Общеобразовательное учреждение «Карповская школа»
Таврического района Омской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №8 от 28.08. 2019 г | Согласовано: Заместитель директора _________Е.И.Кормакова «____» ________ 2019г | Утверждаю: Директор школы_______М.А.Абрамова Приказ № __________2019 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Изобразительное искусство
УМК: «Школа России»
Класс: 2 класс
Название материала: Сборник рабочих программ предметная линия учебников по редакцией Б.М.Неменского «Изобразительное искусство». Пособие для учителей общеобразовательных организаций 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2015 г
Учебник: «Изобразительное искусство» 2 класс автор Б.М.Неменский Москва «Просвещение» 2014 г
Учитель начальных классов: Прудникова Ольга Райнгольдовна
2019-2020 учебный год
ВВЕДЕНИЕ
Программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству, завершённой предметной линии учебников Изобразительное искусство», авт. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.) (УМК «Школа России»). Система учебников «Школа России» . Программа вошла в федеральный перечень учебников на 2019/2020 учебный год.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Изобразительное искусство» реализует следующую цель:
-формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
формирование у обучающихся нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
формирование художественно – творческой активности школьника;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Общая характеристика предмета Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» представлены в программе разделами во 2-м классе:
Требования к уровню подготовки учащихся к концу второго года обучения.
видеть вокруг красоту, открывать для себя новое в окружающем мире, радоваться открытиям;
пользоваться доступными средствами и материалами; в доступной форме использовать художественные средства выразительности;
владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать тёплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывать цвет декоративных элементов и цвета фона;
использовать первые представления о передаче пространства на полоски; выделять интересное, наиболее впечатляющие в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
создавая аппликации, вырезать по контуру, сгибать, получать объёмные формы.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.
Ценностные ориентиры, структура учебного курса.
«Изобразительное искусство » является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
6. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
7. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
8. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность
и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание курса
Тема 2 класса: ИСКУССТВО И ТЫ (34 ч)
Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия ( 7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (11ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (8ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Знания и умения учащихся
В итоге освоения программы учащиеся должны знать:
разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объём, композиция, ритм);
отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка;
правила расположения рисунка на листе бумаги;
имена художников, чьё творчество связано с природой и сказками (И. Айвазовский, И. Левитан, В. Васнецов, М. Врубель).
Учащиеся должны уметь:
пользоваться доступными средствами и материалами;
в доступной форме использовать художественные средства выразительности;
владеть навыком смешивания красок, выразительно использовать тёплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона;
использовать первые представления о передаче пространства на плоскости;
выделять интересное. Наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
создавая аппликации. Вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объёмные формы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
| Как и чем работает художник? | 8 |
| Реальность и фантазия | 7 |
| О чём говорит искусство | 11 |
| Как говорит искусство | 8 |
Календарно - тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения |
план | факт |
| Искусство и ты | | | |
| 1 четверть | 9ч | | |
| Как и чем работает художник? | 8ч | | |
1 | Три основных цвета - желтый, красный, синий. | 1 | | |
2 | Белая и черная краски. | 1 | | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 1 | | |
4 | Выразительные возможности аппликации. | 1 | | |
5 | Выразительные возможности графических материалов. | 1 | | |
6 | Выразительности материалов для работы в объеме | 1 | | |
7 | Выразительные возможности бумаги. | 1 | | |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). | 1 | | |
9(1) | Изображение и реальность. | 1 | | |
| 2 четверть | 7ч | | |
10(2) | Изображение и фантазия. | 1 | | |
11(3) | Украшение и реальность. | 1 | | |
12(4) | Украшение и фантазия. | 1 | | |
13(5) | Постройка и реальность. | 1 | | |
14(6) | Постройка и фантазия. | 1 | | |
15(7) | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Обобщение темы. | 1 | | |
| О чем говорит искусство | 11ч | | |
16(1) | Изображение природы в различных состояниях. | 1 | | |
| 3 четверть | 10ч | | |
17(2) | Изображение характера животных. | 1 | | |
18(3) | Изображение характера человека: женский образ. | 1 | | |
19(4) | Изображение характера человека: мужской образ. | 1 | | |
20(5) | Образ человека в скульптуре. | 1 | | |
21(6) | Человек и его украшения. | 1 | | |
22(7) | О чем говорят украшения. | 1 | | |
23(8) | Образ задания. Флот Салтана и флот пиратов. | 1 | | |
24(9) | В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. (обобщение темы) | 1 | | |
25(10) | 1 | | |
| Как говорит искусство | 9ч | | |
26(1) | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | 1 | | |
| 4 четверть | 8ч | | |
27(2) | Тихие и звонкие цвета. | 1 | | |
28(3) | Что такое ритм линий. | 1 | | |
29(4) | Характер линий. | 1 | | |
30(5) | Ритм пятен. | 1 | | |
31(6) | Пропорции выражают характер. | 1 | | |
32(7) | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности. | 1 | | |
33(8) | Обобщающий урок года. | 1 | | |
34(9) | Резерв. | 1 | | |
| Итого: | 34ч | | |
| | | | |