СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и ктп

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и ктп»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Оренбургской области

Отдел образования администрации Бузулукского района

МОБУ "Красногвардейская СОШ имени Марченко А.А."

РАССМОТРЕНО
Укажите кем рассмотрено

______________ ФИО

Протокол №

от " " г.

СОГЛАСОВАНО
Укажите кем согласовано (должность)

______________ ФИО

Протокол №

от " "  г.

УТВЕРЖДЕНО
Укажите должность

______________ ФИО

Приказ № номер

от " " г.

Рабочая программа
(ID 3199798)

учебного предмета

«Музыка»

для 4 класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год







Составитель: ШЕВЧЕНКО МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

учитель начальных классов





Каменная Сарма 2022г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.

В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).

Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.

Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.

Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

  1. становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательнойсферы;

  2. развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкальногоискусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;

  3. формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации кмузицированию.

Важнейшими задачами в начальной школе являются:

  1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.

  2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия сприродой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.

  3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение кобщечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.

  4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивнымиуниверсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.

  5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практическогомузицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:

а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);

б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);

в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);

г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.

  1. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,основные выразительные средства, элементы музыкального языка.

  2. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.

  3. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре другихстран, культур, времён и народов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека».

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,

«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 4 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Музыкальные пейзажи

Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами

Танцы, игры и веселье

Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев

Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА» Мелодия

Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок

Интервалы

Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима

Дополнительные обозначения в нотах

Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги)

Вариации

Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации

Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» Вокальная музыка

Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу.

Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата.

Песня, романс, вокализ, кант.

Симфоническая музыка

Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина Композиторы — детям

Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.

Песня, танец, марш

Вокальная музыка

Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу.

Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата.

Песня, романс, вокализ, кант.

Инструментальная музыка

Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет Программная музыка

Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф

Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель

Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты

Русские композиторы-классики

Творчество выдающихся отечественных композиторов

Европейские композиторы-классики

Творчество выдающихся зарубежных композиторов

Мастерство исполнителя

Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского

Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА» Звучание храма

Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов

Искусство Русской православной церкви

Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.).

Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы

Религиозные праздники

Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания

Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ» Жанры музыкального фольклора

Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты

Русские народные музыкальные инструменты

Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).

Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии

Первые артисты, народный театр

Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества

Сказки, мифы и легенды

Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах

Народные праздники

Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников

Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО» Сюжет музыкального спектакля

Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете.

Контрастные образы, лейтмотивы

Балет. Хореография — искусство танца

Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов

Оперетта, мюзикл

История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др.

Модуль «СОВРЕМЕННЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» Современные обработки классической музыки

Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики?

Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА» Музыка наших соседей

Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты)

Кавказские мелодии и ритмы

Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Композиторы и музыкантыисполнители Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа

Музыка Японии и Китая

Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника

Музыка Средней Азии

Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители

Казахстана, Киргизии, и других стран региона

Певец своего народа

Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов — ярких представителей национального музыкального стиля своей страны

Диалог культур

Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов


Репертуар



Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

для слушания

для пения

для музицирования

Модуль 1. Классическая музыка









1.1.

Вокальная музыка

1

0

0

С. Рахманинов

"Вокализ"

Гимн России

Вокализ

02.09.2022

Знакомство с жанрами вокальной музыки. Слушание вокальных произведений композиторов-классиков.;

Проблемная ситуация: что значит красивое пение?;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

1.2.

Симфоническая музыка

1

1

0

Концерт для фо-но с оркестром№3 С.

Рахманинов

"Хохлома"

"Хохлома"

09.09.2022

Знакомство с составом симфонического оркестра, группами инструментов. Определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра.;

Письменный контроль;

ЦОК, РЭШ

Итого по модулю

2










Модуль 2. Народная музыка России









2.1.

