Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла протокол № 1 от «30» августа 2016г. руководитель МО ___________/ Лазарева Н.А (подпись) (Ф.И.О) | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР: __________ Н.А.Фаяршина «16» сентября 2016г. | «УТВЕРЖДАЮ»: Директор школы: ______ Ю.С.Полюхович «16» сентября 2016г. |
Рабочая программа
по биологии
для 5 класса
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Пермякова Людмила Николаевна
Количество часов 5 класс всего: 35, в неделю: 1
Учебник:
Авторы: - «Биология: 5 класс»/ И.Н.Пономарева, О.А Корнилова., И.Н.Николаев, О.А.Корнилова; под ред И.Н.Пономаревой.- М: «Вентана-Граф», 2015г
Кунгур, 2016
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа по биологии:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
- Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»,
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10», «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее – СанПиН 2.4.2. 2821-10);
- Примерная программа по предмету биологии. Биология: 5–9 классы : программа. — М. :Вентана-Граф,2014. — 399 с. (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко, В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.)
Планируемые результаты изучения курса «Биология» к концу 5 класса
Изучение курса «Биология. 5 класс» должно быть направлено на овладение
учащимися следующих умений и навыков.
Обучающийся научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов,
проводить наблюдения за организмами, ставить несложные биологические
эксперименты и объяснять полученные результаты, описывать иологические
объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей - оценивать информацию о живых организмах, природных сообществах, среде обитания, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и жизни человека; последствия деятельности человека в природе.
Обучающийся получит возможность научиться:
•соблюдать правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами;
•использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, ядовитыми растениями;
•работать с определителями растений;
•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
•работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• проводить наблюдения за живыми организмами; фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
• составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами,
готовить микропрепараты;
• выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в живых организмах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
• обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
• участвовать в групповой работе;
• составлять план работы и план ответа;
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Поурочное планирование 5 класс (биология)
Гл 1. Биология – наука о живом мире (9ч.).
1(1). | Наука о живой природе. | §1, вопрос 1 | |
2(2). | Свойства живого. | §2, вопрос 2 | |
3(3). | Методы изучения природы. | §3; вопр.1,4, | |
4(4). | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1.»Изучение строения увеличительных приборов» | §4, вопрос 3 | |
5(5) | Строение клетки. Ткани. | §5, рис 16 | |
6(6) | Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений». | §5, рис 15 | |
7(7) | Химический состав клетки. | §6; вопр.2, | |
8(8) | Процессы жизнедеятельности клетки. | §7; вопр.4,5 | |
9(9) | Обобщающий урок. | Стр33-34 | |
Гл 2.Многообразие живых организмов (10ч)
1(10). | Царства живой природы | §8,вопр.4 | |
2(11). | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | §9,рис. 33 | |
3(12). | Значение бактерий в природе и жизни человека. | §10,вопр.2 | |
4(13). | Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения» | §11, закончить таблицу | |
5(14). | Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных» | §12, отв на вопр4 л/р | |
6(15). | Грибы. | §13, вопр.2 | |
7(16). | Многообразие и значение грибов. | §14, вопр. 4 | |
8(17). | Лишайники. | § 15,вопр.4 | |
9(18) | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | § 16, | |
10(19) | Обобщающий урок. | стр 73-74 | |
Гл 3. Жизнь организмов на планете Земля. (8ч.).
1(20). | Среды жизни планеты Земля. | §17,рис 64. | |
2(21). | Экологические факторы среды. | §18,вопр.2 | |
3(22). | Приспособленность организмов к жизни в природе. | §19, вопр.2-3 | |
4(23). | Природные сообщества. | §20,рис 72, привести примеры | |
5(24). | Природные зоны России. | §21,вопр.1, закончить таблицу | |
6(25). | Жизнь организмов на разных материках. | §22,вопр.3 | |
7 (26) | Жизнь организмов в морях и океанах. | §23, вопрос3 | |
8(27) | Обобщающий урок. | стр104-105 | |
Гл 4. Человек на планете Земля (8ч.).
1(28). | Как появился человек на Земле. | §24 вопр.1 | |
2(29). | Как человек изменял природу. | §25; вопр2 | |
3(30). | Важность охраны живого мира планеты. | §26,вопр.1 | |
4(31). | Сохраним богатство живого мира. | §27,вопр.3 | |
5(32). | Экскурсия в музей «Живой мир Кунгура» | сообщения | |
6(33). | Практикум «Наш зеленый уголок» | закладка рассады | |
7(34). | Обобщающий урок. | Стр 120-121 | |
8(35). | Задания на лето. | Стр 123 | |