СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса 11 класс»



Приложение к ООП СОО,

утверждённой приказом МАОУ «СОШ № 4»

от «31» августа 2021г. № 905/О









Рабочая программа элективного курса

по химии «Количественные закономерности в курсах органической и общей химии»

в классе 11





Учитель: Гечекбаева С.Б.











2021 – 2022

учебный год



Пояснительная записка

Среди основных тенденций современного образования важную роль играет развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся. И наиболее значимы для ее осуществления – интеллектуальные умения, развитие которых позволит ученику рассуждать самостоятельно, осознавая проблемы и обусловленность явлений, устанавливая закономерности и логическую связь в изучаемом материале. Овладение интеллектуальными умениями открывает учащимся простор к развитию аналитической деятельности.

При организации работы по формированию познавательных мотивов и аналитических способностей в профильных классах используется методика решения задач, направленная на поиск разнообразных закономерностей.

Основная дидактическая цель учителя химии при этом - формирование общих логических основ стехиометрических знаний на базе общенаучных методов, что приводит к формированию умений решать задачи различными способами. Это, как известно, является основным показателем творческого усвоения учащимися учебного материала по химии, потому что при изучении теоретических вопросов позволяет значительно лучше разобраться в них и усвоить наиболее сложные темы.

Углубление и расширение учебного материала по химии 10-11 классов по теме «Количественные закономерности в курсах органической и общей химии» способствует более целенаправленному формированию аналитико-синтетических способностей обучающихся. Целевое развитие именно этого блока способностей является наиболее востребованным в плане подготовки обучающихся к системе высшего профессионального образования.

Предлагаемый мною новый элективный курс по органической и общей химии рассчитан на 68ч (1ч в неделю в 10-м классе и 1ч в неделю в 11 классе). Данный курс может не только углубить, расширить и систематизировать знания о строении и свойствах органических соединений, но и более глубоко изучить теоретические основы химии, рассмотреть электронное и пространственное строение веществ, взаимное влияние атомов в молекулах, механизмы химических реакций, вопросы биохимии. И научить свободно решать различные по сложности задачи с тем, чтобы подготовить учащихся к сдаче вступительного экзамена по химии в вузы.

Содержание элективных занятий базируется на знаниях, получаемых в систематическом курсе органической и общей химии, и служит их развитием, иными словами, следует за основными темами школьного курса «Химия-10» и «Химия-11» О.С. Габриеляна и др. В структуре упомянутого учебника предусмотрена возможность разноуровневого изучения химии. В нем есть обширный теоретический материал для классов с углубленным изучением химии. Подобная структура учебника и подсказала идею взять его за основу при изучении теоретической части факультативного курса в классах естественнонаучного профиля. Практическая часть факультатива предусматривает кратковременные лабораторные работы, направленные на изучение химических свойств веществ и способов их получения, решение качественных задач на распознавание и идентификацию веществ, а также решение расчетных задач различной сложности.

Такой элективный курс связан с основным курсом, изучаемым на уроках. На его основе можно дать учащимся разносторонние знания по предмету, включая и умение решать задачи повышенной сложности.

Важной стороной актуальности предлагаемой темы элективного курса являются возрастные особенности учащихся, для которых ведущим учебным мотивом являются познавательный и профессиональный интерес. Имеется здесь и конкретный мотивирующий фактор: необходимость сдачи экзаменов и продолжения образования в высших учебных заведениях по химико-биологическому профильному направлению.

Цель курса: формирование аналитических умений обучающихся:

  • выделять главное в анализируемом объекте;

  • выдвигать гипотезы;

  • обобщать путем сравнения и анализа;

  • формулировать проблемы и предлагать пути их решения.

Задачи курса:

Организовать…

  1. работу по осознанию учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого учебного материала и формирования их аналитических способностей;

  2. работу учащихся с дополнительными источниками информации;

  3. работу по составлению планов, конспектов, схем, описанию различных вариантов способов решения задач;

  4. групповую работу учащихся по изучению учебных проблем и способов решения задач;

  5. работу по совершенствованию умения оперировать основными химическими понятиями.

Методические обоснования элективного курса.

