихся о разнообразии мира растений и животных на Земле, полученные ранее при изучении других естественнонаучных учебных дисциплин и курсов, расширяются, углубляются и наполняются экологической составляющей. Черты приспособленности растений и животных к условиям окружающей среды раскрываются на фоне постоянно возрастающего влияния человека на естественную среду обитания живых организмов. Включение в программу информационного и исследовательского компонентов, посвященных природе своей местности, нацелено на усиление личностной значимости изучаемого материала, формирование ценностного отношения к родному краю и его природе, потребности в созидательной деятельности экологической направленности в пространстве своего дома, двора, образовательного учреждения, населенного пункта.

Содержание курса отличается акцентуализацией на формирование ценностного и ответственного отношения младших школьников к окружающему миру природы. Среди видов познавательной деятельности возрастает роль наблюдений в природе, экологических исследований на доступном для учащихся материале, практическая деятельность (уход за растениями и животными в живом уголке, на пришкольном участке, в экологическом центре), продуктивная природоохранительная деятельность.

Содержание курса 4 класса «Человек на планете Земля» ориентировано на формирование у младших школьников установки на экологически целесообразное поведение, экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый образ жизни, активную деятельность по сохранению и улучшению состояния окружающей среды. Учащиеся в процессе освоения материала, представленного темами «Человек и хозяйственная деятельность», «Загрязнение и охрана окружающей среды», «Организация охраны природы», рассматривают хозяйственную деятельность людей в контексте рационального и экологически целесообразного природопользования. В содержание включен материал о глобальных и региональных экологических проблемах, экологическом равновесии, губительных последствиях нарушения сложившихся в природе связей из-за необдуманной деятельности людей. Школьники знакомятся с экокультурными традициями народов России и других стран, этическими и правовыми нормами взаимоотношений человека и природы, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Значительную роль в проведении занятий отводится проектировочной деятельности обучающихся, способствующей трансформации экологических знаний и ценностных ориентаций в устойчивые убеждения, мотивы поведения и потребности.

Освоения программного материала курса «Введение в экологию» предполагает реализацию педагогических принципов:

1) принципа научности, предъявляющего требования к содержанию учебного материала, отражающего современный уровень развития науки с использованием современной терминологии, понятий и фактов, и педагогическим технологиям, соответствующим как закономерностям возрастного развития школьников, так и условиям осуществления учебно-воспитательного процесса;

2) принципа сознательности и активности, ориентирующего на формирование осознанного отношения школьников к предстоящей деятельности, ее целям и результатам, активизацию волевых и интеллектуальных усилий при решении исследовательских и практических задач, формирование навыков самоанализа и планирования своих действий;

3) принципа системности и последовательности, который обеспечивается механизмом преемственности между целями, содержанием отдельных звеньев программы, содержанием образовательно-развивающей практики, технологиями формирования экологической культуры в системе общего образования учащихся;

4) принципа доступности, индивидуализации и вариативности, который обеспечивается дифференцированием содержания образования, средств и форм организации процесса обучения в зависимости от возрастных, физических и интеллектуальных возможностей школьников, направленности интересов детей, вида учебного учреждения и материально-технической оснащенности учебного процесса, физико-географических особенностей региона;

5) принципа прочности и прогрессирования, направленного на перевод содержания образования в элементы личностного опыта учащихся с последующей реализацией полученных теоретических знаний и практических умений в планировании и осуществлении экологически грамотной и целесообразной деятельности в течение всей жизни;

6)принципа положительного эмоционального фона обучения. Способствующего формированию у обучающихся позитивного отношения к окружающей действительности;

7) принципа творческой направленности, ориентирующего педагогический процесс на формирование у учащихся потребности в продуктивной деятельности, создание на основе приобретенного витагенного опыта нового продукта;

8) принципа диалогического общения, предусматривающего организацию учебного процесса средствами свободного, равноправного межсубъектного взаимодействия, играющего большую роль в формировании ценностных отношений младших школьников.









































МЕСТО КУРСА «ЭКОЛОГИЯ» ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс реализуется через внеурочную деятельность. На реализацию курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
















































