СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Редькинская основная школа




Согласовано

Заместитель директора

____________ Н.А. Трусова

______.08. 2017 г.


Утверждено

приказом № ______ от ____.08.2017 г.

Директор школы

___________________ А.А. Денисова







Рабочая программа курса

«Основы проектной деятельности»

для учащихся 7 класса



Составлена на основе авторской программы «Основы проектной деятельности» Великанова А.В., Голуб Г.Б., Клёнов О.А., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В






Составитель: Ляпина М.В.








2017 – 2018 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена с учётом ФГОС второго поколения и авторской программы разработанной коллективом авторов, в который вошли: Великанова А.В., Голуб Г.Б., Клёнов О.А., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. и др.

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.

Курс «Основы проектной деятельности» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в ОУ метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применяемых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащегося важный внутренний ресурс, который в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.

Курс «Основы проектной деятельности» состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса позволяют утверждать, что отдельные модули или вся их совокупность могут с успехом использоваться в системах образования, поскольку их содержание предполагает освоение учащимися способов деятельности, которые будут положены в основу формирования ключевых компетентностей.

Курс «Основы проектной деятельности» включается в программу основной школы в качестве поддержки проектной деятельности, значит, освоение модулей ни в коем случае не должно заменять или предварять деятельность учащихся. Практически во всех модулях есть специальные упражнения, выполнять которые ученики должны на материалах текущих проектов.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Цель данной программы – научить учащихся основам проектной деятельности и создать для этого все условия.

Задачи:

Образовательные:


  1. Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.

  2. Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.

  3. Научить работать с различными источниками информации.

  4. Научить способам первичной обработки информации.

  5. Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.

  6. Научить работать в группе, команде.

  7. Научить оценивать свои и чужие результаты.

  8. Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности.


Воспитательные, развивающие:


  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

  2. Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

  3. Развивать исследовательские умения.


При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:

    • определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;

    • выдвижение гипотезы их решения;

    • обсуждение методов исследования;

    • оформление конечных результатов;

    • анализ полученных данных;

    • подведение итогов;

    • корректировка; получение выводов

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;

  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

  • обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;

  • отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;

  • ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;

  • субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.

Модуль «От проблемы к цели» ориентирован на освоение учащимися таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, постановка цели, планирование деятельности и ресурсов. Общая логика работы в рамках модуля состоит в том, что учащиеся осваивают отдельные способы деятельности на предложенном учителем материале, чтобы впоследствии перенести их на личностно-значимую ситуацию в рамках текущей проектной деятельности. В рамкахОбразованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в 21 веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

То есть речь идёт о формировании современных компетенций:

  • общенаучной;

  • информационной;

  • познавательной;

  • коммуникативной;

  • ценностно-смысловой;

  • социальной;

  • компетенции личностного самосовершенствования.

А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, является проектное обучение.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Не случайно в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий».

Курс «От проблемы к цели» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. В рамках занятий учащиеся делают проектную разработку.


Необходимость введения курса «Основы проектной деятельности» определяется современными
требованиями в рамках федерального государственного образовательного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.


Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их к разработке и реализации собственных проектов. В рамках освоения курса ОПД происходит реализация системно–деятельностного подхода ФГОС основного образования, где активно развиваются универсальные учебные действия (УУД).

Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.

Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей.

Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.

Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.

Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Единицей учебного процесса является урок.

Предмет является безотметочным. Для проверки знаний учащихся используется форма контроля: творческий проект.


I. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

Обучающиеся научатся

1. Свободного выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;

2. Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

3. Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных

сторон жизни общества;

4. Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

5. Знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;

6. Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  1. Рефлексивные умения:

- умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи

2. Поисковые умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи

- умение самостоятельно находить информацию в информационном поле

- умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

- умение выдвигать гипотезы

- умение устанавливать причинно-следственные связи

- умение выдвигать гипотезы

- навыки коллективного планирования

- умение взаимодействовать с любым партнером

-навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

- навыки делового партнерского общения

- умение находить и исправлять ошибки в своей работе и работе других участников группы

- умение проектировать процесс

- умение планировать деятельность, время, ресурсы

- умение принимать решения и прогнозировать их последствия

-навыки анализа собственной деятельности

3. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие (вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.)

- умение вести дискуссию

- умение отстаивать свою точку зрения

- умение находить компромисс

- навыки интервьюирования, устного опроса и т. Д.

4. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи

-умение уверенно держать себя во время выступления

-аристические умения

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении

- умение отвечать на незапланированные вопросы.


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.

  • сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

  • сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

  • сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.


II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Тема 1. От проблемы к цели

8

2

Тема 2. Работа с каталогами

3

3

Тема 3. Работа со справочной литературой

3

4

Тема 4. Способы первичной обработки информации

5

5

Тема 5. Наблюдение и эксперимент

6

6

Тема 6. Как работать вместе

3

7

Тема 7. Сам себе эксперт

6


Итого

34



Тема 1. От проблемы к цели. (8 часов)

Что такое ситуация. Описание реальной ситуации от имени вымышленного лица. Что такое признак ситуации. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Деление реальной ситуации на признаки. Описание ситуации в рамках проекта.

