РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; - участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; - формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Регулятивные:
понимание цели своих действий;
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Основы финансовой грамотности» для 5-7 классов составлена на основе авторских учебных дополнительных образовательных программ по развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Реализация программы внеурочной деятельности (социальное направление) «Основы финансовой грамотности» для 5-9 классов обеспечена электронным пособием для учащихся (авторы Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы и Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 классы), контрольно-измерительными материалами.
Таблица тематического распределения количества часов
5 класс |
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Доходы и расходы семьи | 10 |
2 | Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 6 |
3 | Семья и государство: как они взаимодействуют | 5 |
4 | Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 12 |
5 | Что такое финансовая грамотность | 1 |
| Итого | 34 |
6 класс |
1 | Основная проблема экономики | 3 |
2 | Без чего не может обойтись рынок | 2 |
3 | Формы организации бизнеса | 4 |
4 | Знакомство с бизнес-планом | 6 |
5 | Ты – потребитель | 4 |
6 | Законы спроса и предложения | 4 |
7 | Рыночное равновесие | 2 |
8 | Возникновение банков | 2 |
9 | Потребитель финансовых услуг | 2 |
10 | Профессии банковской сферы | 2 |
11 | Проектная деятельность | 3 |
| Итого | 34 |
7 класс |
1 | Личное финансовое планирование | 5 |
2 | Финансы и кредит | 9 |
3 | Расчетно-кассовые операции | 3 |
4 | Инвестиции | 6 |
5 | Страхование | 4 |
6 | Пенсии | 3 |
7 | Жилье в собственность: миф или реальность | 3 |
8 | Итоговая дискуссия | 1 |
| Итого | 34 |
| | |
Предметное содержание
5 класс (34 часа)
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов).
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование
имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов). Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план». Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
6 класс (34 часа)
Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа).
Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа).
Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».
Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа).
Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов).
Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация
фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание
«Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа
продукции. Подсчет прибыли».
Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа).
Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.
Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа).
Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения».
Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа).
Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».
Раздел 8. Возникновение банков (2 часа).
Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов».
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа).
Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».
Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа).
Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия
«Значение работы банков для потребителей».
Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа).
Деловая игра. Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
7 класс (34 часа)
Раздел 1. Личное финансовое планирование (5 часов).
Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного
капитала». Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия». Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов).
Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки». Раздел 3. Расчетно-кассовые операции (3 часа).
Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка
банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими». Раздел 4. Инвестиции (6 часов).
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные
бумаги». Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы».Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты
Раздел 5. Страхование (4 часа).
Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг». Раздел 6. Пенсии (3 часа). Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?» Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность (3 часа).
Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация
«Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос».
Практическая работа «Социальный найм жилья».
Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». (1 час).
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
1 | Доходы и расходы семьи | 10 | Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» | 1 | Объяснить выгоды обмена и причины появления денег. Рассмотреть различные формы денег и области их использования |
| | | Доклад «Деньги» | 1 |
| | | Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры» | 1 |
| | | Творческое задание «Доходы семьи» | 1 |
| | | Работа со статистикой «Расходы семьи» | 1 |
| | | Викторина «Предметы первой необходимости» | 1 |
| | | Викторина «Товары длительного пользования» | 1 |
| | | Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги» | 1 |
| | | Ролевая игра «Семейные бюджет» | 1 |
| | | Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады» | 1 |
2 | Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 6 | Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться» | 1 | Объяснить выгоды обмена и причины появления денег. Рассмотреть различные формы денег и области их использования |
| | | Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезнь. Авария, природных катаклизмов» | 1 |
| | | Решение логических задач «Страхование» | 1 |
| | | Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис» | 1 |
| | | Творческая работа «Страхование имущества. Здоровья. Жизни» | 1 |
| | | Пр.р. «Принципы работы страховой компании» | 1 |
3 | Семья и государство: как они взаимодействуют | 5 | Мини-исследования «Налоги» | 1 | Объяснить, что государство собирает налоги для выполнения своих функций и социальной поддержки |
| | | Аналитическая работа «Виды налогов» | 1 |
| | | Познавательная беседа «Социальные пособия» | 1 |
| | | Решение экономических задач «Социальные выплаты» | 1 |
| | | Проект «Государство-это мы» | 1 |
4 | Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 12 | Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции» | 1 | Рассмотреть виды банковских услуг физических лиц и объяснить значение банков для экономики семьи |
| | | Творческое задание «Банковские услуги» | 1 |
| | | Творческая работа «Вклады» | 1 |
| | | Деловая игра «Кредит. Залог» | 1 |
