Приложение к ООП СОО,
утверждённой приказом МАОУ «СОШ № 4»
от «31» августа 2021г. № 905/О
Рабочая программа элективного курса
по химии «Количественные закономерности в курсах органической и общей химии»
в классе 11
Учитель: Гечекбаева С.Б.
2021 – 2022
учебный год
Пояснительная записка
Среди основных тенденций современного образования важную роль играет развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся. И наиболее значимы для ее осуществления – интеллектуальные умения, развитие которых позволит ученику рассуждать самостоятельно, осознавая проблемы и обусловленность явлений, устанавливая закономерности и логическую связь в изучаемом материале. Овладение интеллектуальными умениями открывает учащимся простор к развитию аналитической деятельности.
При организации работы по формированию познавательных мотивов и аналитических способностей в профильных классах используется методика решения задач, направленная на поиск разнообразных закономерностей.
Основная дидактическая цель учителя химии при этом - формирование общих логических основ стехиометрических знаний на базе общенаучных методов, что приводит к формированию умений решать задачи различными способами. Это, как известно, является основным показателем творческого усвоения учащимися учебного материала по химии, потому что при изучении теоретических вопросов позволяет значительно лучше разобраться в них и усвоить наиболее сложные темы.
Углубление и расширение учебного материала по химии 10-11 классов по теме «Количественные закономерности в курсах органической и общей химии» способствует более целенаправленному формированию аналитико-синтетических способностей обучающихся. Целевое развитие именно этого блока способностей является наиболее востребованным в плане подготовки обучающихся к системе высшего профессионального образования.
Предлагаемый мною новый элективный курс по органической и общей химии рассчитан на 68ч (1ч в неделю в 10-м классе и 1ч в неделю в 11 классе). Данный курс может не только углубить, расширить и систематизировать знания о строении и свойствах органических соединений, но и более глубоко изучить теоретические основы химии, рассмотреть электронное и пространственное строение веществ, взаимное влияние атомов в молекулах, механизмы химических реакций, вопросы биохимии. И научить свободно решать различные по сложности задачи с тем, чтобы подготовить учащихся к сдаче вступительного экзамена по химии в вузы.
Содержание элективных занятий базируется на знаниях, получаемых в систематическом курсе органической и общей химии, и служит их развитием, иными словами, следует за основными темами школьного курса «Химия-10» и «Химия-11» О.С. Габриеляна и др. В структуре упомянутого учебника предусмотрена возможность разноуровневого изучения химии. В нем есть обширный теоретический материал для классов с углубленным изучением химии. Подобная структура учебника и подсказала идею взять его за основу при изучении теоретической части факультативного курса в классах естественнонаучного профиля. Практическая часть факультатива предусматривает кратковременные лабораторные работы, направленные на изучение химических свойств веществ и способов их получения, решение качественных задач на распознавание и идентификацию веществ, а также решение расчетных задач различной сложности.
Такой элективный курс связан с основным курсом, изучаемым на уроках. На его основе можно дать учащимся разносторонние знания по предмету, включая и умение решать задачи повышенной сложности.
Важной стороной актуальности предлагаемой темы элективного курса являются возрастные особенности учащихся, для которых ведущим учебным мотивом являются познавательный и профессиональный интерес. Имеется здесь и конкретный мотивирующий фактор: необходимость сдачи экзаменов и продолжения образования в высших учебных заведениях по химико-биологическому профильному направлению.
Цель курса: формирование аналитических умений обучающихся:
-
выделять главное в анализируемом объекте;
-
выдвигать гипотезы;
-
обобщать путем сравнения и анализа;
-
формулировать проблемы и предлагать пути их решения.
Задачи курса:
Организовать…
-
работу по осознанию учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого учебного материала и формирования их аналитических способностей;
-
работу учащихся с дополнительными источниками информации;
-
работу по составлению планов, конспектов, схем, описанию различных вариантов способов решения задач;
-
групповую работу учащихся по изучению учебных проблем и способов решения задач;
-
работу по совершенствованию умения оперировать основными химическими понятиями.
Методические обоснования элективного курса.
Основным направлением в деятельности учителя профильного класса является обеспечение условий для формирования творческой индивидуальности учащихся. Творчество, как известно, формируется только в деятельности. Деятельность должна быть направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать. Поэтому основным способом реализации цели курса является организация работы учащихся химико-биологического класса по решению задач, а также изучение сложных теоретических вопросов органической и общей химии. Решение творческих задач способствует формированию у учащихся самостоятельности мышления.
