СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Электротехника и электроника ОП.05 для специальности 15.02.14

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа Электротехника и электроника учебной дисциплины ОП.05 для специальности 15.02.14 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования. Объём учебной дисциплины 64 часа, лабораторно – практических работ 32 ч., теоретическое обучение 28 ч., самостоятельных работ 4 ч.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Электротехника и электроника ОП.05 для специальности 15.02.14»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Подмосковный колледж «Энергия»






.



Утверждено приказом

директора ГАПОУ МО ПК "Энергия'

_______ от ___________________

Утверждено приказом

директора ГАПОУ МО ПК "Энергия'

№ _______ от ___________________




Заместитель директора по УМР

____________ А.И. Кириллов

«___» _____________2020 г.

Заместитель директора по УР

____________ А.В. Куликова

«___ » _ ______2020 г.



УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УР

____________ А.В. Куликова

«25» июня 2020 г.
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИЛИНЫ

ОП.05 Электротехника и электроника
















Электроугли, 2021 г.

РАССМОТРЕНО



СОГЛАСОВАНО


на заседании предметно-цикловой комиссии Общепрофессиональных

дисциплин

Протокол № 1 от «01» сентября 2021 г.

Председатель ПЦК

______________Тарасевич В.В.


Заместитель директора по УМР

______________ А.И. Кириллов

«___» _____________2021 г.

Заместитель директора по УПР

____________ Ю.В. Гапонюк

« ___ » _____________2021 г.

Заместитель директора по УР

____________ А.В. Куликова

« ___ » _____________2021 г.


ОДОБРЕНО

на заседании Методического Совета

Протокол №__ от ________ 2021 г.

Председатель

________________Е.А. Андрошина


Заведующий СП ЦСЛП «Энергия»

____________ С.В. Шаврова

« ___ » _____________2021 г.


Работодатель

____________ ____________

« ___ » _____________2021 г.






Программа учебной дисциплины ОП 05. Электротехника и основы электроники разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.14. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от _10 января_ 2018 года № _2_, примерной основной образовательной программы по специальности 15.02.14. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) _рег. № 49797 дата включения в реестр _26 января 2018 г.)



Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Подмосковный колледж «Энергия» СП ЦСЛП «Энергия»


Разработчик: преподаватель Ильина Т.В.




Содержание





  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………...........................................................4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………...5

  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………. 11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………. .13

























  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП 05. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА»


1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «ОП 05. Электротехника и основы электроники» является обязательной частью Профессионального учебного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.14. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01 – 10, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.4.


1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК, ЛР

Умения

Знания

ОК 1- ОК10;

ПК 1.3, ПК 1.4; ПК 2.1, ПК 2.2;

ПК 2.4,

ЛР1 - ЛР12, ЛР13 - ЛР15, ЛР19 - ЛР23.

- Использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности;

- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

- рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

- подбирать устройство электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

собирать электрические схемы.


- Способы получения, передачи и использования электрической энергии;

- электротехническую терминологию;

- основные законы электротехники;

- характеристики и параметры электрических и магнитных полей;

свойство проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

- основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

- методы расчета и измерения основных параметров электрических магнитных цепей;

- принципы действия, устройства, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

- принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов, составления электрических и электронных цепей;

- правила эксплуатации электрооборудования.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

64

в т. ч.:

теоретическое обучение

32

практические занятия

28

Самостоятельная работа

4

Промежуточная аттестация – дифференцированный зачёт (семестр 4)






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины








Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

Раздел 1. Электротехника

Тема 1.1 Электрическое поле


Содержание учебного материала

1

ОК 01-11;

ПК 2.1-2.6

ЛР1 - ЛР12, ЛР13 - ЛР15,


Введение. Понятие об электрическом поле. Основные характеристики электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Тема 1.2

Конденсаторы

Содержание учебного материала



Краткие сведения о различных электроизоляционных материалах и их практическом использовании. Электрическая емкость. Конденсаторы.

Соединение конденсаторов.

1

ОК 01-11;

ПК 2.1-2.6

ЛР1 - ЛР12,


Тематика практических занятий



Практическое занятие №1 «Определение заряда и ёмкости конденсатора»

2

Практическое занятие №2 «Соединение конденсаторов»

2

Тема 1.3 Электрические цепи постоянного тока

Содержание учебного материала

2

ОК 1- ОК10;

ПК 1.3, ПК 1.4; ПК 2.1, ПК 2.2;

ПК 2.4,

ЛР1 - ЛР12, ЛР13 - ЛР15,

ЛР19 - ЛР23.

Общие сведения об электрических цепях. Электрический ток. Электрическая проводимость и сопротивление проводников. Зависимость электрического сопротивления от температуры. Резисторы регулируемые и нерегулируемые.

