СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 6 класс, для детей с умственной отсталостью 1 вариант

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Изобразительное искусство" 6 класс, для детей с умственной отсталостью 1 вариант»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Серовская школа-интернат»






Утверждаю

Директор ГКОУ СО

«Серовская школа-интернат»

________С.В.Ахмедзянова

Приказ № _____от «___»______2020 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Изобразительное искусство» по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

ГКОУ СО «Серовская школа-интернат»

6 класс








Учитель

Смирнова Ольга Евгеньевна









2020 год

г.Серов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» является составной частью адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью ГКОУ СО «Серовская школа-интернат». Разработана в соответствии с программой доктора педагогических наук В. В. Воронковой.


Одной из важнейших и актуальных задач коррекционной школы является улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с учащимися с ОВЗ VIII вида.


При составлении рабочей программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.


Содержание рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.


Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно–ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи.


Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности, развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.


Задачи:


  • создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;


  • формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;


  • содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;


  • коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления.


Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:


  • основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);


  • наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • зрительного восприятия и узнавания;

  • пространственных представлений и ориентации; – речи и обогащение словаря;


2

  • коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

  • коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ


Для обучающихся, получающих образование по 2 варианту адаптированной основной образовательной программы, характерна умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.


Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и


  • ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.


По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.


Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена.


Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.


Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.


Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков


3

самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.


Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.


Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.


Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.


  • связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.


Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо


  • пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.


Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного,


деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-


4

ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.


    • основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала, количество контрольных и проверочных работ. Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение следующих разделов: "Обучение композиционной деятельности", "Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию", "Развитие у учащихся восприятия цвета предметов


  • формирование умений передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений искусства". Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач. Цель обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулирована как развитие личности ученика через изобразительное искусство.


Школьный курс по изобразительному искусству в 6-ом классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:


Коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами:


- развитие у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка; - улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и


многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала; - формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования


с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности; - развитие у обучающихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое,


высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; - ознакомление обучающихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;


- расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи; - развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и


самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.


Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.


5

Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей обучающихся.


Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.


Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.


Беседы об изобразительном искусстве. В 6-ом классе для бесед выделяются специальные уроки. Под влиянием обучения у обучающихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц и т.п.)


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


  • соответствии с федеральным базисным учебным планом изобразительное искусство в 6 классе для детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) изучается:


Количество

В неделю

В год

часов



Класс






6

1 час

34 часа



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


Стандарт устанавливает требования к предметным и личностным результатам обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), освоивших АООП образования. Освоение рабочей программы по предмету «Изобразительная деятельность» обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.


Личностные результаты включают индивидуально – личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.


Личностные результаты освоения программы должны отражать:


  1. основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;


  1. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;


  1. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;


  1. формирование уважительного отношения к окружающим;


  1. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;


6

    1. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;


  1. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;


  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;


    1. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


  1. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


  1. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Предметные результаты связаны с овладением обучающихся содержанием предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.


Предметные результаты освоения программы должны отражать:


- освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни:


- интерес к доступным видам изобразительной деятельности;


- умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация); - умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации;


- способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности:


- положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности; - стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;


- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.


- готовность к участию в совместных мероприятиях:


- готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми; - умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для


участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.


Оценивание предметных результатов освоения АООП должно происходить с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    • концу 6 класса обучающиеся должны уметь:


  • пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;


  • подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;

  • уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;


  • передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;


  • сравнивать свой рисунок с изображенным предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;


7

  • делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительном искусстве;


  • найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


Программный материал для 6 класса составлен в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения художественных представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках. Каждый урок изобразительного искусства оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.


Основные формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.


Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий: - рисование с натуры - декоративное рисование; - рисование на тему; - беседы об изобразительном искусстве.


Рисование с натуры.


Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизни, путем показа красоты форм предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей, последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т.д.), пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.


Декоративное рисование.


Закрепление умений и навыков полученных ранее; раскрытие практического и общественного полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользоваться материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.


