СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ФФНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по преодолению ФФНР у младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ФФНР»



Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста



СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел



1.1. Пояснительная записка....................................................................3

1.1.1.Нормативно-правовые документы...................................................4

1.1.2.Цель программы...................................................................................5

1.1.3.Задачи программы................................................................................5

1.1.4.Принципы программы......................................................................6

1.1.5. Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения

программы ……………………………………………….……….............8

1.1.6 Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.......................................................................................................9

II. Содержательный раздел

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

2.1. Направления коррекционной работы по преодолению ФФНР у детей младшего школьного возраста ………………… 11

2.2. Содержание коррекционной работы по преодолению ФФНР…12

2.3. Планирование коррекционно-развивающей работы...................17

2.3.1. Перспективное планирование работ по коррекции фонетико-

фонематического недоразвития речи ……………………………….17

2.3.1. Календарно - тематическое планирование подгрупповых занятий для детей с ФФНР…...…..19

2.4. Организация работы с родителями детей, обучающихся по данной программе ..........................34

2.5 Планируемые результаты…………………………………………..35

Перечень учебно-методической литературы…. ….……………………37

Приложение……………………………………………………………….39



I. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка.

В соответствии с требованиями Стандарта начального общего образования деятельность образовательной организации должна быть направленна на создание условий для эффективной реализации и освоения всеми обучающимися (в том числе обучающимся с нарушением речи) основной образовательной программы начального общего образования. Важным условием для успешного обучения детей с нарушением развития речи является организация коррекционно-педагогической работы.

В системе начального общего образования логопедические занятия – единственный школьный курс, который одновременно охватывает содержание общего и специального образования учащихся, имеющих нарушения речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе.

Успех школьного обучения во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Самыми распространёнными недостатками речи у детей являются различные виды нарушений звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее - ФФНР)- это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

К началу обучения в школе у детей, испытывающих затруднения в произношении звуковнаблюдается отставание в разви­тии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей возникают трудности не только в обучении, но и в общения с окружающими.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет, а часов, отведённых в учебном плане на коррекцию ФФНР недостаточно, так как структура речевого дефекта может быть неоднородна.

Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет успешно и в более ранние сроки преодолеть нарушения речи.

Это все обуславливает актуальность данной программы.



1.1.1.Нормативно-правовые документы

Нормативно-правовой и документальной основой программы по коррекции фонетико – фонематического недоразвития речи являются:

  • Закон "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования";

  • Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами";

  • Инструктивное письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

  • Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г.;

При разработке программы использованы следующие системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:

- Программно-методические материалы «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» О.А. Ишимова. С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение ,2014.

- Авторская программа Ефименковой Л.Н. и Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». М. 1996;

- Авторская программа Дорофеевой С.Е., Семенюты Л.В., Маленьких Л.А. «Коррекция нарушений речи у младших школьников». М., 2011



1.1.2.Цель рабочей программы

Цель: Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей обучающимся, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы начального общего образования и успешную социализацию  в  обществе.

Адресат: программа разработана для обучающихся 1 класса с ФФНР (в том числе при ФФНР у детей со стёртой формой дизартрии).




1.1.3.Задачи рабочей программы

 выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

преодоление недостатков в речевом развитии;

воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия, фонематических процессов;

формирование навыков учебной деятельности;

обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития детей;

создание условий для формирования правильного звукопроизношения и его закрепления;

осуществление преемственности в работе с родителями учащихся, специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Рабочая программа рассчитан на один год.

Программа реализуется в ходе индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта ребёнка.

Продолжительность коррекционной работы зависит от количества дефектных звуков, результатов логопедической работы (количество часов может меняться: как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения).

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия составляет 25 минут.



1.1.4.Принципы рабочей программы

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

При ФФНР у детей со стёртой формой дизартрии взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта, определяет необходимость коррекции нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.

Исходя из выше сказанного, процесс коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей данной категории в условиях ФГОС должен строиться с учетом общедидактических и специфических принципов:

  1. Принцип учёта этиологии и механизмов речевых нарушений

  2. Принцип онтогенеза. Он должен учитывать закономерности становления звуков речи у детей в норме, закономерности формирования различных форм, функций речи у детей в норме.