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Введение в экологию»

Освоение содержания курса «Введение в экологию обеспечивает в сфере личностных результатов ценностно-смысловые ориентации обучающихся:

- формирование основ российской гражданской идентичности и экологической культуры обучающихся, ценностного отношения к окружающему миру, природе России и родного края, экокультурным традициям своего народа;

- развитие начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе в процессе игровой, учебной, творческой и трудовой деятельности;

- понимание мотивов собственных поступков и поступков окружающих людей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- ориентация в содержании и составляющих экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни;

- установка на экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый образ жизни, активную деятельность по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, сохранению и укреплению своего здоровья;

-развитие эстетических чувств на основе изучения природы своей страны, родного края.

В сфере метапредметных результатов изучения курса способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебные цели и задачи, выделенные при сотрудничестве с учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- планировать свои действия в соответствии с условиями реализации поставленной задачи;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи;

-организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности;

- различать способ и результат действия;

-осуществлять итоговый контроль и контроль результатов на каждом этапе решения поставленной задачи;

- анализировать и объективно оценивать правильность своих действий, соответствие полученных результатов требованиям поставленной задачи;

-адекватно воспринимать предложения и оценочные суждения учителей. Одноклассников, родителей и других людей;

- корректировать свои действия в зависимости от характера сделанных ошибок;

- использовать предложения и оценки учителей, одноклассников, родителей и других людей для улучшения результата.

Познавательные универсальные учебные действия:

- владеть начальными формами исследовательской деятельности – осуществлять поиск, анализ, отбор и фиксацию (запись) необходимой информации для решения задачи с использованием учебной и справочной литературы, электронных и цифровых информационных ресурсов, интернет-ресурсов;

- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- владеть навыками смыслового чтения тексов различных стилей и жанров, постановки вопросов и построения рассуждений в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации;

- планировать и осуществлять наблюдения, выполнять необходимые измерения и фиксировать их результаты, в том числе инструментов ИКТ;

- владеть логическими операциями анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления аналогий, причинно-следственных связей в окружающем мире. В том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

- осознано конструировать речевые высказывания и тексты в соответствии с учебными задачами и задачами коммуникации;

- владеть разнообразными способами решения поставленной задачи;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- выстраивать психологически комфортные взаимоотношения с окружающими людьми независимо от их социальной и национальной принадлежности;

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, находить с ними общий язык и общие интересы;

- владеть речевыми средствами коммуникации, адекватно коммуникативно строить монологическое высказывание, вести диалог;

- соблюдать нормы этики и этикета в ситуациях общения и взаимодействия;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, находить конструктивное решение в ситуации столкновения мнений и интересов;

- излагать собственное мнение и позицию в форме, понятной собеседнику, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- использовать навыки коллективного общения и взаимодействия в процессе игровой, творческой и практической деятельности, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты освоения обучающимися содержания программы

В результате изучения курса «Введение в экологию» обучающиеся при получении начального общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить представления о взаимосвязях природных и социальных объектов и явлений как компонентах целостной системы окружающего мира;

- овладеют основами практико-ориентированных знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;

- приобретут опыт эмоционально-чувственного, личностного отношения к окружающему миру;

- начнут осваивать способы изучения природы и общества (наблюдения в природе, экологические опыты);

- научатся устанавливать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и понимать неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

- получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы экологически целесообразного и безопасного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Формы и виды контроля

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: 

- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал,  раскрыть сущность проблемы;

- игра формирует опыт принятия целесообразных решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;

- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;

- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;

- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу

- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.

Контроль за выполнением программы кружка осуществляется в виде защиты проектов.








































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Содержание курса «Введение в экологию» направлено на воспитание у младших школьников эмоционально - ценностного и ответственного отношения к природе и окружающей среде, к России, к родному краю, к жизни как высшей общечеловеческой ценности и всем формам ее проявления, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Ведущие ценности:

- Земля, заповедная природа, окружающая среда;

- родной край, родная природа;

- жизнь и все формы жизни;

- человек, здоровье человека;

- экологическое сознание;

- красота, гармония.

