СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Изобразительное искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Изобразительное искусство»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа  по изобразительному искусству предназначена для Лященко Евгении, обучающейся в 4 «А» классе Заветинской средней общеобразовательной школы №1 и составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),(вариант2)».Составлена на основании приказа №80-л от 31.08.2022 года по индивидуальному учебному плану и составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с задержкой психологического развития (вариант2). Используется авторская программа Грошенкова А.И.(Просвещение2014г).

    Место учебного предмета «Изобразительного искусства» в учебном плане.                                                    

Тематическое планирование рассчитано на  1 час в неделю, что составляет, 34 учебных часа в год.  Учебная программа составлена на основе образовательного минимума содержания образования, программы А.И. Грошенкова для 4 класса. С учётом календарного графика на 2022-2023 учебный год и рассчитана на 34 часа.

-Урок, выпавший на нерабочий праздничный день 01.05.2023г. по теме «Раскрашивание игрушек акварелью» будет проведён 24.04.2023г. за счёт уплотнения материала.

-Урок, выпавший на нерабочий праздничный день 08.05.2023г. по теме «Рисование открытки «Праздничный салют»» будет проведён 15.05.2023г.за счёт уплотнения материала.

Программа выполнена.

Цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;

формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве,

общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации),

развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;

развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

 Задачи:

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству.

  • Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека

  • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.

  • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства . Расширение художественно-эстетического кругозора;

  • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.

  • Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

  • Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

  • Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

Форма организации образовательного процесса.

  1. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  2. словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

  3. наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

  4. практический метод (упражнения, практическая работа);

  5. репродуктивный метод (работа по алгоритму);

  6. коллективный, индивидуальный.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство».                                                                                 

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                                                           

  • овладение  социально-бытовыми  умениями,  используемыми  в  повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность  к  осмыслению  социального  окружения,  своего  места  в  нем, принятие соответствующих возрасту ценностей социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;  развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;                                                         

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;              

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;                                                                                                                                 

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;                                                                                                                  

  • формирование готовности к самостоятельной жизни.



Предметные результаты.

  • При освоении учебного предмета «Изобразительное искусство» предметной области «Искусство» обучающиеся 4 класса с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) должны достигать следующих предметных результатов:                   

  • формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач;                                                                

  • развитие художественного вкуса:  умения отличать "красивое" от  "некрасивого";                                                                                                        

  • понимание красоты как ценности;                                                                                        

  • воспитание потребности в художественном творчестве.                                                                                                                                            Обучающиеся должны знать:

  1. материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства;

  2. способы работы по мокрой и сухой бумаге;

  3. названия  жанров  живописи  (пейзаж,  натюрморт,  портрет,  рисунок  на  тему из жизни);

  4. названия  некоторых  национальных  промыслов  (Гжель,  Каргополь,  Дымково, Городец);

  5. явления осевой и центральной симметрии, существующие в природе

Обучающиеся должны уметь:                                                                                                                          

  1. рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции);                

  2. рисовать по памяти после проведённых наблюдений;                                                                                                          

  3. выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;                                               

  4. применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;                                                                                                              

  5. сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции;                                                                              

  6. осветлять и затемнять краски, используя белила и чёрную краску;                                                                                                                      

  7. закрашивать силуэт краской, разведённой до нужной консистенции;                                                                                                                

  8. рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приёмы этой работы с краской кистью;                 

  9. в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей.                                                                                                             

Содержание программы                                                                                                                                                                                    

  1. Обучение композиционной деятельности. Совершенствование умений передавать глубину пространства посредством: уменьшения величины удалённых предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживания одних предметов другими.  Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображённым пейзажем на переднем, заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине).

  2. Обучение приёму построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.

  3. Обучение приёму построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.                                                                             

  4. Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки, и т. п.

Примерные задания

  1. Рисование с натуры: «Ваза с цветами» (натюрморт); Рисование на темы: «Грузовик и автобус едут по улице города» (на фоне домов и деревьев); «В деревне» (дома, деревья на двух-трёх планах); «Деревья осенью. Дует ветер»; «Елки в зимнем лесу. Следы на снегу» (пейзаж с двумя-тремя планами); «Новогодняя ёлка. Дед Мороз у ёлки (возможно сочетание с аппликацией).                                             

  2. Декоративное рисование: «Полотенце». Узоры в полосе и в квадрате.                                                                                                              

  3. Декоративная лепка (барельеф на пластине): «Кувшин в виде поющего петуха» (по образцу);  «Портрет человека (голова)» (способом «налепа» частей головы и лица на пластину; пластилин). Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне, цветная бумага). (Планы в композиции с загораживанием одних предметов другими.) Коллективная работа с помощью педагога. Аппликация: «Фантастическая (сказочная) птица» (Используются заготовленные учителем части этих объектов из цветной бумаги, жёлтый, светло-фиолетовый или сиреневый фон).    

  4. Формы организации учебного занятия (уроки-практикумы) и примерные задания. Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»; игрушка «Лошадка» (по образцу каргопольской игрушки); «3айка»,  и др. (по выбору учащихся). Лепка с натуры предметов симметричной формы: «Бабочка», «Стрекоза»,  «Фигура человека в статической позе».                                                                                                                          

  5. Аппликация: «Овальная или круглая салфетка». Составление узора в круге и овале из вырезанных учащимися из цветной бумаги больших и маленьких кругов, силуэтов цветов, листьев, насекомых, вырезанных из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой.                       

  6. Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка», «Неваляшка», «Мишка» (из кругов и овалов, вырезанных учащимися из цветной бумаги). Дорисовывание глаз, носа и других элементов выполняется фломастером.                                                                                                   

  7. Зарисовка простым карандашом с последующим раскрашиванием фломастерами или гуашью выполненного рисунка «Чебурашка», «Неваляшка» или «Мишка» (по выбору учащихся).                                                                                                                             

  8. Рисование фигуры человека, головы мужчины и женщины (после выполнения лепки и аппликации на ту же тему) (простой карандаш). Выполнение несложных элементов росписи гжельской посуды (карандаш). Рисование с натуры и затем по памяти предметов: «Вазы разной формы», «Кувшин», «Чайник», «Машинка - игрушка» (простой карандаш) (по выбору учащихся).                                                                         



Учебно - методическое обеспечение.

1.Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной  школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с

2. Грошенков И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975.                                                       

3. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы./ под ред. В.Г. Петровой. -  М., 2007.                                                                                                 

4. Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам ИЗО и технологии. – М.: Учитель, 2014.

5.Компьютер.

6.Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.

7.Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству.

8.Презентации ,фильмы о художниках.

9.Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.