Рисование на темы.


Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавая связное содержание; развитие умения отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками. Беседы об изобразительном искусстве.


Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с


8

широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ


«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

6 класс


Название темы

Содержание учебного материала

Кол-во

п/п



часов





1

Рисование с натуры

Изображение с натуры. Закрепление умений и

1


осенних листьев.

навыков, полученных учащимися в 5 классе;




развитие у школьников эстетического




восприятия окружающей жизни, путем показа




красоты форм предметов; Рисование предмета




овальной формы. Развитие наблюдательности




при изучении формы, строения и цветовой




окраски листьев.


2

Беседа о жанрах

Виды и жанры изобразительных искусств.

1


изобразительного

Традиционные образы народного прикладного



искусства.

искусства как выражение мифопоэтических




представлений человека о мире, как память




народа. Декоративное изображение как обозна-




чение жизненно важных для человека смыслов,




их условно-символический характер.


3

Рисование узора в круге.

Нарисовать рисунок узор в круге.

1



Формирование понятия о построении сетчатого




узора с помощью механических средств;




развитие у детей художественного вкуса и




умения стилизовать природные формы;




формирование элементарных представлений о




приемах выполнения простейшего шрифта по




клеткам.


4

«Герои сказки»

Нарисовать на выбор любимых героев сказок.

1



Развитие творческого воображения;




совершенствование умения работать




акварельными и гуашевыми красками.


5

Композиция «Цветы на

Развитие и совершенствование у учащихся

1


нашей клумбе»

способности отражать свои наблюдения в




рисунке; обучение умению продумывать и




осуществлять пространственную композицию




рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались




между собой и уравновешивали друг друга,




передавая связное содержание. Правила работы




с кисточкой, карандашом, работа в технике




«тампонирование», работа с трафаретом.




Правила составления композиции из готовых




форм.


6

Декоративное рисование:

Нарисовать открытку. Совершенствование

1


«Открытка учителю».

умения и навыка пользоваться материалами в




процессе рисования, подбора гармонических





9



сочетаний цветов.






7

Веточка рябины. Узор в

Правила размещения узора в квадрате.

1


квадрате (рисование +

Обучение умению скатывать из пластилина



лепка).

шарики и формировать единое целое, умению




выполнять подражательные движения.




Рисование с помощью трафарета или по




опорным точкам овощей и фруктов


8-9

Богатый урожай

Рисование с помощью трафарета или по

2


(рисование по трафарету

опорным точкам овощей и фруктов.



или рисование по




опорным точкам +




аппликация).



10

«Узор в полосе.

Освоение основ декоративно-прикладного

1


Орнамент из цветов,

искусства.



листьев, бабочек для




украшения коврика»



11

Разноцветный листопад.

Обучение технике печатания; правила

1


Узор в полосе (печатание

составления узора в полосе.



+ рисование).



12

У леса подарков много

Закрепление знания основных цветов, работа по

1


(рисование + лепка

технологическим картам.



грибов и ягод).



13

Все деревья в золото

Правила рисования по трафарету, правила

1


одеты (рисование по

печатания, приём примакивания.



опорным точкам +




примакивание).



14

Цыплята (рисование по

Закрепление умения рисовать кисточкой,

1


трафарету + обрывная

пользоваться шаблоном.



аппликация).



15

Орнамент. «Украшаем

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет,

1


варежку узором из

пропорции, композиция.



геометрических фигур»



16

Рисование с натуры

Развитие зрительной памяти, образного

1


игрушки

мышления, наблюдательности и внимания.




Воспитание любви к изобразительному




искусству.


17

Озорная дымка

Ознакомление детей с традиционными

1


(рисование по

народными художественными промыслами.



трафарету)

Обучение умению выполнять дымковские




узоры, используя приём примакивания. Работа с




ватными палочками.


18

Снег идёт (рисование)

Рисование снежинок кисточкой, используя

1



приём примакивания.


