СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного блока

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа коррекционного блока 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного блока»





Рабочая программа


Коррекционно-развивающего курса

«Калейдоскоп знаний»

для обучающихся 9 класса

(адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)











Учитель –дефектолог:

Гусельникова Н.Е.







  1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; с требованиями Федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования  и науки РФ №1599 от 19.12.2014 г.; с особенностями ГОУ ТО «Донская школа № 1», образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей (законных представителей).

Разработанная  программа опирается на  следующие законодательные и правовые документы:  Конвенция ООН о правах ребенка; Закон об образовании РФ; Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ.

Настоящая рабочая программа  индивидуальных коррекционных занятий соответствует основным требованиям образовательной программы по предметам и учитывает основные задачи развития образования.

Цель программы: развитие и коррекция высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников с ОВЗ, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.

   Задачи:

  1. Определение путей коррекции, наблюдение за динамикой  психического развития в условиях коррекционной работы.

  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.

  3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов учащихся.

Пути реализации программы:

  1. Планирование, организация  работы.

  2. Мониторинг результатов работы.

  3. Регуляция и корректировка работы.

Методы и формы реализации программы:

  1. Групповые занятия.




  1. Содержание учебного курса

 №1.  Развитие графических навыков. Ведется работа по коррекции почерка посредством развития каллиграфических навыков и мелкой моторики. Данный модуль посвящён развитию учебных навыков через коррегирование зрительной памяти, внимания, формирование пространственных представлений и графических умений.

         №3. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике. В процессе работы с программным грамматическим материалом развиваются фонематический слух, восприятие и мыслительная деятельность, память, внимание и речь. Упражнения и задания носят коррекционный характер и подобраны с учетом возрастных особенностей и уровнем развития учащихся данного класса.

 №4. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению. Обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.

5. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике. Развитие математических знаний и умений в объеме программы. Через призму математических заданий происходит развитие мыслительной деятельности и  познавательной активности, внимания и самоконтроля.

  1. Планируемые результаты


Знать

Уметь

ВПФ

№1

Стороны «право, лево, верх, низ, центр».

Ориентирование на листе бумаги и в пространстве. Выполнять манипуляции с мелкими предметами. Правильно писать буквы и цифры

Развитие пространственных и временных представлений, мелкой моторики и точных движений, глазомера, зрительной памяти и внимания.


№2

Виды предложений.

Определять границы предложения. Определять вид предложения. Проводить звуко-буквенный анализ. Составлять предложения. Соотносить картинку с названием. Писать предложения и короткие стихотворения по памяти.

Развитие восприятия и зрительной памяти. Развитие фонематического слуха. Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов, устной и письменной речи.

№3

Интонационные упражнения. Виды предложений.

Соблюдать интонацию и выразительность. Составлять устный рассказ по картине и по увиденному. Формулировать вопросы. Выделять главное и соблюдать причинно-следственные связи. Подбирать синонимы к словам. Сравнивать по существенным признакам.

Развитие диалогической и монологической речи, дикции; слуховой памяти и воспроизведения,  внимания. Развитие мышления,  умения выделять главное и сравнивать.

№4

Разряды чисел. Таблицу умножения и деления. Порядок действия. Геометрические фигуры.  

Сравнивать. Составлять задачу по картинке и по таблице. Решать примеры с одним  неизвестным.  Решать примеры в 2 и 3 действия. Строить геометрические фигуры, распределять их на плоскости листа.

Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа; воображения и зрительного восприятия.

 


4.Календарно-тематический план занятий

9б  класс

(1 час в неделю)

Тема

Тематическое содержание

Кол час

Дата  проведения

Коррекционные цели


Развитие графических навыков  

1

Рисование узоров, элементов букв и цифр

«Одновременное рисование»

Проведение параллельных линий – вертикальных и наклонных. Графический диктант

1



Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров, элементов букв и цифр. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов.

2

Коррекция почерка

Работа над формой букв.

Графический диктант.

Рисование фигур, букв и цифр в воздухе.

