Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Порогская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Утверждено
зам. дир. по ВР _______ директором школы
«___»_______2019г. Приказ №____ от «___» _______2019 г
Дополнительная общеразвивающая программа
«Основы трехмерной графики»
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 11 – 17 лет
Разработчик программы
Учитель информатики
Кириенко Николай Владимирович
2019 г.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося.
Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Регулятивные:
Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели;
использовать внешний план для решения поставленной задачи;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
отличать результат с эталоном (целью);
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Познавательные:
Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
составление знаково-символических моделей, пространственно-графических моделей реальных объектов;
использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
опорные конспекты – знаково-символические модели.
анализ графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации;
работа с различными справочными информационными источниками;
постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого характера;
создание различных информационных объектов с использованием свободного программного обеспечения.
Коммуникативные:
Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, практических работ, предполагающих групповую работу.
Содержание программы
1. Раздел: Введение
1.1 Тема: Правила поведения в кабинете. Охрана труда. Техника безопасности. Введение в программу трехмерной графики.
Теория: Обзор программы курса. Техника безопасности. Изучение правил техники безопасности при работе в компьютерном классе. Возможности и область применения трехмерной графики. Виды трехмерной графики: полигональная, фрактальная и аналитическая. Программы трехмерной графики.
Практика: Ознакомление на практике с приемами техники безопасности.
2. Раздел: Редактор трехмерной графики
2.1 Тема: Интерфейс программы трехмерной графики.
Теория: Интерфейс программы трехмерной графики (на примере программы Blender). Главное меню. Типы окон. Окно пользовательских настроек. Открытие, сохранение и прикрепление файлов. Команда сохранения. Команда прикрепить или связать (Append and Link). Работа с «окнами видов».
Практика: Ознакомление на практике с интерфейсом программы. Освоение на практике работы с окнами видов.
3. Раздел: Моделирование. Создание и редактирование объектов.
3.1 Тема: Работа с основными mesh-формами.
Теория: Добавление mesh-форм. Работа с основными mesh-формами. Масштабирование, поворот, перемещение, дублирование объектов.
Практика: Освоение на практике работы с mesh-формами и редактирование объектов.
3.2 Тема: Режим редактирования. Опции «выделения». Экструдирование формы объекта.
Теория: Редактирование вершин, ребер и граней объектов. Режим пропорционального редактирования.
Практика: Освоение на практике режима редактирования объектов.
3.3 Тема: Использование модификаторов. Булевы операции.
Теория: Модификаторы, настройки модификаторов. Булевы операции.
Практика: Освоение на практике модификаторов.
4. Раздел: Материалы и текстуры.
4.1 Тема: Основные настройки материала. Текстуры: встроенные, изображения в качестве текстуры, карты смещений.
Теория: Основные настройки материала. Настройки Halo. Основные настройки текстуры. Использование изображений и видео в качестве текстуры.
Практика: Ознакомление на практике с применением материалов и текстур.
5. Раздел: Настройки окружения.
5.1 Тема: Настройки окружения. Лампы и камеры
Теория: Использование цвета. Создание 3D фона. Использование изображения в качестве фона. Типы ламп и их настройки. Настройки камеры.
Практика: Создание 3D фона на практике.
6. Раздел: Настройки окна рендера.
6.1 Тема: Интерфейс и настройки рендера. Установки сцены. Рендер PNG изображения. Рендер видео.
Теория: Интерфейс и настройки рендера. Установки сцены. Рендер PNG изображения. Рендер видео.
Практика: Рендер на практике.
7. Раздел: Основы Анимации в 3D.
7.1 Тема: Основы Анимации.
Теория: Синхронность, движение, вращение и масштабирование. Работа в окне кривых IPO. Анимирование материалов, ламп и настроек окружения.
Практика: Практическая работа на основы анимации.
7.2 Тема: Добавление 3D-текста.
Практика: Практическая работа с 3D текстом. Настройки 3D текста в Blender. Преобразование текста в меш-объект.
7.3 Тема: Модификаторы.
Теория: Модификатор Subsurf (сглаживание меш-объектов). Эффект построения (Build). Зеркальное отображение меш-объектов. Эффект волны (Wave). Булевые операции (добавление и вычитание).
Практика: Практическая работа с использованием модификаторов.
7.4 Тема: Система частиц и их взаимодействие.
Теория: Настройка частиц и влияние материалов. Взаимодействие частиц с объектами и силами. Использование частиц для создания объектов.
Практика: Практическая работа с использованием частиц.
7.5 Тема: Связывание объектов.
Теория: Связывание объектов.
Практика: Практическая работа с использованием связывания объектов.
7.6 Тема: Работа с ограничителями.
Теория: Слежение за объектом. Движение по пути и по кривой.
Практика: Практическая работа с использованием ограничителей.
7.7 Тема: Добавление звука.
Практика: Практическая работа с добавлением звука в Blender.
8. Раздел: Итоговая работа.
8.1 Тема: Итоговая работа.
Теория: Повторение пройденного. Консультации по созданию и выполнению творческой работы.
Практика: Выполнение творческой работы - создание мини-проекта.
