СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "ГРАФИТ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "ГРАФИТ"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "ГРАФИТ"»

1.Введение.

Одной из важнейших задач сегодняшнего дня школы является приобщение учащихся к творчеству, пробуждение в них здорового увлечения и развитие эстетического вкуса. На то, как развить человечность и чувство красоты, как помочь найти свое призвание, направлена данная программа «Графит».

Занимаясь художественным творчеством учащиеся пробуют себя в разных жанрах живописи и графики, учатся рисовать зверей, птиц, насекомых, рыб, совершенствуются в искусстве орнамента и пейзажа. В современном мире техники и науки учащимся необходимы умения наблюдать, сравнивать, анализировать. Всему этому нельзя научится только на уроке, в атмосфере дополнительных занятий по художественному творчеству ребенку предоставляется уникальная возможность творить свое видение мира и в частности – интерьера школы.

2.Пояснительная записка.

Данная модифицированная программа «Графит» построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

Данная программа включает в себя два раздела: изобразительное искусство и бумагопластика.

Техники изобразительного искусства:

Акварель (от итальян. aquarello) – означает живопись краскам на водной основе. Акварель одна из сложнейших техник. Кажущиеся простота и легкость рисования акварелью обманчива. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерства видения тона и цвета, знания закона смешивания цветов и нанесения красочного слоя на бумагу. Существуют разновидности техник акварели:

  • По-сухому – живопись по сухой бумаге, с просушиванием каждого слоя краски перед нанесением последующего;

  • По-сырому, мокрая акварель, алла прима – живопись по сырой бумаге

  • Использование акварельных карандашей, туши, многослойная живопись, работа сухой кистью, заливка, смывание, использование мастихина, соли, применение смешанной техники.

Алла прима (аля прим)(произошло от итал. alla prima – в первый момент) – разновидность техники масляной и акварельной живописи, предусматривающая выполнение картины (или ее фрагмента) за один сеанс, без предварительных прорисовок и подмалевка.

Аэрография – техника живописного письма аэрографом (в переводе воздушная кисть – прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом) по трафарету.

Батик (от индонезийского bа - хлопчатобумажная ткань и tik – точка) – рисунок на ткани. Существуют несколько разновидностей батика:

  • Холодный батик – рисунок создается с помощью холодного резервирующего состава

  • Горячий батик – рисунок создается с помощью горячего резервирующего состава: расплавленного воска или других подобных веществ

  • Свободная роспись

Граттаж (от франц. grattage, от grater скрести, царапать) – способ выполнение рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску. Другое название техники – воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка черного фона похожи на ксилографию или линографию.

Гризайль (произошло от фр. grisaille, от gris – серый) – вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках какого-либо одного цвета (чаще серого). Гризайль применяется с 17 века, широко распространена в росписях интерьеров классицизма, главным образом как имитация скульптурного рельефа.

Гуашь – техника живописи на бумаге, картоне, полотне, шелке, кости плотными матовыми красками из тонко растертого пигмента с водоклеевым связующим с применением белил (гуашевым красками, гуашью).

Декупаж (фр. decouper – вырезать) – декоративная техника, заключающаяся в вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т.п.), которые затем наклеиваются на поверхность.

Мозаика ( фр. mosaique, итал. mosaico от лат. (opus) musivum – произведение посвященное музам) – декоративно-прикладное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения по средствам компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Пастель ( от лат. pasta – тесто) – техника живописи рисования по шероховатой поверхности бумаги и картона пастелью. Пастель бывает трех видов:

  • Сухая – производится из пигмента путем прессовке без добавления масла;

  • Масляная – производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки;

  • Восковая – производится путем прессовки с добавление воска.

