
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального образования и авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского - М.: Просвещение 2009.
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно – прикладное искусства.
Цели учебного предмета «Изобразительное искусство»:
-Формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
-развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
1. овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
2. развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
3. введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Срок реализации рабочей учебной программы:2017-2018 учебный год. На изучение курса отводится 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.
Ведущие формы обучения: фронтальная ,групповая, работа в парах, индивидуальная.
Методы обучения: словесные,наглядные,практические,проблемно-поисковые,самостоятельная работа учащихся.
Технологии обучения: учебный диалог, проектная деятельность, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Тематический план
№п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Чем и как работают художники. | 8 |
2 | Реальность и фантазия. | 7 |
3 | О чем говорит искусство. | 11 |
4 | Как говорит искусство. | 8 |
Результаты изучения.
Личностные результаты освоения курса ИЗО.
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до собеседника;
- оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.-
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
-Учиться согласованно работать в группе:
- учиться планировать работу в группе;
- учиться распределять работу между участниками проекта;
- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся II класса
В результате изучения программы учащиеся:
осваивают основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости в объёме;
приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни
Нормы оценивания знаний по ИЗО
Оценка "5"
·учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
·правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
·верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
·умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
·учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
·гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
·умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
·учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
· допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
·учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
·не справляется с поставленной целью урока;
Список литературы.
Для учителя:
1.Б.М. Неменский, В.Г.Горяев, Л.А.Неменская. Сборник программ для 1 -4 классов М.: Просвещение, 2009.
2.Л.А.Неменская. Ты и искусство. Учебник для 2 класса - М.: Просвещение, 2012
3.И.В. Федотова. Изобразительное искусство 2 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской - Волгоград: Учитель, 2008 -171 с
Для учащихся:
1.Л.А.Неменская. Ты и искусство. Учебник для 2 класса - М.: Просвещение, 2012
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Вид контроля, измерители | Дата план. | Дата факт. |
Раздел № 1. Чем и как работают художники. 8 часов. |
1. | «Цветочная поляна». Три основных цвета. | 1 | текущий | | |
2. | «Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь. | 1 | текущий | | |
3. | «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель и мелки). | 1 | текущий | | |
4. | «Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации. | 1 | текущий | | |
5. | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | 1 | текущий | | |
6 | «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объёме. | 1 | текущий | | |
7 | «Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. | 1 | текущий | | |
8 | «Ночной праздничный город» Выразительные возможности других материалов( конфетти ,семена ,нитки и др.) | 1 | текущий | | |
Раздел № 2. Реальность и фантазия. 7 часов. |
9. | «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух, и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность. | 1 | текущий | | |
10. | «Сказочная птица». Изображение и фантазия. | 1 | текущий | | |
11. | «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе. | 1 | текущий | | |
12. | «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность. | 1 | текущий | | |
13. | «Кружевные узоры». Украшения и фантазия. | 1 | текущий | | |
14. | «Подводный мир». Постройка и реальность. | 1 | текущий | | |
15. | Постройка и фантазия. | 1 | текущий | | |
Раздел № 3. О чем говорит искусство. 11 часов. |
16. | «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись. | 1 | текущий | | |
17. | Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»). | 1 | текущий | | |
18. | Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении. | 1 | текущий | | |
19. | Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме. | 1 | текущий | | |
20-21 | «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях. | 2 | текущий | | |
22 | «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения. | 1 | текущий | | |
23 | «Морозные узоры». Украшение и реальность. | 1 | текущий | | |
24 | «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение. | 1 | текущий | | |
25-26 | «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев. | 2 | текущий | | |
Раздел № 4 Как говорит искусство. 8 часов |
27 | «Огонь в ночи». («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета. | 1 | текущий | | |
28 | «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»). | 1 | текущий | | |
29 | Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий. | 1 | текущий | | |
30 | «Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий. | 1 | текущий | | |
31 | «Птицы». Ритм пятен как средство выражения. | 1 | текущий | | |
32 | «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация). | 1 | текущий | | |
33 | «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка). | 1 | текущий | | |
34 | «Весна идет». Ритм пятен, линей. Пропорции как средство художественной выразительности. | 1 | текущий | | |
Итого: 34 часа