Основным направлением в деятельности учителя профильного класса является обеспечение условий для формирования творческой индивидуальности учащихся. Творчество, как известно, формируется только в деятельности. Деятельность должна быть направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать. Поэтому основным способом реализации цели курса является организация работы учащихся химико-биологического класса по решению задач, а также изучение сложных теоретических вопросов органической и общей химии. Решение творческих задач способствует формированию у учащихся самостоятельности мышления.

Курсом предусматривается ознакомление учащихся с классификацией расчетных задач по различным признакам, что позволяет ориентироваться в их разнообразии; упрощать сложные задачи и приводить их к удобному виду. Т.е. делать более доступными для решения.

На основе знания классификации задач развиваются способности сформулировать проблему, увидеть и четко обозначить цель деятельности, выбрать оптимальный способ его решения.

Классификация расчетных задач проводится на основе математических методов. Решение задач с использованием математических приемов способствует интеграции знаний и формированию у учащихся предметных компетенций.

Решение химической задачи состоит из нескольких операций, которые должны соединяться между собой и применяются в установленной последовательности в соответствии с логикой решения.

Каждая задача повышенной сложности обладает рядом признаков разнообразия, поэтому задачи систематизируются и подбираются к каждой теме. Поэтому процесс реализации курса предусматривается поэтапное включение учащихся в работу над решением задач;

  • I-этап - учащимся предлагаются задачи, предусмотренные программой обучения по химии. Т.е. для их решения не требуется дополнительных творческих и фактологических знания и умений, иначе в силу своей недоступности задачи оттолкнут учащихся от творчества;

  • II-этап – учащимся, хорошо знающим теоретический материал, способным к самостоятельной познавательной деятельности целесообразно давать и внепрограммные задачи.

Более высокое качество умения применять знания проявляется в способности учащихся решать комбинативные задачи с привлечением разных понятий и способов действий; в умении выполнять задания несколькими способами, отобрав более рациональные.

Овладение учащимся альтернативными способами решения задач повышенной сложности, пробуждают у них устойчивый познавательный интерес, помогают успешно усваивать дополнительный теоретический материал, работать с научной литературой, способствует осознанной профессиональной ориентации.






СОДЕРЖАНИЕ

Элективного курса (11 класс)

Особенность программы заключается в стремлении обеспечить высокий уровень решения задач при изучении курса общей химии, сделать этот курс конкурентоспособным образованию в условиях города.

Тема 1. Основные законы и понятия химии.

Основные стехиометрические законы: Закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ. Число Авогадро. Закон Авогадро. Молярный объем. Относительная плотность газов. Закон объемных отношений – правило Гей-Люссака.

Эквивалент. Определение эквивалента простых и сложных веществ. Закон эквивалентных отношений.

Тема 2. Химические превращения.

Классификация химических реакций по степени окисления. Типы окислительно-восстановительных реакций. Окислительно-восстановительные свойства веществ. Составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Определение продуктов окислительно-восстановительных реакций в зависимости от природы реагирующих веществ, концентрации, характера среды, температуры.

Ряд стандартных электродных потенциалов. Гальванический элемент.

Электролиз растворов и расплавов. Химические процессы, протекающие на катоде и аноде (инертном и растворимом). Количественная характеристика электролиза на основе закона Фарадея.

Тема 3. Закономерности протекания химических реакций.

Термохимические реакции. Тепловой эффект. Закон Гесса. Внутренняя энергия и энтальпия. Термохимические расчеты.

Скорость химических реакций. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. Закон действующих масс. Зависимость скорости реакции от температуры и от природы реагирующих веществ. Энергия активации. Правило Вант-Гоффа.

Химическое равновесие. Константа химического равновесия. Равновесные концентрации. Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.

Тема 4. Растворы. (астворимость веществ и ее зависимость от температуры, давления, природы растворителя.

Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, мольная доля, молярная и нормальные концентрации, титр. Приготовление растворов разной концентрации. Смешивание растворов, переход от одного вида концентрации к другому.

Электролитическая диссоциация, ее механизм. Сильные и слабые электролиты. Степень и константа диссоциации.

Химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете электролитической диссоциации. Гидролиз солей (обратимый и необратимый). Генетические связи между классами различных соединений и их взаимное превращение.

Виды деятельности учащихся:

  1. Изучение программного материала и дополнительной литературы по органической и общей химии.

  2. Проблемно-поисковые беседы и решение проблемных ситуаций.

  3. Выполнение лабораторных работ при решении экспериментальных задач.

