СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Изобразительное искусство " 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Изобразительное искусство " 1-4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тогучинского района

«Тогучинская средняя школа №2 им.В.Л.Комарова»


ПРИНЯТО

на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол № 1 от 29.08.2020 г.

Руководитель _________/М.В.Дрожжина


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

_________/ Н.Б. Евсеева

« 30 » августа 2020 год


протокол № ___от «__» __ _____ г.


_____________/ __________________

«____»____________202__г.


протокол № ___от «__» __ _____ г.


_____________/ ___________________

«____»____________202__г.

протокол № ___от «__» __ _____ г.



_____________/ ___________________

«____»____________202__г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Изобразительное искусство»

для обучающихся по программе

начального общего образования (ФГОС НОО)


Срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)






Составители:

Козлова М.В., учитель начальных классов






2020 год






Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (далее – Программа) разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от « 6 » октября 2009 г. № 373;

  • Приказа Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г., №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 февраля 2013 г., регистрационный номер 26993).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Информационно-методических материалов:

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Минобрнауки РФ от 01 ноября 2011 г. №03-776;

  • Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. Начальная школа.4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011 Б.М.Неменский. Изобразительное искусство. 1 – 4 классы: авторская программа. - М: Просвещение;

  • Учебный план МБОУ «Тогучинская средняя школа №2 им.В.Л.Комарова» на 2020-2021 учебный год

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности

Цель изучения предмета:

  • обеспечение достижения планируемых результатов ООП НОО выпускником начальной общеобразовательной школы по предмету «Изобразительное искусство»;

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи изучения предмета:

- освоить первоначальные знания о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

- создать условия овладения элементарной художественной грамотой;

- формировать художественный кругозор, приобретать опыт работы в различных видах художественно-творческой деятельности разными художественными материалами;

- совершенствовать эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

- развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- формировать навыки работы с различными художественными материалами.

- воспитывать эстетические чувства, интерес к изобразительному искусству;

- обогащать нравственный опыт, представления о добре и зле;

- воспитывать уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;

- развивать готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

- развивать воображение, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески, способность к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности

Используемые в образовательном процессе учебники:

Изобразительное Искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. 1 класс: учеб для общеобразоват. организаций / Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского - М.: Просвещение;

Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб для общеобразоват. организаций / Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. - 4-е изд. - М.: Просвещение;

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М.Неменского. – 4-е изд. – М. Просвещение;

Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – 4-е изд. – М. Просвещение, 2014. – 159 с.

Место предмета в учебном плане:

В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 135 часов.(1 класс-33 ч., 2-4 класс – 34 ч.)

Описание организации и содержания оценивания:

Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных обучающихся помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Виды и формы текущего контроля:

  • устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной / заданной теме);

  • письменные (письменное выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, графической работы);

  • работа в паре, в группе;

  • творческих (индивидуальных и коллективных) работ;

Формы тематического контроля:

  • проектная деятельность;

  • презентация своей работы;

  • отчетные выставки; контрольная работа;

  • защита проекта.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1 класс

Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:

  • осознавать роль изобразительного искусства в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» произведения искусства, выражать свои эмоции;


  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своѐ отношение к произведениям искусства;


Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;


  • учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;


  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений.


Познавательные УУД:


  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях, в словаре), делать предварительный отбор источников информации;


  • ориентироваться в новой системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;


  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.


Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников, рабочих тетрадей и их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства (донести свою позицию до собеседника; оформлять свои мысли в устной или письменной форме, на уровне предложения или небольшого текста);


  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;


  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения на уроках изобразительного искусства и следовать им;


  • учиться согласованно работать в паре, группе (планировать работу; распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; выполнять различные роли в группе, лидера, исполнителя, критика).


Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.


Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.


Предметные результаты

Первоклассник научится:


- знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тѐплые и холодные цвета;


  • простейшим навыкам: рисунка, аппликации, построения геометрического орнамента, техники работы акварельными и гуашевыми красками;


  • понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;


  • знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;


  • некоторым видам изобразительного искусства: живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); графика (иллюстрация); народные промыслы (народные игрушки, изделия народных мастеров).


