МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧЕРТКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
346000, Ростовская область, Чертковский район, п.Чертково, ул. Октябрьская 21а
[email protected] тел. (86387) 2-19-02, 2-11-53
«Утверждаю»
Директор МБОУ Чертковская СОШ №3
____________ Кисляк Т.С.
Приказ №90 от 31.08.2021г
Рабочая программа
по изобразительному искусству
начальное общее образование
3 В класс
Количество часов - 34 часа
Учитель: Брындина Мария Ивановна,учитель начальных классов
Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд». Авторы: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, О А Коблова, Т. А. Мухина
М.: Просвещение 2015 в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
п.Чертково
2021 -2022 уч. год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской федерации» (статья 12. Образовательные программы, статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения );
приказом Минобразования России №373 от 05.10.2009 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»
программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд». Авторы: Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, О А Коблова, Т. А. Мухина
М.: Просвещение 2015 в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
календарным учебным графиком (приказ №61 от 31.05.2021 г.);
учебным планом ОУ ( приказ №68 от 10.06.2021 г. )
приказом Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «О федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка
Задачи:
формирование у учащихся нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве ;
развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства (только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей); развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни;
развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;
развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний
Учебно-методический комплект :
1.Н. А. Горяева, Л. А. Неменская А. С. Питерских . Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений 2019 г. Москва «Просвещение»
Место предмета в учебном плане .
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета изобразительное искусство отводится 1 час в неделю.
Календарный учебный график МБОУ Чертковская СОШ №3 на 2021-2022 учебный год предусматривает 35 учебных недель . В соответствии с ФГОС и учебным планом школы на 2021-2022 учебный год для начального образования на учебный предмет изобразительное искусство в 3 классе отводится 1 учебный час в неделю, т.е. 34 часов в год.
Данная рабочая программа рассчитана на 34часа и будет выполнена полностью.
Содержание учебного предмета
Искусство в твоём доме. (8 часов)
Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги. Образное содержание конструкции и украшения предмета. Создание выразительной пластической формы игрушки. Эстетическая оценка разных видов игрушек, материалов, из которых они сделаны. Единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).
Связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения. Создание выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке.
Роль художника и этапы его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Создание эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.
Разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Постройка (композиция), украшение (характер декора), изображение (стилизация) в процессе создания образа платка. Создание эскиза росписи платка (фрагмента), выражение его назначения (для мамы, бабушки, платка позиций задуманного образа) Роль художника и Братьев - Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Проект детской книжки- игрушки.
Роль художника и Братьев - Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создание открытки к определенному событию или декоративной закладки (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Лаконичное выразительное изображение. Важная роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.
Искусство на улицах твоего города. (7 часов )
Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение.Архитектурный образ, образ городской среды. Эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Особенности архитектурного образа города. Памятники архитектуры — достояние народа. Изображение архитектуры своих родных мест, выстраивание композиции листа, передача в рисунке неповторимого своеобразия и ритмической упорядоченности архитектурных форм.
Парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, пар к- мемориал и др.). Парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создание образа парка в технике коллажа, гуаши или выстраивание объемно- пространственной композиции из бумаги.
Эстетическая оценка чугунных оград в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, их роль в украшении города. Сравнение ажурных оград и других объектов (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.). Проект (эскиз) ажурной решетки. Использование ажурной решетки в общей композиции с изображением парка или сквера, их роль в украшении города.
Создание нарядных обликов фонарей. Изображение необычных фонарей, используя графические средства, создание необычных конструктивных формы фонарей, работа с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).
Витрина как украшение улицы города и своеобразная реклама товара. Связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Творческий проект оформления витрины магазина. Композиционные и оформительские навыки в процессе создания образа витрины.
Образ в облике машины, их разные украшение. Связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Создание образов фантастических машин.
Конструирование из бумаги. Важная и нужная работа художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.
Художник и зрелище . (10 часов)
Деятельность художника в театре в зависимости от видов зрелищ или особенностей работы. Важная роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Создание красочных выразительных рисунков или аппликаций на тему циркового представления, передача в них движения, характеров, взаимоотношений между персонажами. Изображение яркого, веселого, подвижного.
Объекты, элементы театрально- сценического мира. Интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Роль театрального художника в создании спектакля. «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Разные виды кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Создание выразительной куклы (характерная головка куклы, характерные 10 детали костюма, соответствующие сказочному персонажу). Работа с пластилином, бумагой, нитками, кусками ткани. Кукла для игры в кукольный спектакль.
Характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Роль маски в театре и на празднике. Конструирование выразительных и острохарактерных маски к театральному представлению или празднику.
Назначение театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). определение в афишах - плакатах изображение, украшение и постройки. Создание эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению. Образное единство изображения и текста.
Лаконичное, декоративно- обобщенное изображение (в процессе создания афиши или плаката).
Работа художника по созданию облика праздничного города. Украшение города к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.
Создание в рисунке проекта оформления праздника.
Художник и музей . ( 9 часов )
Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира. Роль художественного музея. Великие произведения искусства - национальное достояние.
Самые значительные музеи искусств России — Государственная Третьяковская галерея, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Разные виды музеев и роль художника в создании их экспозиций. Картина — особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Творческая работа зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.
Картины - пейзажи. Настроение и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). Имена крупнейших русских художников- пейзажистов. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением. Выражение настроения в пейзаже цветом.
Изобразительный жанр — портрет и нескольких известных картин-портретов. Изображенный на портрете человек (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.