  4. Составление О.В.Р. методом электронного баланса, используя целые и дробные значения степени окисления. Составление О.В.Р. методом ионно-электронных полуреакций.

  5. Решение расчетных задач повышенной сложности разных типов.

  6. Оценка и осмысление результатов своих действий, рефлексивный анализ.

Творческий продукт учащихся: конспекты, опыты, схемы, решение задач повышенной сложности.

Мониторинг успешности программы курса.

Показатели успешности реализации курса

Основные способы диагностирования

1.

Сформированности предметных компетенций (умений) учащихся

Решение задач различного уровня сложности

2.

Сформированности прикладных компетенций учащихся

Оценка конспектов, успешности проведения опытов, схем.

3.

Сформированности коммуникативной компетентности учащихся

Результаты наблюдений за учащимися в процессе совместной творческой деятельности

Участие учащихся в олимпиадах по химии.

Объем курса: 18 часов


Календарно – тематический план занятий.

Тема занятий

Кол-во часов

дата


Закон Авогадро.Молярный объем.Соотношение величин: масса, молярная масса, количество вещества, объем, число структурных частиц.

1


Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой (объемной) долей выхода продукта реакции от теоретически возможного выхода.

1


Вычисление количества продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего примеси.

1


Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке.

1


Окислительно-восстановительные реакции.

1


Условная степень окисления в органических соединениях.

1


Определение продуктов О.В.Р. в зависимости от природы реагирующих веществ, характера среды, температуры.

1


Составление окислительно-восстановительных реакций повышенной сложности.

1


Электролиз в растворах и расплавах.

1


Электролиз. Химические процессы, протекающие на электродах (инертном и растворимом).

1


Закон Гесса.

Термохимические расчеты.

1


Химическое равновесие.

Константа химического равновесия.

1


Генетические связи между органическими и неорганическими веществами.

1


Массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация

Моляльная и нормальная концентрация растворов..

1




Гидролиз солей (обратимый и необратимый).

Определение продуктов реакции на основе необратимого гидролиза.

1


Решение задач повышенной сложности по теме «Электролитическая диссоциация».

1


Приготовление растворов с разными видами концентрации растворов.

1







Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Ахметов Н.С. «Неорганическая химия».

  2. Габриелян и др. «Органическая химия» (углубленное изучение химии) «Просвещение» 2005,М.

  3. Габриелян и др. «Общая химия» (углубленное изучение химии)

«Просвещение» 2005,М.

  1. Габриелян О.С. «Тесты для подготовки к ЕГЭ».

  2. Егоров А.С. «Химия. Пособие – репетитор для поступающих в ВУЗы».

  3. Еремина Е.А. «Тестовые задания – часть С (2004)».

  4. Кузьменко Н.К. «2400 задач по химии».

  5. Кузьменко Н.Е., Еременко В.В., Попков В.А., Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. Учебное пособие. М.:Дрофа,2001.

  6. Хомченко Г.П., Кузьменко Н.Е., Еременко В.В., Попков В.А., Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. Учебное пособие. М.:Дрофа,2001.

  7. Хомченко Г.П. «Пособие для поступающих в ВУЗы». М.

  8. Хомченко Г.П. «Задачи для поступающих в ВУЗы». М..


Рекомендуемая литература для учителей:

  1. Ахметов Н.С. «Актуальные вопросы курса неорганической химии».

  2. Володина Н.А. «Сборник конкурсных задач по химии».

  3. Гудкова А.С. «500 задач по химии».

  4. Кузьменко Н.К.; Еремина Е.А. «Химия».

  5. Кузьменко Н.Е., Магдесиева Н.Н. «Конкурсные задачи по химии для абитуриентов. Курс повышенной сложности».

  6. Потапов В.М., Чертков И.Н. Строение и свойства органических веществ. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 класса. М. Просвещение.

  7. Середа «Конкурсные задачи по химии».

  8. Ушкалова В.Н. «Современная химия».

  9. Фримантл М. «Химия в действии».

  10. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. «Задачи по химии для поступающих в ВУЗы». М..

  11. Четрков И.Н. «Методика формирования основных понятий по

органической химии».

  1. Чернышов В.Н.; Егоров А.С. «Химия».

14. Факультативные занятия по химии в средней школе. По ред. Д.А.

Эпштейна. М. Просвещение.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!