Первоклассник получит возможность научиться:


  • понимать, в чём состоит работа художника, и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать; описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий;


  • различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности;

  • чувствовать образный характер различных видов линий;


  • воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками;


  • иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики: композиция, рисунок, цвет для живописи; композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.


2 класс

Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:

  • осознавать роль изобразительного искусства в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» произведения искусства, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;


  • высказывать своѐ отношение к произведениям искусства;


Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;


  • учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;


  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений.


Познавательные УУД:


  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях, в словаре), делать предварительный отбор источников информации;


  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • ориентироваться в новой системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;


  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.


Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников, рабочих тетрадей и их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:


  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства (донести свою позицию до собеседника; оформлять свои мысли в устной или письменной форме, на уровне предложения или небольшого текста);


  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;


  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения на уроках изобразительного искусства и следовать им;


  • учиться согласованно работать в паре, группе (планировать работу; распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; выполнять различные роли в группе, лидера, исполнителя, критика).


Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.


Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.


Предметные результаты

Второклассник научится:


  • владеть основами языка изобразительного искусства: иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);


- понимать и уметь объяснять, что такое скульптура, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, штриховка, светотень, источник света, орнамент, колорит;


  • знать свойства цветов спектра (взаимодействие тѐплых и холодных цветов);


  • различать и знать особенности различных видов изобразительной деятельности, продолжит овладение навыками: рисования цветными карандашами, рисования простым карандашом (передача объѐма предмета с помощью светотени),

аппликации, гравюры, построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции, различных приѐмов работы акварельными красками, работы гуашевыми красками;


  • углубленным представлениям о некоторых видах изобразительного искусства: живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись); графика (иллюстрация); народные промыслы.


Второклассник получит возможность научиться:

  • описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий;


  • чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своѐ отношение к изображѐнному на картине;


  • воспринимать эмоциональное звучание тѐплых или холодных цветов и колорита картины;

  • изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях.


3 класс

Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения и качества:


  • эмоциональность, умение осознавать, определять (называть) и выражать свои эмоции, эмоционально «проживать» произведения искусства;


  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сопереживать, сочувствовать другим людям (в том числе героям живописных, графических, скульптурных произведений);


  • любовь и уважение к Отечеству, его культуре и творчеству;


  • интерес к изобразительному искусству; духовные и эстетические потребности в изобразительном искусстве;


  • интерес к созданию собственных произведений с использованием разнообразных техник и материалов изобразительного искусства;


  • интерес к изучению изобразительного искусства;

  • осознание ответственности за собственное произведение (рисунок, поделка, скульптура, коллаж и т. п.);

  • осознание наличия собственного эстетического идеала и готовности к отстаиванию этого идеала.


Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, рабочих тетрадей, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

  • самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке;


  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;


  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;


  • преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания;


  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);


  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями по искусству, интернет-источниками;

  • сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т. д.);


  • осуществлять анализ и синтез, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;


  • сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т. д.);


  • преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания, составлять план, схему;


  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения по картинам, скульптурам и другим произведениям изобразительного искусства.


Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников, рабочих тетрадей и их методический аппарат; технология продуктивного чтения.


Коммуникативные УУД:


  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства (донести свою позицию до собеседника; оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом речевой ситуации);


  • высказывать и обосновывать свою точку зрения о произведениях искусства и их авторах;


  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • задавать вопросы;


  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты

Третьеклассник научится:


  • владеть языком изобразительного искусства: иметь чѐткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);

  • объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушѐвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;

  • объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

  • объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;

  • объяснять особенности различных видов изобразительной деятельности, дальнейшее овладение навыками: рисования цветными карандашами, рисования простым карандашом (передача объѐма предмета с помощью светотени), выполнения декоративного панно в технике аппликации, выполнения декоративного панно из природных материалов;, выполнения растительного орнамента (хохломская роспись), овладения различными приѐмами работы акварельными красками (техникой отпечатка), работой гуашевыми красками, постановки и оформления кукольного спектакля.