Тематика практических занятий

Практическое занятие №3 «Соединение проводников»

2

Практическое занятие №4 «Зависимость электрического сопротивления от температуры»

2

Практическое занятие №5 «Эквивалентные схемы»

2

Тема 1.4

Законы Кирхгофа

Содержание учебного материала


Закон Кирхгофа. Расчет электрических цепей с помощью законов Ома и Кирхгофа. Преобразование электрической энергии в тепловую. Закон Джоуля-Ленца.

2

Тематика практических занятий

2

Практическое занятие №6 «Расчет сложных электрических цепей с помощью законов Кирхгофа

2

Практическое занятие №7 «Преобразование треугольника в звезду и звезды в треугольник»

2

Самостоятельная работа

1


Тема 1.5

Электромагнетизм


Содержание учебного материала

2

ОК 01-11;

ПК 2.1-2.6

ЛР1 - ЛР12, ЛР13 - ЛР15, ЛР19 - ЛР23.

Общие сведения о магнитном поле. Основные свойства и характеристики магнитного поля. Силовое действие магнитного поля. Закон Ампера. Магнитная индукция, магнитный поток. Напряженность. Магнитная проницаемость. Индуктивность. Электромагнитные силы: сила, действующая на проводник с током в магнитном поле. Правило левой руки.

Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Э.Д.С. самоиндукции и взаимоиндукции, вихревые токи. ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле, правило правой руки; принцип преобразования механической энергии в электрическую, электрической в механическую.

Тематика практических занятий



Практическое занятие №8 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

2

Практическое занятие №9 «Исследование зависимости мощности лампы от напряжения»

2

Тема 1.6

Электрические измерения


Содержание учебного материала

1

ОК 01-11;

ПК 2.1-2.6

ОК 1- ОК10;

ЛР1 - ЛР12, ЛР13 - ЛР15, ЛР19 - ЛР23.



Общие сведения об электрических измерениях и электроизмерительных приборах: физические величины и единицы их измерения; средства измерения. Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения на электроизмерительных приборах. Измерение ока и напряжения: магнитоэлектрический и электромагнитный измерительные механизмы. Приборы и схемы для измерения электрического тока и напряжения. Расширение пределов измерения электрического тока и напряжения. Измерение мощности и энергии: электродинамический измерительный механизм. Измерение энергии счетчиком. Измерение электрического сопротивления. Измерительный мост, омметр и мегомметр.

Самостоятельная работа

1

Тема 1.7 Однофазные электрические цепи переменного тока


Содержание учебного материала

2

ОК 01-11;

ПК 2.1-2.6

ЛР1 - ЛР12, ЛР13 - ЛР15, ЛР19 - ЛР23.


Переменный ток, его определение. Получение синусоидальных ЭДС и тока, их уравнения и графики. Параметры синусоидальных величин: амплитуда, угловая частота, фаза, начальная фаза, период, частота, мгновенное значение. Действующая и средняя величины переменного тока. Векторные диаграммы. Электрические цепи переменного тока. Резонанс в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока с различным характером нагрузки

Тематика практических занятий

Практическое занятие №10 «Расчет цепей с активным индуктивным и емкостным сопротивлениями»

2

Тема 1.8 Трехфазные электрические цепи


Содержание учебного материала

1

ОК 01-11;

ПК 2.1-2.6

ЛР1 - ЛР12, ЛР13 - ЛР15, ЛР19 - ЛР23.


Общие сведения о трехфазных электрических цепях. Соединение обмоток трехфазных генераторов и потребителей энергии звездой и треугольником. Симметричная и несимметричная нагрузка. Фазные и линейные напряжения, токи, соотношения между ними. Четырехпроводная трехфазная цепь, роль пулевого провода.

Тема1.9 Трансформаторы


Содержание учебного материала

2

ОК 01-11;

ПК 2.1-2.6

ЛР1 - ЛР12, ЛР13 - ЛР15, ЛР19 - ЛР23.


Назначение трансформаторов, классификация. Однофазный трансформатор, его устройство, принцип действия, коэффициент трансформации, ЭДС обмоток, номинальные первичные и вторичны параметры. Режимы работы трансформатора: холостой ход, рабочий, короткого замыкания. Потери энергии и КПД трансформатора. Понятие о трехфазных, многообмоточных, измерительных, сварочных трансформаторах, автотрансформаторах.


Тематика практических занятий


ОК 01-11;

ПК 2.1-2.6

ЛР1 - ЛР12, ЛР13 - ЛР15, ЛР19 - ЛР23


Практическое занятие №11 «Устройство и работа трансформатора»

2

Тема 1.10 Электрические машины постоянного тока

Содержание учебного материала

2

Устройство и принцип действия электрической машины постоянного тока: магнитная цепь, коллектор, обмотка якоря.

