РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Физика»
Класс: 9
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации: 2018-2019уч.г.
Количество часов по учебному плану:
всего – 68ч/год;2ч/неделю
Планирование составлено на основе:
Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программы для общеобразовательных учреждений 7-11 класс«Физика 7 – 9 классы» для основной школы. Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин
Учебник: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, Физика9кл.- М.: Дрофа, 2009, учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации.
Рабочую программу составила: Панкратьева У.Ю.
учитель математики, I КК
2018 г.
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте компонента государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы основного общего образования пофизике и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина Физика 7-9 классы.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования Российской Федерации от 17.12.2010 №1897);
Программы для общеобразовательных учреждений 7-11 классы «Физика 7 – 9 классы» для основной школы. Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин
учебниками (включенными в Федеральный перечень):
Цели изучения курса – выработка компетенций:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Место предмета в учебном плане
Учебный план ОУ на изучение предмета отводит в 9 классе 2 учебных часа в неделю, всего 68 уроков в год
Формы работы: Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи обучающимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
парной, групповой - когда обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
традиционная классно-урочная
игровые технологии
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; тестирование. Промежуточная итоговая аттестация в виде контрольной работы.
Структура курса
Тема | Кол-во часов | Кол-во лаб. работ | Кол-во контр.работ |
Законы взаимодействия и движения тел | 31 | 1 | 2 |
Механические колебания и волны. Звук. | 13 | 2 | 1 |
Электромагнитное поле | 11 | 1 | 1 |
Строение атома и атомного ядра | 13 | 2 | 1 |
Итоговое повторение | | | 1 |
Всего | 68 | 6 | 6 |
содержание ПРОГРАММЫ
9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
1. Законы взаимодействия и движения тел (31 ч)
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциалъная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Лабораторная работа.
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2.Измерение ускорения свободного падения.
II.Механические колебания и волны. Звук. (13часов)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания.]
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Лабораторная работа.
3.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.
III.Электромагнитные явления. (11 часов)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Лабораторная работа.
4.Изучение явления электромагнитной индукции.
IV.Строение атома и атомного ядра (13 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. Элементарные частицы. Античастицы.
Лабораторная работа.
5.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
6.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
В результате изучения физики ученик 9 класса должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом. атомное ядро.
смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия.
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии.
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. Равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию,
использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити маятника.
выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
решать задачи на применение изученных законов
использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.
Структура курса
№№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Из них |
Лабораторные и практические (тема) | Контрольные и диагностические материалы (тема) |
1 | Законы взаимодействия и движения тел | 31 | 1ч. Л/р №1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | 2ч К/работа по теме «Кинематика» К/работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел» |
2 | Механические колебания и волны. Звук | 13 | 2ч. Л/р №2. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины». Л/р №3. «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника» | 1ч К/работа по теме «Механические колебания и волны. Звук» |
3 | Электромагнитные явления | 11 | 1ч. Л/р №4 «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1ч. К/работа по теме «Электромагнитные явления» |
4. | Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. | 12 | 2ч. Л/р №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». Л/р №6 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков» | 1ч. К/работа по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер». |
| Итоговое повторение | 1 | | Итоговая промежуточная аттестация К/работа №6 по теме «Итоговое повторение курса физики» |
| Итого | 68 | 6 | 6 |
Тематическое планирование курса «Физика -9»
Автор: Е.М. Гутника, А.В. Перышкина. (2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
Законы взаимодействия и движения тел (31 ч) Основы кинематики (10 ч) |
1 | Материальная точка. Система отсчёта | 1 |
2 | Перемещение | 1 |
3 | Определение координаты движущегося тела | 1 |
4 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении | 1 |
5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение | 1 |
6 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости | 1 |
7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | 1 |
8 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости | 1 |
9 | Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» Решение задач «Основы кинематики» | 1 |
10 | Контрольная работа № 1 «Основы кинематики» | 1 |
Основы динамики (14) |
11 | Относительность движения | 1 |
12 | Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона | 1 |
13 | Второй закон Ньютона | 1 |
14 | Третий закон Ньютона | 1 |
15 | Свободное падение тел | 1 |
16 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Лабораторная работа № 2 «Исследование ускорения свободного падения» | 1 |
17 | Закон всемирного тяготения | 1 |
18 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах | 1 |
19 | Открытие планет Нептун и Плутон. Решение задач | 1 |
20 | Прямолинейное и криволинейное движение | 1 |
21 | Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью | 1 |
22 | Период и частота равномерного движения тела по окружности. Решение задач | 1 |
23 | Искусственные спутники Земли | 1 |
24 | Решение задач «Основы динамики» | 1 |
Законы сохранения в механике (7 ч) |
25 | Импульс тела. Закон сохранения импульса | 1 |
26 | Реактивное движение. Ракеты | 1 |
27 | Механическая работа и мощность | 1 |
28 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия | 1 |
29 | Вывод закона сохранения механической энергии | 1 |
30 | Решение задач «Основы динамики и законы сохранения в механике» | 1 |
31 | Контрольная работа № 2 «Основы динамики | 1 |
Механические колебания и волны. Звук (13 ч) |
32 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник | 1 |
33 | Величины, характеризующие колебательное движение. Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити» | 1 |
34 | Гармонические колебания | 1 |
35 | Затухающие колебания. Вынужденные колебания | 1 |
36 | Резонанс | 1 |
37 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны | 1 |
38 | Длина волны. Скорость распространения волн | 1 |
39 | Источники звука. Звуковые колебания. | 1 |
40 | Высота и тембр звука. Громкость звука | 1 |
41 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука | 1 |
42 | Отражение звука. Эхо | 1 |
43 | Звуковой резонанс. Интерференция звука | 1 |
44 | Контрольная работа № 3 «Механические колебания. Звук.» | 1 |
Электромагнитное поле (11 ч) |
45 | Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитные поля | 1 |
46 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки | 1 |
47 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток | 1 |
48 | Явление электромагнитной индукции. Лабораторная работа № 4 | 1 |
49 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции | 1 |
50 | Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор | 1 |
51 | Электромагнитное поле Электромагнитные волны | 1 |
52 | Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения | 1 |
53 | Интерференция света Электромагнитная природа света. | 1 |
54 | Преломление и дисперсия света. Спектры. | 1 |
55 | Контрольная работа № 4 «Электромагнитное поле.» | |
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (13 ч) |
56 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов | 1 |
57 | Модели атомов. Опыт Резерфорда | 1 |
58 | Радиоактивные превращения атомных ядер | 1 |
59 | Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа № 5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | 1 |
60 | Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. | 1 |
61 | Массовое число. Зарядовое число | 1 |
62 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс | 1 |
63 | Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа № 6 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» | 1 |
64 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую. Атомная энергетика | 1 |
65 | Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. | 1 |
66 | Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра» | 1 |
67 | Итоговая промежуточная аттестация (К/Р№6 ) | 1 |
68 | Анализ работы. Термоядерная реакция. Элементарные частицы. Античастицы | 1 |
| Итого | 68 |