Третьеклассник получит возможность научиться:

  • описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий;


  • описывать, в чѐм состоит образный характер различных произведений;


  • рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них;


  • углубить понятие о некоторых видах изобразительного искусства: живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись), графика (иллюстрация), народные промыслы (хохломская роспись).


  • изучить и рассказывать о произведениях признанных мастеров изобразительного искусства и их особенностях.


4-й класс

  • результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства.

Потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:


  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;


  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;


  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своѐ отношение к ним средствами художественного образного языка;


  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;


  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.


Выпускник получит возможность научиться:


  • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;


  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д.), в природе, на улице, в быту;


  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?


Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;


  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;


  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;


  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;


  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;


  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).


Выпускник получит возможность научиться:


  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;


  • моделировать новые формы, различать ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;


  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;

- решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта – природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. – в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.


Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;


  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;


  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;


  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


  1. Содержание учебного предмета

1-й класс (33 ч)

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

Ты учишься изображать. Изображение всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном.


Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь

Мир полон украшений. Цветы. Красоту нужно уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы.

Монотипия. Украшения птиц. Объемная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер

украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).


Ты строишь.


Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Всѐ имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живѐм (обобщение темы). Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу


Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Сказочная страна. Времена года. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

2-й класс (34 ч)

Искусство и ты

Как и чем работает художник?

Три основных цвета – желтый, красный, синий. Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки. Акварель, их


выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических

материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные

материалы (обобщение темы).

Реальность и фантазия


Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).


О чем говорит искусство

Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чём говорят украшения. Образ здания. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий.

Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.

Обобщающий урок года.

3-й класс (34 ч)

Искусство вокруг нас

Искусство в твоем доме

Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы у тебя дома. Мамин платок. Твои книжки. Открытки. Труд художника

для твоего дома (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города


Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы).

Художник и зрелище

Художник в цирке. Художник в театре. Театр кукол. Маски. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный карнавал

(обобщение темы).


Художник и музей


Музей в жизни города. Картина – особый мир. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).

4-й класс (34 ч)

Каждый народ – художник

(изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей Земли)

Истоки родного искусства


Пейзаж родной земли. Деревня – деревянный мир. Красота человека. Народные праздники (обобщение темы). Древние города нашей земли Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород, Псков, Владимир и Суздаль, Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ – художник

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Народы гор и степей. Города в пустыне. Древняя

Эллада. Европейские города Средневековья. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы Материнство. Мудрость старости. Сопереживание. Герои-защитники. Юность и мечты. Искусство народов мира. (обобщение темы).


III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


1 класс

п/п

Название тем и разделов

Кол – во

часов

1.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.

9

2.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.

8

3.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.

8

4.

Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу

8


Итого:

33

2 класс

п/п

Название тем и разделов

Кол – во

часов

1.

Чем и как работают художники

8

2.

Реальность и фантазия

7

3.

О чём говорит искусство

11

4.

Как говорит искусство

8


Итого:

34

3 класс

п/п

Название тем и разделов

Кол – во

часов

1.

Искусство в твоем доме

8

2.

Искусство на улицах твоего города

7

3.

Художник и зрелище

11

4.

Художник и музей

8


Итого:

34


4 класс

п/п

Название тем и разделов

Кол – во

часов

1.

Истоки родного искусства

8

2.

Древние города нашей Земли

7

3.

Каждый народ — художник

11

4.

Искусство объединяет народы

8


Итого:

34


1 класс


№ п/п

№ в теме

Тема урока

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 часов)

1

1

Изображения всюду вокруг нас.

2

2

Мастер Изображения учит видеть.

3

3

Наблюдение за природой.

4

4

В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве».

5

5

Изображать можно пятном.

6

6

Изображать можно в объеме.

7

7

Изображать можно линией.

8

8

Разноцветные краски.

9

9

Художник и зрители.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов)

10

1

Мир полон украшений.

11

2

Красоту надо уметь замечать.

12

3

Узор на крыльях.

13

4

Красивые рыбы.

14

5

Украшение птиц.

15

6

Узоры, которые создали люди.

