СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Робототехника"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методический комплекс представляет собой учебно-методическое обеспечение курса «Робототехника». Предназначен для организации занятий по конструированию и программированию лего-роботов во время внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Робототехника"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа № 13 им.С.В.Залетина» г.Щекино Тульской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«СШ № 13 им.С.В.Залетина»

_____________А.Н. Филатов

«__»__________20__г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2024-2025 учебный год


по робоквантуму





Уровень обучения (класс) начальное, основное общее (1-5 класс)


Общее количество часов в 1 классе 33 часа

Количество часов в неделю 1 Уровень базовый


Общее количество часов во 2 классе 68 часов

Количество часов в неделю 2 Уровень базовый


Общее количество часов в 3 классе 68 часов

Количество часов в неделю 2 Уровень базовый


Общее количество часов в 4 классе 68 часов

Количество часов в неделю 2 Уровень базовый


Общее количество часов в 5 классе 68 часов

Количество часов в неделю 2 Уровень базовый




Учитель Курдычко Наталья Александровна

Квалификационная категория без категории





г. Щекино

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс представляет собой учебно-методическое обеспечение курса «Робототехника». Предназначен для организации занятий по конструированию и программированию лего-роботов во время внеурочной деятельности.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями ФГОС и адаптирована под Конструктор LEGO education.

Отличительной особенностью стандарта второго поколения (ФГОС) от стандарта первого поколения является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Поэтому курс «Роботототехника» направлен на формирование творческой личности, живущей в современном мире компьютерных технологий.

Конструктор Лего предоставляет ученикам возможность приобретать важные знания, умения и навыки в процессе создания, программирования и тестирования роботов. «Мозгом» робота Lego Education является микрокомпьютер Lego, делающий робота программируемым, интеллектуальным, способным принимать решения.

Конструктор Лего и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель лишь консультирует его.

На планете уже существует огромное количество роботов – от пылесосов до космических аппаратов. А какие возможности открываются в этой области для творческих исследований, новых изобретений! В рамках курса обучающиеся узнают о достижениях и направлениях развития мировой робототехники, будут вовлечены в увлекательную, творческую среду самостоятельной работы с Лего-роботами. Конструктор Lego Education приглашает ребят войти в увлекательный мир роботов, погрузиться в сложную среду информационных технологий.

Программное обеспечение отличается дружественным интерфейсом, позволяющим ребенку постепенно превращаться из новичка в опытного пользователя. Каждый урок - новая тема или новый проект. Модели собираются либо по технологическим картам, либо в силу фантазии детей. По мере освоения проектов проводятся соревнования роботов, созданных группами.

В конце года в творческой лаборатории группы демонстрируют возможности своих роботов.

Можно выделить следующие этапы обучения:

І этап – начальное конструирование и моделирование. Очень полезный этап, дети действуют согласно своим представлениям, и пусть они «изобретают велосипед», это их велосипед, и хорошо бы, чтобы каждый его изобрел.

На этом этапе ребята еще мало что знают из возможностей использования разных методов усовершенствования моделей, они строят так, как их видят. Задача учителя – показать, что существуют способы, позволяющие сделать модели, аналогичные детским, но быстрее, мощнее. В каждом ребенке сидит дух спортсмена, и у него возникает вопрос: «Как сделать, чтобы победила моя модель?»

Вот здесь можно начинать следующий этап.

ІІ этап – обучение. На этом этапе ребята собирают модели по схемам, стараются понять принцип соединений, чтобы в последующем использовать. В схемах представлены очень грамотные решения, которые неплохо бы даже заучить. Модели получаются одинаковые, но творчество детей позволяет отойти от стандартных моделей и при создании программ внести изменения, поэтому соревнования должны сопровождаться обсуждением изменений, внесенных детьми. Дети составляют программы и защищают свои модели. Повторений в защитах быть не должно.

ІІІ этап – сложное конструирование. Узнав много нового на этапе обучения, ребята получают возможность применить свои знания и создавать сложные проекты.

Круг возможностей их моделей очень расширяется. Вот теперь уместны соревнования и выводы по итогам соревнований – какая модель сильнее и почему. Насколько механизмы, изобретенные человечеством, облегчают нам жизнь.

Итогом курса станут творческие разработки учащихся, представление и защита созданных моделей. Авторы лучших работ смогут принять участие в школьных соревнованиях по роботехнике.