| | | Составление бизнес-плана «собственный бизнес» | 1 |
| | | Ролевая игра «возможности работы по найму и собственного бизнеса» | 1 |
| | | Сюжетно-ролевая игра «примеры бизнеса, которым занимаются подростки» | 1 |
| | | Разработка бизнес-плана | 1 |
| | | Решение практических задач «Валюта в современном мире» | 1 |
| | | Познавательная беседа «Валюта разных стран» | 1 |
| | | Мини-проект «Благотворительность» | 1 |
| | | Проект «Личный финансовый план» | 1 |
5 | Что такое финансовая грамотность | 1 | Конференция по курсу «Финансовая грамотность» | 1 | |
| Класс 6 | | | | Объяснить выгоды обмена и причины появления денег. Рассмотреть различные формы денег и области их использования |
1 | Основная проблема экономики | 3 | Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора» | 1 |
| | | Решение экономических задач «Альтернативная стоимость» | 1 |
| | | Практическая работа «Сетка принятия решения» | 1 |
2 | Без чего не может обойтись рынок | 2 | Познавательная беседа «частная собственность» | 1 | Объяснить выгоды обмена и причины появления денег. Рассмотреть различные формы денег и области их использования |
| | | Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция» | 1 |
3 | Формы организации бизнеса | 4 | Познавательная беседа «Единоличное владение» | 1 |
| | | Деловая игра «Товарищество» | 1 |
| | | Ролевая игра «Акционерное общество» | 1 |
| | | Мини-проект «Организация фирмы» | 1 |
4 | Знакомство с бизнес-планом | 6 | Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом» | 1 | Объяснить выгоды обмена и причины появления денег. Рассмотреть различные формы денег и области их использования |
| | | Решение практических задач «Организация фирмы» | 1 |
| | | Решение экономических задач «Составление бизнес-плана» | 1 |
| | | Творческое задание «Реклама» | 1 |
| | | Ролевая игра «Работа фирмы» | 1 |
| | | Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли» | 1 |
5 | Ты – потребитель | 4 | Работа с документами «Права потребителя» | 1 | Объяснить выгоды обмена и причины появления денег. Рассмотреть различные формы денег и области их использования |
| | | Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права» | 1 |
| | | Практическая работа «Знакомство со штрих -кодами» | 1 |
| | | Конкурс на самое экономическое использование ресурсов | 1 |
6 | Законы спроса и предложения | 4 | Аналитическая работа «Закон спроса» | 1 | Объяснить, что государство собирает налоги для выполнения своих функций и социальной поддержки |
| | | Решение экономических задач «Кривая спроса» | 1 |
| | | Практическая работа «Закон предложения» | 1 |
| | | Решение экономических задач «Кривая предложения» | 1 |
7 | Рыночное равновесие | 2 | Познавательная беседа «Рыночное равновесие» | 1 |
| | | Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке» | 1 |
8 | Возникновение банков | 2 | Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит» | 1 |
| | | Практическая работа «Заем, виды займов» | 1 |
9 | Потребитель финансовых услуг | 2 | Деловая игра «Работа банка» | 1 |
| | | Деловая игра «Я хочу взять кредит» | 1 | Рассмотреть виды банковских услуг физических лиц и объяснить значение банков для экономики семьи |
10 | Профессии банковской сферы | 2 | Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы» | 1 |
| | | Дискуссия «Значение работы банка для потребителей» | 1 |
11 | Проектная деятельность | 3 | Деловая игра | 1 |
| | | Конференция по курсу «Финансовая грамотность» | 1 |
| | | Конференция по курсу «Финансовая грамотность» | 1 |
| Класс 7 | | | | |
1 | Личное финансовое планирование | 5 | Дискуссия «Роль денег в нашей жизни» | 1 | Объяснить выгоды обмена и причины появления денег. Рассмотреть различные формы денег и области их использования |
| | | Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции» | 1 |
| | | Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала» | 1 |
| | | Творческая работа «Модель трех капиталов» | 1 |
| | | Мини проект «Ресурсосбережения – основа финансового благополучия» | 1 |
2 | Финансы и кредит | 9 | Познавательная беседа «Основные понятия кредитования» | 1 | Объяснить выгоды обмена и причины появления денег. Рассмотреть различные формы денег и области их использования |
| | | Практическая работа «Виды кредитов» | 1 |
| | | Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» | 1 |
| | | Решение экономических задач «Арифметика кредитов» | 1 |
| | | Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов» | 1 |
| | | Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов» | 1 |
| | | Круглый стол «Финансовая пирамида» | 1 |
| | | Познавательная беседа «Ипотека» | 1 |
| | | Решение экономических задач «Арифметика ипотеки» | 1 |
3 | Расчетно-кассовые операции | 3 | Решение практических задач «Обмен валют» | 1 | Объяснить выгоды обмена и причины появления денег. Рассмотреть различные формы денег и области их использования |
| | | Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод» | 1 |
| | | Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими» | 1 |
4 | Инвестиции | 6 | Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги» | 1 | Объяснить выгоды обмена и причины появления денег. Рассмотреть различные формы денег и области их использования |
| | | Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги» | 1 |
| | | Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы» | 1 |
| | | Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» | 1 |
| | | Выступление учащихся «Депозиты и их виды» | 1 |
| | | Ролевая игра «Управляющие» | 1 |
5 | Страхование | 4 | Творческая работа «Участники страхового рынка» | 1 | Объяснить, что государство собирает налоги для выполнения своих функций и социальной поддержки |
| | | Аналитическая работа «Личное страхование» | 1 |
| | | Правовая консультация «Страховые накопительные программы» | 1 |
| | | Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг» | 1 |
6 | Пенсии | 3 | Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование» | 1 | Объяснить, что государство собирает налоги для выполнения своих функций и социальной поддержки |
| | | Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы» | 1 |
| | | Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?» | 1 |
7 | Жилье в собственность: миф или реальность | 3 | Круглый стол «Жилье в собственности: миф или реальность?» | 1 | Рассмотреть виды банковских услуг физических лиц и объяснить значение банков для экономики семьи |
| | | Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос» | 1 |
| | | Практическая работа «Социальный найм жилья» | 1 |
8 | Итоговая дискуссия | 1 | Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность» | 1 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
На заседании МО Заместить директора по УВР
Протокол № 1 от ___.08.2018 г. __________Полонская И.В.
Руководитель МО___________
Н. Н. Волкодав «_____» августа 2018 года
6