16

7

Как украшает себя человек.

17

8

Мастер Украшения помогает сделать праздник.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (8 часов)

18

1

Постройки в нашей жизни.

19

2

Домики, которые построила природа.

20

3

Дом снаружи и внутри.

21

4

Строим город.

22

5

Все имеет свое строение.

23

6

Постройка предметов.

24

7

Город, в котором мы живем.

25

8

Город, в котором мы живем.

Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу (8 часов)

26

1

Совместная работа трех Братьев-Мастеров.

27

2

Сказочная страна. Создание панно.

28

3

Сказочная страна. Создание панно.

29

4

Разноцветные жуки.

30

5

Весенний день.

31

6

Урок любования. Умение видеть.

32

7

Времена года.

33

8

Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками.



2 класс

№ п/п

№ в теме

Тема урока

« Как и чем работает художник?» (8 часов)

1

1

« Цветочная поляна»Три основных цвета: желтый, красный, синий.

2

2

Загадки черного и белого цветов.

3

3

« Осенний лес» Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

4

4

« Осенний листопад» выразительные возможности аппликации.

5

5

« Графика зимнего леса» Выразительные возможности графических материалов.

6

6

« Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме.

7

7

« Птицы в лесу» выразительные возможности бумаги.

8

8

Композиции из сухих трав и цветов.

Реальность и фантазии (7 часов)

9

1

« Наши друзья птицы»

10

2

« Сказочная птица»

11

3

« Веточки деревьев с росой и паутинкой»

12

4

« Кокошник»

13

5

« Подводный мир»

14

6

« Фантастический замок»

15

7

« Братья- мастера» Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе.

О чем говорит искусство (11 часов)

16

1

« Море» Изображение природы в различных состояниях.

17

2

« Четвероногий герой» Изображение характера животных.

18

3

« Женский образ русских сказок»Изображение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов ( царевна –Лебедь и Бабариха)

19

4

« Женский образ русских сказок»Изображение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов ( царевна –Лебедь и Бабариха)

20

5

« Сказочный мужской образ» изображение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа.

21

6

« Сказочный мужской образ» изображение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа.

22

7

« Образ человека в скульптуре». Образ сказочного героя, выраженного в объеме.

23

8

« Человек и его украшения» ( сумочка, сарафан, воротничок, щит – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения.

24

9

« Человек и его украшения» ( сумочка, сарафан, воротничок, щит – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения.

25

10

« Дворцы доброй феи» Образ здания.

26

11

« В мире сказочных героев»

Как говорит искусство (8 часов)

27

1

« Замок Снежной королевы» Цвет, как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

28

2

« Весна идет» Цвет, как средство выражения: тихие ( глухие) и звонкие цвета.

29

3

« Весенний ручеек» Линия, как средство выражения: ритм линий.

30

4

« Ветка» Линия, как средство выражения: характер линий.

31

5

« Птичка» Коллективное панно.

32

6

« Смешные человечки» Пропорции выражают характер.

33

7

« Весна. Шум птиц» Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.

34

8

Обобщающий урок года. Наши достижения. Я умею, я могу. Выставка детских работ.


3 класс

№ п/п

№ в теме

Тема урока

Искусство в твоем доме (8 часов)

1

1

«Твои игрушки» (лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольных материалов)

2

2

«Посуда у тебя дома» (лепка из пластилина)

3

3

«Мамин платок» (работа с бумагой и красками)

4

4

«Обои и шторы у тебя дома» (работа с бумагой и фломастерами)

5

5

«Твои книжки» (работа с бумагой, красками, ножницами).

6

6

«Твои книжки» (работа с бумагой, красками, ножницами).

7

7

«Открытки» (работа с бумагой, красками, ножницами) Изготовление объёмной открытки.

8

8

«Труд художника твоего дома». Обобщающий урок 1 четверти.