Курсом предусматривается ознакомление учащихся с классификацией расчетных задач по различным признакам, что позволяет ориентироваться в их разнообразии; упрощать сложные задачи и приводить их к удобному виду. Т.е. делать более доступными для решения.
На основе знания классификации задач развиваются способности сформулировать проблему, увидеть и четко обозначить цель деятельности, выбрать оптимальный способ его решения.
Классификация расчетных задач проводится на основе математических методов. Решение задач с использованием математических приемов способствует интеграции знаний и формированию у учащихся предметных компетенций.
Решение химической задачи состоит из нескольких операций, которые должны соединяться между собой и применяются в установленной последовательности в соответствии с логикой решения.
Каждая задача повышенной сложности обладает рядом признаков разнообразия, поэтому задачи систематизируются и подбираются к каждой теме. Поэтому процесс реализации курса предусматривается поэтапное включение учащихся в работу над решением задач;
-
I-этап - учащимся предлагаются задачи, предусмотренные программой обучения по химии. Т.е. для их решения не требуется дополнительных творческих и фактологических знания и умений, иначе в силу своей недоступности задачи оттолкнут учащихся от творчества;
-
II-этап – учащимся, хорошо знающим теоретический материал, способным к самостоятельной познавательной деятельности целесообразно давать и внепрограммные задачи.
Более высокое качество умения применять знания проявляется в способности учащихся решать комбинативные задачи с привлечением разных понятий и способов действий; в умении выполнять задания несколькими способами, отобрав более рациональные.
Овладение учащимся альтернативными способами решения задач повышенной сложности, пробуждают у них устойчивый познавательный интерес, помогают успешно усваивать дополнительный теоретический материал, работать с научной литературой, способствует осознанной профессиональной ориентации.
СОДЕРЖАНИЕ
Элективного курса (11 класс)
Особенность программы заключается в стремлении обеспечить высокий уровень решения задач при изучении курса общей химии, сделать этот курс конкурентоспособным образованию в условиях города.
Тема 1. Основные законы и понятия химии.
Основные стехиометрические законы: Закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ. Число Авогадро. Закон Авогадро. Молярный объем. Относительная плотность газов. Закон объемных отношений – правило Гей-Люссака.
Эквивалент. Определение эквивалента простых и сложных веществ. Закон эквивалентных отношений.
Тема 2. Химические превращения.
Классификация химических реакций по степени окисления. Типы окислительно-восстановительных реакций. Окислительно-восстановительные свойства веществ. Составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Определение продуктов окислительно-восстановительных реакций в зависимости от природы реагирующих веществ, концентрации, характера среды, температуры.
Ряд стандартных электродных потенциалов. Гальванический элемент.
Электролиз растворов и расплавов. Химические процессы, протекающие на катоде и аноде (инертном и растворимом). Количественная характеристика электролиза на основе закона Фарадея.
Тема 3. Закономерности протекания химических реакций.
Термохимические реакции. Тепловой эффект. Закон Гесса. Внутренняя энергия и энтальпия. Термохимические расчеты.
Скорость химических реакций. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. Закон действующих масс. Зависимость скорости реакции от температуры и от природы реагирующих веществ. Энергия активации. Правило Вант-Гоффа.
Химическое равновесие. Константа химического равновесия. Равновесные концентрации. Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.
Тема 4. Растворы. (астворимость веществ и ее зависимость от температуры, давления, природы растворителя.
Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, мольная доля, молярная и нормальные концентрации, титр. Приготовление растворов разной концентрации. Смешивание растворов, переход от одного вида концентрации к другому.
Электролитическая диссоциация, ее механизм. Сильные и слабые электролиты. Степень и константа диссоциации.
Химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете электролитической диссоциации. Гидролиз солей (обратимый и необратимый). Генетические связи между классами различных соединений и их взаимное превращение.
Виды деятельности учащихся:
-
Изучение программного материала и дополнительной литературы по органической и общей химии.
-
Проблемно-поисковые беседы и решение проблемных ситуаций.
-
Выполнение лабораторных работ при решении экспериментальных задач.
-
Составление О.В.Р. методом электронного баланса, используя целые и дробные значения степени окисления. Составление О.В.Р. методом ионно-электронных полуреакций.
-
Решение расчетных задач повышенной сложности разных типов.