  3. Принцип поэтапности. Логопедическое воздействие – это сложный педагогический процесс. В нём выделяют различные этапы. Каждый имеет свои цели, задачи, методы и приёмы коррекции.

  4. Принцип системного подхода и учёта структуры дефекта. Этот принцип предполагает, что логопед должен:

    • Определить ведущий дефект.

    • Определить соотношение первичных и вторичных симптомов.

    • Воздействовать на все структурные компоненты языка.

  5. Принцип комплексности. При всех речевых нарушениях у детей имеются неврологические проявления. Поэтому необходимо проводить лечебно-оздоровительную работу: психотерапия, соответствующее социальное окружение.

  6. Принцип использования обходного пути (опора на сохранные предпосылки ребёнка, создание новых функциональных систем).

  7. Принцип деятельностного подхода. Логопед должен проводить коррекционную работу, учитывая возраст и ведущую деятельность. Все обучение проблемного ребенка строиться с опорой на «зону ближайшего развития».

  8. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными, создает благоприятные условия обучения, учитывающие как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и типологические особенности, свойственные данной категории детей, на что обращает внимание педагог при определении содержания и организации коррекционной работы, ее темпа, объема, сложности, методов и приемов работы, формы и способов контроля и мотивации

  9. Принцип активизации речевой практики. Использовать наиболее адекватные разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.

  10. Принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение школьников, формирование базовых основ культуры личности ребенка, развитие психических процессов, интеллектуально-волевых качеств.

Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.




1.1.5. Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения

программы



Предметные результаты:

  1. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

  2. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

  3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

  4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностные результаты:

  1. Осознание языка как основного средства человеческого общения;

  2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры;

  3. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

  4. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

  2. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  3. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

  4. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  5. Умение задавать вопросы.

1.1.6.Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;

  • трудностями различения звуков;

  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом

контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

II. Содержательный раздел



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ




Работа по программе начинается с логопедической диагностики. В ходе логопедического исследования, на каждого обследуемого со­ставляется речевая карта — карта обследования речи, в которую учитель-логопед записывает все получаемые данные в определенной последовательности (приложение 2). Полученные результаты обследования позволяют сформулировать логопедическое заключение.

На основе логопедического заключения и полученных результатов обследования составляется перспективный план коррекционной работы с конкретным ребенком. Перспективный план индивидуальной коррекционной работы со­ставляется в определенной последовательности и по разделам (Приложение 2).

В речевой карте учитель-логопед отмечает успехи ребенка на всех этапах коррекционной работы, с характеристикой существующих у него трудностей. Кроме того, анализируется посещаемость логопедических занятий, регулярность проведения коррекционных мероприятий. Если коррекционное воздействие прерывается, то указывается причина и продолжительность перерывов.

Условия реализации программы:




1) Наличие необходимых условий для занятий.

  • логопедического кабинета для занятий;

  • наглядных пособий; зеркала;

  • дидактического материала;

  • учебной литературы;

  • средств ИКТ.

2) Обеспечение систематических занятий.

3) Последовательное выполнение всех задач.

4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.

5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.

В структуру занятий входит:

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- упражнения для развития психических процессов;

 - дыхательная гимнастика;

 - формирование фонематических процессов;

 - работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

 - работа над предложением;

 - обогащение и активизация словарного запаса. 1.

Объем учебного материала рассчитывается в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников.

2.1 Направления коррекционной работы по преодолению ФФНР у детей младшего школьного возраста

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

-диагностическая работа

обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

-коррекционно-развивающая работа

обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушениями речи в условиях образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

-консультативная работа

обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся;

-информационно –просветительская работа

направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушениями речи, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.