Учебный план
№ раздела/темы | Разделы и темы | Всего | Теория | Практика |
1. | Раздел 1. Введение | 2 | 1 | 1 |
1.1 | Правила поведения в кабинете. Охрана труда. Техника безопасности. Введение в программу трехмерной графики | 2 | 1 | 1 |
2 | Раздел 2. Редактор трехмерной графики Blender | 2 | 0.5 | 1.5 |
2.1 | Интерфейс программы трехмерной графики. Экран Blender'а. Типы окон. Настройки рабочего пространства. Работа с «окнами видов» | 2 | 0.5 | 1.5 |
3 | Раздел 3. Моделирование. Создание и редактирование объектов | 10 | 3 | 7 |
3.1 | Работа с основными mesh-формами | 4 | 1 | 3 |
3.2 | Режим редактирования. Опции «выделения». Экструдирование формы объекта | 4 | 1 | 3 |
3.3 | Использование модификаторов. Булевы операции | 2 | 1 | 1 |
4 | Раздел 4. Материалы и текстуры | 2 | 0.5 | 1.5 |
4.1 | Основные настройки материала. Текстуры: встроенные, изображения в качестве текстуры, карты смещений | 2 | 0.5 | 1.5 |
5 | Раздел 5. Настройки окружения | 2 | 0.5 | 1.5 |
5.1 | Использование цвета, звезд, тумана. Использование изображения в качестве фона. Освещение и камеры | 2 | 0.5 | 1.5 |
6 | Раздел 6. Настройки окна Рендера | 2 | 0.5 | 1.5 |
6.1 | Интерфейс и настройки рендера. Установки сцены. Рендер PNG изображения. Рендер видео | 2 | 0.5 | 1.5 |
7 | Раздел 7. Основы Анимации в 3D | 11 | 2.5 | 9 |
7.1 | Основы Анимации | 2 | 0.5 | 1.5 |
7.2 | Добавление 3D-текста | 1 | 0 | 1 |
7.3 | Модификаторы | 2 | 0.5 | 1.5 |
7.4 | Система частиц и их взаимодействие | 2 | 0.5 | 1.5 |
7.5 | Связывание объектов | 1 | 0.5 | 0.5 |
7.6 | Работа с ограничителями | 2 | 0.5 | 1.5 |
7.7 | Добавление звука | 1 | 0 | 1 |
8 | Выполнение итоговой работы | 4 | 0 | 4 |
8.1 | Выполнение итоговой работы | 4 | 0 | 4 |
Всего часов | 35 | 7 | 27.5 |
Материально-техническое обеспечение программы
Для проведения занятий необходимо:
1. Компьютерное оборудование и программное обеспечение:
- компьютерный класс
– для работы обучающихся с установленной операционной системой Windows 7, 8 или 10 (64-bit); 4 Гб оперативной памяти; установленной программой Blender. Для центрального процессора важны тактовая частота и многопоточность, поэтому процессор должен быть не ниже: Intel CORE2 QUAD Q8200OEM. Поскольку важна скорость обновления изображения на экране монитора, видеокарта должна быть не ниже: nVidia на базе CUDA;
- выход в Интернет;
- сетевое оборудование;
- Adobe Photoshop (или аналог);
- CorelDraw (или аналог);
- FTP-клиент;
- Blender версии не ниже 2.6.;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- наушники;
- CD или DVD диски (не менее10 шт.);
- лекционный класс.
2. Расходные материалы для одной группы (на весь учебный год):
- бумага для принтера формата А4 (1 пачка - 500 листов);
- картридж для принтера (1 шт.);
- маркеры для доски 2 штуки (или мел);
- файлы формата A4 (1 пачка - 80 листов).
3. Каждому учащемуся необходимо иметь:
- тетрадь,
- ручка,
- наушники.
Список литературы
Гин А. А. Приёмы педагогической техники, М.: Вита-Пресс, 2001
Кронистер Дж. - Основы Blender. Учебное пособие (3-е издание) v. 2.49 – 2010 (PDF, RUS)
Прахов A.A. - Самоучитель Blender 2.6 — СПб: БХВ-Петербург, 2013
Blender website (Интернет-ресурс) blender.org
WikiBlender website (Интернет - ресурс) wikiblender.org
Blender 3d (Интернет - ресурс) b3d.mezon.ru
Blender3d (Интернет - ресурс) blender3d.org.uа
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол – во часов | Дата планируемая | Дата Фактическая |
Раздел 1. Введение |
1 2 | Правила поведения в кабинете. Охрана труда. Техника безопасности. Введение в программу трехмерной графики | 2 | | |
Раздел 2. Редактор трехмерной графики Blender. |
3 4 | Интерфейс программы трехмерной графики. Экран Blender'а. Типы окон. Настройки рабочего пространства. Работа с «окнами видов» | 2 | | |
Раздел 3. Моделирование. Создание и редактирование объектов |
5 6 7 8 | Работа с основными mesh-формами | 4 | | |
9 10 11 12 | Режим редактирования. Опции «выделения». Экструдирование формы объекта | 4 | | |
13 14 | Использование модификаторов. Булевы операции | 2 | | |
Раздел 4. Материалы и текстуры. |
15 16 | Основные настройки материала. Текстуры: встроенные, изображения в качестве текстуры, карты смещений | 2 | | |
Раздел 5. Настройки окружения |
17 18 | Использование цвета, звезд, тумана. Использование изображения в качестве фона. Освещение и камеры | 2 | | |
Раздел 6. Настройки окна Рендера |
19 20 | Интерфейс и настройки рендера. Установки сцены. Рендер PNG изображения. Рендер видео | 2 | | |
Раздел 7. Основы Анимации в 3D |
21 22 | Основы Анимации | 2 | | |
23 | Добавление 3D-текста | 1 | | |
24 25 | Модификаторы | 2 | | |
26 27 | Система частиц и их взаимодействие | 2 | | |
28 | Связывание объектов | 1 | | |
29 30 | Работа с ограничителями | 2 | | |
31 | Добавление звука | 1 | | |
32 33 34 35 | Выполнение итоговой работы | 4 | | |