Жанры

музыкального фольклора

1

0

0

Русские народные песни

Русские народные песни

Русские народные песни

30.09.2022

Различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая. Определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика и др.), состава исполнителей.;

Определение тембра музыкальных инструментов, отнесение к одной из групп (духовые, ударные, струнные).;

Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

ЦОК, РЭШ

Итого по модулю

1










Модуль 3. Музыкальная грамота









3.1.

Мелодия

0.5

0

0

"Песня без слов" П.

Чайковский

"Что мы

Родиной зовем"

Г. Струве

"Песня без слов"

07.10.2022

Обнаружение повторяющихся и неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз, похожих друг на друга.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

3.2.

Интервалы

0.5

0

0

"Песня без слов" П.

Чайковский

"Осенью" В.

Алексеев

"Осенью"


Разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении. Элементы двухголосия.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

Итого по модулю

1










Модуль 4. Музыка в жизни человека









4.1.

Музыкальные пейзажи

1

0

0

Г. Свиридов "Пастораль", П. Чайковский

"Осеняя песня"

В. Алексеев

"Осенняя"

Попевка

"Дождик"

28.10.2022

Слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ


4.2.

Танцы, игры и веселье

1

0

0

Музыка в исполнении русских народных инструментов

рнп "Калинка"

рнп "Калинка"

11.11.2022

Слушание, исполнение музыки скерцозного характера. Разучивание, исполнение танцевальных движений. Танец-игра.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

Итого по модулю

2










Модуль 5. Классическая музыка









5.1.

Композиторы — детям

1

0

0

Римский Корсаков "Три чуда"

"Сказка, приходи"

1 чудо

"Белочка"

18.11.2022

Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

5.2.

Вокальная музыка

1

0

0

М. Глинка "Венецианская ночь"

"Санта Лючия"

инп "Санта

Лючия"

25.11.2022

Определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

5.3.

Инструментальная музыка

1

0

0

П. Чайковский "Баркарола", Ф. Мендельсон

"Песня без слов

"Санта Лючия"

"Санта Лючия"

02.12.2022

Знакомство с жанрами камерной инструментальной музыки. Слушание произведений композиторов-классиков.

Определение комплекса выразительных средств.

Описание своего впечатления от восприятия.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

5.4.

Программная музыка

1

0

0

К. Сенс-санс Карнавал животных

Дорога добра

Фрагмент Карнавала животных

09.12.2022

Слушание произведений программной музыки. Обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором.;

Устный опрос;

Рисунок;

ЦОК, РЭШ

5.5.

Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель

1

0

0

К. Сенс-санс Карнавал животных

Дорога добра

Фрагмент Карнавала животных

26.05.2023

Игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

Итого по модулю

5










Модуль 6. Современная музыкальная культура









6.1.

Современные обработки классической музыки

1

0

0

К. Сенс-санс Карнавал животных "Лебедь" обработка

Г.

Струве"Великий музыкант"

К. Сенс-санс Карнавал животных

16.12.2022

Слушание обработок классической музыки, сравнение их с оригиналом. Обсуждение комплекса выразительных средств, наблюдение за изменением характера музыки.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

Итого по модулю

1










Модуль 7. Духовная музыка









7.1.

Звучание храма

1

0

0

А. Бородин

"Богатырская",

М. Мусоргский "Богатырские ворота"

"Богатырская наша сила"

звон колоколов

23.12.2022

Обобщение жизненного опыта, связанного со звучанием колоколов. Диалог с учителем о традициях изготовления колоколов, значении колокольного звона. Знакомство с видами колокольных звонов.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ


7.2.

Искусство Русской православной церкви

1

0

0

Рождественские песни

Рождественские колядки

Колядки

13.01.2023

Разучивание, исполнение вокальных произведений религиозной тематики, сравнение церковных мелодий и народных песен, мелодий светской музыки.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

7.3.