Логопедическая работа с детьми, страдающими ФФНР при стертой форме дизартрии должна проводиться комплексно с учетом индивидуальных возможностей ребенка, клинической картины дефекта и с учётом особенностей речевого дефекта ребёнка по основным направлениям:

  1. развитие основных психических процессов,

  2. нормализация мышечного тонуса,

  3. коррекция общей моторики,

  4. развитие мелкой моторики,

  5. массаж лицевой мускулатуры, губной, языка,

  6. развитие мимики,

  7. борьба с саливацией,

  8. развитие голоса и дыхания,

  9. коррекция артикуляционной моторики,

  10. коррекция звукопроизношения,

  11. развитие фонематического слуха и восприятия. (См. Приложение1. Структура занятий) Логопедическая работа с детьми со стёртой формой дизартрии предполагает также обязательное медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

2.1. Содержание коррекционной работы по преодолению ФФНР

Содержание коррекционной работы конкретизируется в соответствии с характером речевого нарушения.

При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.

Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в карте логопедического сопровождения ребёнка.



Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении

комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях школьник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях:

изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

совершенствование мимической моторики.

совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).

развитие артикуляционного и голосового аппарата;

развитие просодической стороны речи;

формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

формирование грамматической и синтаксической

сторон речи;

развитие диалогической и монологической речи.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным учащимся включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ)

Роль индивидуальных занятий особенно велика в работе с детьми, индивидуальные (поведенческие, характерологические) особенности которых мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками.

Содержание логопедических занятий по преодолению ФФНР.

Произношение

Фонематическое восприятие

Развитие речи

1 период

Выработка дифференцированных движений артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания.

Закрепление навыков правильного произношения звуков.

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические признаки.

Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями детей).

Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений.

Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окрашенности речи.

Развитие способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Развитие способности дифференцировать звуки речи по высоте и силе голоса.

Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно произносимых слов.

Знакомство с буквами, обозначающими звуки.

Соотнесение буквы и звука.

Знакомство с анализом и синтезом слогов, слов.

Различение односложных и многосложных слов.

Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного в конце слова.

Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени.

Закрепление употребления формы родительного падежа с предлогами.

Согласование притяжательных местоимений с существительными мужского, женского, среднего рода.

Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.

Составление предложений по демонстрации действий.

Объединение предложений в текст.

Составление рассказа по картине с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графический планы.

2 период

Продолжение работы над подвижностью речевого аппарата.

Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления.

Постановка отсутствующих звуков.

Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах.

Дифференциация сохранных звуков (с проговариванием), различающихся по твердости - мягкости, глухости-звонкости в словах и фразах.

Определение наличия звука в слове.

Распределение картинок, название которых включает: дифференцируемые звуки, определенный заданный звук.

Определение места звука в слове, выделение гласного звука после согласного.

Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости.

Анализ и синтез слов простой и сложной слоговой структуры.

Закрепление понятия «твердый - мягкий», «звонкий-глухой» и их дифференциация.

Закрепление в самостоятельной речи навыка: согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже, согласования порядковых числительных с существительными.

Закрепление умения подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова, составлять слова по демонстрации действий, картине, вопросам.

Распространение предложений за счет введения однородных членов предложения.

Закрепление навыка составления предложений по демонстрации действий, рассказа по картине с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графический планы.

3 период

Автоматизация поставленных звуков в речи.

Дифференциация звуков по месту образования, в прямых и обратных слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и фразах, коротких текстах, стихах.

Закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

Закрепление правильного произношения звуков.

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Совершенствование дикции. Совершенствование интонационной выразительности речи.

Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соответствующей схеме слова.

Выбор графической схемы к соответствующему слову.

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

Подбор слога с заданным количеством звуков.

Определение количества звуков в слове.

Определение порядка следования звуков в слове.

Определение звуков, стоящих перед и после определенного звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков.

Закрепление навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, ленточка), прилагательных (сосновая).

Подбор однородных слов (машина подъехала к дому).

Употребление предложных конструкций (залез под шкаф).

Образование существительных от глаголов и наоборот (читать – читатель).

Формирование навыка повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

Формирование навыка составления рассказа с элементами творчества. Оформление речевых высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка .





2.3.Планирование коррекционно-развивающей работы



2.3.1.ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ




Постановка произношения звуков

Введение поставленных звуков в речь

Речевой материал

Диагностика речевых и неречевых функций ребенка

I этап

Диагностика ( Иншакова О.Б., Волкова Г.А. и др.)

Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение.

Формирование артикуляторной базы

II этап

Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов.

Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.