1 класс – «Наша прекрасная планета»

Введение

Дом, в котором мы живем

Где мы живем? Дом, родной дом. Дома городские и сельские. Чистота и порядок в доме. Действия, необходимые для сохранения чистоты и порядка в квартире, в доме. Хозяйское отношение к дому.

Земля – общий дом для всех живых организмов. Первый полет человека вокруг Земли, вид планеты из космоса. Красота и неповторимость природы Земли. Хозяйское отношение к природе.

Природа - наш общий дом

Природа нашей планеты

Тела неживой природы. Тела живой природы. Появление и развитие жизни на Земле: облик планеты до появления живых организмов; первые живые организмы на Земле; древние растения и животные. Растения и животные, сохранившиеся на нашей планете с древних времен, особенности их среды обитания, необходимость охраны. Папоротники и черепахи – примеры организмов древних времен. Наблюдения за жизненными процессами, особенности содержания и ухода.

Солнышко лучистое

Солнце в жизни природы и человека. Природные явления, связанные с Солнцем. Солнце – источник тепла и света. Различия в количестве солнечного тепла на поверхности планеты. Приспособленность растений и животных к разному количеству света и тепла. Солнце – символ тепла и заботы. Заботливое отношение человека к миру живой и неживой природы, к окружающим людям.

Воздух-невидимка

Воздух – основа жизни. Приспособленность растений и животных к получению кислорода. Чистый воздух – важное условие сохранения здоровья. Как загрязняется воздух. Источники загрязнения воздуха на примере своей местности. Как сохранить чистоту воздуха. Растения – природные фильтры. Зеленые насаждения в городе, содержание комнатных растений в жилых помещениях. Уход за комнатными растениями.

Вода-водица, всему живому сестрица

Роль воды в жизни живых организмов. Вода на Земле – главное условие развития жизни. Разные потребности растений и животных в количестве влаги. Как загрязняется вода? Источники загрязнения воды на примере своей местности. Источники чистой воды. Родники. Действия, необходимые для сохранения чистоты водных объектов, охрана родников. Необходимость экономного расходования воды.

Волшебная кладовая: почва-кормилица

Роль почвы в жизни растений, животных, человека. Почва – чудесная кладовая, земля- кормилица. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Почва – среда обитания живых организмов. Подземные жители рядом с нами: наблюдения за обитателями почвы на пришкольном участке. Значение почвы в хозяйственной деятельности человека (в том числе на примере своей местности), необходимость охраны почв. Действия, необходимые для сохранения чистоты и плодородия почв.

Где жить лучше?

Условия, необходимые для жизни живых организмов. Различия в условиях жизни на Земле. Среда обитания. Приспособленность растений и животных к условиям среда обитания. Наблюдения за растениями и животными в естественной для них среде обитания. Необходимость сохранения естественной среды обитания растений и животных.

Природа – наш общий дом

Природа – общий дом для всех живых организмов. Лес, пруд – дом для животных. Человек в природе: в лесу, у водоема. Правила поведения в природе. Экология – наука о нашем общем доме – природе.

Мир живой природы

Живые организмы – тела живой природы. Царства живой природы: растения, животные, грибы и растения. Экологические «профессии» живых организмов: производители, потребители, разрушители. Взаимосвязь между живыми организмами. Наблюдения за связями между живыми организмами в природе или на примере живого уголка.

Зеленый наряд планеты

Растения: почему мы их так называем. Красоты и многообразие мира растений. Растения дикорастущие и культурные. Леса – богатства нашей планеты. Сколько лет «растет» лес. Необходимость охраны лесов. Меры по сохранению редких и исчезающих видов растений. Охраняемые виды растений своей местности. Уход за растениями дома, в классе, на пришкольном или садовом участке.

Эти удивительные животные

Многообразие мира животных. Животные рядом с нами: в квартире, в парке, в лесу. Редкие и исчезающие виды животных. Охрана животных. Охраняемые виды животных своей местности. Наши домашние любимцы. Правила содержания и ухода за животными (дома, в живом уголке).

Грибное царство

Грибы – живые организмы. Сходства грибов с растениями и животными. Роль и значение грибов в природе, для человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

А что у вас на обед?