Цель курса:

Формирование у обучающихся информационной культуры через моделирование, конструирование и компьютерное управление Лего-роботами в соответствии с основными физическими принципами и базовыми техническими решениями, лежащими в основе всех современных конструкций и устройств.

Учебные цели этого набора:

  • изучение и сборка машин и устройств

  • исследование машин, в которых есть мотор

  • изучение энергии ветра и изготовление устройств для накопления и использования этой энергии

  • зубчатые передачи и механизмы, которые их используют

С помощью этого набора можно изучать принципы действия различных машин и конструкций. Можно изучать действия силы, движения и скорости, проводить эксперименты с этими физическими явлениями. В процессе сборки мы получаем наглядный опыт работы зубчатых передач, колёс на осях и др. С набором могут работать одновременно два и более ученика.

Задачи: Образовательные
  • Формирование понятий у обучающихся о профессии инженера, о мировых трендах в робототехнике;

  • Реализация на занятиях межпредметных связей с физикой, информатикой и математикой.

  • Формирование умений решать задачи, результатом которых будут программно-управляемые роботы.


Развивающие

  • Развитие у обучающихся алгоритмического мышления, навыков конструирования и программирования, мелкой моторики, внимательности, аккуратности.

  • Развитие умения наблюдать окружающий мир как сложную систему взаимосвязанных объектов;

  • Развитие творческого мышления и пространственного воображение обучающихся.

  • Участие в конкурсах и состязаниях роботов школьного уровня в целях мотивации обучения.

Воспитательные
  • Повышение мотивации обучающихся к изобретательству и созданию собственных проектов.

  • Формирование у обучающихся стремления к получению качественного результата.

  • Формирование навыков работы в команде: распределение между собой обязанностей, освоение культуры и этики общения.




Требования к уровню усвоения дисциплины

Сформулированные цели и задачи способствуют достижению следующих результатов:

Личностные результаты:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности,

- формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообучению,

- формирование осознанного выбора и построения дальнейшей образовательной траектории на основе професиональных предпочтений,

- развитие эстетического сознания через изучение правил и приемов дизайна моделей.


Метапредметные результаты

- развитие ИКТ-компетентности, т.е. приобретение опыта использования средств и методов информатики: моделирование, формализация и структурирование информации, компьютерный эксперимент

- планирование деятельности, составление плана и анализ промежуточных результатов,

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений при работе в команде и индивидуально,

- умение находить необходимые для работы информационные ресурсы, оценивать полезность, достоверность, объективность найденной информации,

- приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как моделирование с помощью Лего-робота объекта реального мира, его программирование и исследование,

- формирование представления о развитии робототехники, основных видах профессиональной деятельности в этой сфере,


Предметные результаты

- освоение основных понятий информатики: информационный процесс, информационная модель, информационная технология, кибернетика, робот, алгоритм, информационная цивилизация и др.

- получение представления о таких методах современного научного познания как системный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент,

- повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения по выбранной образовательной траектории.


















Календарно-тематическое планирование

1 класс (33 часа)


Дата

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Тип урока

1

сентябрь

Вводное  занятие. Знакомство с конструктором Лего Инструктаж по технике безопасности

1

Урок ознакомления с новым материалом

2

сентябрь

Кирпичики Лего: цвет, форма, размер

1

Урок ознакомления с новым материалом

3

сентябрь

Узор из кирпичиков Лего.Бабочка.

Игра «Выложи вторую половину узора, постройки».

1

Урок ознакомления с новым материалом

4

сентябрь

«Лего-азбука». Игра «Запомни и выложи ряд».

1

Урок ознакомления с новым материалом

5

октябрь

Игры с конструктором Лего.

1

Комбинированный урок

6

октябрь

Конструирование по показу разных видов растений. Деревья.

1

Комбинированный урок

7

октябрь

Игра «Волшебный мешочек»

1

Комбинированный урок

8

октябрь

Конструирование по показу разных видов растений. Цветы.

1

Урок ознакомления с новым материалом

9

ноябрь

Конструирование по показу животных. Звери. Дикие животные.

1

Комбинированный урок

10

ноябрь

В мире животных.«Зоопарк». «Постройка ограды (вольер) для животных». Игра «Запомни расположение»

1

Комбинированный урок

11

ноябрь

Машины помощники (конструирование транспортных средств).