Постановка звуков

III этап

Составляется из правильно произносимых звуков

Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза.

Продолжение постановки звука, автоматизация звука

IV этап

Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л', если ребенок не произносит р, р', то и они)

Введение в речь первого поставленного звука;

а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;

б) устный и (или) письменный анализ и синтез слов.

Дифференциация звуков сходных по звучанию

V этап

Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки.

Дифференциация изученных и поставленных раннее звуков.

Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет увеличиваться.

В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи.
В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.







2.3.2. Календарно - тематическое планирование подгрупповых занятий для детей с ФФНР

Тема

Содержание

Ча

сы

По

пла

ну

Факту

1.«Осен-ний пейзаж» Звук О и буква О.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки об осени). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о явлениях природы). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей.

3. Соединение звуков в слово. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звука О. Характеристика гласного О. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на заданный звук, определение места звука.


2






2.«Осен-ний пейзаж. Дети собирают грибы» Буква Е.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки об осени). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о явлениях природы). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей.

3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на букву Е.

2



3.«Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме». Звук и буква А.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки ). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей.

3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук А, определение места звука слове.

2



4.«Зим-

ний пейзаж. Звук и буква И.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей.

3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук И, определение места звука слове.

2



5.«Зим-ний пейзаж. Дети кормят птиц»

Звуки Н, Н` и буква Н.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки ). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей.

3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука в слове, последнего звука в слове. Особенности произнесения, уточнение артикуляции. Характеристика твердого и мягкого согласного. Звуковой анализ с опорой на схему слова со звуком Н.

2



6.«Зим-

ний пейзаж Дети лепят снеговика». Звуки Т Т` и буква Т.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей.

3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Т, определение места звука слове.

2



7.«Ве-енний пейзаж» Звуки С С` и буква С.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о явлениях природы). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей.

3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук С, определение места звука слове.

2



8.«Ве-енний пейзаж Звери и их детеныши». Звуки Р Р` и буква Р.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей.

3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Р, определение места звука слове.

2



9.«Ве-енний пейзаж Дети вешают скворечник». Звуки В В` и буква В.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей.

3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук В, определение места звука слове.

2



10.«Летний пейзаж» Звуки Л Л` и буква Л.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей.

3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков Л, Л`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Л , Л` , определение места звука слове.

2



11.«Летний пейзаж Луг. Стадо». Звуки К К` и буква К.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей.

3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков К, К`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук К , К` , определение места звука слове.

2



12.«Летний пейзаж. Отдых людей» Звуки М, М` и буква М.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей.

3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков М, М`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук М , М` , определение места звука слове.

2



13.

«Двор». Звуки Д Д` и буква Д.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки об осени). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о явлениях природы). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей.

3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков Д, Д`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Д , Д` , определение места звука слове.

2



14.

«Двор. Домаш-ние птицы и живот-ные». Звуки П П` и буква П.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки об осени). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о явлениях природы). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей.

3. Соединение слогов в слово. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков П, П`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук П , П` , определение места звука слове.

2



15. «Двор. Домаш-ние живот-ные». Звук У и буква У.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки ). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей.

3.Деление слова на слоги. Деление слова на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звука У. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук У , определение места звука слове.

2



16.«Улица».Буква Я.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Ответы на вопросы по сюжетной картинке. Описание маршрута движения от дома до музея с использованием предлогов направления (к, от, из, по, до, и т. д) и предлогов места (на, в, под, у и т. д). Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей.

3.Деление слова на слоги. Определение первой буквы в слове. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на букву Я , определение места буквы в слове.

2



17.«Улица. Люди» Звук Ы и буква Ы.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Установление сходства и различий предметов. Подбор слов ,противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Ответы на вопросы по сюжетной картинке. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей.

3.Деление слова на слоги. Определение последнего звука в слове. Особенности произнесения, уточнение артикуляции. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов со звуком Ы в середине слова , определение места буквы в слове.

2



18.«Комната». Звуки Г Г` и буква Г.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Определение частей ,составляющих целое. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций.

3. Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков Г, Г`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Г , Г` , определение места звука слове.