Взаимоотношения растений и животных. Пищевые связи между живыми организмами. Пищевые цепи. Наблюдение за пищевыми связями в сообществе живых организмов: экскурсия в парк, наблюдение за обитателями аквариума, живого уголка.

Это наш уютный дом, хорошо живется в нем!

Взаимоотношения растений и животных. Использование животными растений для создания

жилищ и укрытий (гнезда птиц, муравейники, укрытия из листьев для личинок насекомых и пр.).

Как рябинка в соседний лес переехала

Взаимоотношения растений и животных. Участие животных в размножении и распространении растений. Взаимовыгодное сотрудничество растений и животных: перенос насекомыми (и птицами) пыльцы цветковых растений, перенос животными семян растений и спор грибов. Приспособленность растений к распространению семян и опылению с помощью животных. Наблюдения в природе за участием животных в размножении растений.

Природа и человек

Человек – часть природы

Человек – живой организм, часть природы. Признаки, объединяющие человека с живой природой и отличающие его от других живых организмов (биологические и социальные признаки и свойства человека). Природа и человек. Зависимость человека от живой и неживой природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов природы посредством практической деятельности. Влияние деятельности человека на природу (на примере своей местности), природоохранительная деятельность человека. Личный вклад каждого человека в сохранение природы.

Мир родного края

Родина, родной край. Природа родного края: объекты неживой и живой природы. Красота родного края, природные и исторические достопримечательности. Забота о Родине, родном крае – долг и жизненная необходимость каждого человека.

2 класс – «Зеленый наряд планеты»

Растение – живой организм

Корень, стебель и листок, а на стебельке – цветок

Растение – живая система. Работа с гербарием – изучение вешнего строения растений. Растение как компонент живой природы, часть системы (природного сообщества). Основные признаки и свойства растений, определяющие особенности их взаимоотношений с окружающей средой.

Есть ли у растений дом?

Среда обитания растений. Условия среды обитания растений. Экологическая ниша. Экология растений – наука о взаимоотношении растений и среды обитания. Экскурсия на пришкольный участок, в дендрологический парк, ботанический сад и т.п.

Условия среды обитания растений

Тепло – холодно

Тепло в жизни растений. Изменение количества тепла в течение суток. Количество тепла в разные сезоны года. Влияние температуры на распространение растений. Как помочь теплолюбивым растениям пережить холода и заморозки. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

Воздействие на растения высоких и низких температур. Приспособленность растений к высоким и низким температурам, сезонным колебаниям температур. Покой растений. Работа с гербарием: экологические особенности растений тундры. Красота и ранимость растительного мира тундры. Хозяйственная деятельность человека в тундре, ее последствия.

Растения – дети Солнца

Свет в жизни растений. Различия в условиях освещенности разных сред обитания растений. Влияние света на рост и развитие растений. Приспособленность растений к условиям недостаточного и избыточного количества солнечного света. Листовая мозаика. Фотопериодизм. Растения – биологические часы. Как выбрать правильное место для выращивания растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

На свету и в тени

Экологические группы растений по отношению к свету; их особенности. Растения светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые. Экологические особенности растений лесов и открытых пространств суши. Экскурсия на пришкольный участок, в дендрологический парк, ботанический сад и т.п. хозяйственная деятельность человека в лесной зоне и степи, ее последствия.

Этажи леса

Лес как сообщество. Ярусность в растительных сообществах. Наблюдение за ярусностью растительных сообществ на примере пришкольного участка, парка, участка леса. Смена лиственных и хвойных лесов. Роль леса в сохранении чистоты воздуха. Сокращение площади лесов на планете. Леса родного края. Меры по сохранению лесов.

Как растения добывают воду?

Вода в жизни растений. Как растения получают воду? Приспособленность растений к условиям недостатка воды, сезонным изменениям увлажненности территории. Работа с гербарием: экологические особенности растений засушливых мест обитания (степей или пустынь по выбору учителя). Значение воды как экологического фактора в распространении растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

Где вода – там и верба

Экологические группы растений по отношению к водному режиму и их особенности. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Совместное воздействие влажности и температуры на развитие растительного покрова. Как помочь растениям пережить недостаток влаги? Правила полива растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями, растениями пришкольного участка.