1

Комбинированный урок

12

ноябрь

Транспорт. Пожарная машина.

1

Комбинированный урок

13

декабрь

«Транспорт специального назначения».

1

Комбинированный урок

14

декабрь

Транспорт. Автобус.

1

Урок ознакомления с новым материалом

15

декабрь

Конструирование по схеме. Мы построим новый дом.

1

Комбинированный урок

16

декабрь

Я – строитель. Строим стены и башни

1

Комбинированный урок

17

январь

Мой класс и моя школа.

1

Комбинированный урок

18

январь

Скоро, скоро Новый год. Узор из кирпичиков Лего.

1

Комбинированный урок

19

январь

Новый год. «Дед Мороз»,«Сани Деда Мороза».

1

Урок применения знаний и умений

10

февраль

Игра «Найди деталь такую же, как на карточке»

1

Урок применения знаний и умений

21

февраль

Первые механизмы. Строительная площадка.

1

Комбинированный урок

22

февраль

Строительная техника. Подъёмный кран.

1

Урок ознакомления с новым материалом

23

март

На границе тучи ходят хмуро. Конструирование военной техники по показу. Танк.

1

Комбинированный урок

24

март

Военная техника. На аэродроме.

1

Урок ознакомления с новым материалом

25

март

Конструирование по образцу и схеме. Растения.

1

Комбинированный урок

26

март

Конструирование растений. Цветы.

1

Комбинированный урок

27

апрель

Конструирование по образцу и схеме. «Машины будущего»

1

Комбинированный урок

28

апрель

Игра «Разложи детали по местам».

1

Комбинированный урок

29

апрель

Дорога в космос. Космический корабль. Ракета.

1

Комбинированный урок

30

апрель

Город будущего.Конструирование собственных моделей.

1

Урок ознакомления с новым материалом

31

май

Игры с конструктором «Лего»Насекомые, их конструирование.

1

Комбинированный урок

32

май

Урок- праздник «Мы любим Лего».

1

Урок применения знаний и умений

33

май

Итоговое мероприятие. Конкурс юных рационализаторов и изобретателей «От замысла – к воплощению»

1

Урок применения знаний и умений










Календарно-тематическое планирование

2 класс (68 часов)


Дата

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Тип урока

1

сентябрь

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

Урок ознакомления с новым материалом

2

сентябрь

Знакомство с Lego

1

Урок ознакомления с новым материалом

3

сентябрь

Детали набора Lego

2

Комбинированный урок

4

сентябрь

Первые сборные конструкции

2

Урок применения знаний и умений

5

октябрь

Детали движения

2

Комбинированный урок

6

октябрь

Проект № 1

2

Урок применения знаний и умений

7

октябрь

Знакомство с электрическими компонентами Lego

2

Урок ознакомления с новым материалом

8

октябрь

Сборка модели на основе электромотора

2

Урок применения знаний и умений

9

ноябрь

Знакомство с повышающей передачей

2

Урок ознакомления с новым материалом

10

ноябрь

Знакомство с понижающей передачей

2

Урок ознакомления с новым материалом

11

ноябрь

Проект № 2

2

Урок применения знаний и умений

12

ноябрь

Знакомство с конической передачей

2

Комбинированный урок

13

декабрь

Сборка модели на основе конической передачи

2

Комбинированный урок

14

декабрь

Знакомство с червячной передачей

2

Комбинированный урок

15

декабрь

Сборка модели на основе червячной передачи

2

Урок применения знаний и умений

16

декабрь

Проект № 3

2

Комбинированный урок

17

январь

Знакомство с ремённой передачей

2

Урок ознакомления с новым материалом

18

январь

Различные способы реализации ремённой передачи

2

Урок применения знаний и умений

19

январь

Сборка модели на основе ременной передачи

2

Комбинированный урок

20

февраль

Самостоятельная разработка модели на основе неявных подсказок

2

Комбинированный урок

21

февраль

Проект № 4

2

Комбинированный урок

22

февраль

Знакомство с зубчатой рейкой

2

Урок ознакомления с новым материалом

23

март

Сборка модели на основе зубчатой рейки

2

Комбинированный урок

24

март

Самостоятельная разработка модели на основе неявных подсказок, с использованием зубчатой рейки