2



19«Комната с ме-белью». Звуки З З` и буква З.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Определение частей ,составляющих целое. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций.

3. Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков З, З`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук З , З` , определение места звука слове.

2



20. «Комната. Семья» Звуки Б Б` и буква Б.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Определение частей ,составляющих целое. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций.

3. Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков Б, Б`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Б , Б` , определение места звука слове.

2



21. «Сквер» Звук Ч и буква Ч.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Определение частей ,составляющих целое. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций.

3. Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звука Ч. Характеристика звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов со звуком Ч в начале слова , определение места звука слове.

2



22 «Сквер. Люди» Звук Й и буква Й.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Определение частей ,составляющих целое. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций.

3. Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звука Й. Характеристика звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов со звуком Й в начале слова , определение места звука слове.

2



23. «Цирк клоун» Звуки Х Х` и буква Х.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Определение частей ,составляющих целое. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций. Составление короткого рассказа «Случай в цирке» о неожиданном участии в цирковом представлении (помощь клоуну).

3. Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков Х, Х`. Характеристика твердого и мягко звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Х , Х` , определение места звука слове.

2



24. «Афри-ка. Дикие живот-ные» Звук Ж и буква Ж.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Определение частей ,составляющих целое. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций.

3. Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков Ж. Характеристика звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Ж , определение места звука слове.

2



25. «Цирк. Фокус-ник» Звук Ш и буква Ш.

1.Проведение беседы для уточнения слов и активизации словаря по лексической теме (разбор наглядного содержания сюжетной картинки). Определение частей ,составляющих целое. Подбор слов, противоположных по значению. Работа с устойчивыми выражениями (пословицы и поговорки). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки). Работа над четкостью и разборчивостью произнесения коротких фраз.

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций.

3. Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звука Ш. Характеристика звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Ж, определение места звука слове.

2



26-27 конф-ликт лексических тем. «Зим-ний пейзаж. Дети собирают грибы»

Буква Ю. Звук Ц и буква Ц.

1.Беседа по лексической теме: сопоставление наглядного содержания сюжетной картинки (сравнение и противопоставление). Называние зимних и осенних месяцев. Подбор слов с учетом многообразия лексико-грамматических связей. Подбор слов противоположных по значению, для завершения предложения. Классификация предметов по одному или нескольким признакам. Работа с устойчивыми выражениями (поговорки о зиме, осени). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о погодных явлениях). Работа над четкостью произнесения коротких фраз

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций.

3. 1.Деление слов на слоги, на звуки. Определение первой буквы в слове. Подбор слов на букву Ю. Звуковой анализ слов с опорой на схему слова. Подбор слов на букву Ю , определение места буквы в слове слове.

3.2 Деление слов на слоги, на звуки. Определение последнего звука в слове. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звука Ц. Характеристика звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Ц, определение места звука слове.

2



28-29 конф-ликт лексических тем. «Осен-ний пейзаж. Дети лепят снеговика» .

Звук и буква Э. Звук Щ и буква Щ.

1.Беседа по лексической теме: сопоставление наглядного содержания сюжетной картинки (сравнение и противопоставление). Называние зимних и осенних месяцев. Подбор слов с учетом многообразия лексико-грамматических связей. Подбор слов противоположных по значению, для завершения предложения. Классификация предметов по одному или нескольким признакам. Работа с устойчивыми выражениями (поговорки о зиме, осени). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о погодных явлениях). Работа над четкостью произнесения коротких фраз

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций.

3. 1.Деление слов на слоги, на звуки. Определение первой буквы в слове. Подбор слов на звук Э. Уточнение артикуляции. Звуковой анализ слов с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Э , определение места звука в слове.

3.2 Деление слов на слоги, на звуки. Определение последнего звука в слове. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звука Щ. Характеристика звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Щ, определение места звука слове.

2



30-31 конф-ликт лексических тем. «Лет-ний пейзаж. Дети кормят зимующих птиц» .

Буква Ё. Звуки Ф, Ф` и буква Ф.

