Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 3 класса составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ «СОШ № 6», с.Еленовское Красногвардейского района Республики Адыгея, на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г), Концепции- духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011г. УМК «Школа России»
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение технологии в 3 классе отводится 34 часов (1 ч в неделю, 34 учебных недель).
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России, РА). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Вводный урок по курсу технология | 1ч |
2 | Архитектура Человек и земля | 21ч |
3 | Человек и вода | 4ч |
4 | Человек и воздух | 3ч |
5 | Человек и информация | 5ч |
| Итого | 34ч |
Национально-региональный компонент
№ | Тема урока | № урока |
1 | Старинные дома адыгов | 2 |
2 | Золотое шитье адыгов | 8 |
3 | Национальная кухня | 16 |
4 | Адыгейский орнамент | 20 |
5 | Птицы РА | 27 |
6 | Адыгейский национальный костюм | 31 |
Календарно- тематическое планирование по технологии 3 класс
( 1 час в неделю - 34 ч)
№ п\п | Дата | Тема | Примечание |
план | факт |
1 четверть |
Вводный урок по курсу технология 1ч |
1 | | | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. | |
Архитектура Человек и земля (21 ч) |
2 | | | Изделие: «Дом».Дома адыгов | |
3 | | | Городские постройки Изделие: «Телебашня» | |
4 | | | Парк Изделие: «Городской парк». | |
5 | | | Детская площадка. «Проект „Детская площадка“» | |
6 | | | Детская площадка. «Качалка и песочница», «Качели». | |
7 | | | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделие: «Строчка стебельчатых стежков». | |
8 | | | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Золотое шитье адыгов Изделие: петельный шов, украшение фартука. | |
9 | | | Изготовление тканей Изделие: гобелен. | |
2 четверть |
10 | | | Вязание Изделие: воздушные петли. | |
11 | | | Одежда для карнавала Изделие: кавалер, дама. | |
12 | | | Бисероплетение Изделие: браслетик «Цветочки». | |
13 | | | Кафе «Кулинарная сказка». Изделие: весы. | |
14 | | | Фруктовый завтрак. Изделие: фруктовый завтрак. | |
15 | | | Работа с тканью. Колпачок для яиц Изделие: колпачок-цыпленок. | |
16 | | | Кулинария Национальная кухня Изделие: бутерброды или «Радуга на шпажке» (в зависимости от выбора учащихся). | |
3 четверть |
17 | | | Сервировка стола. Салфетница Изделие: салфетница. | |
18 | | | Магазин подарков. Работа с пластичными материалами (тестопластика). Лепка. Изделие: брелок для ключей. | |
19 | | | Работа с природными материалами. Золотистая соломка Изделие: золотистая соломка. | |
20 | | | Работа с бумагой и картоном. Упаковка подарков Адыгейский орнамент | |
21 | | | Автомастерская. Работа с картоном. Конструирование Изделие: фургон Мороженое | |
22 | | | Работа с металлическим конструктором Изделие: грузовик, автомобиль. | |
Раздел 2 Человек и вода( 4 часа) |
23 | | | Мосты. Работа с различными материалами. Конструирование Изделие: мост. | |
24 | | | Водный транспорт. Работа с бумагой. «Проект „Водный транспорт“, „Яхта“». | |
25 | | | Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё Изделие: осьминоги и рыбки. | |
26 | | | Фонтаны. Работа с пластичными материалами. Пластилин. Изделие: фонтан. | |
4 четверть |
Раздел 3 Человек и воздух (3 часа) |
27 | | | Зоопарк. Работа с бумагой. Складывание. Оригами Изделие: птицы. Птицы нашей местности | |
28 | | | Вертолётная площадка. Работа с бумагой и картоном. Изделие: вертолёт «Муха». | |
29 | | | Работа с бумагой. Папье-маше Изделие: воздушный шар. | |
Раздел 4 Человек и информация (6 часов) | |
30 | | | Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё Изделие: проект «Кукольный театр». | |
31 | | | Работа с различными материалами Конструирование и моде-лирование. Национальный костюм адыгов Изделие: сцена и занавес. | |
32 | | | Переплётная мастерская Изделие: переплётные работы. | |
33 | | | Почта «Заполняем бланк». | |
34 | | | Афиша. Интернет. Работа на компьютере Подведение итогов. Изделие: «Афиша» | |