4

Урок применения знаний и умений

25

март

Изучение работы датчика наклона

2

Комбинированный урок

26

март

Проект № 5

2

Урок применения знаний и умений

27

апрель

Исследуем работу повышающей передачи

2

Комбинированный урок

28

апрель

Расширяем исследование работы повышающей передачи

2

Комбинированный урок

29

апрель

Исследуем работу понижающей передачи

2

Комбинированный урок

30

апрель

Расширяем исследование работы понижающей передачи

2

Комбинированный урок

31

май

Исследуем работу датчика расстояния

2

Комбинированный урок

32

май

Расширяем исследование работы датчика расстояния

2

Комбинированный урок

33

май

Самостоятельное решение инженерных задач

4

Урок применения знаний и умений







Календарно-тематическое планирование 3 класс

Дата

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Тип урока

1

сентябрь

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

Урок ознакомления с новым материалом

2

сентябрь

Робототехника и города

1

Урок ознакомления с новым материалом

3

сентябрь

Робототехника и города

2

Комбинированный урок

4

сентябрь

Робототехника на защите окружающей среды

2

Урок применения знаний и умений

5

октябрь

Роботы и мониторинг загрязнений

2

Комбинированный урок

6

октябрь

Роботы и мониторинг загрязнений

2

Урок применения знаний и умений

7

октябрь

Восполняемые источники энергии

2

Урок ознакомления с новым материалом

8

октябрь

Проект № 1

2

Урок применения знаний и умений

9

ноябрь

Чистая энергия – области применения

2

Урок ознакомления с новым материалом

10

ноябрь

Чистая энергия – области применения

2

Урок ознакомления с новым материалом

11

ноябрь

Моделирование электромобиля

2

Урок применения знаний и умений

12

ноябрь

Моделирование электромобиля

2

Комбинированный урок

13

декабрь

Электромобиль и режимы движения

2

Комбинированный урок

14

декабрь

Электромобиль и режимы движения

2

Комбинированный урок

15

декабрь

Электромобиль и режимы движения

2

Урок применения знаний и умений

16

декабрь

Служебный электротранспорт

2

Комбинированный урок

17

январь

Служебный электротранспорт

2

Урок ознакомления с новым материалом

18

январь

Служебный электротранспорт

2

Урок применения знаний и умений

19

январь

Проект № 2

2

Комбинированный урок

20

январь

Различные способы утилизации отходов

2

Комбинированный урок

21

февраль

Различные способы утилизации отходов

2

Комбинированный урок

22

февраль

Различные способы утилизации отходов

2

Урок ознакомления с новым материалом

23

февраль

Моделирование измельчителя

2

Комбинированный урок

24

февраль

Моделирование измельчителя

2

Урок применения знаний и умений

25

март

Модернизация модели измельчителя

2

Комбинированный урок

26

март

Модернизация модели измельчителя

2

Урок применения знаний и умений

27

март

Иные способы механической переработки отходов

2

Комбинированный урок

28

март

Иные способы механической переработки отходов

2

Комбинированный урок

29

апрель

Проект № 3

2

Комбинированный урок

30

апрель

Городские технологии

2

Комбинированный урок

31

апрель

Городские технологии

2

Комбинированный урок

32

апрель

Сеть общественного транспорта

2

Комбинированный урок

33

май

Сеть общественного транспорта

2

Урок применения знаний и умений

34

май

Источники энергии

2

Урок применения знаний и умений

35

май

Итоговое мероприятие. Конкурс юных рационализаторов и изобретателей «От замысла – к воплощению»