Искусство на улицах твоего города (7 часов)

9

1

«Памятники архитектуры» (работа с бумагой, красками, ножницами)

10

2

«Парки, скверы, бульвары» (работа в смешанной технике – рисование, аппликация)

11

3

«Ажурные ограды» (работа в смешанной технике – объёмная аппликация, рисование)

12

4

«Волшебные фонари» (объёмная поделка из бумаги)

13

5

«Витрины» (аппликация из рваной бумаги)

14

6

«Удивительный транспорт» (конструирование из бумаги и вспомогательных материалов)

15

7

«Искусство на улицах твоего города». Обобщающий урок.

Художник и зрелище (11 часов)

16

1

«Художник в цирке» (рисование акварелью)

17

2

«Художник в цирке» (рисование акварелью)

18

3

«Художник в театре» (работа в смешанной технике)

19

4

«Художник в театре» (работа в смешанной технике)

20

5

«Театр кукол» (изготовление кукольных персонажей в разной технике)

21

6

«Театр кукол» (изготовление кукольных персонажей в разной технике)

22

7

«Театральные маски» (создание маски бумажной и комбинированной)

23

8

«Театральные маски» (создание маски бумажной и комбинированной)

24

9

«Афиша и плакат» (рисование на бумаге красками и карандашами)

25

10

«Праздник в городе» (создание рисунка городского праздника)

26

11

«Школьный карнавал». Обобщающий урок.

Художник и музей (8 часов)

27

1

«Музей в жизни города» (рисование на свободную тему)

28

2

«Картина – особый мир» (рисование картины-пейзажа)

29

3

«Картина – портрет» (рисование картины – портрета)

30

4

«Картина – портрет» (рисование картины – портрета)

31

5

«Картина – натюрморт» (рисование картины – натюрморта)

32

6

«Картины исторические и бытовые» (рисование картины на жанровую тему)

33

7

«Скульптура в музее и на улице» (лепка из пластилина фигуры человека в движении)

34

8

«Художник и музей». Обобщающий урок.


4 класс

№ п/п

№ в теме

Тема урока

«Истоки родного искусства» (8 часов)

1

1

Каждый народ строит, украшает, изображает.

2

2

Пейзаж родной земли. Рисование по памяти.

3

3

Деревня – деревянный мир. Моделирование.

4

4

Деревня – деревянный мир. Создание коллективного панно.

5

5

Красота человека. Изображение женского и мужского образа в народном костюме.

6

6

Красота человека. Изображение сцены труда из крестьянской жизни.

7

7

Народные праздники. Создание коллективного панно.

8

8

Народные праздники. Обобщение темы. Изображение календарного праздника.

«Древние города нашей земли» (7 часов)

9

1

Родной угол. Создание макета древнерусского города.

10

2

Древние соборы. Создание макета древнерусского собора.

11

3

Города Русской земли. Изображение древнерусского города.

12

4

Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов.

13

5

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Живописное изображение древнерусского города.

14

6

Узорочье теремов. Изображение интерьера теремных палат.

15

7

Пир в теремных палатах. Обобщение темы. Изображение праздника в теремных палатах.

«Каждый народ – художник» (11 часов)

16

1

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение природы.

17

2

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Изображение японок в кимоно.

18

3

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Создание коллективного панно.

19

4

Народы гор и степей. Изображение красоты гор.

20

5

Народы гор и степей. Изображение жизни в степи.

21

6

Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатского города.

22

7

Древняя Эллада. Изображение греческого храма.

23

8

Древняя Эллада. Создание коллективного панно «Древнегреческий праздник»

24

9

Европейские города средневековья. Изображение костюма и предметов быта

25

10

Европейские города средневековья. Создание панно «Площадь средневекового города».

26

11

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы.

Участие в выставке работ.

«Искусство объединяет народы» (8 часов)

27

1

Материнство Изображение образа матери.

28

2

Материнство. Изображение образа матери и дитя.

29

3

Мудрость старости. Создавать образ любимого пожилого человека.

30

4

Сопереживание. Создание рисунка с драматическим сюжетом.

31

5

Герои-защитники. Лепка эскиза памятника герою.

32

6

Юность и надежды. Изображение радости детства.

33

7

Искусство народов мира. Обобщение темы. Выставка работ учащихся.

34

8

Искусство народов мира. Обобщение темы. Выставка коллективных работ учащихся.