Нахождение противоречий. Что такое цель. Что значит поставить цель. Разные способы достижения поставленной цели.

Планирование деятельности. Что такое задача. Промежуточный результат. Как разбить задачу на шаги.

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.

Тема 2. Работа с каталогами. (3 часа)

Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу.

Тема 3. Работа со справочной литературой. (3 часа)

Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.

Тема 4. Способы первичной обработки информации. (5 часа)

Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.

Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.

Тема 5. Наблюдение и эксперимент. (6 часов)

Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

Тема 6. Как работать вместе. (3 часа)

Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.

Тема 7. Сам себе эксперт (6 часов)

Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценки своего проекта. Способы оценки. Из чего складывается успех. Формула успеха. «Звёздная карта» своей жизни.

Сильные и слабые стороны работы над своим проектом. Способы преодоления трудностей.


III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАВНИЕ

п\п

Наименование разделов и тем

(федеральный компонент)

Кол-во часов

Дата Формы

работы

Виды

контроля

План Факт


1

От проблемы к цели (8 ч.)

    1. Знакомство с понятием «Учебный проект. Виды проектов.

    2. Ситуация и проблема. Описание ситуации.

    3. Признаки ситуации.

    4. Желаемая и реальная ситуации.

    5. Что значит поставить цель. Разные способы достижения цели.

    6. Планирование деятельности. Что такое задача.

    7. Шаги для решения задачи.

    8. Что такое ресурсы.


1



1


1

1


1



1


1

1

Лекция-беседа. Просмотр готовых проектов.


Постановка цели.

Формулиро-

вание задач.


Разбивка задач на шаги.

Выявление ресурсов


Проверка работы по выбору тем проектов, постановке цели, постановке задач, разбивки задач на шаги.

2

Работа с каталогами (3 ч.)

2.1. Информация с титульного листа книги и с карточки библиотечного каталога.

2.2. Виды каталогов. Роль каталогов при работе над проектом.

2.3. Составление памятки «Как искать информацию в каталоге».


1



1


1




Работа в группах с книгой и каталогом.


Составление памятки





Презентации групповой

работы

3

Работа со справочной литературой (3 ч.)

3.1. Виды справочной литературы. Особенности словарных статей в разных источниках информации.

3.2. Составление справочника по теме проекта

3.3. Поиск недостающей информации для проекта. Составление алгоритма работы со справочной литературой.



1



1


1







Работа в группах.

Работа со словарными статьями разных источников.

Поиск инфор-и для проекта.






Презентации групповой работы

4

Способы первичной обработки информации (5 ч.)

4.1. Чтение текста с пометами (приём ИНСЕРТ). Составление информационных таблиц.

4.2. Обсуждение полученной информации. Правила составления ДЕНОТАТНОГО ГРАФА.

4.3. Составление денотатного графа по тексту.

4.4. Составление денотатного графа по теме проекта. «Лестница» сужения и расширения понятий.

4.5. Составление коллажа на тему проекта.



1



1



1


1



1





Чтение текста с пометами.

Составление информаци-

онных таблиц.


Составление денотатного графа.


Составление коллажа.



Проверка корректности выполнения заданий.

5

Наблюдение и эксперимент (5 ч.)

5.1. Свойства предметов.

5.2. Проведение эксперимента. Ведение записей в процессе эксперимента.

5.3. Измерение параметров и других свойств предметов.

5.4. Описание эксперимента с монетой и частотой пульса.

5.4. Получение данных для проекта путём наблюдения (эксперимента).


1

1



1


1


1





Проведение наблюдений, экспериментов.


Оценка выступлений

6

Как работать вместе (3 ч.)

6.1. Что такое команда. Правила групповой работы.

6.2. Способы разрешения конфликта.

6.3. Три способа группового взаимодействия.


1


1

1




Работа в группе (команде).



Оценка выступлений

7

Экспертиза деятельности (6 ч.)

7.1. Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности.

7.2. Экспертиза стихотворений.

7.3. Критерии оценки продукта.

7.4. Формула успешной деятельности.

7.5. Сильные и слабые стороны работы над проектом.

7.6. Повторение по курсу


1


1

1

1


1


1




Проведение экспертизы.

Работа над проектом.





Рефлексия курса



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ


В результате прохождения модуля «От проблемы к цели» учащиеся получат опыт:

  • анализа проблемы;

  • анализа способов решения проблемы.


учащиеся научатся:

  • описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;

  • определять противоречия, лежащие в основе проблемы;

  • формулировать проблему;

  • формулировать цель на основании проблемы;

  • обосновывать достижимость цели;

  • ставить задачи, адекватные цели;

  • выстраивать в хронологической последовательности шаги (действия);

  • рассчитывать время, необходимое для их выполнения.

Поскольку целью курса является обучение основам проектной деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; мозговой штурм; обсуждение; самостоятельная работа.


В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (простейшая презентация).


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


    1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие. – Самара: Учебная литература

2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. Методическое пособие по преподаванию курса под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература».

3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф.

Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература».

4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 5-7 кл.: Самара: Учебная литература



9