1.Беседа по лексической теме: сопоставление наглядного содержания сюжетной картинки (сравнение и противопоставление). Называние зимних и осенних месяцев. Подбор слов с учетом многообразия лексико-грамматических связей. Подбор слов противоположных по значению, для завершения предложения. Классификация предметов по одному или нескольким признакам. Работа с устойчивыми выражениями (поговорки о зиме, осени). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о погодных явлениях). Работа над четкостью произнесения коротких фраз

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций.

3. 1.Деление слов на слоги, на звуки. Определение первой буквы в слове. Подбор слов на букву Ё. Звуковой анализ слов с опорой на схему слова. Подбор слов на букву Ё , определение места буквы в слове.

3.2 Деление слов на слоги, на звуки. Определение первого звука. Особенности произнесения, уточнение артикуляции звуков Ф, Ф`. Характеристика твердого и мягкого звука. Звуковой анализ с опорой на схему слова. Подбор слов на звук Ф , Ф` , определение места звука слове.

2



32-33 конф-ликт лексических тем. «Лет-ний Весен-ний пейзаж. Летний отдых людей» Буква Ь, Ъ.

1.Беседа по лексической теме: сопоставление наглядного содержания сюжетной картинки (сравнение и противопоставление). Называние зимних и осенних месяцев. Подбор слов с учетом многообразия лексико-грамматических связей. Подбор слов противоположных по значению, для завершения предложения. Классификация предметов по одному или нескольким признакам. Работа с устойчивыми выражениями (поговорки о зиме, осени). Подбор слов с использованием иносказательного описания (загадки о погодных явлениях). Работа над четкостью произнесения коротких фраз

2. Составление предложений со словом. Установление правильного порядка слов в предложении. Добавление в предложение пропущенного слова. Подбор пары слов с учетом лексической и грамматической связи. Образование слов при помощи суффиксов. Наблюдение за образованием сложных слов. Исправление допущенных ошибок в предложении, выбор правильного предложения с учетом причинно-следственных связей. Понимание логико-грамматических конструкций.

3. 1.Выбор слов с буквой Ь. Деление слов на слоги. Анализ слов с опорой на схему слова с Ь, определение места буквы в слове.

3.2 Выбор слов с буквой Ъ. Деление слов на слоги. Анализ слов с опорой на схему слова с Ъ, определение места буквы в слове.


2






2.4. Организация взаимодействия с родителями детей, обучающихся по данной программе.



Консультационно-профилактическая работа

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу.

Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу по запросу родителей или педагогов.

На индивидуальных консультациях родителям учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по вопросам организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи. Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии.

Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса осуществляется на протяжении всего учебного года и дополняется посещением ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков, активным участием в коррекционном процессе.

Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.

Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности логопеда и пропедевтики речевых нарушений у детей.

2.5.Планируемые результаты

     Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

  • дифференцировать все изученные звуки;

  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

  • узнавать и различать гласные и согласные звуки;

  • обозначать гласные, твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

  • производить фонетический разбор слова;

  • записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е.

  • подбирать слова на заданный звук;

  • сравнивать слова со сходными звуками;

  • строить звуковые схемы слогов и слов;

  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

  • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

  • самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.




Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы коррекции и в содержание всего коррекционного маршрута

Формы контроля

(при использовании формы контроля учитывается ведущий вид деятельности в соответствии с возрастом).

Оценка эффективности коррекционной работы осуществляется с помощью достижения детей, путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи, ИКТ диагностики, анализа устной и письменной речи в начале и в конце коррекционного периода; участия детей и их результативность в конкурсах, связанных с устной речью, индивидуальные беседы-консультации с родителями.


Перечень учебно-методической литературы:

1.Ефименкова Л.Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”, Москва, “Просвещение”, 1991 г.

2.Ишимова О.А., Шаховская С.Н.,Алмазова А.А «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо» М. Просвещение 2014 год

3.Карцева Т.В. “Планирование логопедической работы в начальной школе” ж-л “Логопед” № 6, 2009 г.

4.Сукач Л.М. “Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников”, Москва, “Просвещение”, 1985 г.

5.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе”. – М.: “Когито – Центр”, 1999.

6.Ястребова А.В. “Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений” – М.: АРКТИ, 1999.

7.Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповые занятия. М.: Просвещение, 1998г.

8.Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика». Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста-СПб.: КАРО. 2006г.