Обратимость машин. ЭДС обмотки якоря, электромагнитный момент и мощность машин постоянного тока. Понятие о реакции якоря и коммутации тока. Генераторы постоянного тока: генератор с независимым возбуждением, генератор с параллельным возбуждением, генератор с последовательным возбуждением, генератор смешанного возбуждения. Общие сведения об электродвигателе постоянного тока. Электродвигатели параллельного возбуждения, последовательного и смешанного возбуждения. Пуск в ход, регулирование частоты вращения электродвигателя постоянного тока. Потери энергии и КПД машин постоянного тока.

Тема 1.11 Электрические машины переменного тока

Содержание учебного материала

1

ОК 01-11;

ПК 2.1-2.6

ЛР1 - ЛР12, ЛР13 - ЛР15, ЛР19 - ЛР23.


Электрические машины переменного тока, их назначение и классификация. Получение вращающегося магнитного поля в трехфазных электродвигателях. Устройство и принцип работы трехфазного асинхронного электродвигателя. Частота вращения магнитного поля статора и частота вращения ротора. Вращающийся момент синхронного двигателя. Пуск в ход и регулирование частоты вращения трехфазных асинхронных электродвигателей. Понятие о синхронном электродвигателе.

Тематика практических занятий


Практическое занятие №12 «Устройство и принцип работы трехфазного асинхронного электродвигателя»

2

Раздел 2. Основы электроники

Тема 2.1

Электровакуумные лампы, газоразрядные,

фотоэлектронные приборы


Содержание учебного материала


2

ОК 01-11;

ПК 2.1-2.6

ЛР1 - ЛР12, ЛР13 - ЛР15, ЛР19 - ЛР23.


Электровакуумный триод. Понятие о многоэлектронных приборах. Маркировка Устройство, принцип действия и применение электровакуумных ламп. Электровакуумный диод. Электронных ламп. Газоразрядные приборы с несамостоятельным дуговым разрядом, с тлеющим разрядом. Условные обозначения, маркировка. Электрофизические свойства полупроводников. Собственная и примерная проводимости. Электронно-дырочный переход и его свойства. Вольтамперная характеристика. Устройство диодов. Выпрямительные диоды. Зависимость характеристик диода от изменения температуры. Характеристики, параметры, обозначение и маркировка диодов. Использование диодов. Биполярные транзисторы, их устройство, три способа включения. Характеристики и параметры транзисторов по схеме с общим эмиттером. Общие сведения о полевых транзисторах. Условные обозначения и маркировка транзисторов. Тиристоры, структура, характеристики, условные обозначения, маркировка. Области применения полупроводниковых приборов.

Фотоэлектронная эмиссия, фотогальванический эффект, фотопроводимость полупроводников. Законы фотоэффекта. Фотоэлементы с внешним фотоэффектом. Устройство, принцип действия, основные характеристики ламповых фотоэлементов и фотоэлектронных умножителей.

Фотоэлементы с внутренним эффектом. Устройство, принцип действия, основные характеристики фоторезисторов, фотодиодов, фототранзисторов. Условные обозначения фотоэлектронных приборов. Область применения.

Тематика практических занятий


Практическое занятие №13 «Устройство, принцип действия и применение электровакуумных ламп»

2

Самостоятельная работа

1

Тема 2.2 Электронные выпрямители и стабилизаторы


Содержание учебного материала


1

ОК 01-11;

ПК 2.1-2.6

ЛР1 - ЛР12, ЛР13 - ЛР15, ЛР19 - ЛР23.


Выпрямители, их назначение, классификация, обобщенная структурная схема. Однофазная схема выпрямления, принцип действия, соотношения между переменными и выпрямленными значениями напряжений и токов.

Сглаживающие фильтры, их назначение, виды. Коэффициенты пульсации и сглаживания пульсации. Стабилизаторы напряжения и тока, их назначение, простейшие схемы, принцип действия. Коэффициент стабилизации.


Тематика практических занятий


Практическое занятие №14 «Стабилизаторы напряжения и тока. Расчёт Коэффициента стабилизации»

2

Тема.2.3

Электронные усилители

Содержание учебного материала


ОК 01-11;

ПК 2.1-2.6

ЛР1 - ЛР12, ЛР13 - ЛР15, ЛР19 - ЛР23.

Параметры и характеры усилителей. Принцип построения каскада усиления.

Способы обеспечения рабочего режима транзисторного каскада. Обратные связи в усилителях. Усилители постоянного тока.

Тематика практических занятий


Практическое занятие №15 «Способы обеспечения рабочего режима транзисторного каскада»

2


Тема 2.4 Электронные генераторы и измерительные приборы


Содержание учебного материала

2

ОК 01-11;

ПК 2.1-2.6

ЛР1 - ЛР12, ЛР13 - ЛР15, ЛР19 - ЛР23.


