СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива в 11 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Методы решения физических задач

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива в 11 классе»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 58»


Согласовано с зам. директора по УВР ____________________Е.В.Кожина

«___»________________2019 г

Рассмотрен на заседании ШМО учителей

естественно-математического цикла

Протокол №___ от «___»___________2019г.




.








Рабочая программа

факультативного курса

«Методы решения физических задач»

11 класс


учителя физики

Владимировой Натальи Вениаминовны



















2019 - 2020 учебный год

г. Арзамас

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса по физике для 11 класса составлена на основе авторской программы курса по выбору «Методы решения задач по физике» (авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сауров, профессор Вятского ГГУ, г. Киров /Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы. Сборник №2, часть 2. «Физика, астрономия, география»- М.: «Просвещение»-1990).

Курс рассчитан на учащихся 11 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.

Основные цели курса:

  • развитие интереса к физике и решению физических задач;

  • совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

  • формирование представлений о постановке, класси­фикации, приемах и методах решения школьных физи­ческих задач.

Программа факультативного курса согласована с требова­ниями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики. Она ориентирует учителя на дальней­шее совершенствование уже усвоенных учащимися зна­ний и умений.

Место курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся

I. При решении задач учащиеся должны уметь:

  • классифицировать предложенную задачу,

  • анализировать физическое явление,

  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач,

  • анализировать полученный ответ,

  • составлять простейшие задачи,

  • решать задачи средней трудности,

  • решать комбинированные задачи,

  • владеть различными методами решения задач:

аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

  • владеть методами самоконтроля и самооценки.

  1. В процессе выполнения различных видов физического эксперимента учащиеся должны овладеть следующими экспериментальными знаниями и умениями:

ЗНАТЬ:

  • устройства и принцип действия приборов, с которыми выполняются наблюдения, измерения или опыты,

  • правила обращения с приборами,

  • способы измерения данной физической величины,

  • способы вычисления абсолютной и относительной погрешности прямых измерений

УМЕТЬ:

  • самостоятельно собирать и настраивать установки для выполнения опытов по схемам или рисункам,

  • самостоятельно выполнять наблюдения, опыты, прямые и косвенные измерения,

  • вычислять абсолютную и относительную погрешность,

  • самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы,

  • составлять отчет о проделанной работе.




Содержание программы курса 11 класс (34 ч)

Физическая задача. Классификация задач (2 ч)

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение за­дач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры за­дач всех видов.

Правила и приемы решения физических задач (3 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом за­дачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров реше­ния задач. Различные приемы и способы решенияю

Динамика и статика (4 ч)

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньюто­на, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопро­тивления.

Задачи на принцип относительности: кинематиче­ские и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

Подбор, составление и решение по интересам раз­личных сюжетных задач..

Законы сохранения (4 ч)

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механиче­ской энергии.

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (3 ч)

Качественные задачи на основные положения и ос­новное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости моле­кул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева - Клапейрона, характеристика критическо­го состояния. Задачи на описание явлений поверхност­ного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влаж­ности воздуха.

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое рас­ширение, запас прочности, сила упругости.

Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержа­ния.

Основы термодинамики (3 ч)

Комбинированные задачи на первый закон термоди­намики. Задачи на тепловые двигатели.

Электрическое и магнитное поля (2 ч)

Характеристика решения задач раздела: общее и раз­ное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического по­ля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженно­стью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и дру­гого оборудования.

Законы постоянного электрического тока. Электрический ток в различных средах (5 ч)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электриче­ского тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач.

Задачи на описание постоянного электрического то­ка в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: ха­рактеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др.

Электромагнитные колебания и волны (6 ч)

Задачи разных видов на описание явления электро­магнитной индукции: закон электромагнитной индук­ции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характе­ристики переменного электрического тока, электриче­ские машины, трансформатор.

Задачи на описание различных свойств электромаг­нитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геомет­рической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.

Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач. Зачет по факультативному курсу (1ч)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Дата

По плану

Фактически

Физическая задача. Классификация задач (2 ч)

1

Что такое физическая задача



2

Классификация задач



Правила и приемы решения физических задач (3 ч)

3

Алгоритм решения задач



4

Типичные недостатки про решении и оформлении



5

Решение задач



Динамика и статика (4 ч)

6

Координатный метод решения задач по механике



7

Задачи на определение характеристик равновесия систем



8

Задачи на принцип относительности



9

Решение задач



Законы сохранения (4 ч)

10

Классификация задач по механике



11

Задачи на закон сохранения импульса



12

Конструкторские задачи и задачи на проекты



13

Решение задач



Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (3 ч)

14

Качественные задачи на основные положения МКТ



15

Задачи на свойства паров и твердых тел



16

Решение задач



Основы термодинамики (3 ч)

17

Комбинированные задачи на первый закон термоди­намики



18

Конструкторские задачи и задачи на проекты



19

Решение задач



Электрическое и магнитное поля (2 ч)

20

Электрическое поле



21

Магнитное поле



Законы постоянного электрического тока. Электрический ток в различных средах (5 ч)

22

Задачи на расчет сопротивления



23

Закон Ома для полной цепи



24

Решение задач на расчет участка це­пи, имеющей ЭДС



25

Электрический ток в различных средах



26

Решение задач



Электромагнитные колебания и волны (7 ч)

27

Электромагнитная индукция



28

Переменный ток



29

Электромагнитные волны



30

Задачи по СТО



31

Задачи на определение оптической схемы



32

Конструкторские задачи и задачи на проекты



33 Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач.

34

Резерв



Учебно-методическое обеспечение:
  1. Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы. Сборник №2, часть 2. «Физика, астрономия, география»- М.: «Просвещение»-1990

  2. Пурышева Н.С. ЕГЭ 2018. Физика: 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену/ Пурышева Н.С., Ратбиль Е.Э. – Москва: Издательство АСТ, 2017


Электронные образовательные ресурсы и Интернет ресурсы:

  • ФИПИ. Открытый банк заданий.http://www.fipi.ru

  • Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика http://experiment.edu.ru

  • Мир физики: физический эксперимент http://demo.home.nov.ru

  • Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке http://www. elementy.ru

  • Эрудит: биографии ученых и изобретателей http://erudite.nm.ru

  • Физика вокруг нас http://physics03.narod.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!