Пастель – один из очень необычных видов изобразительных материалов. Живопись пастелью воздушна и нежна. Тонкость и изящество техники пастели придает картинам живость, где-то сказочность и волшебство. В технике «сухой» пастели широко используется прием «растушевки», что придает эффект мягких переходов и нежности цвета. Пастель наносится на шероховатую бумагу. Цвет бумаги имеет значение. Фоновый цвет, проступая сквозь штрихи пастели, вызывает определенное настроение, ослабляя или усиливая цветовые эффекты рисунка. Техника пастели приобрела широкую популярность и достигла своего рассвета в 18 веке. Пастель обладает свойством придавать любому сюжету необыкновенную мягкость и нежность. В этой технике можно делать любые сюжеты – от пейзажей до рисунков людей. Преимущества пастели – в большой свободе для художника: она позволяет снимать и перекрывать целые живописные слои, в любой момент прекращать и возобновлять работу. Пастель соединяет возможности живописи и рисунка. Ею можно рисовать и писать, работать штриховкой или живописным пятном, сухой и мокрой кистью.

Пуантилизм (фр. pointillisme, буквально «точечность», фр. point - точка), или дивизионизм – стилистическое направление в живописи, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта ( подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя).

Бумага – материал, созданный из древесины, глины, клеящих веществ, минералов; основа бумаги – растительные волокна, которые связаны друг с другом различным плетением.

В истории человечества бумага сыграла огромную роль. Трудно представить наш мир без бумаги, которая использовалась и используется не только для передачи хранения информации, но и для отделки, упаковки; изготовление денег, фотографий, печатных плат и многое другое. Некоторые виды изобразительного искусства возникли благодаря появлению бумаги.

И, конечно же, бумага – один из самых доступных материалов для творчества.

Обычная, цветная, гофрированная, бархатная, упаковочная бумага; журналы, газеты, коробки – все это идет в ход в умелых руках.

Для работы в технике вырезания нужны, помимо бумаги, ножницы или острый нож. История бумажных вырезок началась в Китае, вскоре после изобретения бумаги. Со временем вырезание бумажных украшений стало одним из видов народного творчества – «Цзяньчжи». В Азии и Европе вырезание стало популярным в 13-15 веках, а широкое распространение в Восточной Европе это искусство получило в 19 веке. У славянских народов бумажные вырезки носят название «вытинанка».

Для аппликации из бумаги понадобятся ножницы и клей. Аппликация происходит от латинского слова applicatio, которое означает «прикладывание». В этой технике в фону приклеиваются вырезанные из бумаги детали композиции.

В технике плетения из бумаги вырезаются полоски, который затем определенным образом вплетаются в основу (фон).

Оригами – «сложенная бумага» - техника, которая состоит в складывании листов бумаги определенным образом для получения различных фигурок. Зародилось это искусство в древней Японии, где божествам приносили дары в сложенных из бумаг коробочках. В 20-ом веке оригами получило широкое распространение по всему миру. Традиционное изделие оригами складывается из квадратного листа бумаги, без клея и ножниц. Помимо классического оригами, существуют различные направления и виды этого искусства, в которых используется вырезание и склеивание (модульное оригами, кирикоми оригами). Считается, что занятия бумажной пластикой влияют на эмоции человека, поэтому оригами используют в арттерапии.

Квиллинг, или бумагокручение – еще одна техника работы с бумагой. Это искусство украшения завитками из бумаги разных предметов. Для квиллинга нужны узкие полоски бумаги, которые наматываются на тонкий стержень. Из получившихся затем спиралек формируют различные фигурки и составляют из них композицию, приклеивая их к основе. В эпоху Средневековья квиллинг получил распространение в Европе, а в настоящее время – по всему миру.

Бумажная живопись – искусство, пришедшее с Востока; в Японии называется «чигире-е» (чигири-е), в Корее – «ханди-гырим». Техника состоит в вырывании при помощи специальных инструментов кусочков бумаги, которые затем будут приклеены к основе. На основу наносят эскиз будущего произведения.

Моделирование из бумаги – создание моделей различных объектов в сохранением пропорций. Напечатанная (начерченная) на листе развертка модели вырезается, сгибается и склеивается.

Папье-маше в переводе с французского означает «жеваная бумага». В измельченную бумагу или картон добавляют клей, крахмал и минеральные вещества: гипс, алебастр. Из получающейся бумажной массы можно лепить; можно ее отливать в формы и прессовать. Для разных видов изделий из папье-маше – игрушек, скульптуры, барельефов, строительных материалов – используются различные составы; а технологии изготовления постоянно совершенствуются.