Понятие об электронном генераторе. Условия возникновения незатухающих колебаний в электрической цепи. Электронные генераторы синусоидальных колебаний с трансформаторной, автотрансформаторной и емкостной связями. Генераторы пилообразного напряжения. Электронно-лучевая трубка черно-белого изображения, ее устройство, принцип действия. Электронный осциллограф, его назначение, принцип действия. Электронный вольтметр, его назначение, принцип измерения напряжения.

Тематика практических занятий


Практическое занятие №16 «Условия возникновения незатухающих колебаний в электрической цепи»

2

Тема 2.5

Микропроцессоры и микро-ЭВМ

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11;

ПК 2.1-2.6


ЛР1 - ЛР12, ЛР13 - ЛР15, ЛР19 - ЛР23.


Общие сведения об интегральных схемах микроэлектроники. Понятие о гибридных, толстопленочных, полупроводниковых интегральных микросхемах.

Технология изготовления микросхем. Соединение элементов и оформление микросхем. Классификация, маркировка и применение микросхем. Общие сведения об электронных устройствах автоматики и вычислительной техники. Архитектура и функции микропроцессоров: типовая структура и ее составляющие, вспомогательные элементы микропроцессоров. Полупроводниковые запоминающие устройства (ЗУ), их классификация. Промышленные типы ЗУ. Интерфейс в микропроцессорах и микро-ЭВМ: обмен информацией в микро-ЭВМ между микропроцессором, ЗУ и устройством ввода и вывода.

Примеры применения микропроцессорных систем.

Самостоятельная работа

1

Дифференцированный зачет

2


Всего:


64







3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:

Лаборатория «Электротехники и электроники», оборудованная:

  • парты ученические;

  • стулья ученические;

  • стол учителя;

  • стул учителя;

  • интерактивная доска;

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • мультимедиапроектор;

  • учебно-лабораторные стенды и контрольно-измерительная аппаратура для измерения параметров электрических цепей;

  • типовой комплект оборудования лаборатории «Основы электротехники и электроники»:

  • стационарный лабораторный стенд;

  • набор измерительных приборов и оборудования стенда;

  • оборудование для лабораторного практикума:

  • комплект экспериментальных панелей по направлению «Электротехника и электроника»;

  • набор учебно-методических материалов к разделу «Электротехника и электроника»;

  • комплект учебно-наглядных пособий по электротехнике:

  • презентации по электротехнике и электронике на CD (электронные плакаты) и/или печатные плакаты (таблицы) по электротехнике и электронике.


3.2. Информационное обеспечение реализации программы


Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.


3.2.1. Печатные издания:


1. Бутырин П.А. Плакаты: Электротехника и электроника (2-е изд., стер.), ИЦ "Академия", 2017 .

2. Ярочкина Г.В. Основы электротехники, ИЦ "Академия", 2017

3.Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике, ИЦ "Академия», 2016.

4. Червяков Г.Г. Электронная техника. Юрайт, 2019.

5. Миленина С.А. Электротехника, электроника и схемотехника, Юрайт, 2019.


3.2.2. Электронные издания:


  1. Российское образование Федеральный портал. http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=1475.

  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/resource/855/ 36855


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Знания:



способы получения, передачи и использования электрической энергии;

электротехническую терминологию;

основные законы электротехники;

характеристики и параметры электрических и магнитных полей;

свойство проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

методы расчета и измерения основных параметров электрических магнитных цепей;

принципы действия, устройства, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов, составления электрических и электронных цепей;

правила эксплуатации электрооборудования

Объясняет принцип работы типовых электрических устройств, принципы составления простых электрических и электронных цепей, способы получения, передачи и использования электрической энергии.

Имеет представление о характеристиках и параметрах электрических и магнитных полей, параметры различных электрических цепей.

Применяет методы составления и расчета простых электрических и магнитных цепей.

Называет параметры электрических схем и единицы их измерения.

Объясняет принцип выбора электрических и электронных приборов.

Демонстрирует владение знаниями в области устройства, принципа действия и основных характеристик

электротехнических приборов.

Оценка решений ситуационных задач

Тестирование

Устный опрос

Практические занятия


Умения:



Использовать электротехнические законы для расчета электрических цепей постоянного и переменного тока; использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности;

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

подбирать устройство электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

собирать электрические схемы

Рассчитывает параметры различных электрических цепей и схем.

Демонстрирует снятие показаний и пользование электроизмерительными приборами и приспособлениями.

Производит расчеты простых электрических цепей.

Выбирает электрические, электронные приборы и электрооборудование.

Правильно эксплуатирует

электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов.

Наблюдение в процессе практических занятий

Оценка решений ситуационных задач