2

Урок применения знаний и умений












Календарно-тематическое планирование 4 класс

Дата

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Тип урока

1

сентябрь

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

Урок ознакомления с новым материалом

2

сентябрь

Новые технологии для города

1

Урок ознакомления с новым материалом

3

сентябрь

Новые технологии для города

2

Комбинированный урок

4

сентябрь

Автоматизация объектов городской инфраструктуры

2

Урок применения знаний и умений

5

октябрь

Автоматизация объектов городской инфраструктуры

2

Комбинированный урок

6

октябрь

Автоматизация объектов городской инфраструктуры

2

Урок применения знаний и умений

7

октябрь

Эргономичные решения

2

Урок ознакомления с новым материалом

8

октябрь

Эргономичные решения

2

Урок применения знаний и умений

9

ноябрь

Эргономичные решения

2

Урок ознакомления с новым материалом

10

ноябрь

Модернизация сети общественного транспорта

2

Урок ознакомления с новым материалом

11

ноябрь

Модернизация сети общественного транспорта

2

Урок применения знаний и умений

12

ноябрь

Проект № 1

2

Комбинированный урок

13

декабрь

Роботы и доступные им профессии

2

Комбинированный урок

14

декабрь

Роботы и доступные им профессии

2

Комбинированный урок

15

декабрь

Роботы и доступные им профессии

2

Урок применения знаний и умений

16

декабрь

«Базовая форма» для робота

2

Комбинированный урок

17

январь

«Базовая форма» для робота

2

Урок ознакомления с новым материалом

18

январь

Модель робота-регулировщика

2

Урок применения знаний и умений

19

январь

Модель робота-регулировщика

2

Комбинированный урок

20

январь

Модель робота-охранника

2

Комбинированный урок

21

февраль

Модель робота- охранника

2

Комбинированный урок

22

февраль

Проект № 2

2

Урок ознакомления с новым материалом

23

февраль

Спортивные состязания – робофутбол

2

Комбинированный урок

24

февраль

Робофутбол – новые модели

2

Урок применения знаний и умений

25

март

Робофутбол – новые модели

2

Комбинированный урок

26

март

Робофутбольный турнир

2

Урок применения знаний и умений

27

март

Робот для игры в бейсбол

2

Комбинированный урок

28

март

Робот для игры в бейсбол

2

Комбинированный урок

29

апрель

Модель робота -бегуна

2

Комбинированный урок

30

апрель

Модель робота -бегуна

2

Комбинированный урок

31

апрель

Проект № 6

2

Комбинированный урок

32

апрель

Подготовка моделей для робофестиваля

2

Комбинированный урок

33

май

Отладка моделей и подготовка презентации к робофестивалю

2

Урок применения знаний и умений

34

май

Робофестиваль

2

Урок применения знаний и умений

35

май

Итоговое мероприятие. Конкурс юных рационализаторов и изобретателей «От замысла – к воплощению»

2

Урок применения знаний и умений











Календарно-тематическое планирование 5 класс

Дата

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Раздел 1. Введение в робототехнику (3 часа)

1

сентябрь

Что такое роботы

1

Урок ознакомления с новым материалом

2

сентябрь

Конструкторы Lego Education. Конструирование и программирование

1

Урок ознакомления с новым материалом

3

сентябрь

Конструкторы Lego Education. Конструирование и программирование

1

Комбинированный урок

Раздел 2. Линейные алгоритмы. Решение задач на движение (20 часов)

4

сентябрь

Сборка робота – «пятиминутки»

1

Урок ознакомления с новым материалом

5

сентябрь

Сборка робота – «пятиминутки»

1

Комбинированный урок

6

сентябрь

Сборка робота – «пятиминутки»

1

Комбинированный урок

7

сентябрь

Сборка робота – «пятиминутки»

1

Комбинированный урок

8

сентябрь

Прямолинейное движение вперед и назад. Расчет количества оборотов колеса для преодоления определенного расстояния.

1

Урок ознакомления с новым материалом

9

октябрь

Прямолинейное движение вперед и назад. Расчет количества оборотов колеса для преодоления определенного расстояния.

1

Комбинированный урок

10

октябрь

Прямолинейное движение вперед и назад. Расчет количества оборотов колеса для преодоления определенного расстояния.

1

Комбинированный урок

11

октябрь

Прямолинейное движение вперед и назад. Расчет количества оборотов колеса для преодоления определенного расстояния.

1

Комбинированный урок

12

октябрь

Прямолинейное движение вперед и назад. Расчет количества оборотов колеса для преодоления определенного расстояния.

1

Комбинированный урок

13

октябрь

Прямолинейное движение вперед и назад. Расчет количества оборотов колеса для преодоления определенного расстояния.