В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю (всего 68 часов), имеет художественно- эстетическую направленность. Составлена на основе программ по прикладному, изобразительному творчеству учащихся художественных школ.

Цели:

  1. Создать такие произведения, которые радовали бы глаз, передавали любовь к родному краю, миру животных и растений.

  2. Научить основным навыкам и техникой владения основами изобразительного искусства.

  3. Научить детей самостоятельно создавать изделия из бумаги, пользоваться схемами, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, умение работать в коллективе.

Задачи:

Обучающая

  1. Научить навыкам владения разными материалами.

  2. Углубление и расширение знаний об истории, формирования знаний по основам композиции и освоении техники бумагопластики.

Воспитательная

  1. Прививать любовь к искусству, а также развивать эстетический вкус каждого ученика.

  2. Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, умение работать в группе.

Развивающие

  1. Развивать художественно-творческие способности каждого учащегося.

  2. Развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию, приучать к творческой самостоятельности.

  3. Развивать индивидуальность работы в технике овладения художественного мастерства.

  4. Развитие творческих способностей ,развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, формирование эстетического вкуса


В программе нашли отражение все виды изобразительного искусства – живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, а также вопросы композиции и графики.

Курс обучения по программе включает в себя разные виды декоративной композиции: выполнение декоративного панно из самоклеющейся бумаги, батик, выполнение декоративной композиции гуашью.

Программа предусматривает связь с учебными предметами: изобразительное искусство, технология,

Принципы:

  • культуросообразности

  • единство обучения и воспитания

  • сотрудничество педагога и воспитанников

  • сотворчество педагога и воспитанников

  • общедоступность

  • преемственность

  • дифференциации и индивидуализации

  • свобода выбора

  • успешность

  • элегантность

  • Принцип индивидуально-личностного подхода

Методы:

  • практический

  • наглядный

  • практические занятия

  • занятия исследования

  • работа с книгой, просмотр журналов, фотографий

  • рассказ, беседа

Возрастные особенности детей (8-11лет)

В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. У детей формируется целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. В этом возрасте ребенок склонен к безграничным фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои неповторимые работы.


В конце года лучшими работами оформляется интерьер школы.

Программа актуальна, востребована, так как многие обучающиеся по программе приобретают необходимый практический опыт, в дальнейшем планируют поступать в учебные заведения, связанные с художественными, прикладными, оформительскими видами творчества.

Задания, предлагаемые учащимся, разнообразны по своим задачам, целям, сложности выполнения. Они учат наблюдать, анализировать, совершенствовать навыки грамотного изображения предметов, видеть красивое в самых обычных явлениях.

В практической части программы отражены юбилейные и знаменательные даты поселка, города, области.

С целью формирования творческого общения в программу вводятся коллективные задания, которые могут найти применение в оформлении школьных интерьеров. А выполненные на занятиях художественные работы, учащимися используются как подарки для родных и друзей.

По окончанию программы учащиеся должны уметь:

  • эмоционально откликаться на красоту природы родного края, красоту труда людей родной земли;

  • работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

  • связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

  • создавать собственные композиционные проекты – панно;

  • уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен;

  • оформлять выполненную работу.

Материал подобран в соответствии с возрастными психологическими особенностями учащихся.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде;

-ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека;

-интерес к поисково-исследовательской деятельности

-представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;

-основные критерии оценивания собственной деятельности других учеников ;

-этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности);

-потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;

-интерес к конструктивной деятельности;

-простейшие навыки самообслуживания;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;

-этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия профессиональной деятельности людей;

-ценности коллективного труда ;

-способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность и определяя способы ее корректировки;

-бережного и уважительного отношения к окружающей среде;

-уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;

-эстетических чувств (прекрасного и безобразного);

-потребность в творческой деятельности;

-учет при выполнении изделия интересов, склонностей и способностей других учеников.

Метапредметные результаты

Регулятивные

У учащихся будут сформированы:

-следовать определенным правилам при выполнении изделия;

- -выбирать средства для выполнения изделия под руководством учителя;

-корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;

-проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников;

-вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;

-действовать в соответствии с определенной ролью;

-прогнозировать оценку выполнения изделия;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

-ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя;

-выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;

-прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта:

-оценивать качества своей работы.

