СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа к учебнику для 5 класса Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской (М.: «Русское слово»)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа включает пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, ценностные ориентиры содержания, структуру программы курса, направления работы и виды художественной деятельности, планируемые результаты освоения курса, список литературы для учителя и учащихся, тематическое планирование с указание планируемых результатов обучения (предметных, метапредметных, личностных).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа к учебнику для 5 класса Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской (М.: «Русское слово»)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

5 класс



Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 5 классов составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • планируемых результатов основного общего образования;

  • Примерной программой по изобразительному искусству Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • программы Л. Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской, Т.В. Селивановой, Н.Л. Селиванова (М.: «Русское слово», 2016).



Общая характеристика учебного предмета

Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство»,разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования».

Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.

Цель: формирование целостного художественного сознания и мировоззрения учащихся, воспитание активной творческой позиции, потребности общения с искусством в процессе освоения изобразительного искусства и его интеграции с другими видами искусства и областями знаний.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование изобразительных навыков;

  • реализацию творческого потенциала личности;

  • развитие художественного восприятия, обогащение эмоционально-образной сферы;

  • изобразительное развитие и развитие способности к творческой самореализации в разных видах искусства;

  • развитие художественного, композиционного и ассоциативного мышления;

  • формирование художественных предпочтений, этических, эстетических, художественных оценок искусства, природы, окружающего мира;

  • развитие активной личностной позиции, художественного восприятия, адекватного отношения к произведениям разных видов искусства;

  • формирование духовных и мировоззренческих начал и целостного художественного сознания личности;

  • развитие представлений о технических средствах выражения — знакомство с персональным компьютером;

  • практическое освоение простейших компьютерных программных средств для художественной деятельности; изучение и применение на практике художественных методов, используемых в современном медиаискусстве.

Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с обучающимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.

Освоение школы изобразительного искусства происходит на занятии в процессе взаимодействия разных видов творческой деятельности: восприятия, размышления на языке искусства, собственной творческой деятельности в области живописи, графики, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, дизайне, скульптуре.

Обучение изобразительному искусству связано с близким для детей природным окружением, национальными и народными художественными традициями и обычаями, особенностями местной художественной жизни (в городе, селе; в семье), с историей родного края и его достопримечательностями, которые являются частью национальной истории и составляют традиции многонациональной страны, общечеловеческие достижения мировой художественной культуры.

Учебно-познавательный материал уроков рассматривается через категории нравственности, духовности, добра и красоты, при этом происходит ознакомление детей с разными сторонами жизни человека и природы в их взаимосвязи и единстве: с одной стороны, это реальный мир (природный ландшафт, предметное и архитектурное окружение, люди, животные, растения), с другой — мир искусства.

В основе изучения изобразительного искусства лежат единые образовательно-художественные задачи:

  • освоение законов композиции;

  • осознанная работа с цветом;

  • понимание конструктивных особенностей пропорции и формы предмета или объекта;

  • передача объёма и пространства;

  • освоение разнообразных художественных материалов, техник, инструментов в процессе создания самостоятельной творческой работы.

Продолжая направления работы, освоенные обучающимися по данному предмету в начальной школе, постижение базовых основ школы изобразительного искусства происходит в основной школе в процессе расширения знаний и умений обучающихся в разных видах творческой деятельности: восприятие произведений искусства и природы, размышление и рассуждение на языке искусства, собственная творческая деятельность школьника в области живописи, графики, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, дизайне, скульптуре.

Основные принципы программы:

1. Приоритетность детского творчества как основы изобразительного развития ребенка.

2. Всеобщность развивающего обучения, проявляющегося, в том числе, и в качестве основополагающего компонента построения урока.

3. Региональный поликультурный аспект в обучении искусству – опора на особенности традиционной культуры региона (искусство, которое рядом).

4. Историзм в освоении разных видов и направлений работы по искусству (когда каждый учащийся включён в социокультурный процесс развития общества).

5. Опора в обучении на интересы и предпочтения детей.

6. Учёт возрастных особенностей и возможностей учащихся.

7. Высокая оценка художественных открытий и инноваций в культуре и науке.

8. Самооценка собственных творческих произведений и произведений сверстников.

9. Самообучение и саморазвитие в процессе постижения искусства.

В настоящей программе предусмотрены следующие виды работ:

  • индивидуальные, коллективные, групповые творческие работы;

  • восприятие произведений искусства и окружающей действительности;

  • выполнение исследовательских проектов (индивидуальных, групповых);

  • обращение к другим видам искусства (интеграция и взаимодействие);

  • подготовка обучающимися сообщений и организация выставок творческих работ и их обсуждение;

  • • отдельно выделен большой образовательный раздел программы, «Компьютерный проект», связанный с освоением графических программ и информационных коммуникативных технологий.

В программе представлены основные направления художественной

деятельности обучающихся:

1. графическая грамота – освоение графической грамоты и выразительных средств изобразительного искусства;

2. восприятие – развитие художественного сознания: восприятие искусства и действительности;

3. музейная педагогика – тесное взаимодействие с местными музеями и выставочными залами, а также виртуальные путешествия в центральные музеи России и мира;

4. работа в объёме – освоение разнообразных форм предметно-пространственной деятельности (лепка, дизайн, проектирование, декоративно-прикладное искусство);

5. компьютерный проект – освоение разнообразных компьютерных развивающих технологий и графических программ через создание собственных компьютерных проектов.

1. Графическая грамота

Развитие навыков и умений в области изобразительной грамоты (школы изобразительного искусства) в процессе выполнения учеником творческого задания в разных видах изобразительной деятельности: живопись, графика, скульптура. Это, прежде всего, овладение навыками графической грамоты в работе с разными форматами, в передаче изобразительной условности пространства (изображение планов), в освоении законов ритмического построения композиции, передачи иллюзии объёма в живописи и графике, обогащение цветовой гаммы и осмысленная работа с цветом. Также графическая грамота предполагает освоение универсального языка искусства (форма, цвет, композиция, ритм, пространство), изучение и освоение художественных выразительных средств изобразительного искусства (линия, точка, пятно, колорит, симметрия, асимметрия, статика, динамика); большое внимание уделяется раскрытию таких профессиональных понятий, как пространство (воздушное, открытое, закрытое), линия горизонта, композиционный центр, объём. Обучающиеся постепенно приобщаются к самым разным техникам изобразительного искусства: акварель, гуашь, тушь, перо, работа фломастерами, карандашами, пастелью, мелками, цветной бумагой (аппликация, коллаж), бумажная пластика, лепка из глины и пластилина, работа с готовыми формами. Школьники постигают самые разные виды изобразительной деятельности: живопись, графика, лепка (круглая скульптура и рельеф), декоративно-прикладное искусство, дизайн и художественное конструирование, архитектура. Предусмотрены индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, в том числе исследовательская и проектная деятельность, компьютерный проект, работа по воображению. Каждый вид деятельности направлен на освоение определённых понятий, представлений и графических навыков в области изобразительного искусства.

Практическая работа, темы творческих заданий и виды работы на уроке должны даваться с учётом возрастных особенностей детей и специфики языка изобразительного искусства. Освоение разных видов изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн) происходит в процессе изучения явлений наглядной перспективы (открытое и закрытое пространство), изменения цвета в пространстве, освоения законов размещения предметов в открытом и закрытом пространствах.