В царстве водяного

Растительные сообщества увлажненности территорий. Знакомство с растениями водоемов (рек, озер, болот – по выбору учителя), в том числе на примере своего родного края. Приспособленность растений к условиям избытка воды. Экологические особенности растений болот и водоемов. Роль водоемов и болот в формировании микроклимата территории. Последствия осушения болот. Наблюдение за водными растениями (растения аквариума).

Нужен ли растениям воздух?

Воздух в жизни растений. Опыление растений и распространение семян с помощью ветра. Дыхание растений. Ограничения в количестве растений, выращиваемых в жилом помещении. Определение загрязнения воздуха по растительному покрову. Наблюдение и уход за комнатными растениями пришкольного участка.

Без доброй землицы урожай не родится

Почва в жизни растений. Почва, ее состав и основное свойство – плодородие. Определение свойств почвы по растительному покрову. Значение почвы в жизни растений. Роль растений в формировании плодородного слоя почвы. Правила обработки почвы. Наблюдение и уход за комнатными растениями, растениями пришкольного участка.

Дружат ли растения друг с другом?

Растительное сообщество. Взаимное влияние растений внутри растительного сообщества. Взаимоотношения растений, приносящие обоюдную выгоду, одностороннюю выгоду. Сорные и паразитические растения. Правила размещения и ухода за комнатными растениями, растениями пришкольного участка. Экскурсия на пришкольный участок, в дендрологический парк, ботанический сад и т.п.

Животные и растения рядом

Природное сообщество. Роль насекомых, птиц и млекопитающих в жизни растений (поедание растений, опыление, распространение семян, защита от вредителей). Приспособленность растений к воздействию биотических факторов. Наблюдение за взаимоотношениями растений и животных на пришкольном участке, работа с гербарием.

Растения и человек

Растения в нашей жизни

Роль растений в жизни человека. Растения природных и культурных ландшафтов. Красота растительного мира в разные фенологические периоды. Профессии людей, связанные с выращиванием и уходом за растениями. Наблюдение и уход за комнатными растениями, растениями пришкольного участка.

Как человек изменяет растительный покров Земли

Влияние хозяйственной деятельности человека на растения (уничтожение и перемещение видов, сокращение численности растений и ареалов, изменение экологических особенностей местообитаний, растительные сообщества, созданные человеком). Деятельность человека по восстановлению растительного покрова. Изменения растительного мира своей местности.

Будем друзьями!

Редкие и исчезающие виды растений России и своего родного края. Охрана и разведение растений. Заповедники и особо охраняемые природные объекты. Растения садов и парков. Мои любимые растения. Работа с гербарием, наблюдение и уход за комнатными растениями, растениями пришкольного участка.


3 класс – «Удивительный мир животных»

Введение

Важная роль маленьких и больших созданий природы

Многообразие животных. Основные отличия животных от растений: движение, особенности питания. Роль животных в природе.

Приспособленность животных к условиям обитания

В жизни нам нужны всегда солнце, воздух и вода

Среда обитания и условия существования животных. Вода, воздух и свет в жизни животных. Приспособленность животных к условиям среды обитания. Наблюдения в природе: экскурсия на пришкольный участок, в парк; наблюдение и уход за животными живого уголка.

Мой дом – моя крепость

Температура среды обитания животных. Необходимость защиты от неблагоприятных условий окружающей среды. Способы защиты. Сооружение и использование укрытий. Как вести себя рядом с «домом» животных. Наблюдения в природе: экскурсия на пришкольный участок, в парк; наблюдение и уход за животными живого уголка.

Поиграем в прятки

Покровительственная окраска, отпугивающая и предупреждающая окраска, подражание – способы защиты от врагов. О чем предупреждают нас животные? Правила поведения на природе. Наблюдения в природе: экскурсия на пришкольный участок, в парк; наблюдение и уход за животными живого уголка.

Чудеса ориентировки

Способы ориентирования животных в окружающей среде. Миграция животных.