Религиозные праздники

1

0

0

Рождественские обрядовые песни

Рождественские колядки

Колядки

27.01.2023

Слушание музыкальных фрагментов праздничных богослужений, определение характера музыки, её религиозного содержания.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

Итого по модулю

3










Модуль 8. Народная музыка России









8.1.

Русские народные музыкальные инструменты

1

0

0

Скоморошины, прибаутки, частушки

Камаринская, Калинка, Светит месяц

Светит месяц

20.01.2023

Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов.;

Просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах.;

Устный опрос;

Рисунок;

ЦОК, РЭШ

8.2.

Первые артисты, народный театр

1

0

0

Музыка в исполнении

РНО

Песня в обработке В. Андреева

Светит месяц

03.02.2023

Разучивание, исполнение скоморошин.;

Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

ЦОК, РЭШ

8.3.

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

1

0

0

С. Рахманинов "Светлый праздник"

Гончарова

"Пасхальная"

Звон колоколов

10.02.2023

Слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций. Определение приёмов обработки, развития народных мелодий.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

8.4.

Сказки, мифы и легенды

1

0

0

Былина "Илья

Муромец"

Песня об Илье

Муромце

Былинный распев

17.02.2023

Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

8.5.

Народные праздники

1

0

0

Обрядовые масленичные песни

Масленичные песни

Масленичные песни

03.03.2023

Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

Итого по модулю

5










Модуль 9. Музыка народов мира









9.1.

Музыка наших соседей

1

0

0

Ф Шопен

пнп "Светит в небе солнышко"

пнп "Светит в небе солнышко"

10.03.2023

Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

9.2.

Кавказские мелодии и ритмы

1

0

0

"Лезгинка"

пнп "Светит в небе солнышко"

пнп "Светит в небе солнышко"

17.03.2023

Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

9.3.

Музыка Японии и Китая

1

0

0

Вариации на тему яп.н.п. "Вишня" Д.

Кабалевский

Японский журавлик

пнп "Светит в небе солнышко"

12.05.2023

Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ


9.4.

Музыка Средней

Азии

1

0

0

Фрагменты балета" Шурале"

пнп "Светит в небе солнышко"

Танец из балета

Шуралят

24.03.2023

Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

Итого по модулю

4










Модуль 10. Музыкальная грамота









10.1.

Дополнительные обозначения в нотах

1

0

0

И. Крылов

"Квартет", Квартет №2 ноктюрн Бородин

Дорогою добра

ннп

"Волшебный смычок"

14.10.2022

Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

10.2.

Вариации

1

0

0

П. Чайковский Вариации на тему рококо

ннп

"Волшебный смычок"

ннп

"Волшебный смычок"

21.10.2022

Слушание произведений, сочинённых в форме вариаций. Наблюдение за развитием, изменением основной темы. Составление наглядной буквенной или графической схемы.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

Итого по модулю

2










Модуль 11. Музыка театра и кино









11.1.

Сюжет музыкального спектакля

1

0

0

Г. Стравинский балет

"Петрушка"

"Билет на балет"

Корнелюк

Попевка ритмические зарисовки

07.04.2023

Знакомство с либретто, структурой музыкального спектакля. Пересказ либретто изученных опер и балетов.;

Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

ЦОК, РЭШ

11.2.

Балет.

Хореография — искусство танца

1

0

0

Г. Стравинский балет

"Петрушка"

Билет на балет

Попевка ритмические зарисовки

21.04.2023

Просмотр и обсуждение видеозаписей — знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов. Музыкальная викторина на знание балетной музыки.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

11.3.

Оперетта, мюзикл

1

0

0

А. Рыбников "Волк и 7 козлят на новый лад"

А. Ермолов Песня приветствие

Песня приветствие

28.04.2023

Знакомство с жанрами оперетты, мюзикла. Слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей жанра.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

Итого по модулю

3










Модуль 12. Музыка народов мира









12.1.

