муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 58»
Согласовано с зам. директора по УВР ____________________Е.В.Кожина «___»________________2019 г | Рассмотрен на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла Протокол №___ от «___»___________2019г. |
.
Рабочая программа
факультативного курса
«Методы решения физических задач»
11 класс
учителя физики
Владимировой Натальи Вениаминовны
2019 - 2020 учебный год
г. Арзамас
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса по физике для 11 класса составлена на основе авторской программы курса по выбору «Методы решения задач по физике» (авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сауров, профессор Вятского ГГУ, г. Киров /Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы. Сборник №2, часть 2. «Физика, астрономия, география»- М.: «Просвещение»-1990).
Курс рассчитан на учащихся 11 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Основные цели курса:
развитие интереса к физике и решению физических задач;
совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Программа факультативного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
I. При решении задач учащиеся должны уметь:
классифицировать предложенную задачу,
анализировать физическое явление,
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач,
анализировать полученный ответ,
составлять простейшие задачи,
решать задачи средней трудности,
решать комбинированные задачи,
владеть различными методами решения задач:
аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
В процессе выполнения различных видов физического эксперимента учащиеся должны овладеть следующими экспериментальными знаниями и умениями:
ЗНАТЬ:
устройства и принцип действия приборов, с которыми выполняются наблюдения, измерения или опыты,
правила обращения с приборами,
способы измерения данной физической величины,
способы вычисления абсолютной и относительной погрешности прямых измерений
УМЕТЬ:
самостоятельно собирать и настраивать установки для выполнения опытов по схемам или рисункам,
самостоятельно выполнять наблюдения, опыты, прямые и косвенные измерения,
вычислять абсолютную и относительную погрешность,
самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы,
составлять отчет о проделанной работе.
Содержание программы курса 11 класс (34 ч)
Физическая задача. Классификация задач (2 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач (3 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решенияю
Динамика и статика (4 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач..
Законы сохранения (4 ч)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (3 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева - Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Основы термодинамики (3 ч)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.
Электрическое и магнитное поля (2 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Законы постоянного электрического тока. Электрический ток в различных средах (5 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др.
Электромагнитные колебания и волны (6 ч)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач. Зачет по факультативному курсу (1ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата |
По плану | Фактически |
Физическая задача. Классификация задач (2 ч) |
1 | Что такое физическая задача | | |
2 | Классификация задач | | |
Правила и приемы решения физических задач (3 ч) |
3 | Алгоритм решения задач | | |
4 | Типичные недостатки про решении и оформлении | | |
5 | Решение задач | | |
Динамика и статика (4 ч) |
6 | Координатный метод решения задач по механике | | |
7 | Задачи на определение характеристик равновесия систем | | |
8 | Задачи на принцип относительности | | |
9 | Решение задач | | |
Законы сохранения (4 ч) |
10 | Классификация задач по механике | | |
11 | Задачи на закон сохранения импульса | | |
12 | Конструкторские задачи и задачи на проекты | | |
13 | Решение задач | | |
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (3 ч) |
14 | Качественные задачи на основные положения МКТ | | |
15 | Задачи на свойства паров и твердых тел | | |
16 | Решение задач | | |
Основы термодинамики (3 ч) |
17 | Комбинированные задачи на первый закон термодинамики | | |
18 | Конструкторские задачи и задачи на проекты | | |
19 | Решение задач | | |
Электрическое и магнитное поля (2 ч) |
20 | Электрическое поле | | |
21 | Магнитное поле | | |
Законы постоянного электрического тока. Электрический ток в различных средах (5 ч) |
22 | Задачи на расчет сопротивления | | |
23 | Закон Ома для полной цепи | | |
24 | Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС | | |
25 | Электрический ток в различных средах | | |
26 | Решение задач | | |
Электромагнитные колебания и волны (7 ч) |
27 | Электромагнитная индукция | | |
28 | Переменный ток | | |
29 | Электромагнитные волны | | |
30 | Задачи по СТО | | |
31 | Задачи на определение оптической схемы | | |
32 | Конструкторские задачи и задачи на проекты | | |
33 | Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач. | 1ч | |
34 | Резерв | | |
Учебно-методическое обеспечение:
Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы. Сборник №2, часть 2. «Физика, астрономия, география»- М.: «Просвещение»-1990
Пурышева Н.С. ЕГЭ 2018. Физика: 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену/ Пурышева Н.С., Ратбиль Е.Э. – Москва: Издательство АСТ, 2017
Электронные образовательные ресурсы и Интернет ресурсы:
ФИПИ. Открытый банк заданий.http://www.fipi.ru
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика http://experiment.edu.ru
Мир физики: физический эксперимент http://demo.home.nov.ru
Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке http://www. elementy.ru
Эрудит: биографии ученых и изобретателей http://erudite.nm.ru
Физика вокруг нас http://physics03.narod.ru