1

Комбинированный урок

14

октябрь

Поворот на 90 градусов

1

Урок ознакомления с новым материалом

15

октябрь

Поворот на 90 градусов

1

Комбинированный урок

16

октябрь

Поворот на 90 градусов

1

Комбинированный урок

17

ноябрь

Поворот на 90 градусов

1

Комбинированный урок

18

ноябрь

Поворот на 90 градусов

1

Комбинированный урок

19

ноябрь

Поворот на 90 градусов

1

Урок применения знаний и умений

10

ноябрь

Поворот на 90 градусов

1

Урок применения знаний и умений

21

ноябрь

Поворот на 90 градусов

1

Комбинированный урок

22

ноябрь

Движение по кругу

1

Урок ознакомления с новым материалом

23

ноябрь

Движение по кругу

1

Комбинированный урок

Раздел 3. Циклические алгоритмы (12 часов)

24

ноябрь

Сборка трехколесного робота

1

Урок ознакомления с новым материалом

25

декабрь

Сборка трехколесного робота

1

Комбинированный урок

26

декабрь

Сборка трехколесного робота

1

Комбинированный урок

27

декабрь

Сборка трехколесного робота

1

Комбинированный урок

28

декабрь

Сборка трехколесного робота

1

Комбинированный урок

29

декабрь

Сборка трехколесного робота

1

Комбинированный урок

30

декабрь

Решение задач на движение с использованием циклов

1

Урок ознакомления с новым материалом

31

декабрь

Решение задач на движение с использованием циклов

1

Комбинированный урок

32

декабрь

Решение задач на движение с использованием циклов

1

Урок применения знаний и умений

33

январь

Решение задач на движение с использованием циклов

1

Урок применения знаний и умений

34

январь

Решение задач на движение с использованием циклов

1

Урок применения знаний и умений

35

январь

Решение задач на движение с использованием циклов

1

Комбинированный урок

Раздел 4. Ветвление (35 часов)

36

январь

Сборка более сложных моделей. Датчики

1

Урок ознакомления с новым материалом

37

январь

Сборка более сложных моделей. Датчики

1

Комбинированный урок

38

январь

Сборка более сложных моделей. Датчики

1

Комбинированный урок

39

январь

Сборка более сложных моделей. Датчики

1

Комбинированный урок

40

январь

Сборка более сложных моделей. Датчики

1

Комбинированный урок

41

февраль

Сборка более сложных моделей. Датчики

1

Урок применения знаний и умений

42

февраль

Сборка более сложных моделей. Датчики

1

Урок применения знаний и умений

43

февраль

Датчик касания

1

Урок ознакомления с новым материалом

44

февраль

Датчик касания

1

Комбинированный урок

45

февраль

Датчик касания

1

Комбинированный урок

46

февраль

Датчик касания

1

Комбинированный урок

47

февраль

Датчик касания

1

Комбинированный урок

48

февраль

Датчик расстояния

1

Урок ознакомления с новым материалом

49

март

Датчик расстояния

1

Комбинированный урок

50

март

Датчик расстояния

1

Урок применения знаний и умений

51

март

Датчик расстояния

1

Урок применения знаний и умений

52

март

Датчик расстояния

1

Урок применения знаний и умений

53

март

Датчик звука

1

Урок ознакомления с новым материалом

54

март

Датчик звука

1

Комбинированный урок

55

март

Датчик звука

1

Урок применения знаний и умений

56

апрель

Датчик звука

1

Урок применения знаний и умений

57

апрель

Датчик звука

1

Комбинированный урок

58

апрель

Датчик цвета

1

Урок ознакомления с новым материалом

59

апрель

Датчик цвета

1

Комбинированный урок

60

апрель

Датчик цвета

1

Урок применения знаний и умений

61

апрель

Датчик цвета

1

Урок применения знаний и умений

62

апрель

Траектории

1

Урок ознакомления с новым материалом

63

апрель

Траектории

1

Комбинированный урок

64

май

Траектории

1

Комбинированный урок

65

май

Траектории

1

Комбинированный урок

66

май

Создание собственного робота. Защита проекта

1

Урок применения знаний и умений

67

май

Создание собственного робота. Защита проекта

1

Урок применения знаний и умений

68

май

Создание собственного робота. Защита проекта

1

Урок применения знаний и умений





Сборник задач для курса
«Робототехника»


Модуль «Линейные алгоритмы»


Инструкции по сборке

Сборка робота-«пятиминутки»

Сборка трехколесного бота


Задача 1.

Написать программу движения робота вперед в течение 2 секунд. Затем назад в течение 1 секунды. Изменяя параметры моторов, проследить, как робот реагирует на изменение мощности моторов, повороты, остановки.


Задача 2.

Написать программу движения робота вперед на 6 оборотов, затем назад на 10 оборотов.