Певец своего народа

1

0

0

С. Рахманинов

Сирень,

Островок,

Весенние воды

романс Сирень

романс

Весенние воды

14.04.2023

Знакомство с творчеством композиторов.

Сравнение их сочинений с народной музыкой. Определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

12.2.

Диалог культур

1

1

0

С. Рахманинов

Концерт 2

Хохлома

Хохлома

19.05.2023

Знакомство с творчеством композиторов.

Сравнение их сочинений с народной музыкой. Определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала.;

Письменный контроль;

ЦОК, РЭШ

Итого по модулю

2










Модуль 13. Классическая музыка











13.1.

Русские композиторыклассики

1

0

0

М. Мусоргский "Картинки с выставки"

Сказка, приходи

Сказка приходи

16.09.2022

Вокализация тем инструментальных сочинений.;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

13.2.

Европейские композиторыклассики

1

0

0

А. Вивальди

"Времена года"

Волшебный смычок

Волшебный смычок

23.09.2022

Разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений.;

Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

ЦОК, РЭШ

13.3.

Мастерство исполнителя

1

0

0

С. Рахманинов

Прелюдия

Звонят, звонят колокола

Колокольный звон

05.05.2023

Дискуссия на тему «Композитор — исполнитель — слушатель».;

Устный опрос;

ЦОК, РЭШ

Итого по модулю

3










ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО

ПРОГРАММЕ

34

2

0








ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Модуль "Классическая музыка" (Ж). Тайна рождения песни. Многообразие жанров вокальной музыки. Музыкальные произведения по выбору: исполнение С. Т. Рихтера, С. Я. Лемешева, И. С.

Козловского, М. Л.

Ростропович

1

0

0

02.09.2022

Устный опрос;

2.

Модуль "Классическая музыка" (Ж). Ведущие музыкальные инструменты симфонического оркестра. Музыкальные произведения по выбору: Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром; К. Сен-Санс. Концерт № 1 для виолончели. Вводный контроль

1

1

0

09.09.2022

Письменный контроль;

3.

Модуль "Классическая музыка" (Ж). М. И. Глинка. Гармония оркестра. Музыкальные произведения по выбору: увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», симфонические фантазии «Камаринская», «Вальсфантазия»

1

0

0

16.09.2022

Устный опрос;


4.

Модуль "Народная музыка России" (Д). Многообразие жанров народных песен. Музыкальные произведения по выбору: «Ой, мороз, мороз», «Тройка», «Полюшкополе»; Музыка А. Алябьева. «Вечерний звон» (слова И. Козлова); В. Комраков. «Прибаутки» (слова народные); А.

Абрамов. «Реченька»

(слова Е. Карасёва)

1

0

0

23.09.2022

Устный опрос;

5.

Модуль "Народная музыка России" (Д).

Музыкальность поэзии А.

С. Пушкина. Музыкальные произведения по выбору: М. И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина); Г. В.

Свиридов. «Метель» («Осень»); П. И.

Чайковский. Опера

«Золотой петушок»; М. И.

Глинка. Опера «Руслан и

Людмила»

1

0

0

30.09.2022

Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

6.

Модуль "Музыкальная грамота" (И).

Мелодический рисунок

1

0

0

07.10.2022

Устный опрос;

7.

Модуль "Музыкальная грамота" (Т).

Мелодическое движение и интервалы

1

0

0

14.10.2022

Устный опрос;

8.

Модуль "Музыкальная грамота" (Т). Элементы двухголосия

1

0

0

21.10.2022

Устный опрос;


9.

Модуль "Музыка в жизни человека" (Б). Музыка о красоте родной земли и красоте человека. Музыкальные произведения по выбору:

С. Рахманинов. «Весенние воды» на слова Ф. И. Тютчева, «В молчаньи ночи тайной» на слова А.

А. Фета, «Здесь хорошо»,

«Ночь печальна»

1

0

0

28.10.2022

Устный опрос;

10.

