МБОУ «Туринская средняя школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края
«Рекомендовано» МО учителей начальных классов Протокол № ___ от _________________2018г. Руководитель МО: _________________ | «Утверждено» Заместитель директора по УВР: _________________ /Пивоварова Е.В./ ______________2018г. |
Рабочая программа
Изобразительное искусство. 4а класс
Учитель: Владимирова Ольга Владимировна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Изобразительное искусство»: Б.М. Неменский, 4 класс, Москва, Просвещение, 2012 г., ООП НОО МБОУ ТСШ.
Учебник:
Авторы: Б.М.Неменский, « Искусство вокруг нас», М.: Просвещение, 2016г.
Место предмета в образовательном процессе
Изучение курса «Изобразительное искусство» в 4 классе рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
В ценностно- эстетической сфере у четвероклассника будет формироваться:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у четвероклассника будет развиваться:
- способность к художественному познанию мира;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у четвероклассника будут формироваться:
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
У четвероклассника продолжится формирование:
- видение и восприятие проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- навыков организации самостоятельной художественно-творческой и предметно- продуктивной деятельности, выбора средств для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты собственной деятельности и одноклассников.
Предметные результаты
У четвероклассника продолжатся процессы:
- формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимания красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник научится:
понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей
жизни и нашего общения;
понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
анализировать результаты сравнения;
объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при
их решении;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность
и ее общий результат);
работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц
родного города;
конструировать из бумаги макеты детских книжек;
складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные
формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по
вседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных
смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художест
венной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих
товарищей;
использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе
совместной художественной деятельности;
использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-
творческого замысла.
Содержание программы
Истоки родного искусства (8 часов)
В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире и красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.
Гармония жилья с природой.
Природные материалы и их эстетика.
Польза и красота в традиционных постройках.
Дерево как традиционный материал.
Деревня – деревянный мир.
Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников.
Эстетика труда и празднества.
Проектировать изделие:
Создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
Древние города нашей земли (8 часов)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси.
Конструктивные особенности русского города-крепости.
Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов.
Особенности архитектуры храма и городской усадьбы.
Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Каждый народ – художник (10часов)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни.
Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира.
Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту.
Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Искусство объединяет народы (8 часов)
От представления о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни.
Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.
Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Проектировать изделие:
Создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № урока | Тема урока | Дата |
1 четверть (9 часов) Истоки родного искусства (8 часов) |
1 | 1 | Пейзаж родной земли. Целый мир от красок. | 07.09 | |
2 | 2 | Древо жизни - символ мироздания. | 14.09 | |
3 | 3 | Украшение деревянных построек и их значение. | 21.09 | |
4 | 4 | Образ традиционного русского дома. | 28.09 | |
5 | 5 | Образ красоты человека. Женский портрет. | 05.10 | |
6 | 6 | Образ красоты человека. Мужской портрет. | 12.10 | |
7 | 7 | Народные праздники. | 19.10 | |
8 | 8 | Коллективное панно. | 26.10 | |
| | Древние города (8 часов) | | |
9 | 1 | Родной угол. | 02.11 | |
2 четверть (7 часов) |
10 | 1 | Древние соборы. | 16.11 | |
11 | 2 | Города Русской земли. | 23.11 | |
12 | 3 | Древние воины – защитники. | 30.11 | |
13 | 4 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | 07.12 | |
14 | 5 | Узорочье теремов. | 14.12 | |
15 | 6 | Пир в теремных палатах | 21.12 | |
16 | 7 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 28.12 | |
3 четверть (9 часов) Каждый народ художник(10 часов) |
17 | 1 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 11.01 | |
18 | 2 | Народ гор и степей. | 18.01 | |
19 | 3 | Народ гор и степей. | 25.01 | |
20 | 4 | Города в пустыне. | 01.02 | |
21 | 5 | Города в пустыне. | 08.02 | |
22 | 6 | Древняя Эллада. | 15.02 | |
23 | 7 | Древняя Эллада. | 22.02 | |
24 | 8 | Европейские города средневековья. | 01.03 | |
25 | 9 | Европейские города средневековья. | 15.03 | |
4 четверть ( 9 часов) |
26 | 1 | Многообразие художественных культур в мире. (Обобщение темы) | 29.03 | |
Искусство объединяет народы (8 часов) |
27 | 1 | Материнство. | 05.04 | |
28 | 2 | Материнство. | 12.04 | |
29 | 3 | Мудрость старости. | 19.04 | |
30 | 4 | Сопереживание. | 26.04 | |
31 | 5 | Герои-защитники. Контрольный тест. | 03.05 | |
32 | 6 | Юность и надежды. | 10.05 | |
33 | 7 | Искусство народов мира. | 17.05 | |
34 | 8 | Искусство народов мира. | 24.05 | |