Необходимость особой охраны территорий гнездования птиц и выведения потомства. Правила поведения на природе. Наблюдение и уход за животными живого уголка.

Быстрее. Выше, сильнее

Скорость передвижения, выносливость, сила – необходимые конкурентные преимущества в борьбе за выживание особи и вида. Животные – рекордсмены. Удивительные животные моего родного края. Как становятся редкими сильные и могучие животные?

Острый зубок, крепкий коготок

Многообразие внешних средств защиты и приспособлений животных к образу жизни и условиям среды обитания. Могут ли животные защититься от человека? Охота на животных – угроза существования редких видов. Наблюдение и уход за животными зоологического уголка.

Это моя территория!

Ареал обитания. Защита животными территории обитания. Способы демонстрации преимущества перед противником или конкурентом. Турниры животных. Правила поведения на природе. Наблюдение и уход за животными зоологического уголка.

Взаимоотношения в мире животных

Вместе – дружная семья

Животные – родители. Отношение различных животных к воспитанию потомства. «Общественные» животные. Распределение ролей в группах и семейных парах животных. Правила поведения на природе в период размножения животных. Наблюдение и уход за животными зоологического уголка.

Меню для ежа, лисы и медведя

Пищевые цепи, пищевые сети в природных сообществах. Хищные животные. Животные – «санитары». Природное равновесие и последствия его нарушения. Регуляция численности видов животных. Наблюдения в природе: экскурсия на пришкольный участок, в парк.

Кто в теремочке живет?

Неконкурентные взаимоотношения между животными. Животные – квартиранты и животные – нахлебники. Совместное существование различных животных. Взаимополезные связи между животными. Последствия нарушения устойчивых связей между живыми организмами. Наблюдения в природе, изготовление кормушек для птиц.

Животный мир планеты

Территория жизни: от полюса до полюса

Животный мир природных зон планеты. Животный мир тайги, степи, пустыни. Расселение животных. Перемещение животных человеком, последствия этих действий. Животный мир родного края. Экскурсия в зоологический парк.

Подводные этажи

Животный мир морей, океанов и пресноводных водоемов. Приспособленность животных к водной среде. Ярусность – характерная черта живого мира водоемов. Хозяйственная деятельность человека – причина сокращения численности обитателей водоемов. Обитатели водоемов родного края. Охраняемые водоемы России и родного края.

Тайные землекопы

Животный мир почвы. Приспособленность животных к условиям обитания в почве. Экологическая роль почвенных организмов. Нерациональное земледелие – причина сокращения численности обитателей почвы. «Подземные жители» родного края – наблюдение за обитателями почвы на пришкольном участке, в парке.

Взаимоотношения человека и животных

Животные в нашей жизни

Роль животных в жизни человека. Взаимоотношения человека и животных природных, сельских и городских ландшафтов. Нужна ли диким животным помощь человека? Подготовка экологического проекта «Мы в ответе за тех, кто рядом».

Наши домашние любимцы

История одомашнивания животных. Домашние животные и правила их содержания. Животные, за которыми ухаживаем. Необходимость защиты домашних животных. Профессии, связанные с уходом за домашними животными. Подготовка экологического проекта «Мы в ответе за тех, кто рядом».

Мы за них в ответе

Причины сокращения численности животных. Редкие и исчезающие виды животных России и своего родного края. Исчезнувшие виды. Охрана животных. Защита экологического проекта «Мы в ответе за тех, кто рядом».

4 класс – «Человек на планете Земля»

Человек и его хозяйственная деятельность

Первые жители Земли

Первые люди на Земле, их основные занятия: охота, рыболовство, собирательство. Начало хозяйственной деятельности: земледелие, скотоводство. Как изменялась природа в результате деятельности человека.

Сколько людей живет на Земле?

Население планеты. Рост населения, неравномерность расселения. Где живут люди: города и сельская местность. Чем город отличается от сельской местности? Занятия населения родного края. Исследовательская работа «Профессии моего родного края».