Познавательные

У обучающегося будут сформированы:

-выделять информацию из текстов заданную в явной форме;

-высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций,

-использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты

-проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя или самостоятельно;

-выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;

-находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя или самостоятельно;

-проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

-осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;

-высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий;

-устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;

-проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;

-находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;

Коммуникативные

У обучающегося будут сформированы:

-слушать собеседника понимать или принимать его точку зрения;

-находить точки соприкосновения различных мнений;

-приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях;

-осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;

-оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями и поступками;

-формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;

-проявлять инициативу в ситуации общения.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

-строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;

-учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;

-задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации;

-осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии.

Формы работы:

1. Занятия;

2. Индивидуальная работа;

3. Групповая работа;

4. Коллективно-творческая работа;

5. Оформление (выставки);

Методы организации образовательного процесса:

1. Теоретический: запись в тетради.

2. Словесный: объяснения.

3. Наглядный: показ работ.

4. Практичесий.

Виды контроля:

1. Текущий - наблюдение за деятельностью ребенка в процессе занятий;

2. Промежуточный – экспресс- выставки;

3. Итоговый - зачетные занятия, участие в городских выставках- конкурсах.














Календарно тематическое планирование


п/п

Тема и содержание занятий

Количество часов

практика

теория

общее

1.

Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Краткий обзор развития изобразительного искусства и бумагопластики.

0


1


1


2.

Понятие цветовой круг и оттенки цветов

1

0

1

3.

Освоение искусство рисования. Этапы рисования. Графика. Искусство графики. Виды графики. Серия упражнений.

0,5

0,5

1

4.

Практическая работа. Работа в технике гуашь «Кувшин». Построение предметов. Понятие света и тени.

2

0

2

5.

Практическая работа. Работа выполненная простым карандашом. Умение передавать объём. «Мой родной край».

1

0

1

6.

Понятие штамп. Работа в технике штамповке. «Цветы в подарок».

0,5

0,5

1

7.

Работа в технике Гризайль, понятие оттенки цвета.

1

0

1

8.

Орнаментальное искусство. Приёмы построения. Художественная образность орнамента.

1

0

1

9.

Схематичный метод. Различные схемы построения рисунка, облегчающие его анализ и построение схемами предметов, человеческих фигур и головы. «Человек в движении и без».

1

1

2

10.

Работа в технике пастель «Закат над рекой».

1

0

1

11.

Работа в технике пуантилизм. Знакомство с техникой. Основные приёмы. Организация выставки.

3

1

4

12.

Моделирование из бумаги простых фигур. Конус. Куб. Техника безопасности. Инструктаж.

1

0

2

13.

Создание цветочной композиции «Я и моё имя» с применением живописи

2

0

2

14.

Работа в технике вырезание, вытинанка. Узорная салфетка

1

0

1

15.

Квиллинг. Основные приёмы. «Цветы и завитки».

2

1

3

16.

Оригами. Изготовление шкатулки.

2

0

2

17.

Аппликация из самоклеющейся плёнки. «Мир вокруг меня».

2

1

3

18.

Модульное оригами. Создание театра кукол. Создание сказки.

3

1

4

19.

Организация выставки работ за время обучения

1

0

1


Итого 34 часа

Ожидаемые результаты:

В конце изучения курса (Графит) учащиеся, прошедшие все этапы обучения по программе, должны получить общие сведения о живописи и бумагопластике, знать технику безопасности, уметь изготавливать элементарные изделия из бумаги и освоить изобразительное искусство при помощи различных техник рисования.

Список литературы:

1.  Зайцева Анна Анатольевна Модульное оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия  Эксмо, 2014 г. 2. Ник Робинсон Большая книга оригами Рипол Классик, 2011 3. Елена Шилкова Квиллинг. Поделки из бумажных лент Рипол Классик, 2012

4.Екатерина Амфилохиева Изобразительное искусство: Полная энциклопедия Эксмо, 2010 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!