9.Пожиленко  Е.А. «Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л», Санкт- Петербург: Каро, 2006 г.

10.Пожиленко  Е.А.  «Волшебный мир звуков», Москва – Владос, 1999 г.

11.Ткаченко  Т.А. «Коррекция фонетических нарушений у дошкольников», Москва, 2005 г.

12.Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений», сборник упражнений и практических рекомендаций.

13.Филичева Т.Б., Туманова Т.В.. Дети с ФФНР. Воспитание и обучение. М., 2009г.

14.Ястребова А.В. Лазаренко О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность.-М.:Арктур,2001.

15.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993

16.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978

17.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009

18.О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001

19.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002

20.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,1999

21.Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО,2002

22.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,2000

23.О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия.-Волгоград:Учитель,2011

24.А.Ф.Рыбина. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал.-Волгоград:Учитель,2001

25. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М., 2008.

26. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. - М., 2007.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Каждое занятие включает в себя несколько этапов:

1.Артикуляционная (речевая) гимнастика.

Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.

Подготовительные упражнения для постановки звука:

  • статические: «Желобок», «Заборчик», «Киска сердится», «Лопатка», «Улыбка», «Щёточка».

  • динамические:

  • для свистящих звуков: «Желобок», «Заборчик», «Лопатка», «Улыбка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка».

  • для шипящих: «Вкусное варенье», «Грибок», «Погреем руки», «Трубочка», «Чашечка», «Поймаем мышку за хвостик»,

  • для Р, Р`: «Барабанщик», «Болтушка», «Гармошка», «Грибок», «Индюк», «Лошадка», «Маляр», «Пулемёт»

  • для Л: «Лопатка», «Накажем язык», «Улыбка».

2. Дыхательная гимнастика.

Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.

Упражнения: «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол».

3. Пальчиковая гимнастика.

Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа.

Упражнения с предметами: сжимать резиновые игрушки; катание мяча по наклонной плоскости; «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.

Графические задания: трафареты, обводка, раскраска; дорисовывание недостающих деталей.

Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно): «оса» -поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево, «человек бегает» и др.

4. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.

5. Постановка звука.

Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука.

Постановка звуков в такой последовательности:

1. свистящие С, З, Ц, С`,З`

2. шипящие Ш, Ж, Ч, Щ

3. соноры Л, Л'

4. соноры Р, Р`

6. Автоматизация поставленного звука.

Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.

Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных

7. Дифференциация звуков.

Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.

С-З, С-С, С-Ц,С-Ш;

Ж-З, Ж-Ш;

Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ;

Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш;

Р-Л, Р-Р, Р-Л,Р-Й, Л-Л;

Цель: развитие умения различать данный звук со сходным: по твердости -мягкости; по звонкости -глухости; по месту образования; по способу образования.

8. Введение звука в активную речь. Развитие связной выразительной речи.

Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.

В процессе занятий используются различные формы работы и методические приёмы:

- групповая дискуссия;

- беседа;

- ролевая игра;

- импровизация;

- дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;

- чтение скороговорок;

На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что поможет ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.




Приложение 2

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ


Планирование
индивидуальной  логопедической  работы (нужное отметить +)
c ________________________________

1. Формирование правильного звукопроизношения.

  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;

  • постановка и коррекция звуков:

  • группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

  • группа шипящих – Ш, Ж

  • группа аффрикатов Ч, Щ

  • группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ

  • губно-губные – П, Б, М + мягк.

  • губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.

  • заднеязычные – К, Г, Х + мягк.

  • Другие __________________________

  • автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.


2. Формирование фонематического восприятия:

  • определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);

  • определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.

3. Формирование фонематического слуха.  
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи

  • словообразование;

  • словоизменение.

6. Развитие лексической стороны речи

  • расширять предметный словарь;

  • расширять словарь признаков;

  • расширять глагольный словарь.

7. Формирование связной речи

  • формировать умение составлять рассказ по картинке;

  • формировать умение составлять рассказ по серии картин;

  • формировать умение составлять пересказ;

  • формировать умение составлять рассказ - описание.

8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:

  • развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;

  • развивать мелкую и артикуляционную моторику.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!