Модуль "Музыка в жизни человека" (Д). Полонез, мазурка, вальс.

Музыкальные произведения по выбору: полонез ля мажор Ф. Шопена; Г. Струве

«Полонез дружбы»; Вальсы Ф Шопена: си минор, ми минор, ми бемоль мажор; мазурки Ф. Шопена: № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор) и № 1 (си бемоль мажор)

1

0

0

11.11.2022

Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

11.

Модуль "Классическая музыка" (З). Особенности камерной музыки. Музыкальные произведения по выбору: Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс №

10 (си минор). Мазурка №

1. Мазурка № 47. Мазурка

№ 48. Полонез (ля мажор).

Ноктюрн фа минор. Этюд

№ 12 (до минор). Полонез (ля мажор); Этюд № 12 (до минор)

1

0

0

18.11.2022

Устный опрос;


12.

Модуль "Классическая музыка" (И). Рисование образов программной музыки

1

0

0

25.11.2022

Устный опрос;

Рисунок;

13.

Модуль "Классическая музыка" (Е). Знаменитые скрипачи и скрипичные мастера. Музыкальные произведения по выбору:

исполнительское творчество А. Вивальди, А.

Корели, Н. Паганини, Н.

Кавакос; П. И.

Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; Л. ван Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор; И. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор

1

0

0

02.12.2022

Устный опрос;

14.

Модуль "Классическая музыка" (Е). Знаменитые виолончелисты. Музыкальные произведения по выбору:

исполнительское творчество М.

Растроповича, П. Казальс,

Н. Андре, В. Максимова; К. Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром № 1; Й. Гайдн. Концерт № 1 для виолончели с оркестром

1

0

0

09.12.2022

Устный опрос;

15.

Модуль "Современная музыкальная культура" (А). Музыкальная обработка классических произведений

1

0

0

16.12.2022

Устный опрос;


16.

Модуль "Духовная музыка" (Г). Народные и духовные песнопения. Музыкальные произведения по выбору: М. И. Глинка.

«Камаринская»; И. П.

Ларионов. «Калинка»; «Вот мчится тройка почтовая» в исп. М.

Вавича; А. Гурилёв.

«Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова).

«Колокольчик» (сл. И.

Макарова); М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

1

0

0

23.12.2022

Устный опрос;

17.

Модуль "Духовная музыка" (Д). Народные и церковные праздники: музыкальные образы. Музыкальные произведения по выбору: «Ай, как мы масленицу дожидали», «Полянка», «Проводы зимы», «Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая»

1

0

0

13.01.2023

Устный опрос;

18.

Модуль "Народная музыка России" (В). Инструменты русского народного оркестра. Музыкальные произведения по выбору: И. П. Ларионов.

«Калинка»;

«Колокольчик» (сл. И.

Макарова); М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

1

0

0

20.01.2023

Устный опрос;


19.

Модуль "Народная музыка России" (В). Лирические песни в русской музыкальной традиции.

1

0

0

27.01.2023

Устный опрос;

Рисунок;

20.

Модуль "Народная музыка России" (И). Народный театр

1

0

0

03.02.2023

Устный опрос;

21.

Модуль "Народная музыка России" (Ж). Народные мелодии в обработке композиторов

1

0

0

10.02.2023

Устный опрос;

22.

Модуль "Народная музыка России" (Г). Оперы-сказки русских композиторов. Музыкальные произведения по выбору:

М. И. Глинка. Опера

«Руслан и Людмила»; Н. А. Римский-Корсаков.

Оперы «Снегурочка»,

«Золотой петушок»; П. И.

Чайковский. «Черевички»

1

0

0

17.02.2023

Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

23.

Модуль "Народная музыка России" (Г). Музыкальные образы в балетах И. Ф.

Стравинского. Музыкальные произведения по выбору: И. Ф. Стравинский.

Балеты: «Петрушка»,

«Жар-птица», «Байка»

1

0

0

03.03.2023

Устный опрос;

24.