Важной составной частью является:

  • овладение навыками работы с разными художественными материалами и инструментами;

  • закрепление знаний и умений организации композиции рисунка и живописи, решения пространства изобразительной плоскости;

  • выявление собственной манеры изображения, цветового и пространственного решения работы, осознанного выбора объектов изображения;

  • формирование осмысленного представления учащихся о взаимодействии содержания и формы в произведении.

Освоение выразительного языка изобразительного искусства тесно связано с навыками работы с художественными материалами и инструментами.

2. Восприятие

Процесс художественного восприятия рассматривается как основа формирования у школьников способности прочтения выразительного языка изобразительного искусства и условие развития представления об искусстве как форме художественного отражения действительности; как первооснова формирования осмысленного взгляда на мир – понимание специфики и особенностей «национальных образов мира».

Данный вид деятельности связан с решением мировоззренческих основ искусства, охватывающих все стороны проявления личности и взаимоотношения человека с обществом, государством в историческом и культурном аспектах; взаимоотношения человека и природы, существование разных культурных, географических, климатических пространств и многообразие культур и культурных проявлений на этих пространствах.

Составляющей частью решения проблемы художественного восприятия является обогащение сознания учащихся художественными образами, формирование художественного мышления школьников, развитие их эмоционально-образного и индивидуально-личностного мировосприятия; развитие у школьников способности общения на языке искусства и оценивания произведений искусства.

С восприятием искусства и действительности тесно связана проблема эстетического воспитания и развития эмоционально-образного освоения мира, которые направлены на формирование у школьников (подростков) целостного, гармоничного восприятия мира, на активизацию творческой деятельности, воспитание интереса к искусству и окружающей природе.

3. Музейная педагогика

Важной задачей предмета «Изобразительное искусство» является формирование потребности в общении с искусством. Работа с музеем выделена в отдельный вид деятельности и предполагает активное приобщение школьников к культуре своего региона; освоение национальных, традиционных форм общежития в истории развития региона; приобщение обучающихся к искусству, которое рядом. Это предполагает не только системное, осмысленное, заранее спланированное посещение музеев в тесном соответствии с изучаемой темой, но и посещение мастерских художников, театров, библиотек, концертных залов, общение с художниками, композиторами, поэтами и др. Это также путешествия по музеям мира, в том числе виртуальным (ИКТ).

Приобщение к разным видам творческой деятельности людей искусства, с которыми они знакомятся в музее, позволяет развивать у школьников способность сравнивать, анализировать, проводить параллели и находить отличия, раскрывать во всей полноте разнообразие деятельности человека, показывать возможности творческого проявления и художественного самовыражения в любом виде искусства с учётом уникальности творца. Это совершенствует умение видеть выразительные возможности разных видов искусства, развивает способность замечать и осмысленно применять в своих творческих работах единый для всех искусств выразительный язык. Также это способствует развитию представлений школьников о художественном образе в разных видах искусства: о выразительных средствах искусства слова, музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, танца, театра, кино (звучание русского слова в поэзии, былине, песне; слово и цвет, интонация, форма, звук, характер, образ). Музейная педагогика способствует погружению школьников в мир художественной фантазии.

4. Работа в объёме

Данный вид деятельности касается непосредственного приобщения школьников-подростков к процессу осмысленного решения разнообразных задач построения пространственного объёмного образа в разных видах предметно-пространственной деятельности: лепке, художественном конструировании, ландшафтном дизайне, в создании пространственного архитектурного образа, произведений декоративно-прикладного искусства, в том числе в процессе работы над коллективными исследованиями и проектами. Работа в объёме в подростковом и старшем подростковом возрасте имеет большое практическое значение, так как позволяет решать целый круг актуальных проблем, таких как решение своего имиджа, жилья, художественного оформления классной комнаты, другого пространства для совместной работы, в том числе спортивного зала, театрального спектакля, иллюстраций к проектной работе. Обязательной частью данного направления работы является освоение пластического современного материала, позволяющего создавать готовый законченный продукт, полезный в жизни (полимерная глина, разнообразные виды пластилина и др.).

5. Компьютерный проект

Преподавание изобразительного искусства не может оставаться вне процессов и технологий, актуальных для творческой деятельности в современном мире. Знакомство с компьютерными средствами как инструментом для художественного самовыражения, для творчества – основная задача данного направления учебной деятельности.

Культурологическое содержание компьютерных проектов позволяет обучающимся получить опыт использования и интерпретации культурного опыта человечества для выражения своих образов и идей. Для этой цели ученики обучаются методам работы с информацией, методам освоения разных художественных технологий.

Мультимедийные возможности компьютерных технологий позволят школьникам-подросткам получить опыт создания произведений, в основе которых лежит синтез образа, звука и движения. Обучающиеся познакомятся с историей анимации, освоят технологии создания работ на основе анимационных эффектов и оптических иллюзий.

Главным результатом получения технологических навыков взаимодействия обучающихся с компьютером следует считать понимание алгоритма действий, необходимых для выполнения той или иной задачи, освоение базовых функций компьютерных графических программ. Создавая экранные произведения, ученики смогут научиться применять знания графической грамоты в компьютерных технологиях, решать композиционные задачи, грамотно распределяя изобразительный и текстовый материал.

Одним из важных аспектов работы с компьютерным проектом является знакомство обучающихся с возможностью создания нелинейных произведений: получение опыта и навыков работы с формированием гиперссылок для создания интерактивной нелинейной формы презентации.

Работа над компьютерным проектом позволит школьникам научиться работать с основными инструментальными возможностями программ Paint, PowerPoint, использовать необходимые функции и команды для воплощения своего замысла.

Одними из главных результатов работы над заданиями компьютерных блоков можно считать получение обучающимися проектных навыков ведения творческой работы, формирование навыков обобщения, абстрагирования и схематизации, отбора средств выражения, умений планировать сложный многоуровневый процесс реализации проекта. Школьники получают опыт воплощения созданных ими образов с помощью возможностей компьютерных технологий.


Направления работы с обучающимися и виды художественной деятельности

Работа на плоскости – освоение всей поверхности листа, выбор формата для творческой работы, овладение композиционными навыками, обогащение цветовосприятия и цветовой палитры, работа с художественными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, восковыми мелками, карандашами, тушь-пером.

Декоративно-прикладная деятельность решает задачи освоения декоративных форм, ритма, цвета; принципов стилизации на основе обобщения природных форм; сочинения орнаментов, декоративных композиций; использования элементов украшения и объектов (представители флоры и фауны); работы с природными и другими поделочными материалами; освоения навыков работы в бумажной пластике; выполнения коллажей, аппликаций с использованием разнообразия текстур и фактур применяемых художественных материалов.

Работа в объёме и в пространстве – создание творческих работ в объёме из бумаги, скульптуры из глины или пластилина; развитие навыков художественного конструирования, знакомство с дизайном как видом изобразительного и конструкторского искусства (художественное конструирование), выполнение дизайнерских работ – создание несложных геометрических форм из бумаги, природного и другого поделочного материала, а также с использованием готовых упаковок разных видов, величины и формы.