19

Елочные игрушки

Выбор и применение выразительных средств

1



для реализации собственного замысла в




рисунке. Передача настроения в творческой




работе с помощью цвета, композиции, объема.




Передача в рисунках формы, очертания цвета




изображаемых предметов.


20

Вот зима, кругом бело

Иллюстрирование отрывка из стих-я о зиме.

1






10


(рисование по опорным

Обучение приёмам силуэтного изображения.



точкам на тонированной




бумаге + аппликация).



21

Сшили Маше сарафан

Ритмичное нанесение узора в определённом

1


(рисование).

месте (круге и полосе).


22

Иллюстрации к сказке

развитие умения отражать в рисунке свое

1


А.С.Пушкина

представление об образах литературного




произведения; развитие творческого




воображения; совершенствование умения




работать акварельными и гуашевыми красками.


23

Тюльпаны для мамы

Закрепление умения составлять композицию из

1



нескольких элементов.


24

Рисование на тему

Формирование умения составлять композиции;

1


«Полет на другую

развитие фантазии, творческого воображения.



планету»



25

Рисование с натуры

Развитие способностей выражать чувство

1


«Ветка вербы»

восхищения от красоты родной природы в




рисунке, умение анализировать пропорции,




очертания и цветовую гамму.


26

Составление узора в

Нарисовать узор в круге с применением осевых

1


круге с применением

линий и использование декоративно



осевых линий и

переработанных природных форм.



использование




декоративно




переработанных




природных форм.



27

Беседа о жанрах

Беседа о жанре портрета. Развитие у учащихся

1


изобразительного

активного и целенаправленного восприятия



искусства. Портрет.

произведений изобразительного искусства.


28

Пасхальное подношение.

Совершенствование умения и навыка

1



пользоваться материалами в процессе




рисования, подбора гармонических сочетаний




цветов.


29

Рисование на тему:

Развитие и совершенствование у учащихся

1


«Весенний пейзаж».

способности отражать свои наблюдения в




рисунке; обучение умению продумывать и




осуществлять пространственную композицию




рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались




между собой и уравновешивали друг друга,




передавая связное содержание.


30-

Беседа об

Беседа об изобразительном искусстве с показом

2

31

изобразительном

репродукции картин на тему о Великой



искусстве с показом

Отечественной войне. Рисование на тему:



репродукции картин на

«Открытка ветерану».



тему о Великой




Отечественной войне.




Рисование на тему:




«Открытка ветерану».



32

Рисование

Рисование симметричных форм насекомых по

1


симметричных форм

выбору. Развитие умения в определенной



насекомых по выбору.

последовательности (от общего к частному)



11



строить изображение, предварительно планируя




свою работу; пользоваться простейшими




вспомогательными линиями для проверки




правильности рисунка.


33-

Рисование на тему:

Развитие и совершенствование у учащихся

2

34

«Лето».

способности отражать свои наблюдения в




рисунке; обучение умению продумывать и




осуществлять пространственную композицию




рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались




между собой и уравновешивали друг друга,




передавая связное содержание; развитие умения




отражать в рисунке свое представление об




образах литературного произведения; развитие




творческого воображения; совершенствование




умения работать акварельными и гуашевыми




красками.



Всего:


34






КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.


Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности.

Практическая работа или тест.


Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.


Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест. Способы контроля знаний по изобразительному искусству разнообразны: устный опрос (фронтальный и индивидуальный), творческие работы, самоконтроль и взаимоконтроль. Обучающиеся должны постоянно видеть результаты своей работы для понимания значения отметок, выработки умения критически оценивать себя через:


– отметки за разные задания, демонстрирующие развитие. Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать


Нормы и критерии оценок. Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются:


Оценка «5»


учащийся? полностью справляется с поставленной целью урока; 21 правильно? излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно? решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет? подметить и передать в изображении наиболее характерное.


Оценка «4»


учащийся? полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично? согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет? подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.


Оценка «3»


12

учащийся? слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка «2»


учащийся? допускает грубые ошибки в ответе; не? справляется с поставленной целью урока;


































































13