Города большие и маленькие

Городской ландшафт. Трудовая деятельность населения городов. Что такое промышленность. Виды промышленного производства. Города – промышленные центры. Состояние природы в городах. Творческая работа «Есть город на планете» (по выбору учащегося).

Вот моя деревня…

Сельский ландшафт. Трудовая деятельность человека в сельской местности. Что такое сельское хозяйство. Виды сельскохозяйственной деятельности. Сельские населенные пункты. Состояние природы в сельской местности. Творческая работы «Вот моя деревня…» (по выбору учащихся).

Загрязнение и охрана окружающей среды

Каким воздухом мы дышим?

Состояние воздуха в природной среде, городах и сельской местности. Как происходит загрязнение воздуха? Состояние окружающей среды своего родного края: определение состояния воздуха, выявление источников загрязнения воздуха.

Сохраним чистоту воздушного океана

Что происходит в природе из-за загрязнения атмосферы? Как уменьшить загрязнение воздуха? Контроль за состоянием атмосферы. Леса и парки – природные очистители воздуха. Подготовка экологического проекта «Сохраним чистоту воздушного океана» (по выбору учащихся).

Много ли на планете чистой воды?

Пресные воды на Земле. Сколько пресной воды доступно человеку? Источники пресной воды: реки, озера, подземные воды и ледники. Источники питьевой воды своей местности. Как происходит загрязнение вод?

Помочь роднику, вылечить океан

Охрана водоемов. Родники – источники чистой воды. Состояние окружающей среды своего родного края: определение состояния водоемов, выявление источников загрязнения воды. Способы очистки питьевой воды. Подготовка экологического проекта «Наши родники» (по выбору учащихся).

Кладовые Земли

Минеральные ресурсы планеты. Ограниченность запасов минеральных ресурсов. Ильменский минералогический заповедник. Минеральные ресурсы своей местности. Необходимость восстановления земель в местах добычи полезных ископаемых.

Охрана почв

Почвы планеты и их использование человеком. Загрязнение почв промышленными отходами. Сельскохозяйственные земли. Эрозия и засоление почв. Почвенные ресурсы своей местности. Улучшение качества земель, восстановление и охрана.

Следы пребывания человека

Следы пребывания человека. Сохранение красоты и естественного облика природных ландшафтов. Экологическая этика. Производственные и бытовые отходы. Что такое безотходное производство? Правила экологически рационального природопользования. Можно ли из отходов получить доход? Творческая работа «Вторая жизнь вещей» (по выбору учащихся).

Здесь шумели леса

Как изменился растительный мир планеты. Изменения расти тельного мира своего родного края. Почему исчезают леса? Редкие и исчезающие вида растений и их охрана. Что такое Красная книга? Ботанические сады, парки, питомники России и своего родного края, их роль в охране растений и улучшении состояния окружающей среды. Подготовка экологического проекта «В защиту растений» (по выбору учащихся).

По следам невиданных нами зверей

Причины сокращения численности животных. Прямое и косвенное влияние человека на животный мир планеты. Как сохранить редкие и исчезающие виды животных. Роль заказников, питомников и зоопарков в охране животных. Подготовка экологического проекта «В защиту животных» (по выбору учащихся).

Правила Робинзонов

Что такое туризм? Влияние массового туризма на природу. Правила ответственного туриста. Экологический туризм. Природные ландшафты и туристические маршруты своего родного края. Подготовка экологического проекта «Парк отдыха» (по выбору учащихся).

Организация охраны природы

Из истории охраны природы

Охрана природы в России. Первые законы об охране природы. Сотрудничество стран мира в области охраны природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Заповедные места планеты

Охраняемые территории: заповедники и национальные парки, заказники, их роль в охране природы. Охраняемые природные объекты. Заповедные места России и своего родного края. Подготовка экологического проекта «Мой заповедный уголок природы».

Мой заповедный уголок природы

Защита экологических проектов, исследовательских и творческих работ.









































КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата

по плану

1гр.

2 гр.

Дата по факту

1гр.

2 гр.

Введение (1 ч)

1

Важная роль маленьких и больших созданий природы.


1

01.09 – 1гр.


02.09 – 2гр.



Приспособленность животных к условиям обитания (1ч)

2

Многообразие животных.

