МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
СОГЛАСОВАНА Зам. директора по ВР: ____________Л,Л,Шорохова 31.08.2022г. | УТВЕРЖДЕНА Директор школы: ______________И.Н.Кухаренкова Приказ №55/1 от 31.08.2022 |
Рабочая программа кружка
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»,
3 класс
Руководитель: Сидоренкова Л.И.
П. Шумячи
2022г.
Рабочая программа кружка «Умелые ручки»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях кружка «Умелые ручки». Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа.
Она рассчитана на работу с детьми 9-10 лет на 1 учебный год (34 ч). Занятия проводятся по 40 минут один раз в неделю.
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» составлена на основе учебного пособия по художественному труду, Н.М.Конышева «Умелые руки», М.,«Ассоциация 21 век», 2000, программы дополнительного образования Е.А.Гурбина «Занятия по прикладному искусству: работа с пластилином, солёным тестом», Волгоград, изд-во «Учитель», 2009г.,
Комарова Т.С.. Развитие художественных способностей детей»-М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.
Программа обеспечена следующим УМК:
Учебники по трудовому обучению
Н.М.Конышева «Чудесная мастерская», М.,«Ассоциация 21 век», 2000,
Н.М.Конышева «Наш рукотворный мир», М.,«Ассоциация 21 век», 2000,
Т.М. Геронимус «Маленький мастер», М., «Аст-пресс школа», 2002.
С.Липунова «Волшебный пластилин», Смоленск, «Русич», 2001.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке, развивать пространственное воображение, формировать творческие способности обучающихся путём создания условий для самореализации личности, способствовать социализации учащихся
Задачи:
Развивающие:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности, развивать творческие способности.
Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, чувство цвета, ритма, формы.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Обучающие:
1. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитывающие:
1. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
2. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок.
Методы обучения:
- деятельностный;
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы внеурочной деятельности: индивидуальные и коллективные. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Основной формой работы являются практические занятия,
а также беседы, деловые игры,
экскурсии, занятия — праздники, занятия — проекты.
Отчет о работе может проходить в форме выставок, открытых занятий, конкурсов.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проектная
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. Необходимо создавать благоприятные морально-психологические условия для занятий.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Содержание программного материала отражает опыт и интересы автора программы.
Содержание курса
№ | Тема занятия | Кол-во час |
1. | Вводное занятие. Введение в тему. Условия безопасной работы. Лепка из пластилина на свободную тему. | 1 |
2. | Сбор природного материала. Беседа «Как подготовить и хранить природный материал». | 1 |
3. | Работа с природными материалами. Букет из листьев клёна | 1 |
4. | Коллективная работа учащихся для выставки, посвящённой Дню освобождения Смоленщины. | 1 |
5. | Мини-проект «Букет для учителя» | 1 |
6. | Путешествие в страну клякс «Волшебные превращения» | 1 |
7. | Весёлый карандаш «Путешествие колобка» | 1 |
8. | Весёлый карандаш «Зарисовки животных» | 1 |
9. | Бумажная пластика. Маска. Выразительность мимики. | 2 |
10. | Бумажная пластика. Объёмная композиция. | 1 |
11. | Работа с бросовым материалом. Карандашница. | 1 |
12 | Работа с бумагой и картоном. Проект «Новогодний калейдоскоп» | 3 |
13 | Работа с солёным тестом. Лепка игрушек-сувениров с применением магнита. | 1 |
14. | Работа с бросовым материалом. Машинки и игрушки из спичечных коробков | 1 |
15. | Лепка из пластилина по темам народных сказок. Работа по методу проекта. | 3 |
16 | Мини-проект «Поздравим с 23 февраля» | 1 |
17. | Бумажная пластика. | |
| Оригами. | 1 |
| Составление композиций из гофрированной бумаги | 2 |
18. | Работа с природными материалами. | |
| Композиция из засушенных растений. | 1 |
| Мозаика из ракушек. | 1 |
| Собачка из опилок | 1 |
19. | Бумажная пластика | |
| Игрушки из конуса. | 1 |
| Мини-проект «Поздравим маму» Поделки из пластиковых тарелочек и бумаги | 1 |
| Коллективная работа с применением изученных видов работ. | 1 |
20. | Весёлый карандаш « Весенний пейзаж» | 1 |
21. | Весёлый карандаш « Смешные человечки» | 1 |
22. | Экскурсия в Дом детского творчества | 1 |
23. | Итоговое занятие. Выставка поделок | 1 |
| Итого | 34 ч |
Планируемые результаты освоения учебного курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по модулю в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости, в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно- эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.
Гражданское воспитание
Реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно- ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на занятиях и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы.
Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении курса:
Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям; характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве; обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа; структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.
Базовые логические и исследовательские действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры; сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления
искусства и действительности;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.