2


Формирование каллиграфического навыка путем написания прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов (точечных).

Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике  

3

Дифференциация букв и звуков речи

Упражнения на изменение смысла слов (пруд-прут).

1


Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определённом порядке

4

Дифференциация гласных и согласных

Алфавит. Упражнения с глухими и звонкими согласными. Зрительно-орфографический диктант.

1


Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного и согласного звука

5

Составление словосочетаний и предложений

«Дополни предложение словами», «Закончи предложение», цепочки слов. Деформированный текст

2


Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов. Текст. Отличие текста от набора предложений.

6

Письмо стихотворений и предложений по памяти

«Найди рифму» «Закончи стихотворение» «Строчки перепутались»

1


Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством

письма по памяти.

7

Работа с текстом. Рассказ по плану (по программе  русского языка)

«Составь пункты плана по порядку»

«Вставь слово в текст по смыслу»

1


Развитие устной и письменной речи через умение составлять предложения из данных вразбивку слов с последующей их записью

Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по чтению (58 часов)

8

Интонационные упражнения

 «Послушай и воспроизведи по памяти»

1


Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов. Упражнения по развитию голоса.

9

Виды предложений

Различение предложений по интонации. Постановка соответствующего знака.

2


Развитие эмоциональной сферы посредством интонирования предложения.

10

Восприятие текста на слух

Воспроизведение прочитанного. Работа над пониманием текста.

1


Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение

прочитанного текста.

11

Устное сочинение по картине

Составление вопросов по картине: «Назови краски картины»  «Передний и задний план». Составь словосочетания и предложения по картине

1


Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания серии связанных единым сюжетом картинок. Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи через рассматривание картинок и расположение их в необходимой смысловой последовательности.

12

Работа с текстом, стихотворением (по программе чтения)

Интонационные упражнения. Рисование по смыслу прочитанного

1


Развитие выразительности чтения посредством соблюдения знаков препинания при чтении

13

Составление связного рассказа по теме.

Подбор синонимов к словам.

Сюжетно-ролевая игра «Главный герой»

Сравнение героев. Подбор пословиц по теме.

1



       Развитие речи и способности выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения. Развитие памяти через воспроизведение словесного материала, услышанного на уроке.

Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике

14

Разряды чисел. Устный счет. Сравнение чисел

Устный счет. «Лишнее число», «Лабиринт», выполнение заданий по уч.

2


Развитие умения дифференцировать разряды чисел.  Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа

15

Умножение и деление чисел

Работа с таблицей умножения.

ИКТ

2


Развитие быстроты реакции и мыслительной деятельности через решение  примеров на умножение и деление.

16

Решение примеров  на умножение и деление

Устный счет. «Соотнеси число с картинкой»  «Шифровка»

2


Развитие умения дифференцировать примеры.

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры

17

Решение примеров в два действия

Решение примеров.

«Найди закономерность»

2


Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров в два и в три действия.

18

Решение примеров в три действия

«Найди дату»

«математическая цепочка»

2


Развивать мышление через умение применять правило о переместительном свойстве сложения на практике.

19

Решение задач на сложение и вычитание

Задачи на внимательность.

«Математическое лото»

«Составь задачу по картинке»

2


Развитие воображения, мышления посредством решения простых задач на сложение и вычитание.  Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по картинке и их решение.

20

Решение задач с одним неизвестным

«Обратная задача»

Решение задач по таблице

Составление схемы по смыслу задачи.

2


Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение пробелов в таблицах.  Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя

21

Геометрические фигуры

Танграм. «Составь рисунок из фигур» «Сосчитай углы» «Сосчитай фигуры»

Графический диктант

Логический квадрат

2


Увеличение объёма зрительного восприятия в процессе использования геометрических фигур способом наращивания.  Развитие памяти, слухового

внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов

22

Занимательная математика

Занимательные задачи.

Задачи-шутки.

Математический квадрат

Математическая викторина

2


Развитие логического мышления посредством решения логических задач. Развитие логического мышления посредством решения логических примеров (математический квадрат).


Итого: 34 часа