Модуль "Музыка народов мира" (А, Б). Фольклор и музыкальные традиции наших соседей. Музыка Белоруссии, Прибалтики. Музыкальные произведения по выбору: "Косил Ясь конюшину" в исп. группы Песняры; Р. Паулс "Колыбельная", латышская народная песня

«Вей ветерок»

1

0

0

10.03.2023

Устный опрос;


25.

Модуль "Музыка народов мира" (Е, Ж). Музыка Средней Азии. Музыка Японии и Китая. Музыкальные произведения по выбору: казахские народные песни

«Богенбай батыр», «Сабалак»; японская народная песня «Вишня»; китайская народная песня

"Жасмин"

1

0

0

17.03.2023

Устный опрос;

26.

Модуль "Музыкальная грамота" (Х).

Музыкальные вариации. Музыкальные произведения по выбору:

инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, М. И.

Глинки

1

0

0

24.03.2023

Устный опрос;

27.

Модуль «Музыка театра и кино» (Д). Сюжет музыкального спектакля.

Фильмы-сказки. Музыкальные произведения по выбору:

«Морозко» (режиссер А.

Роу, композитор Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор Г. Гладков),

«Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А. Рыбников)

1

0

0

07.04.2023

Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»;


28.

Модуль «Музыка театра и кино» (Д). Музыка в мультфильмах. Музыкальные произведения по выбору: М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки» из мультфильма «Картинки с выставки» (1984); П. И. Чайковский. «Детский альбом» из мультфильма «Детский альбом» (1976), мультфильм «Щелкунчик» (1973); музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских режиссеров-аниматоров В.

Котеночкина, А.

Татарского, А.

Хржановского, Ю.

Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова и др. «Ну, погоди» (А. Державин, А.

Зацепин), «Приключения Кота Леопольда» (Б.

Савельев, Н. Кудрина),

«Крокодил Гена и Чебурашка» (В.

Шаинский)

1

0

0

14.04.2023

Устный опрос;

29.

Модуль «Музыка театра и кино» (В). Опера и балет. Музыкальные произведения на выбор: М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»; Н. А. Римский-Корсаков. Балет

«Снегурочка»

1

0

0

21.04.2023

Устный опрос;

30.

Модуль «Музыка театра и кино» (Е). Оперетта и мюзикл. Музыкальные произведения на выбор: И. Штраус оперетта "Летучая мышь"; Э. Уэббер. Мюзикл «Кошки»

1

0

0

28.04.2023

Устный опрос;


31.

Модуль «Музыка театра и кино» (Г). Увертюры к опере, балету, мюзиклу. Музыкальные произведения по выбору:

М. И. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Ф.

Мендельсон. Увертюра

"Сон в летнюю ночь"

1

0

0

05.05.2023

Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

32.

Модуль «Музыка народов мира» (З).

Выразительность музыкальной речи:

интонация. Музыкальные произведения по выбору:

А. П. Бородин. Ноктюрн из Квартета № 2; П. И. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром; С. В. Рахманинов. «Сирень», Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели

1

0

0

12.05.2023

Устный опрос;

33.

Модуль «Музыка народов мира» (И). Диалог культур.

Итоговый контроль

1

1

0

19.05.2023

Письменный контроль;


34.

Модуль "Классическая музыка" (Л, Н). Композитор – имя ему народ. Музыкальные произведения по выбору: П. Чайковский. «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова); Н.

Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка" ("Пляска скоморохов"); А. Гурилёв.

«Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова).

«Колокольчик» (сл. И.

Макарова); М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно»; М. Глинка. Опера «Иван

Сусанин» (хор «Разгулялися, разливалися»)

1

0

0

26.05.2023

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

0





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Музыка. 4 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;

Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Песенник Г. Струве

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ЦОК, РЭШ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

компьютерное оборудование

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

нет



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!