Работа с информацией:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно- творческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
Предметные результаты:
Учащиеся узнают:
сведения по развитию промыслов народной игрушки, мукосолек, оригами;
способы работы с пластилином, природным материалом, бумагой, замешивания солёного теста;
последовательность изготовления несложных изделий; разметка, резание, сборка, отделка;
сведения об используемых инструментах, материалах и приспособлениях при художественном конструировании, объёмной и рельефной пластике;
о цветовом сочетании в изделиях;
требования безопасности во время работы
Учащиеся научатся:
изготавливать поделки из пластилина, солёного теста, изделия из бумаги, природного и бросового материала, выполнять наброски графическими материалами;
работать по шаблону;
в процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию изделия;
правильно использовать в работе необходимые инструменты, материалы и приспособления;
безопасно использовать колющие и режущие инструменты, выполнять правила личной гигиены
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол- во час | Электронные образовательные ресурсы |
1. | Вводное занятие. Введение в тему. Условия безопасной работы. Лепка из пластилина на свободную тему. | 1 | https://infourok.ru/tb-pri-rabote-s-plastilinom-i-stekoy-3414867.html |
2. | Сбор природного материала. Беседа «Как подготовить и хранить природный материал». | 1 | https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-kak-sobirat-i-hranit-prirodnyj-material-4216652.html |
3. | Работа с природными материалами. Букет из листьев клёна | 1 | условия безопасной работы в кружке по технологии для учащихся |
4. | Коллективная работа учащихся для выставки, посвящённой Дню освобождения Смоленщины. | 1 | |
5. | Мини-проект «Букет для учителя» | 1 | https://heaclub.ru/rozy-i-cvety-iz-klenovyh-listev-svoimi-rukami-poshagovo-master-klass-podelki-bukety-cvetov-i-roz-iz-osennih-listev-klena-foto |
6. | Путешествие в страну клякс «Волшебные превращения» | 1 | https://www.art-talant.org/publikacii/58004-volshebnye-prevrascheniya-klyaksy |
7. | Весёлый карандаш «Путешествие колобка» | 1 | https://uroki-risovanie.ru/kolobok-prostye-kartinki-dlya-detej/ |
8. | Весёлый карандаш «Зарисовки животных» | 1 | https://purmix.ru/urok/kak_narisovat_fentezi_koshku_karandashom_pojetapno.html |
9. | Бумажная пластика. Маска. Выразительность мимики. | 2 | https://svoimirukamy.com/maski-iz-bumagi.html |
10. | Бумажная пластика. Объёмная композиция. | 1 | https://rukodelie.expert/obemnye-podelki-iz-bumagi/ |
11. | Работа с бросовым материалом. Карандашница. | 1 | https://svoimirukamy.com/karandashnitsy-svoimi-rukami.html |
12 | Работа с бумагой и картоном. Проект «Новогодний калейдоскоп» | 3 | https://umsad.ru/novogodniy-dekor/obemnye-snezhinki-iz-bumagi |
13 | Работа с солёным тестом. Лепка игрушек-сувениров с применением магнита. | 1 | https://www.livemaster.ru/topic/2619611-delaem-magnitiki-na-holodilnik-zimnie-izbushki?msec=42 |
14. | Работа с бросовым материалом. Машинки и игрушки из спичечных коробков | 1 | https://orechi.ru/podelki/iz-spichechnyh-korobkov |
15. | Лепка из пластилина по темам народных сказок. Работа по методу проекта. | 3 | https://www.livemaster.ru/topic/2925193-delaem-vmeste-s-detmi-panno-serenkij-volchok?msec=186 |
16 | Мини-проект «Поздравим с 23 февраля» | 1 | https://daynotes.ru/otkrytki-na-23-fevralya-v-sadik/ |
17. | Бумажная пластика. | | |
| Оригами. | 1 | https://fanibani.ru/origami-iz-bumagi-top-shem-podelok-legkie-i-poshagovye/ |
| Составление композиций из гофрированной бумаги | 2 | https://relend.ru/cveti-iz-gofrirovannoy-bumagi-svoimi-rukami-kak-sdelat-cvetok-rose-konfet.html |
18. | Работа с природными материалами. | | |
| Композиция из засушенных растений. | 1 | https://klubmama.ru/razlichnye-podelki/30501-podelki-iz-zasushennyh-cvetov-i-listev-37-foto.html |
| Мозаика из ракушек. | 1 | https://stroy-podskazka.ru/panno/originalnoe-svoimi-rukami/ |
| Собачка из опилок | 1 | https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/ruchnoi_trud_applikatsiia_iz_drevesnykh_opilok_sobaka |
19. | Бумажная пластика | | |
| Игрушки из конуса. | 1 | https://podelkiexpert.ru/podelki-iz-konusa/ |
| Мини-проект «Поздравим маму» Поделки из пластиковых тарелочек и бумаги | 1 | https://podelunchik.ru/podelki-iz-odnorazovoj-posudy |
| Коллективная работа с применением изученных видов работ. | 1 | https://stranamasterov.ru/taxonomy/term/439 |
20. | Весёлый карандаш « Весенний пейзаж» | 1 | https://blog-dm.ru/kak-narisovat-vesnu-karandashom/ |
21. | Весёлый карандаш « Смешные человечки» | 1 | https://bipbap.ru/pictures/kartinki-smeshnye-chelovechki-26-foto.html |
22. | Экскурсия в Дом детского творчества | 1 | |
23. | Итоговое занятие. Выставка поделок | 1 | |
| Итого | 34 ч | |