Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»
УТВЕРЖДЕНО: Приказ № 165-од от « 28 » августа 2020 года Директор школы О.А. Голых |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКИ»
(приложение к ОП СОО МАОУ АГО «АСОШ №6»)
Уровень образования: среднее общее образование (10-11 класс)
Количество часов: 70 часов
10 класс - 1 час в неделю, 35 часов
11 класс - 1 час в неделю, 35 часов
Учебно – методический комплект под редакцией Полякова К.Ю., Еремина Е.А.
Разработала:
Мангилев Николай Игоревич,
учитель информатики,
квалификационная категория: СЗД
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела:
Основы информатики
Техника безопасности. Организация рабочего места
Информация и информационные процессы
Кодирование информации
Логические основы компьютеров
Компьютерная арифметика
Устройство компьютера
Программное обеспечение
Компьютерные сети
Информационная безопасность
Алгоритмы и программирование
Алгоритмизация и программирование
Решение вычислительных задач
Информационно-коммуникационные технологии
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в 11 классе.
В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. В любом случае авторы рекомендуют начинать изучение материала 10 класс с тем «Информация и информационные процессы» и «Кодирование информации», которые являются ключевыми для всего курса.
В сравнении с полным (углублённым) курсом, в планировании для базового уровня
изъяты разделы «Объектно-ориентированное программирование», «Графика и анимация», «3D-моделирование и анимация» и «Элементы теории алгоритмов», которые предлагается изучать, при возможности, в рамках элективных курсов и факультативных занятий;
раздел «Создание веб-сайтов» перенесён на конец курса 11 класса для того, чтобы наиболее сложные темы, связанные с программированием, изучались в середине учебного года;
сокращен объем изучения остальных разделов.
Отметим, что при наличии учебника учащиеся имеют возможность изучать дополнительные разделы полного (углублённого) курса самостоятельно под руководством учителя.
В зависимости от фактического уровня подготовки учащихся учитель может внести изменения в планирование, сократив количество часов, отведённых на темы, хорошо усвоенные в курсе основной школы, и добавив вместо них темы, входящие в полный курс.
Тематическое планирование по информатике для 10 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Виды занятий |
Лабораторные, практические работы | Контрольные работы | другое |
Информация и информационные процессы. Кодирование информации |
| Техника безопасности. Организация рабочего места. Информатика и информация. Информационные процессы. | 1 | | | |
| Измерение информации. Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы. | 1 | 1 | | |
| Кодирование и декодирование. Дискретность. Алфавитный подход к оценке количества информации. | 1 | | | |
| Входная контрольная работа | 1 | | 1 | |
| Системы счисления. Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления. | | 1 | | |
| Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления. | 1 | 1 | | |
| Кодирование символов. Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации. | 1 | 1 | | |
| Контрольная работа по теме: «Информация и информационные процессы. Кодирование информации» | 1 | | 1 | |
Логические основы компьютеров. Программное обеспечение. Компьютерные сети |
| Логика и компьютер. Логические операции. Диаграммы Эйлера-Венна. | 1 | | | |
| Упрощение логических выражений. | 1 | | | |
| Принципы устройства компьютеров. Процессор. Память. Устройства ввода и вывода. | 1 | | | |
| Программное обеспечение. Правовая охрана программ и данных. | 1 | | | |
| Системное программное обеспечение. Системы программирования. | 1 | | | |
| Компьютерные сети. Основные понятия Сеть Интернет. Адреса в Интернете. Службы Интернета. | 1 | | | |
| Контрольная работа по теме: «Логические основы компьютеров. Программное обеспечение. Компьютерные сети» | 1 | | 1 | |
Алгоритмизация и программирование |
| Простейшие программы. Вычисления. Стандартные функции. | 1 | | | |
| Условный оператор. Сложные условия. | 1 | | | |
| Цикл с условием. | 1 | 1 | | |
| Цикл с переменной. | 1 | | | |
| Процедуры и функции. | 1 | | | |
| Массивы. Перебор элементов массива. | 1 | 1 | | |
| Линейный поиск в массиве. Отбор элементов массива по условию. | 1 | | | |
| Сортировка массивов. | 1 | | | |
| Символьные строки. | 1 | | | |
| Функции для работы с символьными строками. | 1 | | | |
| Контрольная работа по теме: «Решение вычислительных задач на компьютере. Информационная безопасность» | 1 | | 1 | |
Решение вычислительных задач на компьютере. Информационная безопасность |
| Решение уравнений в табличных процессорах. | 1 | 1 | | |
| Статистические расчеты. | 1 | | | |
| Условные вычисления. | 1 | 1 | | |
| Вредоносные программы. Защита от вредоносных программ. | 1 | | | |
| Контрольная работа по теме: «Решение вычислительных задач на компьютере. Информационная безопасность» | 1 | | 1 | |
| Повторение по теме : «Логические основы компьютеров. Программное обеспечение. Компьютерные сети» | 1 | | | |
| Повторение по теме : «Алгоритмизация и программирование» | 1 | | | |
| Итоговая контрольная работа за курс 10 класса | 1 | | 1 | |
И | Анализ итоговой контрольной работы | 1 | | | |
| | | ПР - 8 | КР - 6 | |
Тематическое планирование по информатике для 11 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Виды занятий |
Лабораторные, практические работы | Контрольные работы | другое |
Информация и информационные процессы |
| Техника безопасности. Передача информации. Помехоустойчивые коды. | 1 | | | |
| Сжатие данных без потерь. | 1 | | | |
| Практическая работа: использование архиватора. | 1 | 1 | | |
| Информация и управление. Системный подход. Информационное общество. | | | | |
Моделирование |
| Модели и моделирование. | 1 | | | |
| Входная контрольная работа | 1 | | 1 | |
| Использование графов. | 1 | | | |
| Этапы моделирования. | 1 | | | |
| Модели ограниченного и неограниченного роста. | 1 | | | |
| Моделирование эпидемии. | 1 | | | |
| Обратная связь. Саморегуляция. | 1 | | | |
| Информационные системы. | 1 | | | |
Базы данных |
| Таблицы. Основные понятия. Реляционные базы данных. | 1 | | | |
| Практическая работа: операции с таблицей. | 1 | 1 | | |
| Практическая работа: создание таблицы. | 1 | 1 | | |
| Запросы. | 1 | | | |
| Формы. | 1 | | | |
| Отчеты. | 1 | | | |
| Многотабличные базы данных. | 1 | | | |
| Запросы к многотабличным базам данных. | 1 | | | |
Создание веб-сайтов |
| Веб-сайты и веб-страницы. | 1 | | | |
| Текстовые страницы. | 1 | | | |
| Практическая работа: оформление текстовой веб-страницы. | 1 | | | |
| Списки. | 1 | | | |
| Гиперссылки. | 1 | | | |
| Содержание и оформление. Стили. | 1 | | | |
| Практическая работа: использование CSS. | 1 | 1 | | |
| Рисунки на веб-страницах. | 1 | | | |
| Таблицы. | 1 | | | |
| Практическая работа: использование таблиц. | 1 | 1 | | |
Элементы теории алгоритмов |
| | 1 | | | |
| | 1 | | | |
| | 1 | | | |
| ИТОГО | | ЛР – 3 ПР - 4 | КР - 3 | |