Художественное восприятие произведений изобразительного искусства рассматривается как один из видов творческой деятельности, который реализуется в обсуждении произведений искусства разных видов и жанров, творческих работ одноклассников, организации экспозиции из работ обучающихся, проведении исследований по проблемам искусства (творчество художника; история создания одной картины; экспозиция, музей в родном городе, селе; знание музеев мира, знакомство с творчеством известных художников), участии в экскурсиях, выполнении групповых и индивидуальных проектов.



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Личностные результаты обучения изобразительному искусству:

– сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства уважения к Отечеству, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; освоение культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

– ответственное отношение к освоению искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов;

– целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

– уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам человечества в целом;

– способность к развитию индивидуального самосознания и компетентности на основе личностного выбора; нравственных чувств и нравственного поведения; осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

– сформированность компетентностей обучающихся в общении на языке искусства со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

– способность к развитию эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»:

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать свою познавательную деятельность;

– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, находить причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

– умение осознанно использовать свою речь для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты (знания, умения, навыки, компетенции) освоения предмета «Изобразительное искусство»:

– освоение графической грамоты;

– освоение художественно-выразительных средств искусства;

– освоение опыта самостоятельной творческой деятельности;

– сформированность осмысленного восприятия искусства и действительности;

– освоение графических умений с помощью современных средств обучения, в том числе по планированию самостоятельной деятельности, оцениванию выполненной работы;

– умение фиксировать собственные достижения;

– умение самостоятельно осваивать окружающий мир и искусство во всем многообразии его проявлений;

– сформированность художественного мировоззрения, целостного мировосприятия, художественно-творческого мышления;

– умение развивать интерес к искусству и окружающей природе и активизировать творческую деятельность, стремление проявлять себя в каком-либо виде изобразительного искусства (живопись, графика, компьютерная графика, компьютерный проект, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство);

– сформированность представлений о роли и значимости искусства в жизни человека и общества.

В результате обучения изобразительному искусству ученик будет:

знать

– основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

– выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

– наиболее крупные художественные музеи России и мира;

уметь

– применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве;

– определять средства выразительности при восприятии произведений;

– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и

жанров изобразительного искусства;

– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

– объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для эстетической оценки явлений окружающего мира;

– при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них;

– при работе с художественными материалами в своём творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);

– при выборе средств художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

будут сформированы:

– представление об основах художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

– эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;

– наблюдательность, способность к сопереживанию, ассоциативное мышление и творческое воображение;

– представление о художественной культуре во всём многообразии её видов, жанров и стилей как о материальном выражении духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах;

– уважительное отношение к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

– опыт создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; опыт работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

– опыт работы с различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); – потребность в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;

– осмысленное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Список необходимых для полноценной работы

по изобразительному искусству материалов:

  • белая бумага (лучше акварельная в папках);

  • цветная и тонированная бумага;

  • картон;

  • старые иллюстрированные журналы;

  • краски (гуашь, акварель);

  • цветная тушь;

  • плоские и круглые кисти разных размеров;

  • палитры;

  • простые и цветные карандаши;

  • фломастеры;

  • гелевые, шариковые и перьевые ручки;

  • мягкий графический материал: пастель, восковые мелки, глина,

  • пластилин;

  • стеки, магнитики, клепки для стола;

  • приспособления для крепления бумаги к мольберту;

  • цветные нитки;

  • лоскут, проволока, ветошь;

  • клей ПВА;

  • ножницы с тупыми концами;

  • ёмкости для воды;

  • бумажные полотенца;

  • влажные салфетки;

  • компьютер со стандартным набором офисных программ, позволяющим работать с текстом, графикой и создавать презентации (например, стандартные программы Windows);

  • проектор или интерактивная доска;

  • сканер, принтер;

  • графический планшет.


Содержание программы


Тема года: «Человек, предмет, среда»


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (34 ч)

Освоение понятий и направлений деятельности:

• предметная среда, личное пространство каждого человека;

• история изобразительного искусства;

• графическая грамота в процессе самостоятельного творчества;

• взаимосвязи: материал – форма – цвет – практическая значимость

предмета.

Раздел 1. Предмет (8 ч)


Предметы вокруг нас

Значение предметов в жизни человека. Интерьер и характер человека.

Секреты мастерства: изображение интерьера. Выполнение наброска

выбранного предмета простым карандашом.

Основные термины и понятия: интерьер, пропорции, набросок, падающая

тень, предметная плоскость.

Тайна старого сундука

Предметы в историко-культурной среде. Этнографические и краеведческие музеи России. Народные мастера. История сундука. Путешествие в историю одного предмета. Создание декоративной композиции на тему (по выбору): «Натюрморт с предметами из старого сундука», «Натюрморт с тряпичной куклой», «Столярные инструменты», «Бабушкина прялка» и др.

Основные термины и понятия: этнографический и краеведческий музеи.

Промыслы в прошлом и настоящем

Природные и историко-культурные истоки народных промыслов России. Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Хохломы, Жостова и др.). Современное развитие промыслов в России. Орнамент как основа декоративного

украшения, виды орнамента (зооморфный, растительный, геометрический). Стилизация в декоративном искусстве. Изготовление изделий по мотивам народных промыслов.

Основные термины и понятия: кустарный промысел, орнамент, зооморфный орнамент, стилизация.


Дизайн – современное искусство

Понятие «дизайн». История развития искусства дизайна. Декор. Создание нового декора предмета быта в технике цветной аппликации.

Основные термины и понятия: дизайн, декор.

Предметы – свидетели истории

Направления дизайна: промышленный, графический, дизайн интерьера, создание дизайн-форм. Авторский стиль в дизайне. Выполнение коллективного проекта: объемная композиция игровой площадки для учеников начальной школы.

Основные термины и понятия: графический дизайн, проектирование.

Что такое стиль

Стиль в изобразительном искусстве как единство выразительных средств, приемов и художественно-образных признаков в архитектуре, живописи, скульптуре, костюме, интерьере. Сравнительная характеристика стилей Древнего Египта и Древней Греции. Создание светильника, стилизованного под выбранную историческую эпоху.

Основные термины и понятия: стиль, Античность, Возрождение (Ренессанс), атлант, кариатида, канопа.

Раздел 2. Человек (13 ч)


Искусство скульптуры

Понятие «скульптура». Материалы и инструменты скульптора. Виды скульптуры: круглая (статуя, бюст, многофигурная композиция), рельеф и др. Средства выразительности в скульптуре. Искусство скульптуры. Изготовление объемных изделий (по выбору): фантастический персонаж,

парк с экзотическими обитателями, рельеф сказочного или фантастического животного.

Основные термины и понятия: круглая скульптура, рельеф, статуя, бюст, многофигурная композиция, ракурс, монументальное скульптурное произведение, барельеф, горельеф, контррельеф, чеканное изделие, кованое изделие, кинетическая скульптура.

Идеальные пропорции

Понятие «пропорции». Пропорции человеческого тела. Поиск идеальных пропорций человека в разные исторические эпохи. Связь идеальных пропорций человеческого тела и архитектуры. Лепка фигуры человека из пластилина.

Основные термины и понятия: Ле Корбюзье, шкала пропорций – Модулор.

Портрет и время

Портретный жанр. Взаимосвязь представлений о человеке в разные исторические эпохи с его изображением. Изображение человека в Древнем мире и Средние века. Иконопись. Появление реалистического портрета. Развитие портретного искусства в XVII–XVIII вв. Особенности искусства портрета в XIX в. Изображение литературного персонажа в традициях парадного портрета XVII–XVIII вв.

Основные термины и понятия: портрет, реалистический портрет, иконопись, парадный портрет, романтический портрет, психологический портрет, автопортрет.

Изучаем графику

Понятие «графика». Цвет в графике. Средства выразительности графики (точка, линия, штрих, пятно). Виды графической техники – гравюры: литография, линогравюра, офорт, ксилография. Монотипия как графическая техника печати. Свет и тень в графике. Создание графического изображения по выбранной тематике.

Основные термины и понятия: графика, сангина, пастель, гравюра, линогравюра, офорт, литография, ксилография, эстамп, монотипия, контраст, нюанс, тон.

Загадки живописи

Объекты изображения. Материалы, инструменты и приёмы работы художников, пишущих маслом. Отражение личности художника в его картинах: авторская манера письма. Цвет и настроение.

Основные термины и понятия: холст, грунт, мастихин, мазок, пастозный мазок, лессировка, колорит, активный формат.

Новый взгляд художника

Историческая обусловленность появления новых направлений в искусстве в начале ХХ в. Авангардные направления в искусстве: фовизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм. Изображение предмета (по выбору) в манере кубизма.

Основные термины и понятия: авангард, модернизм, фовизм, кубизм.

Анималистический жанр

Анималистический жанр. Художники-анималисты, необходимые им качества. Значение произведений анималистического жанра. Изображение животных на плоскости и в объеме.

Основные термины и понятия: анималистический жанр, анималист.

Банк художественных образов

Наброски и зарисовки в живописи и скульптуре. Этюд. Значение подготовительной работы при создании картины / скульптуры. Рисование набросков и зарисовок по выбранной тематике.

Основные термины и понятия: наброски, зарисовки, этюд, эскиз.


Сюжетные композиции с животными

История отражения отношений человека и животных в изобразительном искусстве. Особенности изображения многофигурных композиций с животными. Создание сюжетной композиции «Человек и животное».

Основные термины и понятия: сюжет, многофигурная композиция.

Стилизация в изобразительном искусстве

Понятие «стилизация». Элементы стилизации. Стилизация в декоративно-прикладном искусстве. Создание эскизов стилизованных предметов.

Основные термины и понятия: стилизация, художественный образ, форма, пластика.

Открытое и закрытое пространство

Изображение пейзажа и интерьера в картине. Особенности и законы передачи открытого и закрытого пространства. Человек в пространстве картины. Создание творческой работы, показывающей закрытое / открытое пространство.


Раздел 3. Среда (6 ч)


Природный ландшафт

Проектирование архитектурных сооружений и окружающая среда. Ландшафт. Выразительные средства искусства зодчества. Связь архитектуры и инженерных наук. Создание рисунка архитектурного сооружения в определённом ландшафтном окружении.

Основные термины и понятия: проектирование, ландшафт.

Архитектура – летопись времени

Архитектура – свидетель истории и культуры человечества. Реставрация и сохранение старинных зданий. Создание альбома зарисовок (в технике цветной графики) и фотографий старинных зданий конкретного населенного пункта.

Основные термины и понятия: историческая архитектура, общее и отличие.

Искусство проектирования

История стилей оформления интерьера. Готика. Стили XVII–ХIХ вв. Модерн. Современный интерьер. Создание проекта Музея музыки: оформление экстерьера и интерьера.

Основные термины и понятия: романский стиль, готика, витраж, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн, конструктивизм, функционализм.

Пространство и история человечества

Расширение горизонтов жизни человека с помощью изобразительного искусства. Мифические и сказочные пространства в живописи. Поэтическое и музыкальное пространства в изобразительном искусстве.

Основные термины и понятия: воображение, фантазия.


Полет на машине времени

Увлекательное путешествие в прошлое. Создание художественных композиций по выбранной тематике («Жизнь в древнем городе», «Улица, на которой мы жили в древнем городе», «Древний Рим» и т.д.).

Раздел 4. Шахматы (7ч)

Игрушки вокруг нас. История шахмат

Игрушка как музейный экспонат. Знакомство с ролью дизайнера в разработке игр. Художественные решения компьютерных игр, игровых и мультипликационных фильмов. Путь развития игры «шахматы», ее разновидности, популярные в разное время и в разных странах. Шахматы как произведения искусства, скульптура малых форм. Наиболее известные игровые комплекты, их художественное решение и история возникновения. Поиск тематики и эскизная работа над художественным решением пространства шахматного комплекта.

Основные термины и понятия: дизайнерское решение, образ игрового пространства.

Воображаемое пространство игры

Колористические задачи в творчестве художников разных направлений и жанров. Передача с помощью цвета колористических характеристик пространства и времени. Подбор цветов для колористического решения шахматного комплекта.

Основные термины и понятия: колористическая палитра художественного произведения, цветовое решение.

Знакомство с шахматами

Знакомство с историей шахмат. Дизайн стаунтоновских шахмат. Выразительность художественного решения шахматной фигуры. Парадные портреты: образы королевских особ в искусстве. История женского костюма на примерах парадных женских портретов представительниц власти европейских стран и России. Элементы костюма, формирующие образ и передающие статус персонажа. Разработка образов фигуры короля и королевы для игрового комплекта шахмат.

Основные термины и понятия: образы игровых персонажей, парадный портрет, женская высокая мода, шлейф, кринолин, кокошник, силуэт костюма.

Многоликий слон

Многообразие интерпретации фигуры: слон, епископ, бегун, гонец, охотник, шут. Сказочные, мифологические и шутовские персонажи в искусстве, их многоликость и разнообразие. Разработка образа сказочного персонажа для игрового комплекта шахмат.

Основные термины и понятия: история моды, обычаи и традиции в одежде.

Конь – всадник – рыцарь

История шахматной фигуры конь. Всадник – распространенный образ в изобразительном и прикладном искусстве, скульптуре. Амуниция, доспехи наездника и коня. Создание образа для шахматной фигуры конь.

Основные термины и понятия: военные доспехи.

Крепости и башни

Шахматная фигура ладья и многообразие ее видов: крепость, башня, боевая колесница, птица. История крепостного строительства. Устройство крепости. Древние кремли на территории России. Функциональность архитектурных элементов крепости. Виды крепостных башен и их предназначение. Разработка образа шахматной фигуры ладья.

Основные термины и понятия: оборонительная система, крепостная башня, донжон.

Многочисленный отряд. Приглашаем на турнир

Отражение тематики шахматных наборов в дизайне пешек. Шахматы как скульптура малых форм. История государства в шахматных наборах 20–30-х годов ХХ века. Работа Н.Я. Данько «Красные и белые» как яркий пример тематических шахмат. Разработка образа пешек для шахматного комплекта. Создатели шахмат – скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры. Типы и виды шахмат: от походных до виртуальных. Шахматные поля: от хрустальных до расчерченных на городских площадях. Создание игрового поля для шахматных фигур. Материалы для создания шахматных комплектов.

Основные термины и понятия: тематические шахматы, игровые шахматные комплекты.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Обучающиеся научатся:

  • характеризовать и использовать в своей творческой деятельности выразительные средства изобразительного искусства;

  • передавать иллюзию предмета на плоскости при помощи падающей тени;

  • пользоваться образным языком декоративно-прикладного искусства;

  • создавать образцы изделий разных видов народного творчества в объеме (лепке, конструировании, из мягкого материала);

  • выполнять наброски, зарисовки, этюды (в живописи, графике, скульптуре);

  • создавать сюжетные композиции с животными в живописи, графике, круглой скульптуре и рельефе;

  • использовать программу PowerPoint для создания презентаций, графических композиций, компьютерной игры;

  • рассказывать о соразмерности и пропорциях объектов, о композиционном центре и планах в изображении; передавать их в собственной работе;

  • использовать знания условной передачи перспективы при изображении открытого и закрытого пространства;

  • объяснять правила композиции в живописи, графике, скульптуре;

  • рассказывать о разнообразии графических приемов изображения (штрих, пятно, линия) и уметь применять их в собственной работе;

  • характеризовать (объяснять, сравнивать, анализировать) различные виды и направления изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство, изайн, ландшафтный дизайн).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно осваивать разнообразные графические техники (монотипия, оттиск фактуры материала);

  • развивать фантазию и воображение;

  • анализировать материал, представленный в художественных, этнографических и краеведческих музеях;

  • проводить самостоятельные исследовательские работы по выявлению истории своей семьи, города, села;

  • самостоятельно находить нужную информацию об искусстве, в том числе о музеях мира, с помощью поисковой системы Интернет.



Литература для учителя:


1. Л.Г.Савенкова и др.. Изобразительное искусство. 5-6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Л.Г.Савенкова и др. – М.: «Русское слово», 2016.


Литература для обучающихся:


1. Л.Г.Савенкова и др.. Изобразительное искусство. 5-6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Л.Г.Савенкова и др. – М.: «Русское слово», 2016.


Тематическое планирование (34 ч)


п/п

Тема урока


Содержание курса

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

План

Факт

Раздел 1. Предмет (8 ч)

1

Предметы вокруг нас

Значение предметов в жизни человека. Интерьер и характер человека. Секреты мастерства: изображение интерьера. Выполнение наброска выбранного предмета простым карандашом

Оценка значения предметов и их внешнего вида в жизни человека. Знакомство с секретами мастерства изображения интерьера. Использование знаний о тональности, характере формы, симметрии, вертикальном и горизонтальном форматах (компоновки) и навыки штриховки при выполнении наброска простым карандашом

Знание и понимание основных терминов и понятий: интерьер, пропорции, набросок, падающая тень, предметная плоскость.

освоение графической грамоты;

сформированность осмысленного восприятия искусства и действительности;


КУУД: выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи.

РУУД: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты.

ПУУД: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов.

Способность к развитию индивидуального самосознания и компетентности на основе личностного выбора; нравственных чувств и нравственного поведения





2

Тайна старого сундука

Предметы в историко-культурной среде. Этнографические и краеведческие музеи России. Народные мастера. История сундука. Путешествие в историю одного предмета. Создание декоративной композиции на тему (по выбору): «Натюрморт с предметами из старого сундука», «Натюрморт с тряпичной куклой», «Столярные инструменты», «Бабушкина прялка» и др.

Изучение истории вещей. Знакомство с этнографическими и краеведческими музеями России. Поиск и оформление подборки фотографий одного из предметов, который изменялся со временем, например светильника, утюга, весов, стула, часов или любого другого. Исследовательский проект: изучение истории появления старинных вещей в своей семье и связанных с ними преданий. Создание декоративной композиции на тему (по выбору): «Натюрморт с предметами из старого сундука», «Натюрморт с тряпичной куклой», «Столярные инструменты», «Бабушкина прялка» и др. в технике отрывной аппликации.

Знание и понимание основных терминов и понятий: этнографический и краеведческий музеи;

освоение опыта самостоятельной творческой деятельности;

сформированность осмысленного восприятия искусства и действительности;

сформированность представлений о роли и значимости искусства в жизни человека и общества

КУУД: выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации.

РУУД: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.

ПУУД: выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство

Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства уважения к Отечеству, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; освоение культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;





3

Промыслы в настоящем и будущем

Природные и историко-культурные истоки народных промыслов России. Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Хохломы, Жостова и др.). Современное развитие промыслов в России. Орнамент как основа декоративного украшения, виды орнамента (зооморфный, растительный, геометрический). Стилизация в декоративном искусстве. Изготовление изделий по мотивам народных промыслов

Определение природных и историко-культурных истоков народных промыслов России. Знакомство с художественными особенностями народных промыслов (Гжель, Жостово, Хохлома и др.). Анализ понятия стилизации. Изготовление изделий по мотивам народных промыслов

Основные термины и понятия: кустарный промысел, орнамент, зооморфный орнамент, стилизация;

освоение графической грамоты;

освоение художественно-выразительных средств искусства;

сформированность осмысленного восприятия искусства и действительности;

сформированность представлений о роли и значимости искусства в жизни человека и общества


КУУД: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.

РУУД: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

ПУУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства уважения к Отечеству, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; освоение культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;





4

Промыслы в настоящем и будущем

Изготовление изделий по мотивам народных промыслов

Изготовление изделий по мотивам народных промыслов

Основные термины и понятия: кустарный промысел, орнамент, зооморфный орнамент, стилизация;

освоение графической грамоты;

освоение художественно-выразительных средств искусства;

сформированность осмысленного восприятия искусства и действительности;

сформированность представлений о роли и значимости искусства в жизни человека и общества


КУУД: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.

РУУД: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

ПУУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства уважения к Отечеству, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; освоение культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;





5

Дизайн – современное искусство

Понятие «дизайн». История развития искусства дизайна. Декор. Создание нового декора предмета быта в технике цветной аппликации

Анализ и освоение понятий «дизайн» и «декор». Знакомство с историей развития искусства дизайна. Создание нового декора предмета быта в технике цветной аппликации.

Знание и понимание основных терминов и понятий: дизайн, декор;

освоение графической грамоты;

освоение художественно-выразительных средств искусства;

сформированность осмысленного восприятия искусства и действительности;

сформированность представлений о роли и значимости искусства в жизни человека и общества


КУУД: определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности.

РУУД: обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

ПУУД: выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений

Ответственное отношение к освоению искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию,





6

Предметы – свидетели истории

Направления дизайна: промышленный, графический, дизайн интерьера, создание дизайн-форм. Авторский стиль в дизайне. Выполнение коллективного проекта: объемная композиция игровой площадки для учеников начальной школы

Знакомство с различными направлениями дизайна. Оценка значения авторского стиля в дизайне. Выполнение коллективного проекта: объемная композиция игровой площадки для учеников начальной школы

Знание и понимание основных терминов и понятий: графический дизайн, проектирование.

освоение опыта самостоятельной творческой деятельности;

сформированность представлений о роли и значимости искусства в жизни человека и общества

КУУД: делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

РУУД: выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.

ПУУД: строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям

Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства уважения к Отечеству, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; освоение культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества





7

Что такое стиль

Стиль в изобразительном искусстве как единство выразительных средств, приемов и художественно-образных признаков в архитектуре, живописи, скульптуре, костюме, интерьере. Сравнительная характеристика стилей Древнего Египта и Древней Греции. Создание эскиза светильника, стилизованного под выбранную историческую эпоху

Освоение понятия «стиль». Сравнительная характеристика стилей Древнего Египта и Древней Греции. Создание светильника, стилизованного под выбранную историческую эпоху

Основные термины и понятия: стиль, Античность, Возрождение (Ренессанс), атлант, кариатида, канопа;

сформированность осмысленного восприятия искусства и действительности;

сформированность представлений о роли и значимости искусства в жизни человека и общества

КУУД: использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.

РУУД: идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему.

ПУУД: самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации

Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира





8

Что такое стиль

Стиль в изобразительном искусстве как единство выразительных средств, приемов и художественно-образных признаков в архитектуре, живописи, скульптуре, костюме, интерьере. Сравнительная характеристика стилей Древнего Египта и Древней Греции. Создание эскиза светильника, стилизованного под выбранную историческую эпоху

Освоение понятия «стиль». Сравнительная характеристика стилей Древнего Египта и Древней Греции. Создание светильника, стилизованного под выбранную историческую эпоху

Основные термины и понятия: стиль, Античность, Возрождение (Ренессанс), атлант, кариатида, канопа;

сформированность осмысленного восприятия искусства и действительности;

сформированность представлений о роли и значимости искусства в жизни человека и общества

КУУД: использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.

РУУД: идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему.

ПУУД: самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации

Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира





Человек (13 ч)

9

Искусство скульптуры

Понятие «скульптура». Материалы и инструменты скульптора. Виды скульптуры: круглая (статуя, бюст, многофигурная композиция), рельеф и др. Средства выразительности в скульптуре. Искусство скульптуры. Изготовление объемных изделий (по выбору): фантастический персонаж, парк с экзотическими обитателями, рельеф сказочного или фантастического животного

Знакомство с особенностями ремесла скульптора и видами скульптуры. Определение средств выразительности в скульптуре. Изготовление объемных изделий (по выбору обучающихся).

Знать и понимать основные термины и понятия: круглая скульптура, рельеф, статуя, бюст, многофигурная композиция, ракурс, монументальное скульптурное произведение, барельеф, горельеф, контррельеф, чеканное изделие, кованое изделие, кинетическая скульптура;

освоение графической грамоты;

освоение художественно-выразительных средств искусства;


КУУД: использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления.

РУУД: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения.

ПУУД: вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником

Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства уважения к Отечеству, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; освоение культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества





10

Идеальные пропорции

Понятие «пропорции». Пропорции человеческого тела. Поиск идеальных пропорций человека в разные исторические эпохи. Связь идеальных пропорций человеческого тела и архитектуры. Лепка фигуры человека из пластилина

Освоение понятия «пропорции». Знакомство с историей поиска идеальных пропорций человеческого тела. Обсуждение вопроса об идеальных пропорциях. Лепка фигуры человека из пластилина для создания коллективной композиции из пластилина на выбранную тему, например: «Ратные подвиги моего народа», «Военные походы древних греков», «Из истории индийского эпоса», «Сюжеты египетских росписей»

Знание и понимание основных терминов и понятий: Ле Корбюзье, шкала пропорций – Модулор;

освоение графической грамоты;

освоение художественно-выразительных средств искусства;

освоение опыта самостоятельной творческой деятельности;




КУУД: принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

РУУД: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

ПУУД: строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

Ответственное отношение к освоению искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию





11

Идеальные пропорции

Лепка фигуры человека из пластилина

Лепка фигуры человека из пластилина. Создание коллективной композиции из пластилина на выбранную тему, например: «Ратные подвиги моего народа», «Военные походы древних греков», «Из истории индийского эпоса», «Сюжеты египетских росписей»

Знание и понимание основных терминов и понятий: Ле Корбюзье, шкала пропорций – Модулор;

освоение графической грамоты;

освоение художественно-выразительных средств искусства;

освоение опыта самостоятельной творческой деятельности;


КУУД: принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

РУУД: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

ПУУД: строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

Ответственное отношение к освоению искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию





12

Портрет и время

Портретный жанр. Взаимосвязь представлений о человеке в разные исторические эпохи с его изображением. Изображение человека в Древнем мире и Средние века. Иконопись. Появление реалистического портрета. Развитие портретного искусства в XVII–XVIII вв. Особенности искусства портрета в XIX в. Изображение литературного персонажа в традициях парадного портрета XVII–XVIII вв.

Знакомство с историей и особенностями портретного жанра. Сравнительный анализ портретного искусства в разные исторические эпохи. Изображение литературного персонажа в традициях парадного портрета XVII–XVIII вв., используя тушь и перо

Основные термины и понятия: портрет, реалистический портрет, иконопись, парадный портрет, романтический портрет, психологический портрет, автопортрет;

сформированность осмысленного восприятия искусства и действительности;




КУУД: соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.

РУУД: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи.

ПУУД: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности

Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства уважения к Отечеству, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; освоение культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества





13

Изучаем графику

Понятие «графика». Цвет в графике. Средства выразительности графики (точка, линия, штрих, пятно). Виды графической техники – гравюры: литография, линогравюра, офорт, ксилография. Монотипия как графическая техника печати. Свет и тень в графике. Создание графического изображения по выбранной тематике

Освоение понятия «графика». Оценка роли цвета, штриха, пятна, точки и линии в графике. Знакомство с видами графической техники. Освоение техники графических работ. Создание графического изображения по выбранной тематике

Основные термины и понятия: графика, сангина, пастель, гравюра, линогравюра, офорт, литография, ксилография, эстамп, монотипия, контраст, нюанс, тон;

освоение графической грамоты;

освоение художественно-выразительных средств искусства;



КУУД: представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности.

РУУД: определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи.

ПУУД: делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

Сформированность компетентностей обучающихся в общении на языке искусства со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности





14

Загадки живописи

Объекты изображения. Материалы, инструменты и приёмы работы художников, пишущих маслом. Отражение личности художника в его картинах: авторская манера письма. Цвет и настроение

Обсуждение вопроса об объектах живописи. Знакомство с материалами, инструментами и приёмами работы художников, пишущих маслом. Обсуждение темы отражения личности художника в его работах. Подбор цветовой гаммы к стихотворению Ф.И. Тютчева. Рисование натюрморта

Основные термины и понятия: холст, грунт, мастихин, мазок, пастозный мазок, лессировка, колорит, активный формат;

освоение опыта самостоятельной творческой деятельности;

сформированность осмысленного восприятия искусства и действительности;



КУУД: отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.).

РУУД: обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач

ПУУД: переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот

Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства уважения к Отечеству, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; освоение культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества





15

Новый взгляд художника

Историческая обусловленность появления новых направлений в искусстве в начале ХХ в. Авангардные направления в искусстве: фовизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм. Изображение предмета (по выбору) в манере кубизма

Выявление исторической обусловленности появления новых направлений в искусстве в начале ХХ в. Знакомство с авангардными направлениями в искусстве. Изображение предмета (по выбору) в манере кубизма

Знание и понимание основных терминов и понятий: авангард, модернизм, фовизм, кубизм; освоение графической грамоты; освоение опыта самостоятельной творческой деятельности; сформированность представлений о роли и значимости искусства в жизни человека и общества

КУУД: создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств.

РУУД: выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели.

ПУУД: обозначать символом и знаком предмет и/или явление

Ответственное отношение к освоению искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию





16

Анималистический жанр

Анималистический жанр. Художники-анималисты, необходимые им качества. Значение произведений анималистического жанра. Изображение животных на плоскости и в объеме

Знакомство с особенностями анималистического жанра и секретами мастерства художников-анималистов. Изображение животных на плоскости и в объеме в различных техниках.

Знание и понимание основных терминов и понятий: анималистический жанр, анималист;

сформированность осмысленного восприятия искусства и действительности;



КУУД: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства.

РУУД: самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

ПУУД: создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; выражать свое отношение к природе через рисунки

Способность к развитию эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера





17

Банк художественных образов

Наброски и зарисовки в живописи и скульптуре. Этюд. Значение подготовительной работы при создании картины/скульптуры. Рисование набросков и зарисовок по выбранной тематике

Освоение понятий: набросок, зарисовки, этюд, эскиз. Оценка значения подготовительной работы при создании картины /скульптуры. Рисование набросков и зарисовок по выбранной тематике

Знание и понимание основных терминов и понятий: наброски, зарисовки, этюд, эскиз.

освоение художественно-выразительных средств искусства;

сформированность осмысленного восприятия искусства и действительности;



КУУД: организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

РУУД: демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения.

ПУУД: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы

Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира





18

Сюжетные композиции с животными

История отражения отношений человека и животных в изобразительном искусстве. Особенности изображения многофигурных композиций с животными. Создание сюжетной композиции «Человек и животное»

Знакомство с историей отражения отношений человека и животных в изобразительном искусстве. Освоение правил изображения многофигурных композиций с животными. Создание сюжетной композиции «Человек и животное»

Знание и понимание основных терминов и понятий: сюжет, многофигурная композиция.;

освоение художественно-выразительных средств искусства;

освоение опыта самостоятельной творческой деятельности;



КУУД: договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.

РУУД: выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов).

ПУУД: выражать свое отношение к природе через рисунки

Способность к развитию индивидуального самосознания и компетентности на основе личностного выбора; нравственных чувств и нравственного поведения; осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам





19

Стилизация в изобразительном искусстве

Понятие «стилизация». Элементы стилизации. Стилизация в декоративно-прикладном искусстве. Создание эскизов стилизованных предметов

Освоение понятия «стилизация». Определение элементов стилизации. Обсуждение темы стилизации в декоративно-прикладном искусстве. Создание эскизов стилизованных предметов

Знание и понимание основных терминов и понятий: стилизация, художественный образ, форма, пластика;

освоение графической грамоты;

освоение художественно-выразительных средств искусства;



КУУД: выделять общую точку зрения в дискуссии.

РУУД: соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.

ПУУД: определять логические связи между предметами и/или явлениями

Сформированность компетентностей обучающихся в общении на языке искусства со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности





20

Стилизация в изобразительном искусстве

Понятие «стилизация». Элементы стилизации. Стилизация в декоративно-прикладном искусстве. Создание эскизов стилизованных предметов

Освоение понятия «стилизация». Определение элементов стилизации. Обсуждение темы стилизации в декоративно-прикладном искусстве. Создание эскизов стилизованных предметов

Знание и понимание основных терминов и понятий: стилизация, художественный образ, форма, пластика;

освоение графической грамоты;

освоение художественно-выразительных средств искусства;



КУУД: выделять общую точку зрения в дискуссии.

РУУД: соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.

ПУУД: определять логические связи между предметами и/или явлениями

Сформированность компетентностей обучающихся в общении на языке искусства со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности





21

Открытое и закрытое пространство

Изображение пейзажа и интерьера в картине. Особенности и законы передачи открытого и закрытого пространства. Человек в пространстве картины. Создание творческой работы, показывающей закрытое / открытое пространство

Знакомство с особенностями и законами передачи открытого и закрытого пространства. Обсуждение темы «Человек в пространстве картины». Создание творческой работы, показывающей закрытое / открытое пространство. Совершенствование навыков работы в технике аппликации и гуашевыми красками

Освоение художественно-выразительных средств искусства;

сформированность осмысленного восприятия искусства и действительности;


КУУД: строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

РУУД: определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

ПУУД: соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

Способность к развитию эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера





Раздел 3. Среда (6 ч)

22

Природный ланшафт

Проектирование архитектурных сооружений и окружающая среда. Ландшафт. Выразительные средства искусства зодчества. Связь архитектуры и инженерных наук. Создание рисунка архитектурного сооружения в определённом ландшафтном окружении

Обсуждение вопроса о значении окружающей среды в проектировании архитектурных сооружений. Знакомство с выразительными средствами искусства зодчества. Создание рисунка архитектурного сооружения в определённом ландшафтном окружении

Знание и понимание основных терминов и понятий: проектирование, ландшафт;

освоение графической грамоты;

сформированность осмысленного восприятия искусства и действительности;

сформированность представлений о роли и значимости искусства в жизни человека и общества


КУУД: определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации.

РУУД: составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования).

ПУУД: определять свое отношение к природной среде

Способность к развитию эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера





23

Архитектура – летопись времени

Архитектура – свидетель истории и культуры человечества. Реставрация и сохранение старинных зданий. Создание альбома зарисовок (в технике цветной графики) и фотографий старинных зданий конкретного населенного пункта

Обсуждение вопроса о значении сохранения и реставрации архитектурных сооружений прошлого. Исследовательская работа: изучение истории старинных зданий родного города. Создание альбома

зарисовок (в технике цветной графики) и фотографий старинных зданий конкретного населенного пункта

Знание и понимание основных терминов и понятий: историческая архитектура, общее и отличие;

освоение художественно-выразительных средств искусства;

сформированность представлений о роли и значимости искусства в жизни человека и общества


КУУД: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

РУУД: оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.

ПУУД: определять логические связи между предметами и/или явлениями

Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства уважения к Отечеству, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; освоение культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества





24

Искусство проектирования

История стилей оформления интерьера. Готика. Стили XVII–ХIХ вв. Модерн. Современный интерьер. Создание проекта Музея музыки: оформление экстерьера и интерьера

Знакомство с историей стилей оформления интерьера. Сравнительный анализ стилей разных исторических эпох. Создание проекта Музея музыки: оформление экстерьера и интерьера

Знать и понимать основные термины и понятия: романский;

освоение графической грамоты;

освоение художественно-выразительных средств искусства;

сформированность представлений о роли и значимости искусства в жизни человека и общества

КУУД: корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль.

РУУД: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

ПУУД: прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора

Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира





25

Пространство и история человечества

Расширение горизонтов жизни человека с помощью изобразительного искусства. Мифические и сказочные пространства в живописи. Поэтическое и музыкальное пространства в изобразительном искусстве

Оценка возможности отображения музыкального, поэтического, фантастического пространств художественными средствами. Обсуждение вопроса о значении фантазии и воображения в творчестве художника. Создание композиции по мотивам стихотворения М. Волошина в любой технике (акварель, тушь, цветные мелки). Сочинение и иллюстрирование мифа о происхождении мира и Земли, подражая стилю устного народного творчества. Создание композиции на цветном фоне по мотивам музыкального произведения Э.Н. Артемьева «Рассвет», используя пастель

Знание и понимание основных терминов и понятий: воображение, фантазия;

освоение опыта самостоятельной творческой деятельности;

сформированность осмысленного восприятия искусства и действительности;



КУУД: определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности.

РУУД: принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

ПУУД: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной деятельности

Ответственное отношение к освоению искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию





26

Полёт на машине времени

Увлекательное путешествие в прошлое. Создание художественных композиций по выбранной тематике («Жизнь в древнем городе», «Улица, на которой мы жили в древнем городе», «Древний Рим» и т.д.

Знакомство с искусством изображения прошлого. Создание художественных композиций по выбранной тематике («Жизнь в древнем городе», «Улица, на которой мы жили в древнем городе», «Древний Рим» и т.д.).

Освоение художественно-выразительных средств искусства;

сформированность представлений о роли и значимости искусства в жизни человека и общества

КУУД: критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

РУУД: самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

ПУУД: выявлять и называть причины события, явления

Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам человечества в целом





27

Полёт на машине времени

Увлекательное путешествие в прошлое. Создание художественных композиций по выбранной тематике («Жизнь в древнем городе», «Улица, на которой мы жили в древнем городе», «Древний Рим» и т.д.

Знакомство с искусством изображения прошлого. Создание художественных композиций по выбранной тематике («Жизнь в древнем городе», «Улица, на которой мы жили в древнем городе», «Древний Рим» и т.д.).

Освоение художественно-выразительных средств искусства;

сформированность представлений о роли и значимости искусства в жизни человека и общества

КУУД: критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

РУУД: самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

ПУУД: выявлять и называть причины события, явления

Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам человечества в целом





Раздел 4. Шахматы (7ч)

28

Игрушки вокруг нас

Игрушка как музейный экспонат. Знакомство с ролью дизайнера в разработке игр. Художественные решения компьютерных игр, игровых и мультипликационных фильмов. Поиск тематики и эскизная работа над художественным решением пространства шахматного комплекта

Знакомство с ролью дизайнера в разработке игр. Поиск тематики и эскизная работа над художественным решением пространства шахматного комплекта

Знание и понимание основных терминов и понятий: дизайнерское решение, образ игрового пространства.;

освоение художественно-выразительных средств искусства;

освоение опыта самостоятельной творческой деятельности;



КУУД: создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности; использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач

РУУД: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи

ПУУД: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)

Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам человечества в целом





29

Воображаемое пространство игры

Колористические задачи в творчестве художников разных направлений и жанров. Передача с помощью цвета колористических характеристик пространства и времени. Подбор цветов для колористического решения шахматного комплекта

Подбор цветов для колористического решения шахматного комплекта. Использование художественных средств как языка для выражения особенностей той или иной культуры, времени, стиля. Создание рисунка

Знание и понимание основных терминов и понятий: колористическая палитра художественного произведения, цветовое решение;

освоение художественно-выразительных средств искусства;



КУУД: использовать информацию с учетом этических и правовых норм; использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач.

РУУД: анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи.

ПУУД: резюмировать главную идею текста

Сформированность компетентностей обучающихся в общении на языке искусства со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе творческой деятельности





30

Знакомство с шахматами

Знакомство с историей шахмат. Дизайн стаунтоновских шахмат. Выразительность художественного решения шахматной фигуры. Парадные портреты: образы королевских особ в искусстве. История женского костюма на примерах парадных женских портретов представительниц власти европейских стран и России. Элементы костюма, формирующие образ и передающие статус персонажа. Разработка образов фигуры короля и королевы для игрового комплекта шахмат

Изучение пластического языка графического искусства – создание силуэтного изображения. Разработка образа фигуры короля для игрового комплекта шахмат

Знание и понимание основных терминов и понятий: образы игровых персонажей, парадный портрет;

сформированность осмысленного восприятия искусства и действительности;


КУУД: использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач.

РУУД: свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий

ПУУД: устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

Ответственное отношение к освоению искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию,





31

Многоликий слон

Многообразие интерпретации фигуры: слон, епископ, бегун, гонец, охотник, шут. Сказочные, мифологические и шутовские персонажи в искусстве, их многоликость и разнообразие. Разработка образа сказочного персонажа для игрового комплекта шахмат

Разработка образа сказочного персонажа. Использование геометрических фигур для формирования образа, его силуэта

Знание и понимание основных терминов и понятий: история моды, обычаи и традиции в одежде;

сформированность осмысленного восприятия искусства и действительности;


КУУД: использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач.

РУУД: устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта.

ПУУД: создавать вербальные, вещественные и информационные модели

Способность к развитию эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира





32

Конь – всадник – рыцарь

История шахматной фигуры конь. Всадник – распространенный образ в изобразительном и прикладном искусстве, скульптуре. Амуниция, доспехи наездника и коня. Создание образа для шахматной фигуры конь

Создание образа для шахматной фигуры. Зарисовки коня и выявление главных черт, характеризующих образ

Знание и понимание основных терминов и понятий: военные доспехи;

сформированность представлений о роли и значимости искусства в жизни человека и общества


КУУД: использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач.

РУУД: работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата.

ПУУД: создавать вербальные, вещественные и информационные модели


Способность к развитию индивидуального самосознания и компетентности на основе личностного выбора; нравственных чувств и нравственного поведения; осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам





33

Крепости и баши

Шахматная фигура ладья и многообразие ее видов: крепость, башня, боевая колесница, птица. История крепостного строительства. Устройство крепости. Древние кремли на территории России. Функциональность архитектурных элементов крепости. Виды крепостных башен и их предназначение. Разработка образа шахматной фигуры ладья

Разработка образа шахматной фигуры ладья. Сохранение единой стилистики в шахматном комплекте. Создание узнаваемого для фигуры силуэта

Знание и понимание основных терминов и понятий: оборонительная система, крепостная башня, донжон;

освоение графической грамоты;



КУУД: использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач.

РУУД: находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата.

ПУУД: ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст

Способность к развитию эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера





34

Многочисленный отряд. Приглашаем на турнир

Отражение тематики шахматных наборов в дизайне пешек. Шахматы как скульптура малых форм. История государства в шахматных наборах 20–30-х годов ХХ века. Работа Н.Я. Данько «Красные и белые» как яркий пример тематических шахмат. Разработка образа пешек для шахматного комплекта. Разработка образа пешек для шахматного комплекта. Создатели шахмат – скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры. Типы и виды шахмат: от походных до виртуальных. Шахматные поля: от хрустальных до расчерченных на городских площадях. Создание игрового поля для шахматных фигур. Материалы для создания шахматных комплектов

Поиск решения и разработка образа пешек для шахматного комплекта

Знание и понимание основных терминов и понятий: тематические шахматы, игровые шахматные комплекты.

освоение опыта самостоятельной творческой деятельности;


КУУД: использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач.

РУУД: оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

ПУУД: определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме

Способность к развитию эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера







16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!