Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство» 2 класс
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
Метапредметными результатами во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази¬тельных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
• выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 2 класс
34 часа
Как и чем работают художники (8ч)
Три основных краски,строящих многоцветие мира(1ч).
Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и остальными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой
гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).
Пять красок-все богатство цвета и тона (1ч).
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое(смешение цветных красок с черной и белой).
Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.
Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности (1ч).
Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности
этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы.
Выразительные возможности аппликации (1ч).
Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе.Представление о ритме пятен.
Выразительные возможности графических материалов(1ч).
Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов.
Красота и выразительность линий. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.
Выразительность материалов для работы в объеме(1ч).
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности
глины, дерева, камня и других материалов.
Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.
Выразительные возможности бумаги (1ч).
Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.
Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр,«лесенка»,
«гармошка»).
Для художника любой материал может стать выразительным (1ч).
Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники. Итоговая выставка работ.
Реальность и фантазия (7ч)
Изображение и реальность(1ч).
Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.
Изображение и фантазия(1ч).
Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью.
Украшение и реальность(1ч).
Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.).Развитие наблюдательности.
Украшение и фантазия(1ч).
Мастер Украшения учится у природы, изучает ее. Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии.
Постройка и реальность(1ч).
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.п.), их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.
Постройка и фантазия (1ч).
Мастер Постройки учится у природы. Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
Братья –Мастера Изображения, Украшения, и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) (1ч.)
Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки в окружающей жизни.
О чём говорит искусство (11ч)
Выражение характера изображаемых животных(1ч).
Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В.Ватагина.
Изображение характера человека : мужской образ (2ч).
Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.
Изображение характера человека : женский образ (2ч).
Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.
Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства
Образ человека и его характер, выраженный в объеме (1ч).
Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего.
Изображения, созданные в объеме, скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.
Изображение природы в разных состояниях (1ч).
Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.
Выражение характера человека через украшение (1ч).
Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой, (например, смелый воин-защитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.
Выражение намерений человека через украшение (2ч).
Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем
себя, в будний день одеваемся по-другому.
Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство» (1ч).
Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий
Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки в окружающей жизни.
Как говорит искусство(8ч)
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного (1ч).
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов.Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.
Цвет как средство выражения: тихие(глухие) и звонкие цвета (1ч).
Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Линия как средство выражения: ритм линий (1ч)
Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы.Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.
Линия как средство выражения: характер линий (1ч).
Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая
суровая мощь старых дубовых сучьев).
Ритм пятен как средство выражения. (1ч).
Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается
на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.
Пропорции выражают характер(1ч).
Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого.
Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
«В гостях у Братьев –Мастеров» Обобщающий урок (1ч.)
Выставка детских работ, репродукций художников – радостный праздник, событие школьной жизни. Игра – беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья-Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки – главные помощники художника, работающего в области изобразительного искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во втором классе ученик научится:
• понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
• узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
• называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, Дымково);
• различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
• различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
• использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
• пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
• выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
• воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
• оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
• применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции
Тематическое планирование
по учебному предмету «Изобразительное искусство» 2 класс.
34 ч. (1час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Контрольные и проверочные работы |
Как и чем работают художники (8 часов) |
1 | Три основных краски, строящие многоцветие мира. «Цветочная поляна» | 1 | |
2 | Пять красок – все богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе». | 1 | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. «Осенний лес» | 1 | |
4 | Выразительные возможности аппликации. Создание в технике аппликации коврика. | 1 | |
5 | Выразительные возможности графических материалов. «Зимний лес». | 1 | |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме «Сказочные животные». | 1 | |
7 | Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки из объемных форм. | 1 | |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным .«Праздничный город.» | 1 | |
Реальность и фантазия (7ч) | |
9 | «Наши друзья: птицы». Изображение и реальность | 1 | |
10 | Изображение и фантазия. «Сказочная птица». | 1 | |
11 | Украшения и реальность. «Веточка с инеем или паутинка с капелькой росы». | 1 | |
12 | Украшения и фантазия. «Кокошники». | 1 | |
13 | Постройка и реальность. «Подводный мир». | 1 | |
14 | Постройка и фантазия. «Город фантазия». | 1 | |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 1 | |
О чём говорит искусство (11ч) | |
16 | Выражение характера изображаемых животных. Живопись. «Четвероногий герой». | 1 | |
| |
17-18 | Изображения характера человека: мужской образ | 2 | |
19-20 | Изображение характера человека: женский образ | 2 | |
21 | Образ человека и его характер, выраженный в объеме. «Сказочные персонажи, противоположные по характеру» | 1 | |
22 | Изображение природы в различных состояниях. «Море» | 1 | |
23 | Выражение характера человека через украшение. «Человек и его украшения». | 1 | |
24-25 | Выражение намерений человека через украшение. «Флот Салтана и флот пиратов». | 2 | |
26 | Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство» Домик для сказочного героя | 1 | |
Как говорит искусство (8ч) |
27 | Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. «Огонь в ночи». | 1 | |
28 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. «Весенняя земля». | 1 | |
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. «Ручей». | 1 | |
30 | Линия как средство выражения: характер линий.«Дерево» | 1 | |
31 | Ритм пятен как средство выражения. «Весна идет». | 1 | |
32 | Административная контрольная работа. Защита проектов. | 1 | Административная контрольная рабо-та. Защита проектов. |
33 | Пропорции выражают характер | 1 | |
34 | «В гостях у Братьев-Мастеров». Обобщающий урок | 1 | викторина |