Рабочая программа по МУЗЫКЕ для 4 класса разработана на основе рабочей программы по музыке 1-4 класс авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Москва «Просвещение» 2017г.
Учебник: Музыка. 4 класс. Москва. «Просвещение», 2019г. Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
3.Основная образовательная программа начального общего образования МКОО «Старомостякская средняя школа»;
4.Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
5. Учебный план МКОО «Старомостякская средняя школа» на 2019-2020 учебный год.
В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования предмет «Музыка» изучается с 1 по 4 классы. Предмет «Музыка» относится к учебной области «Искусство». Реализуется за счет часов, предусмотренных обязательной частью учебного плана основного общего образования в 4 классе — 34 ч.
Планируемые результаты изучения курса «Музыка». 4 класс
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
2.Содержание учебного курса
1.Россия-Родина моя (3ч).
Познакомить детей с интонацией народной музыки и музыки русских композиторов, с жанрами народных песен, с православными праздниками, с мифами, легендами преданиями о музыке и музыкантах, с различными жанрами вокальной фортепианной и симфонической музыки
2. День, полный событий (5ч).
«В краю великих вдохновений…» Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
3. О России петь, что стремиться в храм (4ч).
Святые земли русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения.
4.Гори, гори ясно, чтобы не погасло(3ч).
Народная песня-летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Мифы, легенды, предания. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Праздники русского народа. Троицын день.
5.В музыкальном театре (6ч).
Линии драматургического развития в опере. Основные темы: музыкальная характеристика действующих лиц. Восточные мотивы в творчестве композиторов. Оперетта. Мюзикл.
6.В концертном зале (6ч).
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных песен. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7ч).
Произведения композиторов-классиков и мастерство исполнителей. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки. Авторская песня.
3. Тематический план курса
№ | Основные разделы | Количество часов |
1 | «Россия-Родина моя» | 3 |
2 | «О России петь - что стремиться в храм» | 4 |
3 | «День, полный событий» | 6 |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 3 |
5 | «В концертном зале» | 5 |
6 | «В музыкальном театре» | 6 |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 7 |
Итого: | 35 |
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела. Тема урока. | Количество часов | Дата проведения | Примечания |
План | Факт |
РОССИЯ-РОДИНА МОЯ |
1 | Мелодия. Ты запой мне ту песню. Что не выразишь словами, звуком на душу навей… | 1 | 06.09 | | |
2. | Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? | 1 | 13.09 | | |
3. | Ты откуда, русская, зародилась музыка?… На великий праздник собралася Русь! | 1 | 20.09 | | |
О РОССИИ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ. |
4 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 | 27.09 | | |
5 | Кирилл и Мефодий | 1 | 04.10 | | |
6 | Праздников праздник, торжество из торжеств | 1 | 11.10 | | |
7 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 | 18.10 | | |
ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ. |
8 | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… | 1 | 25.10 | | |
9 | Зимнее утро. | 1 | 08.11 | | |
10 | Зимний вечер. | 1 | 15.11 | | |
11 | «Что за прелесть эти сказки». Три чуда. | 1 | 22.11 | | |
12 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 1 | 29.11 | | |
13 | Композитор-имя ему народ. «Приют, сияньем муз одетый…». | 1 | 06.12 | | |
14 | ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО. Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 | 13.12 | | |
15 | Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. | 1 | 20.12 | | |
16 | Народные праздники. Наш оркестр. «Троица» Андрея Рублева | | 27.12 | | |
В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ |
17 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. | 1 | 17.01 | | |
18. | Старый замок. Счастье в сирени живёт (романс). | 1 | 24.01 | | |
19. | Не молкнет сердце чуткое Шопена. Танцы, танцы, танцы. | 1 | 31.01 | | |
20. | Бетховен «Патетическая соната». | 1 | 07.02 | | |
21 | Годы странствий. Царит гармония оркестра. | 1 | 14.02 | | |
В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ. |
22 | Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. | 1 | 21.02 | | |
23 | За Русь все стеной стоим… Сцена в лесу. | 1 | 28.02 | | |
24 | М.П.Мусоргский опера «Хованщина». Исходила младёшенька. | 1 | 06.03 | | |
25 | Русский Восток. Сезам, откройся. Восточные мотивы. | 1 | 13.03 | | |
26 | Балет «Петрушка». | 1 | 20.03 | | |
27 | Театр музыкальной комедии. | 1 | 03.04 | | |
ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ. |
28 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | | 10.04 | | |
29 | Музыкальные инструменты (гитара). | 1 | 17.04 | | |
30 | Мастерство исполнителя. | 1 | 24.04 | | |
31 | Н.А.Римский-Корсаков-музыкальный сказочник. | 1 | 08.05 | | |
32 | М.И.Глинка.Годы странствий. | 1 | 15.05 | | |
33 | В интонации спрятан человек. | 1 | 22.05 | | |
34. | М.П.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. | 1 | 29.05 | | |
Лист коррекции
Дата | Содержание изменений | Причина | Примечание |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
11