Задача 3.

Написать программу движения робота вперед на 30 (50, 100 ) см. Рассчитать количество оборотов, необходимого для решения поставленной задачи.


Задача 4.

Рассчитать количество оборотов колеса для поворота робота на 90 градусов. Написать программу движения вперед на 30 см, поворот на 90 градусов направо и движение вперед в течение 2 секунд

Задача 5.

Написать программу для робота, который движется прямолинейно 2 секунды, затем разворачивается на 180 градусов и движется в обратном направлении 2 секунды.


Задача 6.

Написать программу движения робота по траектории:



Задача 7.

Написать программу движения робота по прямоугольной траектории с известными длинами сторон.


Задача 8.

Написать программу движения робота по восьмерке с прямоугольными углами.


Задача 9.

Написать программу движения робота по кругу.


Задача 10.

Написать программу движения робота по круглой восьмерке.



Модуль «Циклы»


Инструкции по сборке

Шарикопульт


Задача 11

Написать программу для движения робота по прямоугольной траектории без остановки.


Задача 12.

Написать программу для движения робота по восьмерке без остановки.



Модуль «Ветвление»


Инструкции по сборке:

Линейный ползун (датчик цвета)

Бот-внедорожник (датчик расстояния)

Двухкнопочный пульт ДУ (датчик касания)

Мини-авто с трехкнопочным пультом ДУ



Задача 13.

Написать программу движения робота, использующего датчик касания. Робот движется до препятствия и останавливается.


Задача 14.

Написать программу движения робота, реагирующего на препятствие. Обнаружив препятствие, робот отъезжает на 1 сек назад, поворачивается на 45 градусов и едет вперед до нового препятствия. Использовать цикл.


Задача 15.


Написать программу для робота, использующего датчик расстояния. Робот движется вдоль стены с определенной скоростью. Когда стена заканчивается, на открытом пространстве он движется со скоростью в два раза большей до следующей стены. У стены снова снижает скорость и движется до окончания второй стены. Затем останавливается.


Задача 16.


Написать программу для робота. Робот движется по периметру коробки. Дойдя до угла, он разворачивается на 90 градусов и продолжает движение вдоль следующей стены. Использовать цикл.


Задача 17.


Написать программу для робота, который начинает и заканчивает движение по хлопку в ладоши.


Задача 18.

Написать программу для робота, который движется прямо и по хлопку в ладоши поворачивает на 90 (180) градусов.

Задача 19.

Написать программу для робота, который перед поворотом дает звуковой сигнал.


Задача 20.

Написать программу для робота, который движется по прямоугольной траектории, обозначенной черной линией.


Задача 21.

Написать программу для робота, который движется по криволинейной траектории, обозначенной черной линией.


Задача 22.

Написать программу для робота, который «видит» препятствие, подает звуковой сигнал, отъезжает назад, разворачивается на 30 градусов и снова едет вперед до препятствия.


Задача 23.

Написать программу для робота, находящегося в прямоугольной комнате, который должен найти выход из этой комнаты и подать звуковой сигнал.







Материально-техническое обеспечение учебного процесса


  1. Технологические наборы LEGO MINDSTORMS EDUCATION 9688, 9695, 9686, 9797, 9594

  2. Компьютеры с установленным программным обеспечением LEGO MINDSTORMS EDUCATION.

  3. Программа Lego для сборки виртуальных лего-роботов.

  4. Поля для соревнований роботов.


Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Литература для обучающихся

  1. Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2010 г.

  2. Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей» - «Наука» 2010г.

  3. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 213 с., илл.

  4. Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.- 229 с., или

  5. Справочная информация и техническая поддержка по курсу от компании MindStorm http://mindstorms.lego.com

  6. Сайт http://www.prorobot.ru, посвященный лего-роботам (новости, инструкции по сборке, справочная информация)

  7. Сайт http://robofest2013.ru – правила международных соревнований роботов.


Литература для учителя

  1. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» –www.eidos.ru .

  2. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе.– М., 2009

  1. Справочная информация и техническая поддержка по курсу от компании MindStorm http://mindstorms.lego.com

  2. Сайт http://www.prorobot.ru, посвященный лего-роботам (новости, инструкции по сборке, справочная информация)

  3. Сайт http://robofest2013.ru – правила международных соревнований роботов.

  4. Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.- 229 с., илл