-
Оценка и осмысление результатов своих действий, рефлексивный анализ.
Творческий продукт учащихся: конспекты, опыты, схемы, решение задач повышенной сложности.
Мониторинг успешности программы курса.
№ | Показатели успешности реализации курса | Основные способы диагностирования |
1. | Сформированности предметных компетенций (умений) учащихся | Решение задач различного уровня сложности |
2. | Сформированности прикладных компетенций учащихся | Оценка конспектов, успешности проведения опытов, схем. |
3. | Сформированности коммуникативной компетентности учащихся | Результаты наблюдений за учащимися в процессе совместной творческой деятельности |
Участие учащихся в олимпиадах по химии.
Объем курса: 18 часов
Календарно – тематический план занятий.
№ | Тема занятий | Кол-во часов | дата | |
-
| Закон Авогадро.Молярный объем.Соотношение величин: масса, молярная масса, количество вещества, объем, число структурных частиц. | 1 | |
-
| Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой (объемной) долей выхода продукта реакции от теоретически возможного выхода. | 1 | |
-
| Вычисление количества продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего примеси. | 1 | |
-
| Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке. | 1 | |
-
| Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | |
-
| Условная степень окисления в органических соединениях. | 1 | |
-
| Определение продуктов О.В.Р. в зависимости от природы реагирующих веществ, характера среды, температуры. | 1 | |
-
| Составление окислительно-восстановительных реакций повышенной сложности. | 1 | |
-
| Электролиз в растворах и расплавах. | 1 | |
-
| Электролиз. Химические процессы, протекающие на электродах (инертном и растворимом). | 1 | |
-
| Закон Гесса. Термохимические расчеты. | 1 | |
-
| Химическое равновесие. Константа химического равновесия. | 1 | |
-
| Генетические связи между органическими и неорганическими веществами. | 1 | |
-
| Массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация Моляльная и нормальная концентрация растворов.. | 1 | |
-
| | |
-
| Гидролиз солей (обратимый и необратимый). Определение продуктов реакции на основе необратимого гидролиза. | 1 | |
-
| Решение задач повышенной сложности по теме «Электролитическая диссоциация». | 1 | |
-
| Приготовление растворов с разными видами концентрации растворов. | 1 | |
Рекомендуемая литература для учащихся:
-
Ахметов Н.С. «Неорганическая химия».
-
Габриелян и др. «Органическая химия» (углубленное изучение химии) «Просвещение» 2005,М.
-
Габриелян и др. «Общая химия» (углубленное изучение химии)
«Просвещение» 2005,М.
-
Габриелян О.С. «Тесты для подготовки к ЕГЭ».
-
Егоров А.С. «Химия. Пособие – репетитор для поступающих в ВУЗы».
-
Еремина Е.А. «Тестовые задания – часть С (2004)».
-
Кузьменко Н.К. «2400 задач по химии».
-
Кузьменко Н.Е., Еременко В.В., Попков В.А., Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. Учебное пособие. М.:Дрофа,2001.
-
Хомченко Г.П., Кузьменко Н.Е., Еременко В.В., Попков В.А., Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. Учебное пособие. М.:Дрофа,2001.
-
Хомченко Г.П. «Пособие для поступающих в ВУЗы». М.
-
Хомченко Г.П. «Задачи для поступающих в ВУЗы». М..
Рекомендуемая литература для учителей:
-
Ахметов Н.С. «Актуальные вопросы курса неорганической химии».
-
Володина Н.А. «Сборник конкурсных задач по химии».
-
Гудкова А.С. «500 задач по химии».
-
Кузьменко Н.К.; Еремина Е.А. «Химия».
-
Кузьменко Н.Е., Магдесиева Н.Н. «Конкурсные задачи по химии для абитуриентов. Курс повышенной сложности».
-
Потапов В.М., Чертков И.Н. Строение и свойства органических веществ. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 класса. М. Просвещение.
-
Середа «Конкурсные задачи по химии».
-
Ушкалова В.Н. «Современная химия».
-
Фримантл М. «Химия в действии».
-
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. «Задачи по химии для поступающих в ВУЗы». М..
-
Четрков И.Н. «Методика формирования основных понятий по
органической химии».
-
Чернышов В.Н.; Егоров А.С. «Химия».
14. Факультативные занятия по химии в средней школе. По ред. Д.А.
Эпштейна. М. Просвещение.