Роль животных в природе.

1

08.09


09.09



В жизни нам нужны всегда солнце, воздух и вода (3 ч)

3

Среда обитания и условия

существования животных.

1

15.09


16.09



4

Вода, воздух и свет в жизни животных.

1

22.09


23.09



5

Приспособленность животных к условиям среды обитания.

1

29.09


30.09


Мой дом – моя крепость (4 ч)

6

Температура среды обитания

животных.

1

06.10


07.10


7

Необходимость защиты от неблагоприятных условий

окружающей среды. Способы защиты.

1

13.10


14.10


8

Сооружение и использование укрытий. Как вести себя рядом с «домом» животных.

1

20.10


21.10


9

Наблюдение и уход за

животными живого уголка.


1

10.11


11.11


Поиграем в прятки (3 ч)

10

Покровительственная

окраска, отпугивающая и предупреждающая

окраска, подражание – способы

защиты от врагов.

1

17.11


18.11


11

О чем предупреждают нас животные? Правила поведения на природе.

1

24.11


25.11


12

Экскурсия СЮН. Наблюдение и уход за животными живого уголка.


1

01.12


08.12


Чудеса ориентировки (4 ч)

13

Способы ориентирования животных в окружающей среде.

1

15.12


16.12


14

Миграция животных.


1

22.12


23.12


15

Правила поведения на

природе. Экскурсия в парк.

1

29.12 – 1,2 группа


16

Наблюдение и уход за

животными живого уголка.


1

12.01


13.01


Быстрее. Выше, сильнее (4 ч)

17

Скорость передвижения, выносливость, сила – необходимые конкурентные преимущества в борьбе за выживание особи и вида.

1

19.01


20.01


18

Животные – рекордсмены.

1

26.01


27.01


19

Удивительные животные моего родного края.

1

02.02


03.02


20

Как становятся редкими сильные и могучие животные?


1

09.02


10.02


Острый зубок, крепкий коготок (4 ч)

21

Многообразие внешних средств защиты и приспособлений животных к образу жизни и условиям среды обитания.

1

16.02


17.02


22

Могут ли животные защититься от человека? Викторина.

1

24.02 – 1,2 группа


23

Охота на животных – угроза существования редких видов.

1

02.03


03.03


24

Наблюдение и уход за животными зоологического уголка.


1

09.03


10.03


Это моя территория (3 ч)


25

Ареал обитания.

Защита за животными

территории обитания.

1

16.03


17.03


26

Правила поведения на природе.

1

30.03


31.03


27

Викторина «В мире животных».

1

06.04


13.04


Взаимоотношения в мире животных (1 ч)


28

Взаимоотношения в мире животных.

1

20.04


21.04


Вместе – дружная семья (1 ч)


29

Животные – родители. Отношение различных животных к воспитанию потомства.

1

27.04


28.04


Меню для ежа, лисы и медведя (1 ч)

30

Пищевые цепи, пищевые сети в природных сообществах.

Хищные животные.

Животные – «санитары».

1

04.05


05.05




Кто в теремочке живет? (4 ч)

31

Животные – квартиранты и животные – нахлебники. Совместное существование различных животных.

1

11.05


12.05


32

Животный мир планеты.


1

18.05


19.05


33

Защита проектов.



1

25.05 – 1,2 группа




34

Праздник «Животный мир планеты».

1

26.05 – 1,2 группа





















УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


1. Программа курса «Введение в экологию». 1-4 классы/ авт.-сост. Е.С. Воробьева. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015.- 32 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность).

2. Методические рекомендации к учебному пособию Е.С. Воробьевой «Введение в экологию. Наша прекрасная планета» для 3 класса общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. Е.С. Воробьева.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015г.

3. Воробьева Е.С. Введение в экологию. Наша прекрасная планета: учебное пособие для 3 класса общеобразовательных организаций.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015г.

4. Введение в экологию. «Удивительный мир животных»: учебное пособие для 3 класса общеобразовательных организаций/ Е.С. Воробьёва.-3-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 40 с.:ил. – (ФГОС. Внеурочная деятельность)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!