Картина-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке — хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах. Важная роль в натюрморте настроения, которое художник передает цветом. Изображение натюрморта по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.). Имена художников, работавших в жанре натюрморта.
Картины исторического и бытового жанра. Наиболее понравившиеся (любимые) картины, их сюжет и настроение. Изображение сцены из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивание сюжетной композиции. Изображение в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).
Эстетическое отношение к произведению скульптуры, объяснение значения окружающего пространства для восприятия скульптуры. Роль скульптурных памятников. Знакомые памятники и их авторы, Рассуждение о созданных образах. Виды скульптуры (скульптура в 11 музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура. Материалы, которыми работает скульптор. Лепка фигуры человека или животного, передача выразительной пластики движения.Выставка детского художественного творчества.Роль художника в жизни каждого человека.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
внимательное отношение к красоте окружающего мира,
к произведениям искусства;
эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
интереса к посещению художественных музеев, выставок;
представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
Метапредметные :
понимать цель выполняемых действий,
понимать важность планирования работы;
выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства;
группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
конструировать объекты дизайна.
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
учитывать мнения других в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
различать и соотносить замысел и результат работы;
включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам.
Предметные:
обучающийся научится :
- обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
- работать акварелью, гуашью; в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).
-различать виды и жанры ИЗО.
-понимать образную природу искусства.
-эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.
-применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.
-узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.-обсуждать и анализировать произведения искусства.-Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
-использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники
-компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.
-применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности.
-эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
-объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.
-выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
-приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.
-Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.
-Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.
-Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.
-Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.
-Овладеть на практике основами цветоведения.
-Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.
-Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.
-Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
- Конструировать и лепить.
- Рисовать с натуры и представлению
- Выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию.
- Работать с акварелью и гуашью;
- Выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги.
Тематическое планирование .
| Название раздела , темы . | Количество часов | Контрольные работы | Дата проведения | Модуль программы воспитания |
1 | Искусство в твоём доме . | 8ч | | | |
2 | Искусство на улицах твоего города . | 7ч | | | |
3 | Художник и зрелище . | 10ч | | | |
4 | Художник и музей . | 9ч | 1 | 25.04 | |
| Итого : | 34ч | | | |
Календарно – тематическое планирование .
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | Формы контроля |
план | факт |
Искусство в твоём доме -8 часов |
1 | 06,09 | | Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы « Прощание с летом» | 1 | Индивидуальный |
2 | 13.09 | | Твои игрушки (создание формы, роспись). | 1 | Фронтальный |
3 | 20.09 | | Посуда у тебя дома . | 1 | Фронтальный |
4 | 27.09 | | Обои и шторы у тебя дома . | 1 | Фронтальный |
5 | 04.10 | | Мамин платок . | 1 | Фронтальный |
6 | 11.10 | | Твои книжки . | 1 | Фронтальный |
7 | 18.10 | | Поздравительная открытка (декоративная закладка). | 1 | Фронтальный |
8 | 25.10 | | Труд художника для твоего дома . | 1 | Фронтальный |
Искусство на улицах твоего города -7часов |
9 | 08.11 | | Памятники архитектуры . | 1 | Индивидуальный |
10 | 15.11 | | Парки , скверы , бульвары . | 1 | Фронтальный |
11 | 22.11 | | Ажурные ограды . | 1 | Фронтальный |
12 | 29.11 | | Волшебные фонари . Фонари на улицах и в парках. | 1 | Фронтальный |
13 | 06.12 | | Витрины на улицах. | 1 | Фронтальный |
14 | 13.12 | | Удивительный транспорт . | 1 | Фронтальный |
15 | 20.12 | | Труд художника на улицах твоего города . | 1 | Фронтальный |
Художник и зрелище - 10часов |
16 | 27.12 | | Художник в цирке . | 1 | Фронтальный |
17 | 10.01 | | Художник в театре . | 1 | Фронтальный |
18 | 17.01 | | Образ театрального героя | 1 | Фронтальный |
19 | 24.01 | | Театр кукол . | 1 | Фронтальный |
20 | 31.01 | | Театральная маска . | 1 | Фронтальный |
21 | 07.02 | | Театральный занавес | 1 | Фронтальный |
22 | 14.02 | | Театральная программа | 1 | Фронтальный |
23 | 21.02 | | Афиша и плакат . | 1 | Фронтальный |
24 | 24.02 | | Праздник в городе . | 1 | Индивидуальный |
25 | 07.03 | | Школьный карнавал . | 1 | Фронтальный |
Художник и музей .( 9 часов ) |
26 | 14.03 | | Музей в жизни города . | 1 | Индивидуальный |
27 | 28.03 | | Картина – особый мир . | 1 | Индивидуальный |
28 | 04.04 | | Музеи искусства . | 1 | Индивидуальный |
29 | 11.04 | | Картина – пейзаж . | 1 | Фронтальный |
30 | 18.04 | | Картина – портрет . | 1 | Фронтальный |
31 | 25.04 | | Итоговая контрольная работа | 1 | Фронтальный |
32 | 16.05 | | Картины исторические и бытовые . | 1 | Фронтальный |
33 | 23.05 | | Картина – натюрморт . | 1 | Фронтальный |
34 | 30.05 | | Скульптура в музее и на улице | 1 | Индивидуальный |
Согласовано
Рекомендовано к утверждению Заместитель директора по УВР
МО учителей начальных классов
руководитель МО __________ Трикуц И. А..
________ Богдашко О.Е.
Протокол №1 26.08.2021г от.27.08.2021г
Лист корректировки календарно- тематического планирования
№ урока | Тема урока | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
план | факт |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |