(адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Гусельникова Н.Е.
Программа разработана в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; с требованиями Федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014 г.; с особенностями ГОУ ТО «Донская школа № 1», образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей (законных представителей).
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы: Конвенция ООН о правах ребенка; Закон об образовании РФ; Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ.
Настоящая рабочая программа индивидуальных коррекционных занятий соответствует основным требованиям образовательной программы по предметам и учитывает основные задачи развития образования.
| Знать | Уметь | ВПФ |
№1 | Стороны «право, лево, верх, низ, центр». | Ориентирование на листе бумаги и в пространстве. Выполнять манипуляции с мелкими предметами. Правильно писать буквы и цифры | Развитие пространственных и временных представлений, мелкой моторики и точных движений, глазомера, зрительной памяти и внимания. |
| №2 | Виды предложений. | Определять границы предложения. Определять вид предложения. Проводить звуко-буквенный анализ. Составлять предложения. Соотносить картинку с названием. Писать предложения и короткие стихотворения по памяти. | Развитие восприятия и зрительной памяти. Развитие фонематического слуха. Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов, устной и письменной речи. |
№3 | Интонационные упражнения. Виды предложений. | Соблюдать интонацию и выразительность. Составлять устный рассказ по картине и по увиденному. Формулировать вопросы. Выделять главное и соблюдать причинно-следственные связи. Подбирать синонимы к словам. Сравнивать по существенным признакам. | Развитие диалогической и монологической речи, дикции; слуховой памяти и воспроизведения, внимания. Развитие мышления, умения выделять главное и сравнивать. |
№4 | Разряды чисел. Таблицу умножения и деления. Порядок действия. Геометрические фигуры. | Сравнивать. Составлять задачу по картинке и по таблице. Решать примеры с одним неизвестным. Решать примеры в 2 и 3 действия. Строить геометрические фигуры, распределять их на плоскости листа. | Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа; воображения и зрительного восприятия. |
№ | Тема | Тематическое содержание | Кол час | Дата проведения | Коррекционные цели |
|
Развитие графических навыков |
1 | Рисование узоров, элементов букв и цифр | «Одновременное рисование» Проведение параллельных линий – вертикальных и наклонных. Графический диктант | 1 | | Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров, элементов букв и цифр. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов. |
2 | Коррекция почерка | Работа над формой букв. Графический диктант. Рисование фигур, букв и цифр в воздухе. | 2 | | Формирование каллиграфического навыка путем написания прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов (точечных). |
Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике |
3 | Дифференциация букв и звуков речи | Упражнения на изменение смысла слов (пруд-прут). | 1 | | Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определённом порядке |
4 | Дифференциация гласных и согласных | Алфавит. Упражнения с глухими и звонкими согласными. Зрительно-орфографический диктант. | 1 | | Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного и согласного звука |
5 | Составление словосочетаний и предложений | «Дополни предложение словами», «Закончи предложение», цепочки слов. Деформированный текст | 2 | | Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов. Текст. Отличие текста от набора предложений. |
6 | Письмо стихотворений и предложений по памяти | «Найди рифму» «Закончи стихотворение» «Строчки перепутались» | 1 | | Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством письма по памяти. |
7 | Работа с текстом. Рассказ по плану (по программе русского языка) | «Составь пункты плана по порядку» «Вставь слово в текст по смыслу» | 1 | | Развитие устной и письменной речи через умение составлять предложения из данных вразбивку слов с последующей их записью |
Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению (58 часов) |
8 | Интонационные упражнения | «Послушай и воспроизведи по памяти» | 1 | | Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов. Упражнения по развитию голоса. |
9 | Виды предложений | Различение предложений по интонации. Постановка соответствующего знака. | 2 | | Развитие эмоциональной сферы посредством интонирования предложения. |
10 | Восприятие текста на слух | Воспроизведение прочитанного. Работа над пониманием текста. | 1 | | Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста. |
11 | Устное сочинение по картине | Составление вопросов по картине: «Назови краски картины» «Передний и задний план». Составь словосочетания и предложения по картине | 1 | | Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания серии связанных единым сюжетом картинок. Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи через рассматривание картинок и расположение их в необходимой смысловой последовательности. |
12 | Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения) | Интонационные упражнения. Рисование по смыслу прочитанного | 1 | | Развитие выразительности чтения посредством соблюдения знаков препинания при чтении |
13 | Составление связного рассказа по теме. | Подбор синонимов к словам. Сюжетно-ролевая игра «Главный герой» Сравнение героев. Подбор пословиц по теме. | 1 | | Развитие речи и способности выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения. Развитие памяти через воспроизведение словесного материала, услышанного на уроке. |
Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике |
14 | Разряды чисел. Устный счет. Сравнение чисел | Устный счет. «Лишнее число», «Лабиринт», выполнение заданий по уч. | 2 | | Развитие умения дифференцировать разряды чисел. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа |
15 | Умножение и деление чисел | Работа с таблицей умножения. ИКТ | 2 | | Развитие быстроты реакции и мыслительной деятельности через решение примеров на умножение и деление. |
16 | Решение примеров на умножение и деление | Устный счет. «Соотнеси число с картинкой» «Шифровка» | 2 | | Развитие умения дифференцировать примеры. Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры |
17 | Решение примеров в два действия | Решение примеров. «Найди закономерность» | 2 | | Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров в два и в три действия. |
18 | Решение примеров в три действия | «Найди дату» «математическая цепочка» | 2 | | Развивать мышление через умение применять правило о переместительном свойстве сложения на практике. |
19 | Решение задач на сложение и вычитание | Задачи на внимательность. «Математическое лото» «Составь задачу по картинке» | 2 | | Развитие воображения, мышления посредством решения простых задач на сложение и вычитание. Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по картинке и их решение. |
20 | Решение задач с одним неизвестным | «Обратная задача» Решение задач по таблице Составление схемы по смыслу задачи. | 2 | | Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение пробелов в таблицах. Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя |
21 | Геометрические фигуры | Танграм. «Составь рисунок из фигур» «Сосчитай углы» «Сосчитай фигуры» Графический диктант Логический квадрат | 2 | | Увеличение объёма зрительного восприятия в процессе использования геометрических фигур способом наращивания. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов |
22 | Занимательная математика | Занимательные задачи. Задачи-шутки. Математический квадрат Математическая викторина | 2 | | Развитие логического мышления посредством решения логических задач. Развитие логического мышления посредством решения логических примеров (математический квадрат). |
| Итого: 34 часа | | | | |